Что такое Artist’s Statement и как его написать?
Если для вас (как и для меня) это понятие новое, то срочно читайте эту статью!
Что такое Artist’s Statment или декларация художника?
Самое сложное, что в русском языке нет аналога для такого выражения. Можно, конечно, использовать»декларация художника» или «манифест», но ясности это как-то не дает, зато появляется какой-то революционный оттенок. Если говорить простым языком, то Artist’s Statment — это тест, в котором художник рассказывает, как и почему он пишет именно так, и что хочет сказать своими картинами.
Этот текст пригодится:
1. Для регистрации в онлайн-галереях. Art-finder, например, требует такой.
2. Для заявки на гранты, конкурсы, арт-резиденции. Причем, для каждого мероприятия его надо будет менять и адаптировать.
3. Для работы с кураторами, галереями. Когда дорастете до серьезных выставок.
1. В самоопределении.
2. В осознании своей уникальности.
Если у тебя есть радикальная идея, и ты борешься за мир во всем мире или за феминизм или за права секс\нац\еще-каких-то меньшинств, то это звучит ярко. А если ты пишешь милые пейзажи, то нужно еще красиво рассказать и преподнести свое искусство. На самом деле, это признак зрелости, когда ты отдаешь себе отчет, что ты пишешь, почему и что хочешь сказать миру. А когда ты еще это и сформулировать смог в яркий и сжатый текст — то Artist’s Statment » готово. И что вы думали, я оставлю вас с этими теоретическими размышлениями один на один? Нет, конечно!
Вот вопросы, которые помогут вам:
1. Почему вы выбрали такой стиль картин?
2. Что вас вдохновляет?
3. На что зрители должны обратить внимание?
4. Какой основной посыл/тема/идея ваших картин?
5. Что особенного в том, как вы создаете свои работы? Какой это имеет смысл лично для вас?
Примеры Artist’s Statement:⠀
Так же вам будут интересны эти статьи:
5 подсказок в написании вашего Artist Statement
Самым сложным текстом для портфолио, среди моих студентов, был и остается Artist Statement.
____
Как продавать свои картины на Artfinder и Saatchi
Наверное для начала стоит дать определение этом зарубежному понятию, для которого еще не придумали настолько же устоявшегося словосочетания в русском языке. Кредо художника, заявления художника, творческое кредо или даже творческий посыл — это все Artist Statement.
Artist Statement (далее AS) — в широком понимании этого понятия, это краткое (чуть позже вы поймете, что не всегда) описание творческой деятельности художника. Это то, что представляет ваше творчество, когда вас нет рядом. AS может быть объемом в 2-3 предложения, а может описывать всю вашу карьеру и даже отдельные проекты.
AS понадобится вам для:
Для европейского и американского художника вопрос о наличии AS не стоит. Любой художник, который когда-либо сталкивался с анкетой при подаче заявки на грант или open call знает, что без этого текста не обойтись. Никто не будет осуждать или смеяться над ваши текстом, если вы новичок и только встали на творческий путь.
Olga Volna «Collages» One-Off 12
5 подсказок, которые вы прочитаете ниже, помогут вам сформировать свой первый AS или улучшить уже существующий. Первое: Вам необходимо показать свою личность; Второе: поделитесь своей страстью; Третье: рассказать о вашем творческом процессе; Четвертое: подчеркнуть свою силу; и Пятое: объявить свою цель.
Покажите свою ЛИЧНОСТЬ
Ваша индивидуальность и личные убеждения питают ваше творчество и помогают сделать вас уникальным художником. Покажите нам, как ваша личность отражается в вашем искусстве.
“Я скучаю по старым временам, когда такие звезды, как Мэрилин Монро и Одри Хепберн обладали настоящим гламуром и мистикой. Мы знали так много об их жизни; остальное было загадкой … Мое увлечение возможностью повторять и повторять изображения — или в случае с фильмом “идти дальше” — демонстрирует мою веру в то, что мы проводим большую часть нашей жизни, смотря, но не видя”.
Мы также узнаем много нового о Фриде Кало и ее личной жизни в этом тексте:
«Я пишу автопортреты, потому что я рисую свою собственную реальность. Я рисую то, что мне нужно. Картина закончила мою жизнь. Я потерял троих детей, и картина заменила мне все это».
Olga Volna «Collages» One-Off 4
Поделитесь своей страстью
Когда мы читаем AS художника, которое источает его волнение и приверженность созданию искусства, мы очаровываемся этим и хотим узнать больше. Страсть заразительна и создает поклонников искусства.
Что вас вдохновляет? Вы путешественник, который транслирует свой опыт через творчество? Возможно, ваша любовь к животным побудило вас заняться этим занятием? Или любовь к природе вдохновляет вас? Есть ли у вас интерес к выражению духовности в вашем искусстве? Обязательно поделитесь своей страстью!
Расскажите нам о вашем процессе
Мы все хотим знать, как вы создаете ваши произведения! Не забывайте, что эта информация важна при обсуждении вашего искусства. Поделитесь чем-нибудь о своем процессе и подходе, которые делают ваше творческое направление уникальным. Например, вы можете описать, почему вы используете эти материалы и инструменты.
В качестве примера, прочитайте интересный AS Генри Мура:
“Сначала я делаю макет любой идеи для скульптуры. Размер макета всего 30 или 40 сантиметров, и я могу держать его одной рукой, переворачивая, чтобы посмотреть на него сверху, снизу и фактически со всех сторон. Таким образом, с самого начала я работаю и думаю в трех измерениях”.
Olga Volna «Collages» One-Off 32
“Я сначала работаю в выбранной сцене или объекте широкими мазками. Затем я начинаю использовать кисти меньших размеров, которые постепенно уменьшаются до наименьшего мазка… это то, что мне нужно — приближаться к мельчайшим деталям и делать их частью целого”.
Подчеркните свою СИЛУ
Вы можете принимать как должное технические и творческие навыки, которые вы приобрели и освоили. Не стесняйтесь этих достижений, которые наполняют или дополняют ваши творческие таланты. Вы овладели техниками реалистичной живописи? Вы опытный абстракционист? Возможно вы окончили ВУЗ по направлению психологии? Ваши знания по фэн-шуй важны в вашем искусстве? Дайте нам знать.
Определите вашу цель
Ваша цель — обучать других, вдохновлять зрителя, пробуждать к самоанализу, приносить чувство исцеления или чувство единства? Возможно, ваша цель через искусство повысить осведомленность зрителей о том, во что вы верите.
Какой бы ни была ваша цель, заявите об этом с уверенностью и ясностью.
Olga Volna «Collages» One-Off 16
Копайте глубже и раскройте свой уникальный голос
Ваш опыт, образование и особенности формируют вашу личность и влияют на творчество, которое вы создаете. Вопросы ниже помогут вам глубже заглянуть внутрь себя и сформировать понимание вашего творческого “Я”:
Как продавать свои картины на Artfinder и Saatchi
Советы по написанию вашего Artist Statement:
Через материальность краски я опосредую переход и пространственный поток между океаном, ландшафтом и космическим пространством. Сильно нанесенная, живописная вязкость привносит трехмерность в работу, в которую зритель может визуально погрузиться.
Я использую краску, чтобы показать переход между океаном, землей и небом. Густо нанесенный краска создает трехмерное пространство, которое привлекает зрителя к картине.
Olga Volna «Collages» One-Off 32
Пример короткого AS от художника Сэма Дюрента:
Моя работа критически относится к социальным, политическим и культурным вопросам. Часто ссылаясь на американскую историю, моя работа исследует различные отношения между популярной культурой и изобразительным искусством. В моей работе были задействованы такие разные темы, как движение за гражданские права, рок-музыка и модернистская архитектура. Я воспроизвожу знакомые визуальные и слуховые знаки, объединяя их в новые концептуально-слоистые инсталляции. Хотя я использую различные материалы и процессы в каждом проекте, моя методология последовательна. Хотя между различными проектами не всегда может быть существенное сходство, они связаны повторяющимися формальными проблемами и предметом обсуждения. Предмет каждой части работы определяет материалы и формы работы. Каждый проект часто состоит из нескольких работ, часто в разных медиа, которые сгруппированы вокруг конкретных тем и значений. В ходе исследований и производства возникают новые интересные области, которые ведут к следующему этапу работы.
How to Write an Artist Statement
Tackle this necessary evil with confidence. Here are seven steps for writing a better artist statement, plus a checklist.
For many artists, it’s a difficult challenge to explain their visual work in words. It almost seems like an oxymoron, but writing is a necessary evil for everything from grants to portfolio “about” pages. The most important thing for artists to write is their artist statement. It can greatly dictate how people view your work, whether you like it or not. A boring statement for exciting work can do a great disservice to the artist—and the world is full of boring artist statements full of abstract language that doesn’t accurately represent the work.
An artist statement should briefly describe how the artist works, and what their work means. It is no longer than a page and can be as short as one hundred words. You can use it for galleries, press mentions, art portfolios, applications and submissions. To write a powerful artist statement it’s important to:
Try to approach writing a statement as an invigorating challenge. Going through this exercise can lead to new ways of thinking about your practice and can propel you towards positive changes. Your artist statement is not a comprehensive description of your work—instead think of the statement as leading into the work.
To help you write an artist statement worthy of your art, we put together this step-by-step process. We’ve also included a handy do’s and don’t’s checklist to ensure you avoid common mistakes.
1. Make a mind map.
First you need to get an overview of your work. If you try to jump right into your statement you might miss connecting the reader to overarching themes. Mind maps are a simple brainstorm strategy that really work. It might seem silly or that you’re back in elementary school but it’s standard for a reason.
Sitting in a quiet place, like your studio, write down anything that comes to mind about your work. How does it connect? What repeats? What collides together and stands out? What is the most unique? The answers to these questions are likely the guts of your statement. This simple strategy can kick off the process in a lighthearted and easy way.
2. Interview yourself
Sometimes mind mapping isn’t enough because you can get trapped in the same words over and over again. It can be hard to get out of your head. Another strategy is to either interview yourself, or better yet, have a friend interview you.
Set up some important questions, then record yourself speaking the answers aloud. This can be a fantastic way to avoid using complicated language, and keep your ideas clear and simple. It will also provide a conversational tone to your writing (i.e. not sounding pretentious). Listen back to the recording. Then transcribe a few good sentences. Suddenly, you’ve already started the artist statement that you dreaded.
Now sure what questions to ask yourself? Here’s a starting list:
3. Outline necessary information
“Does this mean we shouldn’t use abstract terms?,” he writes. “No—we need abstract terms. We need to talk about ideas and concepts, and we need terms that represent them. But we must understand how imprecise their meanings are, how easily they can be differently understood, and how tiring and boring long chains of abstract terms can be. Abstract terms are useful and necessary when we want to name ideas …but they’re not likely to make points clear or interesting by themselves.”
Your artist statement needs specific information. It can be helpful to make an initial list of essential information which becomes the skeleton for your statement. By clearly stating this information, your writing can be more concise.
4. Avoid jargon
It is important to watch out for jargon. Artists are often guilty of using unnecessary and fanciful words. Some artists feel they need to embellish language to legitimize their work, but this often achieves the opposite effect. The more jargon used the more the work appears insecure.
Instead of explaining with academic language, find a way to simply lead the viewer into the work. The statement is not a representation of the work but a strategy to get people interested. It is is more of a teaser. It’s the elevator pitch, not the novel—allow the writing to excite the reader about viewing the work.
Avoiding jargon doesn’t mean dumbing down your work for a mass audience either. It means using the most specific language with economy. If you are reading Derrida as an essential reference to your new work, definitely say that. But don’t say “As a significant reference point to my research based practice I have been absorbing the astute work of Derrida initially to commence this new body of work.” Instead try: “Initially, Derrida was a reference for my new work.” See, wasn’t that a relief!
5. Write in the “active” voice
Using the active voice in your writing accomplishes a few things. It allows your writing to be as brief as possible. It also keeps your work in the present. This makes it feel current, important, and urgent which is especially impactful when applying for grants or residencies. It makes it feel like that work is happening now rather than already achieved. A handy app as a first editing strategy to keep in active voice is Hemingway Editor. This online app screens writing for passive tense, adverbs, and run-on sentences.
Before handing the writing to an outside reader you want to sharpen the writing as much as possible. After running it through Hemingway Editor, there are a few other helpful strategies. First, take a break, go for a walk, or take a nap. Then return to read it through again. Creating distance from the writing is a major key to editing. If you’re too absorbed in writing you won’t be able to see it with fresh eyes.
Another tool that is helpful is a text-to-speech app to read it out loud. Listening to a robotic voice instead of the voice in your head allows mistakes to surface. Suddenly grammatical errors, unnatural tone, or poor sentence order are apparent.
Also, consider the order of paragraphs in your statement. Sometimes, we edit until we realize that the whole piece of writing needs reordering. Do yourself a favor and consider this early on. It can save a piece of stale writing, suddenly make it more concise and shorten it to your maximum word count in a snap.
6. Use proofreaders—at least three!
There are few documents more important than your artist statement. Honor its importance by scrutinizing it with as much outside feedback as possible. Try to choose proofreaders with different skills. Include someone who understands your art work, someone who’s an expert writer with great grammar and lastly, someone who doesn’t know your work. Make sure not every person is an artist—readers should be able to understand your statement without knowing all the references or terms.
7. Create different versions for different opportunities
Artist statements are the cover letter of the art world and, just like a cover letter, you should modify your statement for the application. This doesn’t mean adjusting what your work is about, it means shortening or lengthening it depending on requirements of the application. It could also mean emphasizing different aspects of your work. If you apply for an opportunity at a print studio but your artist statement doesn’t shine a light on your interest in 17th century etching, you should slice something out and add this information. If you’re applying at a university you will want to emphasize more academic language. If you’re providing a statement for a public gallery space you want to keep language conversational and simple. Each statement should consider the context for the statement.
Bonus: The Do’s and Don’ts Checklist
Include precise references
Match your writing to your work
Change your statement based on the opportunity
Draw the reader into your world
Don’t
Use passive or inconsistent voices
Include unnecessary but pretentious references
Include biographical information (this should be only used in a bio or CV)
Как писать Artist statement
Публикуем фрагмент о том, как писать Artist statement из долгожданной книги – учебника британского искусствоведа и арт-критика Гильды Уильямс.
Гильда Уильямс – известный британский искусствовед и арт-критик. В конце марта в серии Garage PRO (совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства «Ад Маргинем Пресс») ожидается долгожданная книга – учебник, книга-руководство «Как писать о современном искусстве» в переводе корреспондента Artandyou.ru Елены Рубиновой. В первой части книга знакомит читателя с основными элементам стиля и содержания, задачами и структурой текста, с интонацией и языком. Во второй части Гильда Уильямс дает практические советы о том, как художнику писать свой Artist statement и другие тексты о современном искусстве в различных жанрах, включая академические эссе, пресс-релизы, тексты для аукционных и выставочных каталогов и этикетаж, статьи в журналах и рецензии, а также тексты для веб-сайтов и блогов.
Лори Ваксман. Художественный критик: 60 слов в минуту. 2005 — настоящее время. Перформанс на выставке «Документа-13». 9 июня — 16 сентября 2012.
Гильда Уильямс «Как писать о современном искусстве»: ГЛАВА III. Техника.
4. Artist statement (декларация художника)
Вопрос «Как писать Artist statement?» кажется абсурдным, так как этот формат предполагает свободу самовыражения и сопротивляется формулам так же, как и само искусство. Некоторые декларации — например, принадлежащие перу Эдриан Пайпер или Роберта Смитсона — входят в число самых впечатляющих текстов о современном искусстве и совершенно неповторимы. В то же время, набрав в поисковике фразу «Мое искусство исследует…», вы получите без преувеличения миллионы вариантов. Для художников, которым трудно выразить себя в словах, существует онлайн-генератор деклараций, готовый сочинить для них «уникальный» абзац, заполненный, увы, стандартным содержимым вроде следующего:
Мое искусство исследует взаимоотношения между гендерной политикой/военно-промышленным комплексом/универсальностью мифа/тела и подражательным насилием/ постмодернистским дискурсом/нежеланными дарами/ этикой скейтборда. Под влиянием Деррида/Караваджо/ Кьеркегора и Майлса Дэвиса/Бакминстера Фуллера/ Джона Леннона новые вариации/комбинации/синергии синтезируются/генерируются/продуцируются на основе запланированных и случайных контактов/эксплицитных и имплицитных смыслов/имманентных и трансцендентных факторов.
Ваша задача — отбросить в сторону эти трафареты и создать яркий текст, который будет:
Чтобы понять, как написать хороший Artist statement, поищем способы не написать плохого. Следуя рекомендациям, приведенным во второй главе, и избегая ловушек, описанных ниже, вы как минимум зададите своей декларации хороший импульс.
Топ 10 ошибок в написании Artist statement (и как в них не угодить)
Банальность
Прежде чем начать с шаблонной фразы «Мое искусство исследует…», изучите множество других вариантов (или придумайте новый). Возможно, для начала стоит прочесть декларации известных художников — не для того, чтобы взять их за образец или окончательно оробеть, а для того, чтобы уловить интонацию, способную привлечь читателя. Загляните в представительный сборник «Теории и документы современного искусства» (2012; составители Кристина Стайлз и Питер Селц), зайдите на сайты художников. Заметьте, какими разными бывают декларации. Вдохновенные тексты Смитсона сродни дневниковым записям: в них есть рассказы о путешествиях, размышления о том, каким может быть искусство, проекты воображаемого переустройства Вселенной. Одни декларации выдержаны в разговорном стиле, другие напоминают манифест, третьи ближе к академическому эссе. Чтобы продемонстрировать широту возможностей, я подобрала к этой теме решительно непохожие один на другой примеры.
Скука
Обычно текст скучен в меру своей расплывчатости: яркая деталь сразу выделит вашу декларацию на общем фоне и привлечет внимание. Будьте конкретны: декларация должна соответствовать только вашему искусству и никакому другому. Избегайте избитых метафор. Пользуйтесь емкими существительными и прилагательными, пишите образным языком (см. Практические решения, с. 93). Конкретность отличает от фразы вроде «Я думаю, что художники должны делать мир лучше» декларацию Брюса Наумана: «Настоящий художник служит миру, открывая мистические истины».
Неестественность Artist statement
Неопытные художники ошибочно полагают, что им нужно найти слова, которые адресат их Artist statement хочет услышать. Если вы пишете для галериста, ученого, коллекционера, куратора или направляете декларацию в комиссию по распределению грантов, помните, что все эти люди читали сотни подобных текстов. У них в голове радар: они безошибочно улавливают фальшивые ноты и мгновенно замечают оригинальность. Да и любой читатель ищет в декларации ваши истинные мотивы и побуждения.
Слова должны звучать искренне для вас самих. Если, перечитав текст, вы говорите себе: «Это может сработать», а не «Ну да, я действительно так думаю», значит, вы присочинили. Читатель хочет услышать за вашими работами живой голос автора и убедиться в том, что ваше творчество самобытно, а не просто может быть обосновано.
Бессодержательность Artist statement
Некоторые художники работают по наитию и считают, что письмо убьет их мысль. Но что в таком случае мешает сказать, почему вы приняли то или иное решение? Таковы многие известные декларации художников: например, часто цитируются слова Марселя Бротарса, в 1964 году объяснившего свое решение сымпровизировать наконец — к сорока годам — художнический успех. Какое решение стало самым важным для вас? Трудным оно было или, наоборот, случайным? А может быть, неожиданными оказались его последствия? Скульптор Энн Труитт (1929–2004) приводит в дневнике историю, объясняющую, почему она остановилась на своем материале:
… Я хотела делать простые некрашеные деревянные скульптуры для открытого пространства. Неподалеку от Национального собора в Вашингтоне есть резная деревянная скамья, потемневшая от времени до медово-коричневого цвета. «Она стоит под деревом и вполне может быть скульптурой», — подумала я прошлой весной, проведя рукой по ее чистой гладкой поверхности. Я уже давно размышляла о японском дереве и еще о том, что в простых материалах заключено нечто божественное. Однажды я решила работать со сталью и просто не смогла. Это было похоже на предложение пожениться от мужчины, который вам во всех отношениях подходит, но которого вы не можете полюбить. Я поняла, что люблю дерево.
Эта декларация может показаться наивной, но последний абзац Artist statement (см. Будьте осторожны с уподоблениями и метафорами, с. 142) о «Мистере Совершенство, который вам претит», с предельной ясностью открывает нам мотивы Труитт: металл ее не волновал, а дерево заставляло биться ее сердце. Волнение чувствуется даже в таких простых словах скульптора: «Мое искусство исследует красоту дерева и простые японские формы, оно изучает, как дерево — мой любимый материал — вбирает в себя все стихии».
Отсутствие связи с произведениями
Не углубляйтесь в культурный контекст (Женщины составляют 49% всех занятых людей и 59% низкооплачиваемых работников). Даже если подобная статистика наводит вас на размышления, на искусстве она отражается мало. Вместо того чтобы перечислять все ваши базовые идеи, в том числе и не сыгравшие сколько-нибудь решающей роли, отберите те, которые действительно вас изменили. Напишите о том, какие моменты оказались для вас поворотными и что подталкивало вас к работе? Все остальное вычеркните. Удачным решением будет подходящая, ясно изложенная и короткая история. А любимую цитату или «важную» статистику лучше вынести за пределы текста.
Запутанность Artist statement
Перечитайте страницы этой книги, где говорится о нежелательности злоупотребления абстракциями и о необходимости хотя бы кратко описать искусство, о котором идет речь, прежде чем перебирать его возможные смыслы (см. Практические решения, с. 93, особенно пункты 1–3). Помните, что специальные термины, в том числе онтология, эпистемология, метафизика, имеют вполне определенное значение. Используйте их умеренно и только при необходимости. Непременно свяжите ваши идеи с техникой, в которой вы работаете. Введите читателя в курс дела, покажите ему свои работы, дополнив текст репродукцией. Используйте какой-либо прием из тех, которые описаны в этой книге: например, сформулируйте ключевую для вашего искусства идею или принцип (см. Короткий описательный текст, с. 180). От чего вы сами получаете наибольшее удовлетворения в своей работе: от материала, от техники, от самого процесса творчества или от поиска идей? А может быть, от общения между людьми, которое они стимулируют? Выберите ваш приоритет и начните декларацию с него.
Затянутость Artist statement
Длина декларации может колебаться от размера твита до целой диссертации. Все зависит от ваших предпочтений, но, как правило, чем короче декларация, тем лучше (около 200 слов — в самый раз). В некоторых случаях — при подаче документов в вуз, заявки на грант или на участие в выставке — объем оговаривается специально. Если вы не можете решить, за счет чего сократить текст, пожертвуйте частью вступления: пусть декларация мчится с места в карьер.
Невнимание к читателю
Модифицируйте базовый Artist statement в зависимости от конкретных целей: не затрагивая сути, переставляйте части текста или акценты. Если краткое вступление к каталогу дает вам полную свободу, то заявка на грант должна отвечать определенным критериям, и при ее подготовке внимательно изучите требования комиссии. В заявке, подаваемой в галерею, стоит объяснить, почему ваше искусство подходит для ее пространства, и даже, возможно, уточнить, как вы представляете себе экспозицию (разумеется, не настаивая на своем решении). Можете указать необходимые вам технические возможности или приблизительный бюджет вашей выставки, дав понять, что она осуществима и что вы не чужды практических вопросов.
Напыщенность Artist statement
В Artist statement не нужно писать «Я, как Матисс…» и т. п. Ссылки на художников, которые повлияли на ваше творчество или с которыми оно перекликается, должны быть четко обоснованы и разъяснены. Приводить хвалебные отзывы («Мои работы были названы волшебными») нецелесообразно: одобрение посторонних людей в этом формате обычно не принимается в расчет. Удачная краткая характеристика вашего творчества, которая помогла вам самим лучше его понять, может быть неплохим добавлением, но помните: главное в Artist statement — ваша способность сформулировать суть своей работы. Разумеется, не нужно указывать читателю, что или как он должен думать, поэтому избегайте предложений, которые начинаются со слов: «Вы почувствуете, что…» или «Зритель всегда реагирует на…». Это не значит, что каждое предложение должно начинаться с местоимения «я» — просто пишите о том, что вы делаете и думаете, не предвосхищая отклик.
Дженнифер Ангус объясняет, как ее интересы художника пересекаются с личной жизнью:
В своих работах я сочетаю фотографию и текстиль. Меня всегда привлекали орнаментированные поверхности, особенно узорчатые ткани, без орнамента немыслимые. Поначалу это было просто завораживающее визуальное удовольствие. Через несколько лет, многому научившись, я заинтересовалась и увлеклась языком орнамента — ведь он может рассказать о человеке, о местности, откуда он родом, о его возрасте, профессии и социальном положении. Используя орнаменты, найденные в природе или на тканях, я создаю язык, наполняющий смыслом сюжеты фотографий, для которых орнамент служит фоном. Фотографии я делаю сама, лишь изредка обращаясь к историческим источникам. Я много путешествовала по Северному Таиланду — родине семьи моего мужа. Он — выходец из горного племени каренов, живущего на границе Таиланда и Бирмы (ныне Мьянма). Люди этого и соседних с ним племен занимают большое место в моих работах. Мне интересна идея Другого, будь то мой муж в здешней культуре или я сама в культуре его народа.
Возможно, ваши творчество и жизнь переплетаются не так тесно, но, так или иначе, Ангус очень доходчиво рассказывает о сфере своих интересов, о том, в чем она черпает материал для своей работы и как это связано с жизненными обстоятельствами, которые по-прежнему ее вдохновляют.
Беспомощность
К счастью, карикатурный образ бессловесного творца, осененного божественным вдохновением, который ждет, пока критик или кто-то еще произнесет прекрасные слова о его искусстве, остался в прошлом, подобно блузе и берету живописца. Всем нам известны имена Дэна Грэма, Мэри Келли, Джимми Дарема — художников, наделенных блестящим литературным талантом.
Возможно, вы не относитесь к этой счастливой категории и письмо дается вам нелегко. Попытайтесь написать несколько страниц от руки, ничем себя не сковывая, а затем выберите в этом потоке текста лучшие, на ваш взгляд, отрывки и расширьте их, обращаясь к любознательному и благосклонному читателю, которому интересно ваше искусство. Чтобы он обрел конкретные черты, представьте себе, что вы пишете письмо своему лучшему единомышленнику. Пишите, мысленно поглядывая на его или ее заинтересованное лицо. Если вам легче говорить, чем писать, попросите кого-нибудь из ваших друзей, интересующихся искусством, взять у вас «интервью»: его расшифровка может стать замечательной основой для Artist statement!
Одиннадцатая ловушка, о которой предпочитают не думать
Слабость искусства
Блестящий Artist statement не сделает интересным скучное искусство. Ваш текст не должен заслонять искусство или вселять чрезмерные ожидания. Удостоверьтесь, что его содержание совпадает с тем, что зритель увидит в ваших работах. Будьте достойны вашей декларации. Если письмо не является важной частью вашего искусства, уделяйте больше времени творчеству, чем его описанию.
Все права защищены: Гильды Уильямс «Как писать о современном искусстве»