Вопрос-ответ: Как писать, если не пишется, и чем важен «плохой текст»
В группе «Школы вдохновения» ВКонтакте начинающие авторы часто задают важные вопросы, касающиеся работы над произведением. Обычно мы отвечаем лично, даем короткие советы.
Но если вопросы распространенные и действительно важные, волнующие многих авторов, особенно – начинающих, на них стоит ответить подробно. В статье.
С согласия автора, обратившегося к нам, публикуем его письмо (орфография и пунктуация сохранены):
Иногда случается, что вообще ничего не получается написать – можно часами над пустой страницей сидеть, или получаются главы повести ни о чём – на порядок хуже, чем те, что написаны даже вчера. Есть ли способы, как с этим бороться? С 1 стороны, ждать вдохновения – жизни не хватит даже на 1 книгу, с другой, писать что-то непонятное без настроения – тоже не вариант…
Здесь имеют место быть следующие проблемы: а) недостаточная проработка все истории и ее отдельных эпизодов; б) потеря интереса.
Разберем оба момента подробно.
О важности проработки истории, или «Утром деньги – вечером стулья»
По собственному опыту могу сказать, что бесплодное сидение над чистым листом – это незнание, о чем писать. История не проработана в мелочах. Есть лишь абстрактное понимание того, что будет дальше.
Получается, прежде чем придумать и обработать задумку, вы сразу садитесь писать. В надежде, что сейчас начну, а в процессе все придумается. И бывает, что придумывается. И пишется. И иногда прилично. А иногда – ни о чем. И хуже, чем накануне. Но иногда для этого приходится сидеть и смотреть на файл, перечитывая написанное, несколько часов. А иногда – даже это не помогает. И не придумывается, и не пишется вообще.
Что делать в таком случае – когда не пишется вообще?
1. Не садитесь писать, пока не придумаете продолжение и не продумаете эпизод.
Да, «утром деньги – вечером стулья». Если вы пишете по вечерам, то с утра перечитайте последние страницы и в течение дня решайте – как повернуть сюжет, куда и зачем пойти герою, что случится? Очень хорошо помогает метод вопросов – герою, ситуации. И к вечеру – к началу работы – у вас будет сумбурное, но все-таки представление, о чем писать. А из сумбура польза извлекается быстрее, чем из пустоты.
Если для работы определен день, тоже не садитесь писать сразу. Придумайте занятие, которое не мешает думать, – погулять полчаса, разобрать книжный шкаф и пр. За мелкими бездумными занятиями очень хорошо размышляется. Но не о вечном. ? А о том, о чем писать следующий эпизод.
2. Пишете зарисовки на будущее.
Если продолжение упрямо не придумывается, оставьте это занятие. Вероятно, вам еще не пришли нужные мысли. Подумайте о других сценах – о концовке или о развязке. Продумайте их и запишите – короткими зарисовками. Это тоже проработка. И сбор материала. Когда его набирается достаточно, вопрос, о чем писать дальше, исчезает сам собой. Достаточно поднять все зарисовки, просмотреть и выстроить их в событийную цепь. И, конечно, подумать. Что, зачем и почему. Другими словами, поработать над идеей книги.
И напоследок. Не теряйте время на пустопорожнее сидение за компьютером. Если за пару часов вы так ничего и не придумали, займитесь другими делами. Да, ждать вдохновения – жизни не хватит, но и на книге свет клином не сходится. Чем весь день судорожно заставлять себя написать один абзац, лучше потратить время с пользой. Сделать отложенные дела, посмотреть фильм или почитать.
Я, кстати, часто замечаю, что именно в такие моменты расслабленности, когда ты не заставляешь себя работать, и приходят интересные идеи – или о новых книгах, или о том, как продолжить старую. Мозг все равно будет решать поставленную перед ним задачу. И лучше всего она решается не из-под палки, а в свое время. Опять же, фильмы и книги могут натолкнуть на дельную мысль.
Об интересе к истории и к работе над книгой
Вспомните моменты, когда вам и придумывалось, и писалось легко (или относительно легко). Что это состояние сопровождало? Подходящая обстановка, хорошее настроение, музыка, интерес к истории?
Подходящий настрой на работу – это, прежде всего, интерес к истории. Если его нет, если вам интересна только развязка, но не середина, – настроя не будет. И вдохновения тоже. Ищите интерес в каждом эпизоде, на каждой странице. Обязательно. Конечно, в книге есть такие места, о которых сказать надо, но вам эта тема скучна. Посмотрите на нее с другой стороны. Иногда достаточно просто иначе увидеть ситуацию– и иначе преподнести. С интересом.
Так же, помимо интереса собственно к истории, очень важен интерес к процессу – к написанию. Получать от работы удовольствие в писательстве необходимо, а оно – в том, чтобы с интересом связывать слова и плести из них образы. С последним у многих проблемы – нравится выдумывать, а вот записывать – уже нет.
Если все придумано, продумано, но пишется все равно тяжко, лично я использую метод «двух штрафных страниц». Он заключается в следующем. Вы определяете примерное время, за которое вам необходимо написать две страницы. Собираетесь с мыслями, засекаете время и садитесь писать. И не встаете со стула, не выходите в Интернет, пока не напишете. И обязательно уложиться в определенные, допустим, два часа, чтобы не растягивать «удовольствие» на сутки.
Почему именно такой объем – две страницы?
Как правило, именно 2-3 страниц нам хватает, чтобы или зверски устать выцарапывать слова, или же расписаться, почувствовать слово и проникнуться потерянным интересом. И после двух страниц я либо ставлю точку и закрываю файл, либо продолжаю усердно писать – но уже без заданного времени и объема, сколько получится – столько получится. О качестве материала я голову не грею. Ибо не в этом смысл черновика.
О «плохом тексте» и главах «ни о чем»
Смиритесь с тем, что книгу «о чем» – где каждый эпизод, каждый факт, каждое слово на месте – вы с первого раза не напишете никогда. Точка. И никто никогда не напишет, даже писатели с бездной опыта. Целостность текста, глубина смысла и красота образов достигаются шлифовкой. Это редактура, тестирование и снова редактура. И, согласитесь, глупо начинать шлифовать неготовую деталь. Сначала нужно ее сделать. Написать черновик, дать ему отлежаться и перечитать. И только тогда браться за шлифовку.
Поэтому смело пишете даже главы «ни о чем». Потом вы их перепишете, допишете, вырежете в конце концов. Это всего лишь текст, слова. Научитесь не жалеть их. Это только материал. Любой ремесленник использует исходного материала больше, чем нужно, для создания творческого продукта. У писателей это слова. Лично я за одну редактуру вырезаю, «выметаю» из текста под два авторских листа – это 40-50 страниц текста. И – нет – не жалко. А жалко – вырезайте и оставляйте в черновиках. Просто так, чтобы было.
Рано или поздно выработается привычка писать – сначала просто каждый день, потом – каждый день по «две штрафные» страницы. Потом – больше. И если вы чувствуете, что писательство – это ваш путь, то за привычкой придет и опыт. А с опытом – и легкость. И удовольствие от работы. И от истории, конечно же.
И еще один важный момент.
Восприятие текста – любого, вашего или чужого – во многом зависит от сиюминутного эмоционального настроя. Сейчас у вас плохое настроение после тяжелой работы, и написанное кажется косноязычным бредом.
Попробуйте перечитать его спустя недели две, в хорошем настроении, как чужой текст. И вы наверняка увидите разницу. И, вполне возможно, подумаете – а не так все плохо.
Пишите, как получается. Пишите, когда получается. Главное – закончить черновик. Довести дело до конца. Дать черновику отлежаться. А уже потом – шлифовать, вырезать и приводить в порядок. Когда история закончена, вы яснее и четче видите, что в тексте не так.
Друзья!
Если хотите задать нам вопрос, пишите на почту [email protected]
В теме письма обязательно укажите «Вопрос-Ответ». И предупредите, если хотите задать вопрос анонимно (тогда письмо опубликуем без имени).
Ждем ваших писем!
Писательский ступор. Часть 2. Как писать, когда не пишется?
А сегодня обсудим техники, позволяющие легко написать текст, если тема уже есть.
✔Поговорить с листом: «Меня зовут Маша. Мне надо написать о…» и рассказать, что узнает читатель из текста, — вы почти всё напишете, останется только изменить начало и подкорректировать текст с учётом аудитории. Это не новомодный способ преодоления творческого кризиса, кстати, ещё Гоголь советовал подобный метод Соллогубу: «Возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: “мне сегодня что-то не пишется”. Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придёт хорошая мысль! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович».
✔Похожий приём — испачкать бумагу: начать со второго абзаца. Или с конца, если знаете, как закончить. Вспоминается история создания фильма «Я шагаю по Москве»: «Идею фильма придумал мой друг, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов, — рассказывает режиссёр Георгий Данелия. — Он пришёл ко мне домой с бутылкой шампанского. Идея уложилась в два предложения: “Дождь, по улице идёт девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, едет за девушкой и держит над ней зонтик…” Так и решили снимать фильм о хороших людях. В тот же день мы с Геной придумали весь сценарий».
Всего два предложения, которые помогли раскрутить целый сценарий!
✔Еще есть фрирайтинг. Включаете таймер на 20 минут и пишете все, что приходит на ум по теме. Главное не отрываться и ничего не исправлять. На пятой минуте станет невыносимо, а потом откроется второе дыхание — появятся оригинальные идеи. С помощью фрирайтинга можно решить и личные проблемы, и бизнес-задачи, это вариант мозгового штурма в одиночку.
⠀
Как видите, каждая техника преследует главную цель — начать. Это самое сложное. А втянуться и завершить текст уже намного проще.
⠀
Расскажите, как вы начинаете работать, если нет вдохновения. Делитесь приёмами!
Муза, приди. Как писать, когда не пишется?
Существует красивый миф о том, что пишущие люди работают только когда приходит вдохновение. На деле же у вас есть контент-план и дедлайн, которых нужно придерживаться. У каждого случаются такие дни, когда «не пишется». Как выйти из творческого ступора?
Берите пример с великих
Гоголь Николай Васильевич советовал решать проблему творческого ступора так: «… возьмите перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: “мне сегодня что-то не пишется”. Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки».
Хемингуэй работал стоя; Достоевский расхаживал по комнате и проговаривал текст вслух; Набоков писал на прямоугольных разлинованных карточках карандашами с резинкой на конце, и других инструментов не признавал; Фицджеральд вел ночной образ жизни и редко работал трезвым, а Харуки Мураками строго соблюдает режим, просыпаясь в четыре утра. Как видите, у писателей свои ухищрения присластить музу.
Создавайте ритуалы
Определенная обстановка, действия, антураж настраивают на рабочую волну. Например, перед началом трудового дня вы всегда наливаете кофе и просматриваете ленту новостей. Или включаете в наушниках классическую музыку. Кому-то нужен пустой стол, чтобы сосредоточиться, кто-то работает в кресле, поджав под себя ноги. Время суток тоже имеет значение — одним лучше всего пишется с утра пораньше, другие, наоборот, работают по ночам. Эти ритуалы служат якорем, который помогает поймать настроение. Если у вас их еще нет — создайте.
Главное — начать
Самое сложное — это преодолеть боязнь чистого листа и начать хоть как-нибудь. Не нужно стараться писать сразу чистовик. Попробуйте набросать план, зафиксировать мысли, обрывки предложений. Пусть это будет криво и нескладно, но так у вас появится текст, над которым можно работать.
Начните с конца
Если сложно сразу приступить к основному тексту, попробуйте начать с второстепенного: подберите иллюстрации, инфографику, комментарии экспертов. Почитайте материалы других авторов на эту тему, а лучше — свои самые удачные тексты. Это поможет «раскачаться», вдохновиться, и уже подготовленным приступить к главной части работы.
Перечитайте заметки
Очень полезно записывать свои мысли в блокнот или иметь какой-то файл для заметок в телефоне. Записанные ранее идеи придут на помощь, когда настигнет очередной кризис.
Удовлетворите свои потребности
Нет никакого смысла издеваться над собой и работать, когда вам жарко, холодно, некомфортно, вы хотите есть или спать. Организм будет настойчиво требовать свое и все равно не даст вам работать. Сначала удовлетворите все свои физические потребности. То же самое касается незавершенных дел. Если над вами висит какое-то обязательство, например, по рабочему проекту, который приоритетнее блога, лучше его выполнить и с чистой совестью приступать к своему творчеству.
Никаких ограничений
Часто приступить к работе мешают ограничения. Например, вам нужно уложиться в определенное количество знаков или в корпоративный стиль. Если причина застоя именно в этом, начните писать так, будто никаких ограничений нет. Вы можете написать эмоциональный текст, полный воды и вводных предложений, а потом выжать из него самое главное.
Некоторые авторы начинают работу с отвлеченных тем, чтобы «расписаться». Пишите на любую тему, кроме заданной — это поможет мозгу настроиться на творчество, поймать ритм, стиль и выдать что-то достойное.
Не пишите
У пишущих людей бывают такие дни, когда один взгляд на монитор вызывает отвращение. В таких случаях действительно лучше не писать, а заняться чем-нибудь другим. Прогуляться, сходить в магазин, сделать уборку, просто отдохнуть. В это время не нужно себя корить за несделанную работу. Важно понимать, что это состояние обязательно пройдет, а за упадком непременно следует новый прилив вдохновения.
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
VII. Правописание НЕ и НИ
Орфография
VII. Правописание НЕ и НИ
1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.
2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).
3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).
4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).
Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).
5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).
В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.
6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.
7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).
Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.
1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.
Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.
2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.
3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).
Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.
4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.
О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из. не под. не то. не то.
Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).
6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.
7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. п.
2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.
§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.
Об употреблении частицы ни см. § 48.
Как пишется Не с прилагательными – привожу все правила, чтобы вы легко в них разобрались
Иногда слитно, иногда раздельно. Надо знать правила.
С полными и краткими прилагательными «не» пишется иногда слитно, иногда раздельно. Давайте разбираться.
Слитное написание
Когда можно заменить синонимом, то есть похожим по смыслу словом. Обратите внимание, в этом синониме не должно быть частицы «не».
Если прилагательное не употребляется без не. То есть нельзя приставку не- просто так взять и отбросить:
Раздельное написание
Если есть противопоставление с союзом «а», причем противопоставляется тот же признак, который отрицается. Школьники здесь всегда тупят, смотрите примеры:
Не пишется раздельно, когда она отрицает признак. В первом случае я хочу сказать, что болото «не большое, а маленькое», то есть отрицаю признак «большое».
Во втором случае никакого отрицания нет. Я приписываю болоту два признака: оно «небольшое» + в нем полно лягушек.
Если есть усилительные слова: вовсе не, ничуть не, отнюдь не:
Это были правила, которые достаточно знать для школы. Приведу еще несколько более углубленных. Советую вам пробежаться по ним глазами, чтобы лучше усвоить тему.
Вузовские правила на Не с прилагательными
Не пишется раздельно с относительными прилагательными, потому что к ним в принципе нельзя подобрать синоним: «Мой особняк не кирпичный», «Вода не соленая».
Если относительное прилагательное в контексте перешло в качественное, то может быть слитное написание:
«Не» может писаться отдельно, когда на ней интонационное ударение. Прочитайте диалог:
– Апельсины, бананы, хурма, яблочки – все такое вкусное!
– Хурма-то как раз не вкусная.
Почувствуйте вот это ударение: «Хурма НЕ (пауза) вкусная» – человек делает акцент на «не», чтобы выделить хурму из общего перечня и сказать, что она не вкусная (вяжет и есть ее невозможно).
Есть слова, которые усиливают утверждение, помогают что-то утверждать. После них прилагательное с Не пишется слитно. Примеры:
Почувствуйте разницу: «Этот текст отнюдь не маленький» – слово «отнюдь» отрицает слово «маленький». А слова «необычайно», «чрезвычайно» ничего не отрицают: «чрезвычайно невежливый ответ» – да, очень невежливый.
Если вам эти тонкости значения кажутся сложными, не лезьте сюда. Выучите правила на слитное и раздельное написание, которое я дал выше, в 90 % случаев вам их будет достаточно. В школе, к тому же, спрашивают только их.