КАК ПИСАТЬ?
Талантливо и артистично. В форме минипьесы или рассказа, написанного в настоящем времени. Помните, что литературный этюд – это сценарий, а в сценарии достойно упоминания лишь то, что после экранного воплощения может увидеть или услышать зритель. Если персонаж что-то почувствовал или о чем-то подумал, автору придется позаботиться о том, как донести это до зрителя с помощью звука или изображения. То же самое с оставшимися за кадром подробностями биографии, социальным статусом и профессиональной принадлежностью ваших персонажей. Свои эмоции персонажи должны выражать сообразно техническим возможностям современного кинематографа. Услышал и покраснел (или побледнел) – так бывает в жизни, кинооптика едва ли зафиксирует столь незначительное изменение в цвете лица. Поэтому чтобы зритель понял, что произошло, вам придётся написать что-нибудь вроде: «А чего это тебя в краску бросило?».
Имейте в виду, что умение складывать слова в симпатичные предложения хоть и приветствуется, но, увы, не является главным в нашей профессии. Поэтому не тратьте время и силы на литературные виньетки. На этом этапе ваша задача – продемонстрировать склонность к предмету: способности к созданию ярких, запоминающихся художественных образов персонажей; сюжетосложению и написанию диалогов.
Не пишите «толпа людей» (а кого же ещё?), «пнуть ногой» (а чем же ещё?), «поднимается вверх» (а куда же ещё?) и тому подобные глупости. Относитесь к словам экономно.
Избегайте литературных штампов типа «поезд ползёт, как черепаха» или «дождь льёт, как из ведра». Словом, старайтесь быть лаконичнее и точнее, причём не только в описаниях, но и в диалогах. Помните, что в сценарии достойно упоминания лишь самое важное. Не начинайте сцену с пробуждения героя или прихода гостей, если во время пробуждения или прихода гостей ничего интересного не происходит. Подумайте, может, сцену пробуждения героя можно выбросить без ущерба для вашего произведения? А сцену с гостями лучше начать сразу с пьяной драки?
Какого цвета будут глаза или шарфик (если, конечно, шарфик – это не существенная деталь, играющая важную роль в сюжете) любимой девушки главного героя – это решает не сценарист.
В диалогах важен подтекст. Например, он и она собираются прыгать с парашютом. Отговаривая её от прыжка, якобы беспокоясь о ней, он и сам выражает готовность в знак солидарности отказаться от прыжка. На самом же деле он просто боится прыгать и пытается этого избежать, сохранив лицо.
Не пытайтесь быть корректным автором в ущерб полноте раскрытия художественного образа.
Не пишите про Джеков, Бобов или Франсуа, если, конечно, вы сами не Франсуа и не Джек.
Не путайте правописание с правилами деловой переписки: местоимение «вы» с заглавной буквы пишется лишь в официальных документах.
Не пишите про тучку, муравьишку и, уж тем более, про солнечный лучик. Ведь нас интересует не только ваше умение фантазировать, но и то, каков ваш жизненный опыт, насколько вы готовы и способны делиться им с читателем/зрителем.
На экзамене вам придётся писать ручкой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ваш этюд потом можно было прочитать.
Помимо выбранной темы напишите название вашего произведения.
Обычно неопытный сценарист слишком затягивает начало, плохо прописывает середину, а на финальный парадокс у него уже просто не остаётся сил. Чтобы этого избежать, распределите работу на этапы:
1) создайте художественный образ героя и коротко сформулируйте для себя, какой он, ваш главный герой;
2) придумайте историю;
3) коротко сформулируйте, кто ваши основные персонажи, какие они;
4) удостоверьтесь, что, вступив в центральный драматический конфликт, ваш главный герой совершает поступки ради достижения своей цели;
5) убедитесь, что в вашей истории персонажи вступают в отношения, достойные внимания читателя/зрителя;
7) убедитесь, что ваша история именно про это, и при необходимости внесите в сюжет соответствующие коррективы;
8) подумайте, не ошиблись ли вы в выборе героя? Может, история выиграет, если героя и антагониста поменять местами? Может, имеет смысл поменять главному герою пол и возраст?;
10) сократите начало;
11) уберите всё лишнее;
12) добавьте необходимое;
13) доработайте развязку и финал;
14) прочитайте реплики каждого персонажа в отдельности и убедитесь, что ВСЕ они говорят интересно и по-разному (если нет – перепишите реплики неудавшихся персонажей);
15) снова уберите всё лишнее.
Каждый из этих этапов по-своему важен и нуждается в тщательной проработке. Поэтому не торопитесь. Обращаю ваше внимание, что написание этюда не первый, а девятый этап. С другой стороны, не забывайте, что сценарное творчество, при всей своей технологичности, это не конструкторское бюро и не шахтерский забой, при всей присущей ему высокой трудоёмкости, а игра воображения. Сценарист – нечто среднее между любителем травить байки и ребёнком, играющим, допустим, в войну или дочки-матери. А любая игра требует соответствующего подхода и психологического настроя.
Теперь вернемся к 1-ому ТУРУ, который называется «Оценка литературных работ, представленных в приёмную комиссию».
МЫ ЖДЁМ ОТ ВАСталантливых литературных произведений, демонстрирующих склонность к предмету, которым нам с вами, в случае вашего поступления, предстоит заниматься в течение периода обучения. Это могут быть рассказы, повести, пьесы, по которым можно судить о вашем жизненном опыте, мировоззрении, умении подмечать интересное в людях и рассказывать занятные истории. Нам важно понять, есть ли у вас способности к созданию ярких художественных образов персонажей и сюжетостроению, насколько вам удаются репризы, речевые особенности и психологизм в диалогах. Если люди в вашем произведении говорят как роботы или персонажи переводной литературы, ваши шансы на поступление стремятся к нулю. Заметьте, я написал «способности», а не «умения». Подразумевается, что умения вы получите, обучаясь во ВГИКе.
Совет №2: не присылайте нам стихи. По ним мы не сможем составить представления о ваших драматургических кондициях. А оценка вашего поэтического дарования в нашу компетенцию не входит.
Совет №3: по возможности, не присылайте нам сценариев сериалов и полнометражных фильмов, так как слишком велика вероятность того, что это вовсе не сценарии, а нечто другое, написанное в одном из существующих сценарных форматов.
Совет №4: хорошо, если на первый тур вы пришлете несколько рассказиков. Еще лучше – если они хотя бы отдаленно будут напоминать литературные этюды.
Совет №5: главное – качество присланных работ, а не количество присланных страниц, поэтому постарайтесь ограничиться необходимым минимумом.
Совет №6: «автобиографию в свободной литературной форме», которую нужно приложить к работам, пишите так, чтобы было ясно, сколько вам лет, откуда вы родом, где живете (это особенно важно), какое у вас образование, семейное положение и опыт работы. Именно эта информация, изложенная в любой (но желательно – в как можно более краткой) форме, представляет для нас интерес. Но вместо этого довольно часто приходится читать что-нибудь вроде: «Когда раздался пронзительный крик, возвестивший о моем появлении на свет, за окном родильного дома, выходившим на помойку, в праздничном вихре клубились затейливые фрагменты белой субстанции». В каком году это было? В каком месте земного шара? Зимой, когда снег, или летом, когда тополиный пух?
Как написать критический этюд?
Шпаргалка для рецензента
Вы занимаетесь творчеством, пишете стихи или прозу и непременно хотите быть замеченными? Увы, одно из главных правил литературного пространства гласит: чтобы получать яркие и красочные отзывы на собственные творения, нужно уметь самому их составлять.
К сожалению, именно в этом талантливые люди часто дают слабину. При всём богатстве лексикона им часто бывает трудно подобрать слова, чтобы справедливо и пространно оценить коллегу. Поэтому нет ничего плохого, чтобы вставить в свой отзыв несколько устойчивых элементов.
О чём же мне писать?
1. Смысл названия. Часто авторы используют нестандартные, даже эпатажные названия для своих текстов. Автору будет приятно, если вы проанализируете заголовок и, возможно, считаете тайные, зашифрованные в нём смыслы. Даже если глубокого потока ассоциаций не возникает, а название просто и незатейливо, никогда не будет лишним указать на его связь с работой: дано ли оно по имени главного героя, представляет ли собой выразительную деталь, намекает ли на главную проблему, важную сюжетную линию
2. Круг основных явлений в произведении. Один литературный текст на другой, конечно, не приходится: в одном из них круг явлений может быть узок и едва очерчен, а в другом широк и раскрыт подробно. В любом случае, проникаясь темой и идеей произведения, вы неизменно ставите перед собой вопросы о проблематике произведения, о характере конфликта, его завершённости, глубине, парадоксальности. Просто рассуждая о произведении, вы уже пропускаете его через себя и потому оставляете в рецензии крупицу собственного мнения и души.
3. Сюжет и композиция. Как ни банален этот простой совет, но и об этом тоже надо сказать. Во-первых, автору будет приятно, если вы заметите нетипичные и интересные ходы в структуре его работы, а во-вторых, характеристика сюжета, основных мотивов позволяет сформировать целостное, более полное впечатление о работе. Фото: Depositphotos
К чему же мне придраться?
Литературная справка: что такое этюд?
Иногда на уроках литературы нам задают разные сочинения, будь то эссе, рассказы, очерки и даже стихи. Но это не все виды творческой деятельности. Есть ещё этюды. Вот сейчас и прямо здесь вы можете прочитать о том, как писать этюд и посмотрить на пример. Итак.
Что ещё за «зверь»?
Вам задали писать этюд, но вы вообще понятия не имеете, что это такое и с чем его едят? Не расстраивайтесь! Я помогу вам сделать это задание. Для начала нужно разобратьсь в определении данного жанра.
Слово этюд в переводе с французкого языка означает изучение. Этюд – работа, выполненая с натуры! Иногда художники пишут этюды, для того, чтобы улучшить свои навыки и таланты или прочувствовать объект, для того, что бы его наиболее правдиво пренести на полотно (бумагу, картон и др.)
Однако этюд может быть не только упражнением, но и самостоятельным произведением. Обычно такие работы небольшого размера, передают ощущения и впечатления от увиденного. Для того, чтобы добиться нужного эффекта (т.е чтобы читатель смог представить себе и почувствовать то, что описывает автор) подбираются такие слова, какие наиболее достоверно передают эмоции.
Запомните: небольшая форма, точность слов и выражений
Для работы нужно!
Вы уже осознали, что же вам предстоит сделать. Осталось понять, как это осуществить.
1. Вам необходим объект, который вы будете описывать. Это может быть что угодно. Например стол, стул, чашка, радуга и тд.
2. Поставьте выбранный объект перед собой (II вариент: сами сядьте перед ним) или представьте его. Хорошенько рассмотрите со всех сторон.
3. Теперь опишите объект (какой он), запишите свои ассоциации и даже ощущения, представьте, какая у него функция (если это сосуд, то придумайте для чего он, если явление природы – что происходит в окружающем мире).
4. Теперь оживите всё это и напишите небольшой текст.
5. Перечитайте всё, что у вас получилось и выразите это в своём коротком этюде.
Желаю вам удачи и успехов! Творите!
Представляю вашему вниманию пример этюда.
Как написать этюд? Дайте почитать пример этюда
1.
Рисунок, картина или скульптура, представляющие собой часть будущего большого произведения.
«к картине»
2.
Название нек-рых произведений (научных, критических и т. п.), небольших по объёму, посвящённых частному вопросу.
«Критический»
Последовательность шагов при подготовке этюда или сцены:
1) Каждый участник этюда самостоятельно определяет цель своего персонажа, исходя из общего задания на этюд.
2) Участники этюда совместно обсуждают придуманные ими цели всех персонажей. Иными словами, вы распределяете роли.
3) Каждый участник этюда самостоятельно определяет, какое основное действие будет совершать его персонаж на сцене, для достижения своей цели. Ваша задача – найти глагол, который кратко сформулирует то, что вы делаете на сцене.
4) Участники этюда совместно обсуждают намеченные действия. Ваша задача – сделать столкновение персонажей сцены или этюда наиболее острым.
5) Исходя из действий персонажей, вы все вместе определяете последовательность их появления в этюде.
6) Все вместе вы обговариваете время года, дня, погодные условия, характерные особенности места действия этюда.
7) Каждый участник этюда самостоятельно придумывает физическое состояние (самочувствие), в котором появится в этюде его персонаж – болен, замёрз, зол, весел, пьян, зол, счастлив и тому подобное. Если вы хотите хорошо подготовиться к этюду, заранее потренируйтесь в передаче разных состояний.
КАК ПИСАТЬ?
Талантливо и артистично. В форме минипьесы или рассказа, написанного в настоящем времени. Помните, что литературный этюд – это сценарий, а в сценарии достойно упоминания лишь то, что после экранного воплощения может увидеть или услышать зритель. Если персонаж что-то почувствовал или о чем-то подумал, автору придется позаботиться о том, как донести это до зрителя с помощью звука или изображения. То же самое с оставшимися за кадром подробностями биографии, социальным статусом и профессиональной принадлежностью ваших персонажей. Свои эмоции персонажи должны выражать сообразно техническим возможностям современного кинематографа. Услышал и покраснел (или побледнел) – так бывает в жизни, кинооптика едва ли зафиксирует столь незначительное изменение в цвете лица. Поэтому чтобы зритель понял, что произошло, вам придётся написать что-нибудь вроде: «А чего это тебя в краску бросило?».
Имейте в виду, что умение складывать слова в симпатичные предложения хоть и приветствуется, но, увы, не является главным в нашей профессии. Поэтому не тратьте время и силы на литературные виньетки. На этом этапе ваша задача – продемонстрировать склонность к предмету: способности к созданию ярких, запоминающихся художественных образов персонажей; сюжетосложению и написанию диалогов.
Не пишите «толпа людей» (а кого же ещё?), «пнуть ногой» (а чем же ещё?), «поднимается вверх» (а куда же ещё?) и тому подобные глупости. Относитесь к словам экономно.
Избегайте литературных штампов типа «поезд ползёт, как черепаха» или «дождь льёт, как из ведра». Словом, старайтесь быть лаконичнее и точнее, причём не только в описаниях, но и в диалогах. Помните, что в сценарии достойно упоминания лишь самое важное. Не начинайте сцену с пробуждения героя или прихода гостей, если во время пробуждения или прихода гостей ничего интересного не происходит. Подумайте, может, сцену пробуждения героя можно выбросить без ущерба для вашего произведения? А сцену с гостями лучше начать сразу с пьяной драки?
Какого цвета будут глаза или шарфик (если, конечно, шарфик – это не существенная деталь, играющая важную роль в сюжете) любимой девушки главного героя – это решает не сценарист.
В диалогах важен подтекст. Например, он и она собираются прыгать с парашютом. Отговаривая её от прыжка, якобы беспокоясь о ней, он и сам выражает готовность в знак солидарности отказаться от прыжка. На самом же деле он просто боится прыгать и пытается этого избежать, сохранив лицо.
Не пытайтесь быть корректным автором в ущерб полноте раскрытия художественного образа.
Не пишите про Джеков, Бобов или Франсуа, если, конечно, вы сами не Франсуа и не Джек.
Не путайте правописание с правилами деловой переписки: местоимение «вы» с заглавной буквы пишется лишь в официальных документах.
Не пишите про тучку, муравьишку и, уж тем более, про солнечный лучик. Ведь нас интересует не только ваше умение фантазировать, но и то, каков ваш жизненный опыт, насколько вы готовы и способны делиться им с читателем/зрителем.
На экзамене вам придётся писать ручкой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ваш этюд потом можно было прочитать.
Помимо выбранной темы напишите название вашего произведения.
Обычно неопытный сценарист слишком затягивает начало, плохо прописывает середину, а на финальный парадокс у него уже просто не остаётся сил. Чтобы этого избежать, распределите работу на этапы:
1) создайте художественный образ героя и коротко сформулируйте для себя, какой он, ваш главный герой;
2) придумайте историю;
3) коротко сформулируйте, кто ваши основные персонажи, какие они;
4) удостоверьтесь, что, вступив в центральный драматический конфликт, ваш главный герой совершает поступки ради достижения своей цели;
5) убедитесь, что в вашей истории персонажи вступают в отношения, достойные внимания читателя/зрителя;
7) убедитесь, что ваша история именно про это, и при необходимости внесите в сюжет соответствующие коррективы;
8) подумайте, не ошиблись ли вы в выборе героя? Может, история выиграет, если героя и антагониста поменять местами? Может, имеет смысл поменять главному герою пол и возраст?;
10) сократите начало;
11) уберите всё лишнее;
12) добавьте необходимое;
13) доработайте развязку и финал;
14) прочитайте реплики каждого персонажа в отдельности и убедитесь, что ВСЕ они говорят интересно и по-разному (если нет – перепишите реплики неудавшихся персонажей);
15) снова уберите всё лишнее.
Каждый из этих этапов по-своему важен и нуждается в тщательной проработке. Поэтому не торопитесь. Обращаю ваше внимание, что написание этюда не первый, а девятый этап. С другой стороны, не забывайте, что сценарное творчество, при всей своей технологичности, это не конструкторское бюро и не шахтерский забой, при всей присущей ему высокой трудоёмкости, а игра воображения. Сценарист – нечто среднее между любителем травить байки и ребёнком, играющим, допустим, в войну или дочки-матери. А любая игра требует соответствующего подхода и психологического настроя.
Теперь вернемся к 1-ому ТУРУ, который называется «Оценка литературных работ, представленных в приёмную комиссию».
МЫ ЖДЁМ ОТ ВАСталантливых литературных произведений, демонстрирующих склонность к предмету, которым нам с вами, в случае вашего поступления, предстоит заниматься в течение периода обучения. Это могут быть рассказы, повести, пьесы, по которым можно судить о вашем жизненном опыте, мировоззрении, умении подмечать интересное в людях и рассказывать занятные истории. Нам важно понять, есть ли у вас способности к созданию ярких художественных образов персонажей и сюжетостроению, насколько вам удаются репризы, речевые особенности и психологизм в диалогах. Если люди в вашем произведении говорят как роботы или персонажи переводной литературы, ваши шансы на поступление стремятся к нулю. Заметьте, я написал «способности», а не «умения». Подразумевается, что умения вы получите, обучаясь во ВГИКе.
Совет №2: не присылайте нам стихи. По ним мы не сможем составить представления о ваших драматургических кондициях. А оценка вашего поэтического дарования в нашу компетенцию не входит.
Совет №3: по возможности, не присылайте нам сценариев сериалов и полнометражных фильмов, так как слишком велика вероятность того, что это вовсе не сценарии, а нечто другое, написанное в одном из существующих сценарных форматов.
Совет №4: хорошо, если на первый тур вы пришлете несколько рассказиков. Еще лучше – если они хотя бы отдаленно будут напоминать литературные этюды.
Совет №5: главное – качество присланных работ, а не количество присланных страниц, поэтому постарайтесь ограничиться необходимым минимумом.
Совет №6: «автобиографию в свободной литературной форме», которую нужно приложить к работам, пишите так, чтобы было ясно, сколько вам лет, откуда вы родом, где живете (это особенно важно), какое у вас образование, семейное положение и опыт работы. Именно эта информация, изложенная в любой (но желательно – в как можно более краткой) форме, представляет для нас интерес. Но вместо этого довольно часто приходится читать что-нибудь вроде: «Когда раздался пронзительный крик, возвестивший о моем появлении на свет, за окном родильного дома, выходившим на помойку, в праздничном вихре клубились затейливые фрагменты белой субстанции». В каком году это было? В каком месте земного шара? Зимой, когда снег, или летом, когда тополиный пух?