Педагогическое эссе
Как и во многих научных областях, в педагогике эссе — неотъемлемая составляющая самостоятельной работы как студентов педагогического направления, так и уже состоявшихся специалистов в сфере образования и воспитания. Эссе — это не просто способ изложить свои мысли и наработки, но также возможно продемонстрировать свой профессионализм и компетентность в данной сфере деятельности. Достаточно вспомнить тот факт, что педагогическое эссе является одним из первых заданий для участников Всероссийского конкурса «Учитель года», в котором участвуют педагоги со всей страны.
Эссе — что это такое?
Само слово «эссе» заимствовано из французского языка и «essai» в оригинале может иметь несколько значений, например «очерк», «набросок» или «проба». Также этот термин связан с латинским словом «exagium».
Эссе относится к прозаическим жанрам и обычно отражает видение автора на ту или иную ситуацию, его переживания и размышления, личные впечатление. Это небольшое по объему сочинение призвано не дать исчерпывающий и однозначный ответ на какой-либо вопрос или проблему, а лишь позволить читателю увидеть один из аспектов мира так, как видит его автор, и, возможно, подтолкнуть к самостоятельным размышлениям. Эссе отличает разнообразие тем и областей, в которых может быть выбран именно этот тип изложения мыслей, но большинству эссе знакомо со школьной скамьи в рамках урока литературы.
Признаки эссе
Хотя эссе не требует соблюдения четких правил написания и имеет свободную композицию, необходимо знать основные признаки данного жанра для того, чтобы написать грамотную и интересную работу. Данный список относится как к эссе в общем, так и к педагогическому эссе.
Структура работы
Трудно выделить для себя четкий план педагогического эссе, но на просторах сети Интернет существует множество шаблонов и примеров, которые могут помочь в освоении данного жанра.
Примерная схема написания эссе, которую можно использовать как образец и основу для творческой работы:
Про что писать педагогическое эссе?
Разнообразие тем для эссе просто пугающее, ведь вы можете выразить сове мнение и попытаться разобраться в практически любом вопросе. Самыми популярными областями являются литература, психология, педагогика, история, социология, экономика, политика и многие другие. Что касается педагогики, вы можете писать на огромное количество популярных тем, например, про выдающихся педагогов и воспитателей, про методики и технологии обучения, используемые в современном образовательном процессе, нововведения на государственном уровне, мировые тенденции, различные педагогические школы, вопросы воспитания и обучения, плюсы и минусы методических комплексов разных авторов и изданий. Тема зависит от преследуемых целей, ваших интересов и полета творческой мысли.
Советы по написанию эссе
У многих новичков возникает вполне закономерный вопрос — с чего и как начать писать эссе?
Даже если вы понимаете как писать педагогическое эссе, вы можете потратить слишком много времени на первые предложения, и, в итоге, упустить важные размышления, а то и вовсе растеряться и потеряться в выбранной теме. Поэтому важно создать все необходимые условия для комфортной и продуктивной работы.
Заранее четко обозначьте вопрос и проблематику эссе, найдите всю информацию, которая может понадобиться вам при оформлении аргументов и примеров. Помните, что вы не заключены в жесткие рамки и просто начните. Записывайте мысли, которые приходят к вам на ум, даже если вам кажется, что они неуместны. Вы всегда сможете отредактировать их после. Если такой способ вам не подходит, то попробуйте начать ваше сочинение с постановки вопроса, а дальше разворачивайте свой ответ. Этот вариант часто используют школьники в своих учебных работах.
Не менее популярным является вопрос как же закончить эссе. В заключении перед вами стоит задача объединить выводы по всем аргументам и подвести к логическому завершению, сделав один общий и самый главный вывод. Перед этим вы можете кратко резюмировать важные мысли и тезисы всей вашей работы и напомнить читателю проблему, которую вы обозначали во вступительной части эссе.
Эссе по педагогике
Содержание:
Цель эссе по педагогике состоит в развитии способности к самостоятельному творческому размышлению и письменного изложения собственных мыслей.
Написать эссе по педагогике не сложно, эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице «что такое эссе и как его написать» я подробно рассказала.
План написания эссе по педагогике
1. Выбор темы
2. Подбор материала
После выбора темы для написания эссе еще рано расслабляться, потому что вам нужно найти материал для его написания.
3. Составляем структуру
Не стоит сразу писать весь текст эссе. Рекомендуется начать с черновика и создать основной скелет, а затем создать недостающие слова и предложения. Если вы пишете эссе на обычной бумаге, оставьте место для исправлений и комментариев. В компьютерной форме это намного проще. С помощью текстового редактора вы можете прочитать введенный текст несколько раз и быстро исправить все недостатки в нем.
Когда вы начнете писать эссе, не забывайте логику, так как она должна составлять ваш текст изнутри. Не переходите от одного факта к другому, поскольку идеи эссе развиваются последовательно. Переход должен быть плавным и разумным.
Поскольку эссе посвящено педагогике, вам необходимо осветить конкретные вопросы, которые резонируют с этой конкретной областью знаний.
4. Введение
Введение должно быть живым, ясным, сильным и оригинальным. С самого начала введение должно заинтересовать читателя. Введение информирует (прямо или косвенно) о цели эссе. Введение привлечет внимание и позволит изложить позицию студента. Введение может включать обращение к адресату, афоризм, общую идею, ссылку на личный опыт, аналогию, ассоциацию, вопрос, предположение, высказывание, определение темы и т.д.
4. Основная часть
Основная часть эссе должна последовательно выявлять проблемы, возникшие во введении. Эта часть должна быть построена из взвешенных аргументов, поддерживаемых в примере.
При написании эссе необходимо ссылаться на авторитетные мнения, но в то же время у автора есть возможность что-то добавить, согласиться с ним или опровергнуть определенные идеи. Число примеров, поддерживаемых аргументами, должно быть в лучшем случае равным двум. Одно не всегда кажется убедительным, а три очень нежелательны, так как могут перегружать текст.
5. Заключение
В заключении подчеркивается, что студент может сказать о проблемах, которые он впервые поднял. Заключение подводит итоги, объясняет содержание основной части, содержит ссылки на введение, усиливает смысл и значимость написанного текста, убеждает учителя и создает определенное впечатление и настроение, соответствующее намерениям студента.
6. Проверка ошибок
Вы не должны сразу сдавать эссе. Во-первых, его нужно отредактировать. Если у вас есть время, дайте вашему эссе два или три дня отдыха, чтобы вы могли увидеть ошибки. Если у вас недостаточно времени, прочитайте через несколько часов и, наконец, исправьте увиденные ошибки.
Объем эссе по педагогике
Объем эссе по педагогике – примерно 3 компьютерных листа или 5-6 рукописных листа.
Как написать эссе по педагогике
Эссе по педагогике должно содержать: четкое изложение сущности проблемы социальной жизни ребёнка сквозь призму закономерностей «философии жизни» на уровне теории и принципов «жизненной философии» в практике участников проблемной ситуации. В содержание эссе включается самостоятельно проведенный студен-том анализ этой проблемы с использованием положений социальной педагогики и разных подходов к её предмету и цели, инструментария сравнительного анализа различных авторских концепций. Затем представляется обобщение и выводы из полученных идей и фактов при характеристике социальной реальности, а также изложение авторской педагогической позиции в разрешении поставленной проблемы.
Тема эссе должна отражать проблему социальной жизни ребёнка, мотивировать размышление, побуждать к поиску путей её решения «на стороне ребёнка».
Во вступлении раскрывается суть и обоснование выбора данной темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать причины выбора темы, её актуальность в научных поисках, значимость в практической жизни. Возможно, далее возникнет необходимость дать определение терминов, использованных в теме, обосновать определённый порядок изложения материала.
В зависимости от проблемы, анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость и т. д.. Структура изложения включает в себя разделы (параграфы, пункты) по отдельным аргументам или фактам, каждый раздел имеет вступительную часть, раскрытие смысла и вывод.
Качество эссе
Качество эссе по педагогике зависит от четырех взаимосвязанных составляющих:
Оформление эссе по педагогике
Эссе по педагогике необходимо правильно оформить. Эссе печатается (или разборчиво пишется) на листах бумаги формата А4 на одной стороне листа.
Если эссе печатается на компьютере, рекомендуем использовать шрифт 14 кегля, на странице размещать не более 35–37 строк, в каждой строке не более 70 печатных знаков (букв, цифр, знаков препинания, пробелов между словами).
Размер полей: сверху – 25 мм, снизу – 30 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм.
Список использованной литературы (не менее 20 источников).
Пример эссе по педагогике
Работа с детьми? Какое странное сочетание слов! Работа – это ведь выполнение должностных инструкций, что-то такое, что ты обязан выполнять день за днём. А с детьми невозможно быть в рамках инструкций! С ними ты не работаешь – ты живёшь!
Разве можно просто, механически, «работать» с маленьким человеком, который на твоих глазах взрослеет и набирается опыта, учится жить?! Вот девочка, сделавшая первую в жизни поделку, поднимает на меня глаза, полные счастья. Или мальчик, прочитавший на празднике стихи, возможно, впервые в жизни, говорит мне: «Спасибо!» В этот момент я осознаю, что в этой работе и их труд, и мои усилия, и весь мой пыл, и интерес к науке, и сказка, рассказанная в группе, и радость родителей. И конечно, любовь!
Великий Януш Корчак писал, что буквально каждый день ему приходится «касаться глубоких тайн, запрятанных в душе ребенка. Для того чтобы понять, почему дети совершают проступки, необходимо с большим терпением, пониманием и любовью отнестись к самому ребенку».
Терпение и сердечность, понимание и любовь – это те качества, которые я хотела бы обрести и всегда сохранять в себе. Это необходимо для того, чтобы не касаться души ребенка небрежно или опрометчиво, чтобы ненароком не причинить детям обиду, а наоборот – дарить радость и научить радоваться жизни. Ведь касаться души маленького человека можно только с чистым сердцем, только бережно и осторожно.
Но в то же время, встав на путь педагогики, ты обязательно должен сделаться профессионалом, умеющим быть не только добрым, но и требовательным, не только любящим, но разумным и логичным. Потому что, кроме бережности и осторожности, нужно ведь еще обучать и воспитывать. Потому что к тебе как к специалисту могут обратиться за советом родители ребенка, могут задать трудный вопрос и сами дети.
Еще в 18 веке Песталоцци рассуждал, что «Веру должна порождать вера, а не знание и понимание объекта ее; мышление должно быть порождено мышлением, а не знанием объектов размышления или законов мышления; любовь должна порождаться любовью, а не знанием объектов, достойных любви, и самой любви; мастерство должно возникать из умения, а не бесконечных разглагольствований об умении».
«Мастерство должно возникать из умения» … Но откуда взять это умение, если ты только набираешься опыта, учишь лекции и обдумываешь, как применить личностно-ориентированную технологию или проблемный метод обучения?
А жизнь между тем уже предлагает решить очередную педагогическую задачу. Вот малыш приходит в садим, чем-то явно расстроенный. В его глазах обида и недоумение. Наверное, дома проблемы. И я понимаю, что надо что-то делать – и вдруг, по какому-то наитию, произношу: «Миша, я такую красивую бабочку сегодня встретила. А ты видел бабочек? А каких? Знаешь, я решила, что сегодня мы с вами целый день будем играть в бабочек и жуков. Я такую игру знаю. » И вот мы уже все вместе в группе рассуждаем, кто каких насекомых знает. Я замечаю, как из глаз ребёнка внезапно исчезают обида и недоумение от несправедливости жизни. А я, пусть неосознанно, применяю все те теории и методы, о которых услышала на лекции.
Антон Макаренко не уставал повторять, что «хорошее в человеке необходимо проектировать, и педагог обязан это делать».
Вот как я понимаю это высказывание: педагогика не остается только прикладной наукой. Осваивая методологию и формы обучения, учитель всегда должен помнить о главном назначении своей профессии.
Помогая ребёнку составить правильное представление о жизни, не стать чёрствым, грубым, невежественным или озлобленным человеком, каждый воспитатель делает огромное, необходимое дело. Своими, пусть небольшими, усилиями он формирует будущее своей страны и, возможно, будущее всей Земли. Важно – не забывать об этом…
Помните героиню рассказа Валерия Распутина «Уроки французского» Лидию Михайловну? Она, быть может, неумело, сделала главное: дала голодному и больному мальчику ощущение человеческого внимания и заботы. Простые, естественные поступки Лидии Михайловны заставили ребенка поверить в доброту людей. А затем – через годы – воплотились любовью к человеку в творчестве мальчика, выросшего и ставшего талантливым писателем, гуманистом. Следуя логике Макаренко, педагог своими действиями «спроектировала» в маленьком человеке хорошее, светлое, доброе – то, что потом помогло ему вырасти и передать своим чувства людям.
Кем будет этот маленький человек? Эта девочка-хохотушка, этот мальчик, который торжественно подобранного им червяка? Или эти ребята, играющие в «войнушку»? Может быть, знаменитыми артистами, учеными, военными или просто хорошими, добрыми людьми.
Так что же такое для меня педагогика? Миссия – да? Методология и наука – конечно, да! Но только если они переплавлены в единое целое с любовью. Первое и главное в этом сплаве – душа, а профессионализм – обязательно придёт. Я в это верю и знаю!
Скачать готовые эссе по педагогике
Образцы эссе по педагогике
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Педагогическое эссе: подбор материала, стиль изложения
Эссе — это небольшой очерк, размышление на какую-либо тему. При создании педагогического эссе воспитателю предоставляется свобода, в рамках которой он может высказать аргументированную позицию. Акцент делается не только на факты, но и на чувства зрителя.
Что такое эссе?
Эссе для педагога дошкольного или школьного образования — портфолио, в котором рассказывается о его опыте, планах и обучении. Несмотря на свободу написания педагогического эссе, в каждом образовательном учреждении существует стандарт, которого следует придерживаться. Предварительно необходимо прочитать Федеральный государственный образовательный стандарт и правила образовательного учреждения.
Вам будет интересно: Факультет социологии в СПбГУ: бакалавриат, магистратура
Эссе раскрывает индивидуальную позицию автора. Педагог показывает свои чувства и переживания. Портфолио составляется с учетом видения мира и себя. Зачастую педагоги рассказывают о борьбе со стереотипами, которые мешают качественному образованию. Рассказ на публику о себе заставляет автора копнуть глубже и разобраться в какой-либо серьезной проблеме. Поверхностное отношение к работе не сможет зацепить слушателей.
Вам будет интересно: Распутство – это грех или болезнь?
Педагогическое эссе воспитателя должно соответствовать современным стандартам образования. Директор, методист и старший воспитатель могут проводить консультации, которые помогут написать эссе, в соответствии со стандартами и уровнем ДОУ.
Как подготовиться к эссе
Эссе на педагогическую тему требует тщательной подготовки. Предварительно следует сформулировать цели и задачи, найти источники информации, составить план, выписать основный тезисы и определить срок окончания работы.
Цель должна перетекать в задачи, которые решает автор. Современные педагоги работают в условиях высокой конкуренции. По уровню их квалификации оценивают деятельность всего образовательного учреждения. Воспитатели и учителя находятся в постоянном поиске новых знаний. Педагогическое эссе позволяет оценить свою деятельность и определить, в каком направлении следует двигаться.
Четкий план изложения позволяет сократить время на дальнейшую переработку материала. В пунктах эссе должны соблюдаться последовательность и логика, а цели и задачи должны быть раскрыты.
Подбор материала
В основе эссе лежат собственные мысли педагога, но они не могут быть абстрактными. При написании потребуется дополнительная литература. Источниками становятся учебные пособия, книги, статьи, интернет-ресурсы, справочники.
Допустимо использовать художественную литературу, личная история из жизни или история, случившаяся со знакомыми, затронет чувства зрителей. Где искать нужную информацию — зависит от темы эссе. Консервативные методы обучения расписаны в учебных пособиях и книгах, современные методы воспитания в статьях и интернет-ресурсах.
Просматривая материал, следует в тезисной форме выписать то, что понадобится при написании. Можно добавлять понятия, противоречия, цитаты, примеры, имена авторитетных людей, события — все то, что поможет быстро найти информацию.
Работа над черновиком
Педагогическая деятельность эссе раскрывается в творческом подходе к написанию. Для этого необходимо начинать работу с черновика. Черновик, в отличие от чистовика, позволяет вносить пометки и поправки в процессе перечитывания написанного текста.
Работа сразу на результат не приведет ни к чему хорошему. Печатание на компьютере позволяет править текст сколько угодно раз, спорные моменты можно выделять цветом, чтобы вернуться при повторном перечитывании.
При работе на бумаге следует оставлять поля для исправлений. Это позволит откорректировать текст и довести его до качественного состояния.
Написание эссе
При написании педагогического эссе учителя или воспитателя, следует уделять внимание вступлению. Оно должно зацепить судей для высокой оценки эссе. Вступление следует сделать живым, четким, структурированным и оригинальным.
С самого начала следует проговорить цель работы. Можно вставить афоризм, цитату, рассказать о личном опыте или провести аналогию из художественной литературы.
После вступления следует основная часть, которая подчиняется следующим законам:
Можно выстраивать каждую часть выступления в едином ключе. Например, периодически приводить цитату или рассказывать пример из жизни.
Отличным примером является эссе «Мое педагогическое кредо» Дж. Дьюи. В ней выделены наиболее важные моменты эссе педагога, в нем рассматривается, для чего нужна школа. Постоянные повторы в тексте дополняют и усиливают сказанное.
При подготовке следует ознакомиться с эссе Я. Корчака «Право ребенка на уважение». В его основе лежит изменение отношений между ребенком и взрослым. Корчак призывает уважительно относиться к детям, давать им право на собственное мнение. На протяжении всего эссе постоянно звучит местоимение «мы». Таким образом автор противопоставляет взрослых ребенку. Интересным приемом считается построение диалога и реконструкция детских реплик.
Эссе Н.А. Бердяева больше похоже на размышление. Привлечение автобиографических фактов делает эссе особо ценным для педагога.
Заключение педагогического эссе должно содержать итоги, выводы на основании высказываний в основной части. Заключение должно перекликаться со вступлением и убедить читателя в своей правоте. Финал формирует определенное настроение и впечатление от прочитанного.
Психологические типы
Людей, которые занимаются написанием эссе, можно условно разделить на 2 типа:
Люди первого типа долго и кропотливо выискивают информацию, проверяют ее, сравнивают с другими источниками. При этом они могут придерживаться единого стиля изложения каждой части.
Люди второго типа читают различные книги, общаются с другими людьми, наблюдают за детьми, проводят социальные эксперименты. На основе накопленного опыта эссе может родиться за один день. В дальнейшем его ждет только правка. В любом случае на качество написания эссе не влияет психотип автора.
Логика
Несмотря на вольный стиль при написании эссе, в работе должна прослеживаться четкая логика. Текст должен обладать внутренним единством, высказывания автора не должны противоречить друг другу.
При написании эссе «Моя педагогическая философия» не следует глубоко уходить в исследования великих педагогов. Акцент следует сделать на внутреннее восприятие профессии, достижения и планы, а события из жизни и высказывания учеников сделают текст живым.
Аргументы должны строиться в следующей последовательности:
Нельзя перепрыгивать с одной темы на другую, между отдельными блоками должны быть плавные переходы. Автор может затронуть глобальные проблемы образования, но текст должен иметь связь с остальной частью выступления.
Правила написания эссе
Эссе не имеет строгих правил написания, но оно обязательно должно иметь заголовок, — на этом правила заканчиваются.
Внутренняя структура содержит принципы написания текстов, но может меняться. Выводы, при необходимости, делают в середине текста. Факты должны подтверждать проблему, которая озвучена в эссе.
Педагогическое эссе — это обращение к читателю, который заинтересован в теме, обладает определенный уровень подготовки. Таким образом, автор может сосредоточиться на раскрытии темы, а не вводить читателя в суть профессии.
Стиль изложения
Изложение мысли должно быть изящным и понятным окружающим. Не стоит использовать сложные предложения. Лучше всего чередовать простые и распространенные предложения, тогда текст станет динамичным и будет понятен читателю.
При написании эссе следует соблюдать ясность мыслей и точность высказываний. Хорошее оформление написанного подразумевает простоту, четкость и аккуратность.
Хорошее эссе наполнено эмоциями и вызывает чувства у комиссии и слушателей. Умелое использование знаков препинания оказывает нужный эффект на читателя.
При написании следует избегать общих фраз, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Слова должны быть простыми и понятными окружающим. Сложные и замысловатые фразы уместны в том случае, если они относятся к профессиональной аудитории.
Ошибки при написании эссе
Наиболее часто при написании эссе допускают следующие ошибки:
Эссе позволяет проявить свободу творчества, оно лишено жестких рамок. Автор делится своими размышлениями, опытом, взглядом на профессию. Такой формат позволяет реализовать способности творческого человека, сгенерировать интересные идеи.
Проверка эссе
Проверка эссе не должна проходить за день до сдачи. Следует прочитать весь текст, при необходимости сделать поправки. Проверить, что вступление и заключение взаимосвязаны, а в конце сделаны выводы, о которых говорилось во вступлении.
При написании следует понимать, что эссе — это не сочинение. Здесь ценится краткость, авторская точка зрения и жизненная позиция. Важно произвести впечатление на читателя.
Проверка должна проходить на следующий день после написания, так больше шансов найти собственные огрехи. Проверка другим человеком позволит выявить смысловые и стилистические ошибки.