Главная » Правописание слов » Как писалось письмо в 19 веке

Слово Как писалось письмо в 19 веке - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

По мере того, как письма становились все более и более популярными в качестве средства общения, соответственно появлялись гиды о том, как писать письмо, что правильно, а о чем не может быть и речи. Многие викторианские условности просвечивают через путеводители и являются ценным способом понять определенные противоречия в Англии девятнадцатого века, такие как определенная «искусная бесхитростность», которая возникла в результате побуждения говорить от чистого сердца, но никогда больше, чем было собственно.

Содержание

Физические проблемы

Противоречия

Руководители по написанию писем одновременно советовали писать с абсолютным чувством и осторожно говорить слишком много или говорить неправильные вещи, независимо от того, были ли за этими неправильными вещами реальные чувства. Многие гиды предупреждали, что любой может прочитать ваши письма и таким образом сделать выводы о вас, даже если те, с кем вы переписывались, уверяли вас, что они сожгли ваши послания.

Брачные письма

В супружеских письмах осторожность в отношении внешнего вида писем подчеркивалась вдвойне, хотя женщин и мужчин поощряли писать от чистого сердца. Мужчин предостерегали от чрезмерных комплиментов своей избранной невесте, поскольку это казалось неискренним; скорее, их моральные качества и женская добродетель равнодушия были поставлены в первую очередь в предложении руки и сердца. Между тем женщин призывали не оставаться без внимания в своих письмах, даже при принятии предложения, только благодарить и говорить о моральных качествах мужчины. Любовные письма не заканчивались словом «любовь», а чаще просто, как «всегда твой друг».

Примеры писем

От джентльмена к даме, исповедующей изменение настроений.

Мисс Рэйчел, ваша записка открыла мне глаза на безрассудство и неправильность того пути, который я избрал в последнее время. Всю ночь я расхаживал по своему этажу, пытаясь решить, какой путь мне следует придерживаться, и решил ответить вам настолько откровенно, насколько вы хотите.

Я не буду пытаться оправдываться, потому что заслуживаю вашего гнева, но скажу только, что я сам был обманут в своих чувствах. Когда я попросил тебя выйти за меня замуж, я поверил, что мы близки по духу и что я смогу сделать тебя счастливой. Я был небогат, но, как я думал, у меня было достаточно для комфорта, и, думая, что вам хватит умеренной компетентности, я пригласил вас разделить мою. Более близкая близость доказала мою ошибку. Ваши экстравагантные желания совершенно мне не по карману, а ваши горькие и саркастические замечания в адрес тех из ваших друзей, которые не богаты, доказывают, что вы жаждете роскошной жизни.

Опять же, если вы просите откровенности, вы так часто причиняете мне боль своим неровным и угрюмым нравом, что я предвижу, что после замужества они оба будут жить в страданиях.

Я знаю, что честь связывает меня с вами, и поэтому не буду просить меня об освобождении, если вы этого не пожелаете, но, если мы поженимся, добросовестно постараюсь заставить вас требовать причин моей холодности, которые я им назвал.

Оставляя нашу помолвку целиком в твоих руках, я всегда твой друг,

От джентльмена к даме, требующей объяснения неблагоприятных комментариев к нему.

Дорогая Люси, у меня только что было длинное интервью с вашим и моим общим другом, который удивил меня, повторив ваши необоснованные утверждения в отношении меня. Конечно, то, что является всего лишь вашим мнением, я не имею права возмущаться, хотя я сожалею, что оно оказалось настолько неблагоприятным, но я имею право потребовать ваших оснований для утверждения, что я явный флирт, лицемер и обеспокоен более одной бесчестной сделки.

Будете ли вы любезны сообщить мне, с кем я флиртовал, как лицемерил и в каких бесчестных делах я участвовал.

Значение букв

Помимо использования в качестве средства переписки, письма можно рассматривать как точное представление о жизненном опыте людей в разные исторические эпохи, и много информации можно почерпнуть из того, что мы читаем в письмах, как государственных, так и частных. Буквы имеют тенденцию быть ценными по многим причинам и использовались в викторианские времена для нескольких целей. Некоторые из этих целей изложены Джеймсом Уиллисом Уэстлейком, учителем государственной школы, родившимся незадолго до викторианской эпохи в Англии в 1830 году и переехавшим в Америку в молодом возрасте, где он опубликовал свою книгу. Во-первых, Уэстлейк считает, что письма ценны для получения знаний о прошлых людях и событиях. Во-вторых, он считает, что они важны для понимания нравственной жизни великих людей, по которой можно смоделировать собственное поведение. Наконец, Вестлейк утверждает, что можно использовать письма хорошо написанных и красноречивых людей, чтобы адаптировать и улучшить свой собственный стиль написания писем. В «Писателе модных джентльменов Нью-Лондона» мы находим пример третьего использования письма: собрание причудливых переписок между обнадеживающими мужчинами и женщинами, которых они хотели ухаживать. Такое руководство могли использовать встревоженные мужчины, когда они готовились написать свои любовные увлечения и выразить свои чувства, и, возможно, женщины, когда они решали, как лучше всего принять или отвергнуть авансы.

Детей также учили искусству письма; их особенно учили аккуратно составлять буквы с помощью инструктивных книг, наполненных инструкциями по рисованию и линиям. Одна из таких книг, « Книги для начинающих рисовать », включала в себя практику традиционного алфавита с инструкциями по рисованию элементов мира природы. Помимо правильного почерка, юношей и девушек учили составлять письма по разным причинам. Книги для девочек научили их использовать свои навыки письма для решения домашних задач, а книги для мальчиков научили правильной форме деловой переписки.

Источник

Как встарину писали письма

Определяя письмо как «один из способов обмена мыслей и чувств», и с юмором заметив, что «письмо есть такое имя существительное, без которого почтовые чиновники сидели бы за штатом, а почтовые марки не были бы продаваемы», А.П.Чехов в рассказе «Новейший письмовник» наставлял: «Письма надлежит писать отчетливо и с разумением. Вежливость, почтительность и скромность в выражениях служат украшением всякого письма; в письме же к старшим надлежит, помимо того руководствоваться табелью о рангах, предпосылая имени адресата его полный титул: например – Ваше превосходительство, отец и благодетель, Иван Иванович».

– «Великому Государю, Царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бьет челом холоп твой Фадейко Крыжевский. По твоему Великий Государь указу велено мне в селе Мигновичи на Литовском рубеже ведать Виленскую почту. Милосердный Великий Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалей меня, холопа своего, вели Государь, меня на время отпустить к Москве для моих делишек, а почте без меня никакой задержки не будет, и о том вели, Государь, послать в Смоленск свою Государеву грамоту. Царь, Государь, смилуйся».

Значительно проще и менее выспренним был стиль семейных писем. Во Временнике Императорского Московского Общества истории и древностей российских напечатано несколько таких писем, одно из которых адресовано А.Н.Безобразову (стольник при царях Алексее и Федоре). При Петре был воеводой. Это письмо от его племянника начинается словами:
– «Государю моему дядюшке Андрею Ильичу племянничишка твой Васька Семенов челом бьет, многолетно, государь, здравствуй дядюшка, на многие лета и с тетушкою с Агафьею Васильевною и со всем своим праведным домом да пожалуй, государь, прикажи писать про свое многолетнее здоровье и про тетушкино».

Характерным для письма того времени было самоуничижение авторов, причем не только в обращении низших к высшим («холоп твой Фадейко»), но и между людьми, равными по положению. Уничижительными полуименами называли себя в письмах даже важнейшие особы. Так, например, князь Юрий Ромодановский писал князю Василию Голицыну: «Юшка тебе челом бьет». Жена князя Голицына подписывалась в письмах к своему мужу: «женишка твоя, Дунька, много челом бьет до лица земного». Боярин Кикин письмо Апраксину заканчивал словами: «раб Вашего Сиятельства Петрушка Кикин».

Кроме того, Петр повелел не бить челом и вместо холопов называться рабами. Чтобы ввести в переписку европейские нравы, он приказал в 1708 г. перевести с немецкого языка книгу «Приклады, како пишутся комплементы разные», в которой обращение к лицу на ты было заменено обращением на вы.

Вместе с усвоением при Петре Великом европейских нравов и обычаев изменялась и прежняя форма русского письма. Уже в 20-х годах XVIII столетия в частной переписке входит в обыкновение называть корреспондента без излишнего подобострастия – милостивый мой государь или просто милостивый государь и подписываться готовый к услугам, покорный слуга, раб послушный, слуга покорный и верный и тому подобное. Так, постепенно совершенствуясь, сформировался теперешний стиль письма, отвечающий требованиям времени и темпам современной жизни.

С той поры давно уже писание писем стало делом обыденным, привычным для всех слоев общества, выработались почти стандартные формы обращения к адресату и различные стили письма, в зависимости от его назначения и характера. Как написать деловое письмо, письмо любовное, письмо от мужа жене, отцу родному, церковному иерарху – ответы на эти и подобные вопросы можно было найти в пособиях и письмовниках. Когда не было ни пособий, ни письмовников, действовали традиции и неписанные правила.

Если в личной переписке нашего современника условности отброшены и к близким людям чаще всего обращаются со словами дорогая, дорогой, милый, любимый, то в официальном делопроизводстве формы письменного делопроизводства жестко регламентируются и образцы деловой переписки заложены в программы для компьютеров и многочисленные руководства.

(По материалам журналов «Почтово-Телеграфный журнал», «Почтово-Телеграфный вестник», «Почтово-Телеграфное эхо».)

Источник

Какъ писать въ старой орѳографіи?

Все, что нужно знать про ять, фиту и твердый знак

Что такое старая (дореформенная, дореволю­ционная) орфография?

Это орфография русского языка, бывшая в употреблении с петровских времен до реформы правописания 1917–1918 годов. За эти 200 лет она, конечно, тоже менялась, и мы будем говорить о правописании конца XIX — начала ХХ века — в том состоянии, в котором его застала последняя ре­форма.

Чем старая орфография отличается от современной?

В русском алфавите до реформы 1917–1918 годов было больше букв, чем сей­час. Помимо 33 нынешних букв, в азбуке имелись i («и десятерич­ное», читается как «и»), ѣ (ять, читается как «е», в курсивном начертании выглядит как ѣ), ѳ (фита, читается как «ф») и ѵ (ижица, чита­ется как «и»). Кроме того, гораздо более широко ис­пользовалась буква «ъ» (ер, твердый знак). Большинство отли­чий дореформен­ной орфографии от ныне­шней имеют отношение к использо­ванию этих букв, но есть и ряд дру­гих, например использование иных оконча­ний в некоторых падежах и числах.

Как употреблять ъ (ер, твердый знак)?

Это самое легкое правило. В дореформенном правописании твердый знак (он же ер) пишется в конце всякого слова, оканчивающегося на согласную: столъ, телефонъ, Санктъ-Петербургъ. Это касается и слов с шипящими соглас­ными в конце: мячъ, ужъ замужъ невтерпежъ. Исключение — слова, оканчиваю­щиеся на «и краткое»: й считался гласной. В тех словах, где мы сейчас пишем на конце мягкий знак, в дореформенной орфографии тоже нужен он: олень, мышь, сидишь.

Как употреблять i («и десятеричное»)?

Это тоже очень просто. Его нужно писать на месте нынешнего и, если сразу после него идет другая гласная буква (в том числе — по дореволюционным правилам — й): линія, другіе, пріѣхалъ, синій. Единственное слово, где написание і не подчиняется этому правилу, — это міръ в значении «земля, Вселенная». Таким образом, в дореформенном правописании существо­вало противопо­ставление слов миръ (отсутствие войны) и міръ (Вселенная), кото­рое исчезло вместе с упразднением «и десятеричного».

Как употреблять ѳ (фиту)?

Буква «фита» использовалась в ограниченном списке слов греческого проис­хождения (причем этот список с течением времени сокращался) на месте ны­неш­него ф — в тех местах, где в греческом была буква «тета» (θ): Аѳины, ака­ѳистъ, Тимоѳей, Ѳома, риѳма и др. Вот список слов с фитой:

Имена собственные: Агаѳья, Анѳимъ, Аѳанасій, Аѳина, Варѳоломей, Голіаѳъ, Евѳимій, Марѳа, Матѳей, Меѳодій, Наѳанаилъ, Парѳенонъ, Пиѳагоръ, Руѳь, Саваоѳъ, Тимоѳей, Эсѳирь, Іудиѳь, Ѳаддей, Ѳекла, Ѳемида, Ѳемистоклъ, Ѳеодоръ (Ѳёдоръ, Ѳедя), Ѳеодосій (Ѳедосій), Ѳеодосія, Ѳеодотъ (Ѳедотъ), Ѳеофанъ (но Фофанъ), Ѳеофилъ, Ѳера­понтъ, Ѳома, Ѳоминична.

Географические названия: Аѳины, Аѳонъ, Виѳанія, Виѳезда, Виѳинія, Виѳлеемъ, Виѳсаида, Геѳсиманія, Голгоѳа, Карѳагенъ, Коринѳъ, Мара­ѳонъ, Парѳія, Парѳенонъ, Эѳіопія, Ѳаворъ, Ѳеодосія, Ѳермофилы, Ѳес­салія, Ѳессалоники, Ѳивы, Ѳракія.

Народы (и жители городов): коринѳяне, парѳяне, скиѳы, эѳіопы, ѳиване.

Имена нарицательные: анаѳема, акаѳистъ, апоѳеозъ, апоѳегма, ариѳметика, диѳирамбъ, еѳимоны, каѳолическій (но католическій), каѳедра, каѳизма, киѳара, левіаѳанъ, логариѳмъ, мараѳонъ, миѳъ, миѳологія, моноѳелитство, орѳографія, орѳоэпія, паѳосъ (страсть, но Пафосъ — остров), риѳма, эѳиръ, ѳиміамъ, ѳита.

Когда писать ѵ (ижицу)?

Почти никогда. Ижица сохранилась только в слове мѵро (миро — церковный елей) и в некоторых других церковных терминах: ѵподіаконъ, ѵпостась и др. Эта буква также греческого происхождения, соответствует греческой букве «ипсилон».

Что надо знать про окончания?

«А бобренокъ сидитъ, глаза на всѣхъ таращитъ. Не понимаетъ ничего. Дядя Ѳедоръ ему молока далъ кипяченаго» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Вотъ онъ [шарикъ] пролетѣлъ послѣдній этажъ большущаго дома, и высунулся изъ окна и махалъ ему вслѣдъ, а онъ еще выше и немножко вбокъ, выше антеннъ и голубей, и сталъ совсѣмъ ма­ленькій…» («Денискины разсказы»).

«Ну и что? — говоритъ Шарикъ. — Необязательно большую корову покупать. Ты купи маленькую. Есть такія спеціальныя коровы для ко­товъ. Козы называются» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«А деньги я вамъ высылаю — сто рублей. Если у васъ останутся лишнія, пришлите обратно» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Въ то время у мамы былъ отпускъ, и мы гостили у ея родныхъ, въ од­номъ большомъ колхозѣ» («Денискины разсказы»).

Что надо знать про приставки?

В приставках, оканчивающихся на согласную з (из-, воз-, раз-), она сохраняется перед по­следующим с: разсказъ, возсіялъ, изсякъ. В приставках без- и чрез-/через- конеч­ное з сохраняется всегда: безполезный, черезчуръ.

Самое сложное: как писать ять?

Правила употребления буквы «ять» так просто, увы, не опи­шешь. Именно ять создавал большое количество проблем дореволюционным гимназистам, кото­рым приходилось заучивать длинные списки слов с этой буквой (примерно так же, как нынешние школьники учат «словарные слова»). Широко известно мнемоническое стихотворение «Бѣлый бѣдный блѣдный бѣсъ», хотя оно было не единственным в своем роде. Все дело в том, что напи­сания с ятем в основ­ном подчинялись этимологическому принципу: в более ранний период исто­рии русского языка букве «ять» соответствовал отдельный звук (средний между [и] и [э]), который позднее в большинстве диалектов слился в произ­ношении со звуком [э]. Различие же на письме сохранялось еще несколько столетий, пока в ходе реформы 1917–1918 годов ять не был повсеместно заменен на букву «е» (за некоторыми исключениями, о которых ниже).

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькій тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.

Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять —
Такъ и надобно писать.

Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ…

Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Свѣсилъ вѣрно при промѣнѣ,
За двѣ гривны продалъ въ Вѣнѣ.

Днѣпръ и Днѣстръ, какъ всѣмъ извѣстно,
Двѣ рѣки въ сосѣдствѣ тѣсномъ,
Дѣлитъ области ихъ Бугъ,
Рѣжетъ съ сѣвера на югъ.

Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно споръ рѣшить
И другъ друга убѣдить…

Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться…

Что же делать нынешнему любителю дореформенной орфографии, желающе­му постичь все тонкости правописания ятя? Нужно ли идти по следам гимна­зистов Российской империи и учить наизусть стихи про бедного беса? К сча­стью, все не так безнадежно. Есть ряд закономерностей, которые в совокупно­сти охватывают значительную часть случаев написания ятя — соответственно, их соблюдение позволит избежать самых распространенных ошибок. Рассмо­трим эти закономерности поподробнее: сперва опишем случаи, где ятя не мо­жет быть, а затем — написания, где ять быть должен.

Во-первых, ять не пишется на месте того е, которое чередуется с нулем зву­ка (то есть с пропуском гласной): левъ (не *лѣвъ), ср. льва; ясенъ (не *ясѣнъ), ср. ясный и т. д.

Во-вторых, ять не пишется на месте е, которое сейчас чередуется с ё, а также на месте самого ё: весна (не *вѣсна), ср. вёсны; медовый, ср. мёдъ; исключения: звѣзда (ср. звёзды), гнѣздо (ср. гнёзда) и некоторые другие.

В-четвертых, ять не пишется в корнях слов явно иноязычного (неславянского) происхождения, в том числе собственных именах: газета, телефонъ, анекдотъ, адресъ, Меѳодій и т. д.

Что касается написаний, где ять должен быть, назовем два основных правила.

Первое, наиболее общее правило: если в слове сейчас пишется е перед твердым согласным и оно не чередуется с нулем звука или с ё, с весьма боль­шой вероятностью на месте этого е в дореформенной орфографии нужно пи­сать ять. Примеры: тѣло, орѣхъ, рѣдкій, пѣна, мѣсто, лѣсъ, мѣдный, дѣло, ѣхать, ѣда и многие другие. Важно учитывать упомянутые выше ограничения, связанные с полногласием, неполногласием, заимствованными словами и т. д.

Второе правило: ять пишется на месте нынешнего е в большинстве грамма­тических морфем:

— в падежных окончаниях косвенных падежей существительных и ме­стоимений: на столѣ, къ сестрѣ, въ рукѣ, мнѣ, тебѣ, себѣ, чѣмъ, съ кѣмъ, всѣ, всѣми, всѣхъ (косвенные падежи — все, кроме именительного и ви­нительного, в этих двух падежах ять не пишется: утонулъ въ морѣ — предложный, поѣхали на море — винительный);

— в суффиксах превосходной и сравнительной степени прилагательных и наречий -ѣе (-ѣй) и -ѣйш-: быстрѣе, сильнѣе, быстрѣйшій, сильнѣйшій;

— в основообразующем суффиксе глаголов на -ѣть и образованных от них существительных: имѣть, сидѣть, смотрѣть, имѣлъ, сидѣлъ, смо­трѣлъ, имѣніе, покраснѣніе и т. п. (в существительных на -еніе, образо­ванных от других глаголов, нужно писать е: сомненіе — ср. сомневать­ся; чтеніе — ср. читать);

— на конце большинства предлогов и наречий: вмѣстѣ, кромѣ, возлѣ, послѣ, налегкѣ, вездѣ, гдѣ, внѣ;

— в приставке нѣ-, имеющей значение неопределенности: нѣкто, нѣчто, нѣкий, нѣкоторый, нѣсколько, нѣкогда (когда-то). При этом отрица­тельная приставка и частица пишется с «е»: негдѣ, не за что, не съ кѣмъ, некогда (нет времени).

Наконец, есть два случая, где ять в окончании нужно писать на месте нынеш­него и: онѣ и однѣ — «они» и «одни» по отношению к существительным жен­ского рода, а в случае с однѣ — и в косвенных падежах: однѣхъ, однѣмъ, однѣми.

«Ну что же. Пусть будетъ пуделемъ. Комнатныя собаки тоже нужны, хоть онѣ и безполезныя» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Посмотри, что твой Шарикъ намъ устраиваетъ. Придется теперь но­вый столъ покупать. Хорошо еще, что я со стола всю посуду убралъ. Остались бы мы безъ тарелокъ! Съ однѣми вилками («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

Кроме того, в нелегкой борьбе с правилами употребления ятя может помочь знание других славянских языков. Так, очень часто на месте ятя в соответству­ющем польском слове будет написано ia (wiatr — вѣтеръ, miasto — мѣсто), а в украинском — і (діло — дѣло, місто — мѣсто).

Как мы уже сказали выше, следование этим правилам убережет от ошибок в большинстве случаев. Однако, учитывая, что в правилах употребления ятя множество нюансов, исключений, исключений из исключений, никогда не по­мешает проверить по справочнику написание, если вы в нем сомневаетесь. Авторитетный дореволюционный справочник — «Русское правописание» Якова Грота, удобный современный онлайн-словарь — www.dorev.ru.

А нет ли чего попроще?

Есть. Вот сайт «Славеница», на котором можно перевести большинство слов в старую орфографию автоматически.

Источник

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Методическая разработка урока письма. Литературная гостиная «Неотправленные письма». 10-й класс

Класс: 10

На материале русской и зарубежной литературы XIX века

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

ЗАДАЧИ:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель. Господа, уважаемые гости и участники нашей литературной гостиной! Мы приглашаем вас в XIX век.… И не просто в XIX век, а в необыкновенный мир дворянства, мир высокой культуры, образованности, аристократизма!

1.1. XIX век – самая знаменательная эпоха в русской литературе

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основные идеи, свойственные литературе этого времени – это рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник создает собственный мир. К примеру, мир Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей этого века и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Но разговор будет идти не просто о достоинствах литературы XIX века, наше мероприятие называется «Неотправленные письма». Почему письма? Многие из вас догадались, зачем на уроках мы уделяли особое внимание письмам литературных героев, анализировали их, стараясь понять любимого героя и самого автора. А почему «неотправленные», вы скоро узнаете. В нашей гостиной сегодня не только ученики 10 класса, а уважаемые артисты, юные писатели, ученые-литературоведы и критики, художники просто любители литературы. Именно они раскроют вам тайну названия темы сегодняшнего мероприятия. Слово предоставляется ученым-литературоведам.

1.2. Особенности письма или эпистолярные традиции XIX века

1.3. Письмо как средство самовыражения человека

2 ученый. В век высокой дворянской культуры, образованности, аристократизма в письмах герои выражают свои мысли каким-то особенным, возвышенным языком, называют друг друга на «вы», не используют в своей речи грубых, простонародных слов и выражений. И в этой манере говорить сказывается их дворянское воспитание, причастность к аристократической среде.

1 ученый. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпистолярный жанр занимает огромное место в истории русской литературы. Авторы создают таких героев, которые очень сложны в нравственном, психологическом и эмоциональном плане, и эпистолярный жанр является чуть ли не единственным средством для лучшего понимания произведения.

2 ученый. Безусловно.

Учитель. Благодарим наших ученых, которые, несмотря на свою занятость, нашли время посетить нас и поделиться своими знаниями в области эпистолярного жанра и его роли в литературном произведении (учащиеся садятся на свои места).

2. «НЕОТПРАВЛЕННЫЕ ПИСЬМА»

2.1. «Немного актерского мастерства»

Учитель. А сейчас немного актерского мастерства! Поприветствуем артистов, которые представят свое творчество небольшими сценками из известных вам произведений.

Инсценированный эпизод №1. Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Последняя глава «Утро» (письмо Настеньки своему романтическому другу).*

* Ученица (актриса) пишет письмо. На столе перо и чернильница, лист бумаги, зажженная свеча, в левой руке носовой платочек, расшитый кружевом, девушка читает письмо вслух и плачет.

Ученица-актриса. «О, простите, простите меня! На коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя…»

Учитель. Дорогие друзья, поблагодарим нашу актрису за такое трогательное выступление и немного побеседуем.

2.2. Беседа об увиденном и прочитанном*

* Предварительно группе учащихся «Любители литературы» было дано домашнее задание прочитать повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи»; проанализировать последнюю главу «Утро»; ответить на вопросы.

Вопросы к группе учащихся «Любители литературы» и предполагаемые варианты ответов:

1. Какие эмоции и чувства вызывает у вас выступление?

2. Какие традиционные особенности письма, характерные для данной эпохи (эпохи барышень 19 века), вы можете выделить?

3. Как характеризует это письмо нашу героиню?

2.3. Неожиданные письма

Учитель. Наш герой не смог написать ответного письма девушке, так как автор произведения оставляет бедного Мечтателя наедине со своим горем и заканчивает повесть. Можно ли это письмо придумать, как бы продолжив немного данное произведение? Выразить чувства любви, страдания, ответного прощания девушке?

Ответ на этот вопрос мы прослушаем сейчас в выступлении юного писателя*.

* Группе «Начинающие писатели» было дано творческое домашнее задание: Написать воображаемое письмо-ответ героя Настеньке, используя сюжет повести, внутренние монологи и переживания героя, стиль речи и пр.

Юный писатель.

Выразительное чтение сочиненного ответного письма Настеньке от Мечтателя: «Милая Настенька, как благодарен я тебе за это письмо…!»*.

* Письмо Настеньке, см. «Результаты творческой деятельности учащихся».

Беседа-рассуждение учителя и ученых-лингвистов с автором письма и предполагаемые варианты ответов:

1. Как тебе удалось написать это письмо?

2. Что помогло тебе в его написании?

Ученый 2. Но обратите внимание, уважаемые, на то, что сочинить воображаемое письмо и как бы вставить его в композиционную линию далеко не всем возможно. Да и нужно ли?

Ученый 1. А я считаю, что это замечательно. Читатель, как наш Мечтатель, тоже имеет право на свое творение. Роль письма в самораскрытии героя огромна. В них чистота помыслов и чувств, наивность и простота, необыкновенная искренность, самоотверженность в поступках и одновременно застенчивость. Автор в ответном письме великолепно отразил эти качества героя, впрочем, очень похожего и на других известных персонажей Достоевского.

Учитель. Совершенно верно, уважаемые литераторы. В течение долгих пяти частей Ф.М.Достоевский в другом, хорошо вам известном произведении «наказывает» своего героя за преступление. Это очень символично, что только одна часть романа посвящена преступлению, а все остальные – наказанию. Страдающий, одинокий, ограждающий сам себя от других людей, от их попыток пробраться в его внутренний мир, Раскольников все-таки стремиться обрести человека, который принял бы часть его страданий на себя. И приходит он к Соне…

Инсценированный эпизод №2. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». «Признание». Часть 5, глава IV*:

* Соня и Раскольников. Для декорации лишь стол и стул. Соня сидит, закрыв лицо руками. Раскольников стоит рядом. Он взволнован и импульсивен.

Ученик-актер: «Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю, что меня черт тащил…»

Беседа с группой учащихся «Любители литературы и предполагаемые варианты ответов*:

* Группе учащихся «Любители литературы было дано задание: перечитать эпизод признания Соне Раскольниковым и ответить на вопросы.

1) что лучше всего удалось передать нашим актерам?

артист в роли Раскольникова в великолепии показал ту натуру, которую я себе представлял. Это и внешние данные: худоба, сутулость, движение больших глаз, болезненность, какая-то суетливость и нервозность;

— я бы добавил уверенность в своей непогрешимости и одновременно отчаяние в невозможности объяснить содеянное;

— главное в роли Сони – глубокое сострадание герою, и это у актрисы здорово получилось, а еще она была настойчива во всех своих репликах.

2) как характеризует данная сцена героев?

— сцена показывает, что герои глубоко несчастны в своих страданиях. Это очень важная сцена в романе, здесь герои – товарищи по несчастью, они очень близки друг другу.

3) получил ли Раскольников облегчение от признания именно в этом эпизоде?

— нет, его признание неясное, скомканное, нервное, герой по-прежнему не раскаивается в содеянном.

Учитель. А представьте себе, что этой сцены в романе нет, что Раскольников, ранимый, измученный и очень скрытный человек, не нашел в себе сил признаться в преступлении Соне вот так, сейчас. Представьте себе, что он (отчасти) сделал это в письме…

Творческое домашнее задание 2

Придумать «письмо-признание» Соне, используя историю преступления героя, его внутренние монологи и переживания, отношения с другими персонажами романа, стиль речи и, конечно, этот эпизод. Определить место данного письма в содержании произведения.

Выступление начинающего писателя. Выразительное чтение сочиненного письма: «Соня! Ты не представляешь, сколько раз я хотел тебе все рассказать!» (См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

Беседа учителя с автором письма:

как ты думаешь, признание Раскольникова в письме – это допустимо? Мог бы это сделать в своем романе сам Достоевский?

— конечно, допустимо, к тому же, Достоевский – великий мастер эпистолярного жанра;

почему же герой не написал такого письма Соне, а объяснялся при встрече?

— думаю, что здесь может быть несколько причин: он бы слишком измучен своим актерством (играть невиновного); Соня – самый верный его друг; он не планировал сейчас этого признания, оно получилось спонтанно, тяжело. Думаю, что сам Раскольников пожалел, что рассказал это Соне, достаточно было видеть ее невыносимые страдания.

Инсценирование эпизода

Аплодисменты нашим артистам!

Беседа с учащимися, получившими домашнее задание: перечитать, проанализировать сцену объяснения Базарова в любви к Одинцовой, ответив на вопросы:

1) что можно сказать о характере героини?

Предполагаемые ответы:

— Анна Андреевна Одинцова – красивая, богатая женщина. Она образованна, независима, аристократка. И кажется, она нуждается в любви, но избалованная светская барыня добивается признания Базарова;

2) в чем причина ее испуга в момент признания Базарова?

— должно быть, его страстное признание было слишком порывистым и неожиданным для нее. Кажется, она хотела нежного, красивого признания;

3) возможен ли, по-вашему, союз этих двух персонажей?

— представить себе Базарова и Одинцову в супружестве очень сложно. Ведь Евгений – человек принципов. Несмотря на сильное, неожиданное для него чувство, он останется прежним Базаровым. Анне Сергеевне будет с ним не только сложно, но и невыносимо;

— союз этих двух сильных личностей мог бы быть, если бы Одинцова была влюблена в Базарова, но они не были бы счастливы вместе, это невозможно.

Учитель. Да, я согласна с вами. Но подумаем об Анне Сергеевне немного иначе. У нас есть человек, который написал письмо, но не тому, о ком вы сейчас подумали, не Базарову, а некой приятельнице Ольге, о которой в романе не упоминается…

Творческое задание 3

Придумать письмо госпожи Одинцовой, в котором бы раскрылось истинное отношение героини к Базарову, используя историю прошлой жизни, характеристику героини, ее образ жизни и пр.

Выступление начинающей писательницы. Выразительное чтение сочиненного письма:

«Здравствуйте, душенька Ольга!» (См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

Беседа с автором письма:

— как удалось тебе передать истинное отношение героини к Базарову?

Предполагаемый ответ:

— кроме знания текста, внимательного прочтения эпизодов, связанных с этой темой, пришлось обратиться к учебнику и дополнительной литературе!

Ученый 2. В великолепно прочитанном письме даются ответы на те вопросы, на которые выше было сложно ответить. Оказывается, не надо трагизм базаровской любви видеть лишь в характере изнеженной барыни-аристократки, не способной откликнуться на чувство героя. Она и хочет полюбить его, но не может, потому что где та грань, которая отделяет его признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Все известные критики пришли к выводу, что Базаров способен на настоящее человеческое чувство, способен сердцем, но поступки? Принципы? Демократизм? Союз невозможен.

Учитель. А сейчас – сюрприз. Хочу представить вам еще одно юное дарование. Эта начинающая писательница сама выбрала произведение, в котором, как она считает, не хватает одного письма. Что это за книга?

Выступление с индивидуальным заданием «Неотправленное письмо в моей любимой книге

Английская писательница XIX века Ш.Бронте и ее роман «Джен Эйр».

Краткий комментарий к созданному письму (для тех, кто не знаком с этим произведением):

Джен Эйр, главная героиня известной английской писательницы Шарлотты Бронте, вынуждена бежать из богатого графского имения Фейрфаксов накануне своей свадьбы с мистером Рочестером. Случилось несчастье: в момент венчания вскрылись тайные обстоятельства жизни Рочестера: он был женат, но вынужден держать женщину в заточении по причине ее сумасшествия. Джен, потрясенная событиями, покидая любимого хозяина, уезжает, не попрощавщись и не оставив даже записки. Я решила поправить такое положение дел и думаю, что это письмо могло бы украсить композицию этого прекрасного произведения.

Выразительное чтение письма: «Мистер Рочестер! Дорогой мой хозяин! Единственная моя любовь. » (См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

Беседа с автором письма:

почему ты обратилась к этому произведению?

— прочтение романа летом из рекомендованного списка чтения девочкам моего возраста настолько захватило, что стало моим любимым произведением, а Джен Эйр – любимой литературной героиней).

— как возникло решение создать именно здесь и так это письмо?

— чувства героев были настолько велики, а страдания, навеянные судьбой, так глубоки, что это письмо, как мне кажется, автору романа необходимо было создать именно сейчас, в этом моменте произведения. Я поражалась силой характера девушки и постаралась выразить это в письме, выбирала авторские фразы, на мой взгляд, самые интересные, сочиняла свои, сохраняя стиль речи героини, подчеркивая и силу ее любви к герою).

Интересно, а чем же все это время занимались у нас юные художники? (ребята-художники демонстрируют свои рисунки карандашом: эскизы, наброски, из которых должна получиться иллюстрация к эпизодам произведений. Участники мероприятия делятся впечатлениями о работах).
(См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. РЕФЛЕКСИЯ

Итак, дорогие дамы и господа! Выступления артистов, литературоведов, писателей и наших десятиклассников закончились. Хотелось бы знать ваше мнение о проведенном мероприятии и задать вам последние вопросы.

Заключительная беседа (рефлексия):

Учитель. Да, дорогие мои! Я разделяю ваше мнение о том, что вряд ли наши знаменитые классики обиделись бы, хотя замечаний и критики было бы немало. Но, поверьте, что любой из них был очень рад тому, что их романы не только читаются юношами и девушками, а читаются глубоко, проникновенно, так, что хочется что-то вставить, продолжить, помочь любимому герою или даже самому стать писателем. Именно письмо, порой лишь один листик бумаги, всегда позволяет сказать то, о чем, может быть, никогда не решаешься сказать вслух.

ПИСЬМА, ОТПРАВЛЕННЫЕ ИЛИ НЕОТПРАВЛЕННЫЕ, КАК АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ, СОХРАНЯЮТ ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО СВОИХ АВТОРОВ! И в этом мы сегодня убедились!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЖЕЛАНИЯ

Данное мероприятие уместно проводить в 10-м классе (3–4 четверть), когда уже будет изучено творчество И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и других писателей и как обобщающее внеклассное мероприятие, и как открытое мероприятие литературного кружка. Учителю литературы, ведущему гостиную, желательно быть в вечернем длинном платье, девочкам и мальчикам соответственно (на усмотрение учителя и учащихся) одеться в стиле эпохи.

К мероприятию необходима предварительная подготовка:

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бронте Шарлотта. «Джен Эйр». Роман.

2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя.

3. Достоевский Ф.М. «Белые ночи». Повесть.

4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».

5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Книга для учителя. М., Просвещение, 2010.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как писалось письмо в 19 веке, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как писалось письмо в 19 веке", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как писалось письмо в 19 веке:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *