Как написать языковой портрет личности?
Лексический портрет личности. Анализ речевого поведения. Схема для анализа.
Определить (хотя бы приблизительно) :
Понимание процессов, характеризующих современную языковую ситуацию и речевое поведение человека, необходимо любому образованному человеку. Особенно важно это в системе гуманитарного образования.
Содержание дисциплины предполагает рассмотрение активных процессов в современной русской лексике, их социальной обусловленности, связи речевого поведения и языкового вкуса эпохи, языковой моды.
Особое внимание уделяется проблеме культурной грамотности (понятие, введенное американским культурологом Э. Хершем) как фактору речевого поведения.
Содержание дисциплины предполагает активную творческую роль студентов в выборе материала и направлений анализа.
чё это не понял ерунда какая делом займись
Вообще вызывает сугубое возмущение стремление нынешней молодёжи к переложению священных обязательств по освоению наук и искусств на плечи старшего поколения выказавшего куда больше рвения к знаниям и почтения к традициям студенческого братства!
Выделяете в речи специфические черты: термины, профессионализмы, образные выражения, просторечные слова. нарушение фонетики и орфоэпии, специфические случаи понимания слов.
Важно не только присутствие признака, но и отсутствие.
При составлении языкового портрета нужно еще указать пол, возраст, род деятельности, места рождения и проживания.
Языковой портрет личности
История появления и общее понятие языкового портрета личности. Анализ способов речевых манипуляций. Разработка концепции языковой личности в отечественном языкознании. Реконструирование портрета личности. Роль речевых особенностей в языковой личности.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.04.2015 |
Размер файла | 22,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
По дисциплине русский язык и культура речи
Языковой портрет личности
1. История появления и общие понятия
2. Речевые манипуляции
3. Реконструирование портрета личности
4. Роль речевых особенностей в языковой личности
На самом деле, подсознательно, мы уже оценили его по языковому портрету личности, который он предоставил.
1. История и общие понятия
Приоритет в разработке теории языковой личности в отечественном языкознании по праву принадлежит Ю.Н. Караулову. Далее понятие языковой личности шло по пути усложнения, превращаясь в научный концепт, о чём свидетельствуют исследования А.Г. Баранова, С.Г. Воркачёва, O.JI. Каменской, В.И. Карасика, Т.В. Кочетковой, В.В. Красных, М.В. Ляпон, В.П. Нерознака, О.Б. Сиротининой, И.И. Халеевой, A.M. Шахнаровича и других деятелей. «Введение понятия личность в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям ведения дискусса, творчески используя их в своих предметных и речевых действиях» [1, 29с].
Что же такое языковой портрет личности? Концепция языковой личности в отечественном языкознании в свое время разрабатывалась акад. В.В. Виноградовым. Затем наиболее детально она была отрефлектирована Ю.Н. Карауловым. Под этим понятием в данной концепции понимается «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целевой направленностью» [2, c. 38].
Оба эти мнения, сходятся на том, что языковая личность складывается из способностей человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать различного рода коммуникации для общения друг с другом и с окружающим миром. [4]
Во многих случаях наряду с понятием «языковая личность» употребляются понятия «речевая личность», «коммуникативная личность». Соотношение понятий `’языковая личность» и “речевой портрет” заключается во взаимообусловленности языка и речи. [4]
Языковой портрет составляется из речевого поведения человека и невербального сопровождения, если таковое имеется. Поговорим о речевом поведении: на что необходимо обращать внимание при получении информации?
Речевое поведение каждого уникально, поскольку оно представляет собой сочетание его индивидуальности и качеств, составляющих основу речевой культуры человека, является зеркальным отражением психологических свойств. Поэтому и особенности речевого поведения определяют многие черты характера [5].
2. Речевые манипуляции
Любой текст является важным источником информации об индивидуальных свойствах языковой личности. Если это какая-либо собственная публикация человека или его работа, то, безусловно, по характеру письма можно анализировать его личность. Так же, можно достоверно предугадать свойства личности по цитатам объекта исследования или прямой речи (если объектом служит литературный герой). Но, к сожалению, если информация для исследования дается нам косвенно, третьим лицом, например, после редактуры средствами массовой информации (далее СМИ), то первым делом до анализа необходимо проверить достоверность данных или источника.
Языковой портрет, представленный в СМИ, играет важную роль воздействия на общественное и личное мнение. От того, как донесена информация после обработки рукой журналиста, зависит, как эта информация отразится на аудитории. Зачастую, чтобы заинтересовать слушателя, работники СМИ изменяют слова публичного деятеля, меняя этим его истинную языковую личность. Речевой портрет политика, воспринимаемый через призму комментариев, претерпевает столь значительные изменения, что ряд его деталей оказываются существенно искаженными. И каким бы не был он на самом деле, языковая личность этого публичного человека уже построена в нашем сознании по модели, предложенной редакторами.
Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений выражений с разной эмоцинальнопобуждающей окраской. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий называют борцом за свободу, террористом, партизаном, боевиком. Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные приемы. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным социальным объектам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. В печатной информации присваивают их словам неугодную читателю форму, искажая тем самым языковой портрет.
Если же пункт достоверности уже пройден, то мы можем приступить к анализу.
языковой портрет личность речевой
3. Реконструирование портрета личности
Языковая личность включает три уровня, которые помогут нам в создании речевого портрета поэтапно.
1) Вербально-семантический. Отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность.
2) Лингвокогнитивный. Акцентирование на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Этот уровень представляет тезаурус личности, в котором запечатлен «образ мира», или система знаний о мире.
3) Мотивационный или прагматический. Он включает в себя систему мотивов, целей, установок и коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации.
Анализ языковой личности по уровням позволяет реконструировать языковой портрет конкретной личности (или группы личностей).
Например, исследуя образец по первому уровню, мы сможем обозначить для себя, на сколько человек образован и грамотен, как широк его словарный запас. На все это нам укажет соблюдение правил и норм языка, верное и уместное использование изобразительных средств и оборотов речи. В предложениях текста красноречие и развернутость сообщат нам, что это уже не первая работа автора и, скорее всего, на нее затратили много времени. В речи, произнесенной в настоящем времени, спонтанной, отсутствие фонетических ошибок и грамотное оформление укажет на то, что их автор имеет хороший словарный запас, часто практикуется в подобных дискуссиях и даже, возможно, близок к изучению ораторского искусства.
Второй уровень может рассказать нам о сферах интересов и просвещенности личности. Использование профессиональных жаргонов или специальных терминов именно на этом этапе покажет, чем интересуется человек, насколько глубок или широк его уровень познаний. Если, например, в разговоре (статье) о механике или технике автор оперирует терминами из медицинской сферы (организм двигателя, сердце аппарата, реанимация устройства), то это явно указывает на его интерес к медицине.
Третий уровень, скорее относится к содержанию и смыслу текста (речи), чем к его текстовой составляющей. На нем можно выявить цель, идею, осмыслить, какими вопросами задается исследуемая личность.
Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отражение общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. На становление языковой личности влияют внешние (социальные) и внутренние (биологические и психологические) факторы. Наиболее значительными социальными факторами являются семья, круг общения, школа, СМИ, массовая культура. Из внутренних факторов наиболее заметное влияние оказывают темперамент, доминантность, мобильность и экстравертность / интровертность, а также половая принадлежность и возраст. По мере социализации ребенка число воздействующих на него внешних факторов увеличивается, в то время как способность критически оценивать и выбирать ещё не сформировалась[4].
4. Роль речевых особенностей в языковой личности
Выявление произносительных особенностей требует специального лингвистического анализа. Рассмотрим некоторые особенности, о которых нам может поведать речь личности.
Для людей творческой и актерской натуры или профессий, относящихся к сфере искусства, характерен выбор разного рода оценочных слов и словосочетаний вроде жаль (вместо жалко) несомненно, вне всяких сомнений, непременно, весьма и крайне (вместо очень) и подобные.
Начальные реплики телефонного разговора так же могут многое сказать о личности. По правилам этикета, например, рекомендуется сначала представиться самому, а затем поинтересоваться собеседником (Простите, с кем я говорю?). Просьба о том, чтобы к телефону подошел именно тот, кому вы звоните, в идеале выражается относительно небольшим набором вариантов:
— Можно попросить Иванова (Николая Ивановича, Колю…)?
Конечно же, если ваш собеседник использует одну из фраз
и тому подобные формулы, то он и понятия не имеет, что такое этикет и хороший тон. В интеллигентской среде такие высказывания оцениваются как грубые и потому недопустимые в разговорах по телефону.
Человек, как языковая личность, способен к порождению и восприятию текстов, то есть умеет использовать готовые речевые произведения в определенных ситуациях и с определенными целями: поддержать коммуникацию, продемонстрировать свой культурный уровень, выразить отношение к чему-либо. Возможность использования прецедентных текстов зависит от ряда факторов: степени близости собеседников в социальном и психологическом плане, характера коммуникативной ситуации, общности знания. То есть, по тому, какие прецедентные тексты использует человек, можно охарактеризовать такое качество личности, как раскрепощенность или умение доносить желаемое.
Успешность речевого общения зависит от способности общающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение согласно задачам общения. [6, c. 6]. Поэтому, если диалог с кем-либо не удается, не стоит сразу утверждать, что его словарный запас скуден, он не умеет выражать мысли и его сфера интересов чересчур ограничена. Возможно, он просто не стремится к контакту и не желает раскрывать свою языковую личность.
Филолог Т. П. Тарасенко выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.
Выделим основные характеристики, которые можно определить при анализе речевого портрета:
1. Общий уровень образования и культуры (по стилистике, синтаксису, наличию диалектизмов, примитивизмов, фразеологизмов, идиом и т. п.).
2. Уровень владения тем языком, на котором рассматривается письменный или устный фрагмент речи. Если речь о литературном произведении, то на основании приведённой прямой речи героя. (Грамматика, орфография, фонетика, лексика, фразеология).
3. Уровень профессионализма, качества как специалиста (профессиональные жаргонизмы, сленг).
4. Социальный статус (лексический ряд, стилистика).
5. Пол, возраст. Семейный статус.
6. Местоположение индивидуума (по диалектизмам), место происхождения (родина).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие речевого портрета в современной лингвистике, его взаимосвязь с понятием языковой личности. Структура ораторской речи в политической сфере. Анализ речевых портретов В.В. Путина и Наото Кана на основе письменных документов и видеоматериалов.
курсовая работа [57,1 K], добавлен 23.06.2011
Языковой портрет музыканта на примере певицы Adele, ее семантико-синтаксические, лексические и морфологические особенности. Отражение языковой личности в музыке. Анализ языковых особенностей современного музыканта в рамках воздействия на общество.
реферат [21,6 K], добавлен 21.05.2013
Понятие языковой личности в отечественной лингвистике, уровни ее анализа. Категория комического дискурса как объекта лингвистического исследования. Характеристика вербально-семантического уровня языковой личности шута в поэме Шекспира «Король Лир».
курсовая работа [55,7 K], добавлен 25.01.2011
Потребность в понятии и рабочем термине «языковая личность». Понятие речевой деятельности. Побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская и исполнительная фазы. Концепции языковой личности. Проблемы исследования коммуникативных процессов.
контрольная работа [37,6 K], добавлен 29.01.2015
курсовая работа [56,2 K], добавлен 08.07.2008
Типы орфографической языковой личности, разработка методики ее исследования. Исследование портретов индивидуальных орфографических личностей на основе лингвистических и психологических тестов при помощи работ по русскому языку и дополнительным предметам.
курсовая работа [15,8 K], добавлен 02.10.2011
История и направления изучения гендерных особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах. Понятие и структура языковой личности, суть гендерной лингвистики. Различия языковых личностей мужчины и женщины, особенности коммуникативного поведения.
курсовая работа [34,8 K], добавлен 24.12.2009
Пример работы на тему «Языковой портрет личности»
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра английской филологии
Языковой портрет личности
В качестве объекта исследования я выбрала следующую личность: женщина преклонного возраста, вдова военного; образование средне-специальное в технической сфере, по профессии работала только 1 год, всю остальную жизнь была домохозяйкой.
Итак, для начала рассмотрим психические факторы, повлиявшие на речь испытуемой.
Тревожный тип(по Леонгарду)
Безусловно, не все перечисленные характеристики можно приписать испытуемой (присущие черты выделены курсивом), но это и естественно, т.к. в каждом человеке сочетаются различные черты, и акцентуация – это лишь преобладание какой-либо черты.
Вернемся к типу темперамента, скорее всего, это либо флегматик, либо меланхолик. Об этом свидетельствует бедная мимика, невыразительные и медленные движения. Говорит тихо, даже в конфликтной ситуации не кричит, а лишь слегка увеличивает громкость и понижает тон, речь сдержанна, не содержит бранных слов. Однако, я все таки склонилась к флегматику, потому что меланхолики обладают пониженной работоспособностью, а испытуемая – женщина очень активная и деятельная. А теперь по поводу жестов, ими моя подопечная почти не пользуется, исключение составляют только те случаи, когда необходимо показать форму или размер предмета. Однако я наблюдала очень интересный случай использования жеста и поняла, что жест может выполнять функцию эвфемизма. Говоря о полной женщине, чтобы не произносить, что у нее грудь и попа больших размеров, она лишь сделала движения руками в этих областях, как бы изображая пышные формы.
Гендерный фактор тоже прослеживается в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксах слов: мамочка, Оленька, Викочка, приготовила себе кашку, пошла лечить зубки, как твой носик, а горлышко не болит. Кроме того, разговор для нее является частью решения проблемы: «Спасибо, что выслушала, я выговорилась – мне стало легче».
Теперь рассмотрим речь в социолингвистическом аспекте.
Испытуемая всю свою жизнь прожила с военным, и это заметно отразилось как в ее характере, так и в речи. Например, ее речь чрезвычайно сдержанна (как я уже говорила, даже при конфликтах она никогда не прибегает к крику и оскорблениям), а все мы знаем, что в среде военных недопустимо выражение эмоций. Она всегда очень тщательно подбирает слова и говорит, хоть и тихо, но очень четко и разборчиво, что тоже свойственно военным людям. Говоря о муже, она называет его по имени отчеству и, даже общаясь со знакомыми, обращается по имени отчеству. Скорее всего, эта привычка привита вследствие долгого пребывания в формальной обстановке среди сослуживцев и командования мужа.
В речи наблюдается причудливая смесь грамотных выражений и конструкций и просторечных слов или неправильных форм. На мой взгляд, это обусловлено с одной стороны общением с умным, грамотным мужем, а с другой – недостаточным уровнем собственного образования.
В заключенье мне хотелось бы сказать, что составление языкового портрета личности оказалось для меня очень интересны видом работы. Я выяснила, как забавно в человеке могут сочетаться, казалось бы, совершенно противоположные вещи, как влияет на речь тип темперамента и акцентуации, пол, образование, семья. А главное, я убедилась, что по речи, действительно, можно понять, что за человек перед вами.
Языковой портрет личности
Содержание:
Предмет: | Русский язык |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 20.02.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Нередко, только услышав речь незнакомого нам человека, мы можем составить о нем своеобразное представление, качественную картину. Прочитали ли мы текст, написанный неизвестным, или услышали вживую его слова – перед нами тут же обрисовался портрет его характера. Он, конечно же, пока только условный, но именно он и оставил то самое “первое впечатление”. Как мы так быстро смогли для себя отметить что-либо о человеке? Ведь мы еще совсем не знаем его.
На самом деле, подсознательно, мы уже оценили его по языковому портрет личности, который он предоставил.
Речевые манипуляции
Языковой портрет, представленный в СМИ, играет важную роль во влиянии на общественное и личное мнение. То, как информация передается после обработки рукой журналиста, определяет, как эта информация повлияет на аудиторию. Зачастую, чтобы заинтересовать слушателя, работники СМИ меняют слова общественного деятеля, тем самым изменяя его истинную языковую личность. Речевой портрет политика, воспринятый сквозь призму комментариев, претерпевает такие существенные изменения, что ряд его деталей значительно искажается. И кем бы он ни был на самом деле, языковая личность этого публичного человека уже сформировалась в наших умах в соответствии с моделью, предложенной редакторами.
Существует много методов лингвистического, лингвистического манипулирования, включающего использование выражений с разными эмоционально стимулирующими цветами для обозначения одних и тех же явлений. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание независимого национального государства, называют борцом за свободу, террористом, партизаном или боевиком, в зависимости от политических предпочтений.
Для каждого информационного жанра наряду с общими приемами манипулирования существуют также специальные приемы. Например, телевидение использует непривлекательные ракурсы камеры или соответствующим образом редактирует отснятый материал, чтобы сформировать у зрителей отталкивающее чувство в отношении нежелательных социальных объектов. В печатной информации их словам присваивается форма, нежелательная для читателя, что искажает языковой портрет.
Реконструирование портрета личности
Языковая личность включает три уровня, которые помогут нам в создании речевого портрета поэтапно.
Анализ языковой личности по уровням позволяет реконструировать языковой портрет конкретной личности (или группы личностей).
Например, исследуя образец по первому уровню, мы сможем обозначить для себя, на сколько человек образован и грамотен, как широк его словарный запас. На все это нам укажет соблюдение правил и норм языка, верное и уместное использование изобразительных средств и оборотов речи. В предложениях текста красноречие и развернутость сообщат нам, что это уже не первая работа автора и, скорее всего, на нее затратили много времени. В речи, произнесенной в настоящем времени, спонтанной, отсутствие фонетических ошибок и грамотное оформление укажет на то, что их автор имеет хороший словарный запас, часто практикуется в подобных дискуссиях и даже, возможно, близок к изучению ораторского искусства.
Второй уровень может рассказать нам о сферах интересов и просвещенности личности. Использование профессиональных жаргонов или специальных терминов именно на этом этапе покажет, чем интересуется человек, насколько глубок или широк его уровень познаний. Если, например, в разговоре (статье) о механике или технике автор оперирует терминами из медицинской сферы (организм двигателя, сердце аппарата, реанимация устройства), то это явно указывает на его интерес к медицине.
Третий уровень, скорее относится к содержанию и смыслу текста (речи), чем к его текстовой составляющей. На нем можно выявить цель, идею, осмыслить, какими вопросами задается исследуемая личность.
Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отражение общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. На становление языковой личности влияют внешние (социальные) и внутренние (биологические и психологические) факторы.
Наиболее значительными социальными факторами являются семья, круг общения, школа, СМИ, массовая культура. Из внутренних факторов наиболее заметное влияние оказывают темперамент, доминантность, мобильность и экстравертность/интровертность, а также половая принадлежность и возраст. По мере социализации ребенка число воздействующих на него внешних факторов увеличивается, в то время как способность критически оценивать и выбирать ещё не сформировалась.
Роль речевых особенностей в языковой личности
Выявление произносительных особенностей требует специального лингвистического анализа. Рассмотрим некоторые особенности, о которых нам может поведать речь личности.
Для людей творческой и актерской натуры или профессий, относящихся к сфере искусства, характерен выбор разного рода оценочных слов и словосочетаний вроде жаль (вместо жалко) несомненно, вне всяких сомнений, непременно, весьма и крайне (вместо очень) и подобные.
Начальные реплики телефонного разговора так же могут многое сказать о личности. По правилам этикета, например, рекомендуется сначала представиться самому, а затем поинтересоваться собеседником (Простите, с кем я говорю?).
Цитаты из литературных произведений весьма характерны для речевого общения интеллигентных носителей языка. Это могут быть, например, цитаты вида: быть или не быть (и многообразные обыгрывания этой формулы, не теряющие нить источника), служить бы рад – прислуживаться тошно; а воз и ныне там; сижу, никого не трогаю, починяю примус; заседание продолжается и другие.
Одна из характерных особенностей речевого поведения интеллигентных носителей языка (не только русского) – умение переключаться в процессе общения с одних разновидностей языка на другие в зависимости от условий речи. Правильная «привязка» определенной манеры речи к определенным ситуациям общения – необходимый компонент навыка, который называется «владение языком». Для выделения такой способности у говорящего, конечно же необходимо проанализировать его речь в разных языковых ситуациях, средах.
Человек, как языковая личность, способен к порождению и восприятию текстов, то есть умеет использовать готовые речевые произведения в определенных ситуациях и с определенными целями: поддержать коммуникацию, продемонстрировать свой культурный уровень, выразить отношение к чему-либо.
Возможность использования прецедентных текстов зависит от ряда факторов: степени близости собеседников в социальном и психологическом плане, характера коммуникативной ситуации, общности знания. То есть, по тому, какие прецедентные тексты использует человек, можно охарактеризовать такое качество личности, как раскрепощенность или умение доносить желаемое.
Успешность речевого общения зависит от способности общающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение согласно задачам общения. Поэтому, если диалог с кем-либо не удается, не стоит сразу утверждать, что его словарный запас скуден, он не умеет выражать мысли и его сфера интересов чересчур ограничена. Возможно, он просто не стремится к контакту и не желает раскрывать свою языковую личность.
Филолог Т. П. Тарасенко выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.
Выделим основные характеристики, которые можно определить при анализе речевого портрета:
Заключение
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.