«Стереч» Или «Стеречь»: Как Правильно Писать Слово?
«Стереч» или «стеречь»: как правильно писать слово?
Найдено определений: стеречь
несов. перех. и неперех.
Следить за сохранностью, безопасностью кого-либо, чего-либо, охранять кого-либо, что-либо.
отт. Сторожить, караулить кого-либо, не давая уйти, убежать.
2. Стоять на страже, нести охрану.
Выжидать появления кого-либо, чего-либо, выслеживать, подстерегать кого-либо, что-либо.
толковый словарь ушакова
СТЕРЕ́ЧЬ (стеречи, старин., обл.), стерегу, стережёшь, стерегут; стережа, прош. вр. стерёг, стерегла, несовер., кого-что.
1. Охранять, наблюдать за сохранностью кого-чего-нибудь. «Слуги белку стерегут.» Пушкин. «Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.» Пушкин. Стеречь стадо. Собака стережет дом и хозяйское добро. «Получше стереги мои вещи, пока я хожу. (Повар) дома, стеречь съестное от мышей, кота оставил.» Крылов.
|| Следить за тем, чтоб не ушел, не убежал кто-нибудь. Дворника оставили стеречь пойманного вора.
2. Выжидать появления кого-чего-нибудь, подстерегать. Охотник стерег медведя. «Все эти удары рока, как говорит деревенская тетушка, стерегут его.» Гончаров.
|| перен. Следить, наблюдать внимательно за чем-нибудь. Его взгляд стерег каждое мое движение.
толковый словарь ожегова
1. кого (что). Охранять, следить за сохранностью кого-чего-н. С. стадо. С. вещи. С. костёр (не давать погаснуть огню). С. чей-н. сон, покой (не давать нарушать; оберегать).
2. кого (что). Выжидать появления кого-чего-н., выслеживая. Охотник стережёт зверя.
3. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), перен., кого (что). Подкарауливать, поджидать, подстерегать. Стережёт разочарование кого-н.
1. Следить за сохранностью, безопасностью, спокойствием чего-л.; охранять, сторожить. С. овец, коров, коз. Птицы стерегут своё гнездо. С. вещи на вокзале. С. ребёнка в коляске. С. от хищников. // Следить за кем-л., не давая уйти, убежать; караулить. С. преступника, нарушителя.
2. Внимательно следить, наблюдать за кем-, чем-л. С. каждое движение ребёнка. С. отправление поезда. С. взглядом, глазами.
3. Выжидать появления кого-, чего-л.; подстерегать. С. зверя, рыбу. С. появление кого-л, из дома. С. дождик для огорода.
1. Следить за сохранностью, безопасностью чего-л.; охранять, сторожить.
– Днем стадо под моим надзором на лугу; А ночью дом я стерегу. И. Крылов, Собака и Лошадь.
Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам. Куприн, Скворцы.
Следить за кем-л., не давая уйти, убежать; караулить.
Невольника стерегли семеро турок. Пушкин, Кирджали.
– А ведь я думал, брат, что ты совсем рассердился и непременно улизнешь. Стеречь тебя посылал. Достоевский, Село Степанчиково.
Оберегать, не давать нарушать, тревожить.
[Города Фессалии] стерегли покой и порядок на старой фессалийской земле. Павленко, Родина.
Как хорошо отдыхать в лесной тишине после удачной охоты! Собака стережет мой сон. Арамилев, В лесах Урала.
2. также с придаточным дополнительным.
Внимательно следить, наблюдать за кем-, чем-л.
Не ответь ничего, она начнет стеречь каждое движение, каждый взгляд и толковать по-своему. И. Гончаров, Обыкновенная история.
Глаз не спускала она с Василия Борисыча и зорко стерегла, не взглянет ли он на хозяйскую дочь. Мельников-Печерский, В лесах.
Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси. Чехов, Мужики.
3. Выжидать появления кого-, чего-л.; подстерегать.
[Русалка:] Послушай, дочка, Нынче на тебя Надеюсь я. На берег наш сегодня Придет мужчина. Стереги его И выдь к нему навстречу. Пушкин, Русалка.
– Ах, не чаяли печали, а она за углом стерегла! Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.
пунктуация и управление в русском языке
кого-что от кого-чего. Стеречь овец от нападения волков. Стеречь имущество от огня.
трудности произношения и ударения
стере́чь, стерегу́, стережёт (неправильно стерегёт), стерегу́т; прич. стерёгший, дееприч. не употр.
стере́чь, стерегу́, стережём, стережёшь, стережёте, стережёт, стерегу́т, стерёг, стерегла́, стерегло́, стерегли́, стереги́, стереги́те, стерегу́щий, стерегу́щая, стерегу́щее, стерегу́щие, стерегу́щего, стерегу́щей, стерегу́щих, стерегу́щему, стерегу́щим, стерегу́щую, стерегу́щею, стерегу́щими, стерегу́щем, стерёгший, стерёгшая, стерёгшее, стерёгшие, стерёгшего, стерёгшей, стерёгших, стерёгшему, стерёгшим, стерёгшую, стерёгшею, стерёгшими, стерёгшем, стерегу́сь, стережёмся, стережёшься, стережётесь, стережётся, стерегу́тся, стерёгся, стерегла́сь, стерегло́сь, стерегли́сь, стереги́сь, стереги́тесь, стерегу́щийся, стерегу́щаяся, стерегу́щееся, стерегу́щиеся, стерегу́щегося, стерегу́щейся, стерегу́щихся, стерегу́щемуся, стерегу́щимся, стерегу́щуюся, стерегу́щеюся, стерегу́щимися, стерегу́щемся, стережённый, стережённая, стережённое, стережённые, стережённого, стережённой, стережённых, стережённому, стережённым, стережённую, стережённою, стережёнными, стережённом, стережён, стережена́, стережено́, стережены́
1. охранять, нести охрану чего
/ имущество, пленника: сторожить, караулить, быть (или стоять) в карауле (или в дозоре); обходить (или объезжать) дозором (устар.)
следить за сохранностью кого-либо, чего-либо)
тезаурус русской деловой лексики
‘следить за сохранностью кого-либо, чего-либо’
Syn: охранять, сторожить, караулить (разг.)
Глагол, развившийся из общеславянского stergti, к которому восходит также и существительное сторож.
Общеслав. Соврем. форма – из *stergti (gt перед i по первой палатализации заднеязычных изменилось в ч, er между гласными после развития полногласия > ере). Корень тот же (с перегласовкой о/е), что и в сторож, лит. sárgas «сторож», лат. servare «сохранять» и т. д.
Остерегаться, опасаться кого-либо, чего-либо.
2. страд. к гл. стеречь
толковый словарь ушакова
СТЕРЕ́ЧЬСЯ, стерегусь, стережёшься, стерегутся; стережась, прош. вр. стерёгся, стереглась, несовер.
1. кого-чего и с инф. То же, что остерегаться (прост.). Как он ни стерегся, а простудился.
2. страд. к стеречь (редк.). Стадо стережется пастухом.
толковый словарь ожегова
Оберегать себя от кого-, чего-л.; остерегаться.
– Теперь меня тебе стеречься уж не нужно; Ты видишь, что совсем другая стала я! И. Крылов, Крестьянин и Змея.
[Елена:] Третьего дня письмо пришло с предупреждением: стеречься от злых людей, которые войдут в дом. Леонов, Волк.
пунктуация и управление в русском языке
кого чего и (разг.) от кого-чего. Теперь меня тебе стеречься уж не нужно; ты видишь, что совсем другая стала я [змея] (И. Крылов). Третьего дня письмо пришло с предупреждением стеречься от злых людей, которые войдут в дом (Леонов).
стере́чься, стерегу́сь, стережёмся, стережёшься, стережётесь, стережётся, стерегу́тся, стерёгся, стерегла́сь, стерегло́сь, стерегли́сь, стереги́сь, стереги́тесь, стерегу́щийся, стерегу́щаяся, стерегу́щееся, стерегу́щиеся, стерегу́щегося, стерегу́щейся, стерегу́щихся, стерегу́щемуся, стерегу́щимся, стерегу́щуюся, стерегу́щеюся, стерегу́щимися, стерегу́щемся, стерёгшийся, стерёгшаяся, стерёгшееся, стерёгшиеся, стерёгшегося, стерёгшейся, стерёгшихся, стерёгшемуся, стерёгшимся, стерёгшуюся, стерёгшеюся, стерёгшимися, стерёгшемся
предпринимать какие-либо меры, стараясь избежать чего-либо неприятного, опасного)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА-АУТИСТА ПИСАТЬ»
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА-АУТИСТА ПИСАТЬ
Некоторые дети с аутизмом борются с речевыми способностями, и научить их таким задачам, как чтение и письмо, может быть непросто. Поскольку навыки грамотности так важны в повседневной жизни, важно помочь вашему ребенку-аутисту развить эти способности. Сосредоточьтесь на том, чтобы помочь им развить свои двигательные навыки с помощью художественных проектов и письменных упражнений. Подумайте о том, чтобы получить внешнюю помощь от школы или другого специалиста, если это необходимо.
Формирование Базовых Навыков
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 1 1
Научите ребенка правильно держать карандаш. Этому можно научить еще до того, как ребенок научится читать или писать, например, когда он рисует вместе с вами. Начните с того, что держите карандаш в качестве примера. Затем положите карандаш в руку ребенка и правильно обхватите его пальцами. Направьте их руку, чтобы проследить форму или написать свое имя.
Покажите вашему ребенку-аутисту, как это сделать, как можно раньше; большинство детей в состоянии правильно держать карандаш к 4 годам.]
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 2 2
Попробуйте упражнения на сжатие, чтобы помочь им нарастить мышцы. Пусть ребенок сжимает предметы (например, стресс-мяч или игровое тесто), чтобы укрепить пальцы. Начните с очень мягких предметов и постепенно переходите к более жестким, по мере того как ребенок становится сильнее.[2]
Play-Doh и глина могут помочь с ловкостью.
Ваш ребенок также может попробовать такие задачи, как полив растений с помощью распылителя.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 3 3
Развивайте мелкую моторику ребенка с помощью художественных проектов. Приобретите художественные материалы, такие как мел, краски, маркеры, карандаши, ножницы, книжки-раскраски и марки. Позвольте ребенку творить искусство с помощью принадлежностей, без какого-либо давления. Например, пусть ребенок нанизывает бусины на нитку, чтобы увеличить ловкость пальцев.[3]
Это может быть хорошей возможностью провести свободное время с ребенком. Пусть ребенок сам выбирает, что он хочет делать, и делает это вместе.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 4 4
Наращивайте силу, заставляя их рисовать и рисовать на вертикальных поверхностях. Работа на вертикальных поверхностях помогает детям-аутистам развивать важнейшие мышцы запястья, необходимые для письма. Используйте мольберт, чтобы побудить ребенка рисовать или рисовать вертикально. Магнитные и меловые обои также отлично подходят для этого. [4]
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 5
Познакомьте ребенка с азбукой с помощью простых приемов. Это может помочь им узнать о письмах. Пусть они играют в игры, связанные с алфавитом, и узнают, какие звуки издает каждая буква.
Пенопластовые головоломки, где кусочки имеют форму букв
Алфавитные магниты на холодильник или оконные рамы
Поет песню алфавит
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 6
Читайте вместе с ребенком, чтобы познакомить его с буквами и словами. Ищите книги по алфавиту и книги по предметам, которые интересуют ребенка. Пусть они следуют за вами, когда вы читаете, чтобы они могли начать лучше знакомиться с буквами, словами и языком в целом.
Детям-аутистам часто бывает трудно оставаться неподвижными в течение длительного времени, поэтому старайтесь проводить короткие сеансы чтения.
Пусть они тоже видят, что Вы читаете, и оставляют соответствующие возрасту книги валяться по всему дому, чтобы они могли забрать их в любое время.
Выполнение Письменных Упражнений
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 7
используйте ручку карандаша, чтобы помочь с размещением рук. Если ребенку трудно держать карандаш, попробуйте использовать ручку для карандаша. Есть много карандашных ручек на выбор, таких как мягкая подушечка для размещения вокруг карандаша, отверстия для пальцев или специальные карандаши, предназначенные для лучшего захвата.[5]
Попробуйте несколько различных видов,чтобы увидеть, какие из них ребенок чувствует себя наиболее комфортно.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 8
попросите ребенка скопировать фигуры и буквы. Начните с рисования линий на бумаге, а затем попросите ребенка скопировать эти линии. Переходите к простым формам. Медленно продвигайтесь к тому, чтобы они копировали письма. Потратьте 5-10 минут каждый день на то, чтобы ребенок копировал Ваши отметки. [6]
Как только они доберутся до букв, пусть используют большие листы бумаги с большими линиями.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 9 3
Используйте прикосновение, чтобы помочь сформировать буквы. Дети, ориентированные на прикосновение, могут с удовольствием использовать определенные текстуры, чтобы начать писать. Если ребенок обращается к определенным текстурам, используйте эти текстуры, чтобы помочь ему практиковать навыки письма. Например, используйте пальчиковые краски или крем для бритья в качестве медиумов для письма.[7]
Некоторые дети-аутисты не чувствуют себя комфортно с влажными, слизистыми или другими текстурами. Если это так, не подталкивайте их к этому.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 10 4
Распечатайте рабочие листы, чтобы они могли практиковаться в алфавите. Вы можете найти в интернете рабочие листы, которые ваш ребенок может использовать для практики письма. Найдите некоторые с большими буквами и широкими линиями. Распечатайте листы и попросите вашего ребенка работать на 1 листе каждый день.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 11 5
Напишите слово большими буквами, чтобы они могли видеть, как оно работает. Когда ребенок еще только начинает писать, ему может помочь взрослый. Напишите большие буквы маркером, и пусть ваш ребенок обведет их карандашом или ручкой. Пусть они соединят точки. Нарисуйте точки в форме буквы.
Когда они пишут свои первые слова, выбирайте слова, которые им нравятся, такие как их имя, имена их любимых людей и названия их любимых вещей.
Позволяя студенту увидеть визуальное представление о том, что вы делаете, вы можете помочь ему легче понять, чего вы от него ожидаете.]
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 12
попросите ребенка написать о своих интересах. Если ребенок учится писать, но изо всех сил старается сохранить интерес, привлеките его внимание своими любимыми занятиями. Спросите их об их любимых занятиях и попросите написать о них.]
Например, если ребенок любит наблюдать за птицами, попросите его написать о своих любимых птицах и разных птицах, которых он видел в последнее время.
Особые интересы-это идеальный способ помочь ребенку быть заинтересованным и вовлеченным. Например, если ваша дочь любит собак, она может захотеть написать рассказ о собаках вместе с вами.
Если вы предпочитаете, чтобы студент писал о другом предмете, попробуйте дать ему выбор между 2 или 3 очень конкретными темами
Что делает письмо более легким для ребенка
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 13 1
Позаботьтесь о сенсорных проблемах ребенка. Создайте успокаивающую обстановку, которая не будет отвлекать или неприятна ребенку. Это может означать воспроизведение мягкой музыки (или поддержание абсолютно спокойной атмосферы), регулировку уровня освещенности в комнате и отсутствие сильных запахов вокруг.[10]
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 14 2
Используйте вспомогательные средства, когда они полезны. Некоторые дети-аутисты лучше реагируют на картинки или язык жестов, чем на произносимые слова. Давая указания ребенку, используйте наглядное пособие или знак, чтобы помочь ему понять, что делать дальше. Если ребенок выглядит смущенным, используйте визуальную опору, чтобы помочь объяснить.]
Например, попросите ребенка увидеть изображение кошки, чтобы помочь ему визуализировать кошку, когда он пишет Слово «кошка».”
Наглядные пособия также полезны, если вы пытаетесь научить определению сложного слова или понятия.]
Для студентов, которые учатся писать более длинные статьи, рассмотрите возможность использования графического органайзера, который представляет собой визуальное представление всех частей статьи, таких как вводный абзац и вспомогательные детали.[13]
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 15
Дайте четкие и краткие указания. Дети-аутисты могут с трудом следовать сложным указаниям, поэтому держите инструкции короткими и краткими. Вводя действие, представляйте его шаг за шагом. Позвольте ребенку следовать вашим указаниям, вместо того чтобы давать все указания сразу.]
Например, вы можете сказать: «давайте достанем наши карандаши и начнем какое-нибудь занятие. Во-первых, давайте проведем здесь одну черту.”
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 16
Добавить в распорядок дня. Дети-аутисты могут процветать благодаря безопасности и предсказуемости стабильной рутины, поэтому встраивайте письменность в ежедневное расписание. Ребенок может стать более знакомым с письмом, поскольку оно начинает быть последовательной частью его дня.]
Например, встраивайте письменное упражнение в каждый день до или после обеда, чтобы оно стало предсказуемым.
Не давите на ребенка. Если они не хотят писать в определенное время, задержитесь на некоторое время. Представьте, что писать-это скорее забавная задача, чем рутинная работа.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать шаг 17
Веселитесь вместе! Написание не обязательно должно быть строгим, жестким занятием. Валяй дурака, будь глупым и держи себя достаточно расслабленно. Пусть ребенок принесет на стол одну-две игрушки, особенно если ему нужно поерзать, чтобы сосредоточиться.
Если сидеть трудно, попробуйте дать ребенку мяч для упражнений или удобную для непоседы подушку для сидения.
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать Шаг 18
расписание в перерывах. Если ребенок изо всех сил пытается сидеть в течение длительного периода времени, запланируйте перерывы, чтобы он мог вставать и двигаться. Старайтесь не давить на них слишком сильно или слишком долго, так как это может вызвать у них страх перед письменными упражнениями.
получение дополнительной помощи в качестве родителя
Изображение под названием научите аутичного ребенка писать шаг 19 1
Создайте индивидуальный план обучения (ИЭП) в школе. Если вы живете в Соединенных Штатах, школы обязаны оказывать помощь детям, у которых есть документально подтвержденные проблемы с обучением. Назначьте встречу с учителем вашего ребенка, школьным психологом и другими специалистами по планированию образования. Поговорите с ними о том, чтобы помочь вашему ребенку преуспеть.[16]
Аутизм у взрослых: что нужно знать о расстройстве аутического спектра
Материал прокомментировала Елена Григоренко, клинический психолог, молекулярный генетик, доктор психологических наук, профессор Йельского университета, Университета Хьюстона, профессор Департамента молекулярной и человеческой генетики и педиатрии Медицинского колледжа Бейлора, исследователь Haskins Laboratories Inc., ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, глава научно-экспертного совета Фонда «Выход»
Что такое расстройство аутистического спектра (РАС)
РАС — это не болезнь, а расстройство развития. Главное отличие в том, что у болезни есть начало, период протекания и окончание. РАС не заразен, аутизмом нельзя «заболеть» — он есть у человека с рождения.
Диагностика расстройств аутистического спектра в России и других странах мира проводится по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В США действует своя классификация — Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Она немного отличается от МКБ-10, но с введением МКБ-11 разночтения будут устранены. Переход на новый классификатор планируется в январе 2022 года. В нем уже не будет синдромов Аспергера и Каннера как отдельных диагнозов, они объединятся в определение «расстройство аутистического спектра». В последнем издании американского руководства DSM-5 категория синдрома Аспергера тоже отсутствует [1].
Некоторые врачи считают, что нет необходимости различать синдром Аспергера и аутизм. Тони Этвуд, специалист по РАС: «Исследования показывают отсутствие очевидной разницы между двумя диагнозами. Различий меньше, чем схожих черт. Сегодня оба термина вполне могут быть взаимозаменяемы» [2]. По словам Патриции Хоулин, клинического психолога, заслуженного профессора Института психиатрии при Королевском колледже Лондона, члена Британского психологического общества и научно-экспертного совета фонда «Выход», название «синдром Аспергера» долгое время использовалось очень вольно. Отсутствовала системность в упоминании этого диагноза. Кроме того, в США дети с синдромом Аспергера не получали достаточной помощи по сравнению с теми, кому ставили диагноз «аутизм». Считалось, что они нуждаются в ней меньше.
Несмотря на то что по новым классификациям болезней синдром Аспергера не выделяется как самостоятельный диагноз, некоторые специалисты продолжают использовать его в общении. Основное отличие от «обычного» аутизма в том, что сохраняются речевые и когнитивные способности. Название диагнозу дала английский психиатр Лорна Уинг в честь австрийского врача Ганса Аспергера, который занимался с детьми, отличающимися отсутствием способности к невербальной коммуникации. Сейчас ведутся дискуссии о том, что сам термин неэтичен ввиду сотрудничества Аспергера с фашистским режимом.
По данным Центра по контролю заболеваниями США за 2020 год, РАС встречается у каждого 54-го ребенка [3]. Статистика ВОЗ утверждает, что у каждого 160-го ребенка [4]. Психиатр и эпидемиолог Эрик Фомбон утверждает: «Это данные из моей старой статьи 2012 года, над которой мы работали вместе с Майадой Эльсабаг. Сейчас они устарели. В 2021 году аутизм встречается у каждого 100-го» [5].
РАС — целый ряд психических нарушений, которые влекут за собой трудности с социальным взаимодействием. Чаще всего говорят о расстройстве у детей, потому что возможные нарушения проявляются в раннем возрасте. Но случается и так, что симптомы незначительны, и в результате неверной диагностики люди могут годами бороться с другими заболеваниями, не предполагая, что у них РАС.
Симптомы РАС у взрослых
Сейчас не существует гормональных, биохимических и генетических маркеров для определения РАС. Сканирование головного мозга тоже не помогает — структурные изменения не указывают на тяжесть симптомов или их конкретное проявление. Врачи ориентируются на особенности поведения пациентов. Ученые говорят о спектре расстройств, потому что они различаются в зависимости от проявлений симптомов, возраста и других факторов здоровья. Поэтому каждый случай должен рассматриваться отдельно. Учитываются социальные и коммуникативные навыки, степень выраженности манеризмов — бессознательных жестов, особенностей речи и выражений лица, а также стереотипное поведение.
Почему используют слово «спектр»? Проявления расстройства очень разнообразны. Например, аутизм может быть диагностирован у интеллектуально и творчески одаренных людей, которые демонстрируют выдающиеся достижения в искусстве или науках, а может быть обнаружен у пациентов с нарушениями мозговой деятельности. Диагноз встречается у тех, кто избегает социума или в принципе не способен в него включиться, а также у тех, кто постоянно ищет взаимодействия, но при этом не может общаться по принятым стандартам. Некоторые люди с аутизмом прекрасно владеют устной речью, а другие способны общаться только при помощи альтернативных способов коммуникации, например карточек или специальных приложений для гаджетов. И таких примеров разнообразия проявлений в спектре аутизма можно привести огромное множество.
Невозможно провести самодиагностику, чтобы определить РАС, потому что это сложное расстройство, определение которого требует высокого уровня квалификации специалиста. Человек может ознакомиться со списком симптомов и обнаружить какие-то из них у себя, но это лишь способ заподозрить отклонения. Дифференциальная диагностика — задача исключительно психиатра. Если вы предполагаете, что у человека, с которым общаетесь впервые, есть РАС, не забывайте, что каждая личность ценна и достойна уважения независимо от диагноза. Симптомы могут быть очень разными, и нет людей, проживающих расстройство одинаково. Нередко оно сочетается с другими диагнозами — почти в 3/4 случаев были обнаружены сопутствующие нарушения; каждое из них должно рассматриваться отдельно.
Есть несколько показателей, так называемых красных флажков, которые могут сообщить, что стоит обратиться за консультацией к врачу.
Эмоциональные и поведенческие симптомы
Сюда относится повторяющееся поведение, а также неспособность к эмпатии. Некоторые люди с РАС испытывают трудности при попытке интерпретации социальных и чувственных проблем. Расстройство аутистического спектра часто выражается в повышенной эмоциональной реакции на разочарования или изменение привычных ситуаций. Кроме того, врачи указывают на аномальный ответ к сенсорным раздражителям, например к прикосновениям, запахам, отсутствию света: это может быть гиперчувствительность или, наоборот, отсутствие реакции.
Коммуникативные симптомы
Пациенты с РАС могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, врачи нередко диагностируют проблемы с речью — она может быть жесткой, как у робота. Некоторым людям с расстройством аутистического спектра сложно модерировать голос, например понизить его, когда того требуют обстоятельства. Один из симптомов — повторяющаяся речь, которая строится вокруг одних и тех же словосочетаний. При этом увеличение словарного запаса часто происходит в тех областях знаний, которые интересуют человека. Гиперфокусировка на одной теме выражается и в желании постоянно говорить о ней с другими людьми.
Взрослые с РАС могут не улавливать сигналы от других, такие как жесты рук, мимика или язык тела. Некоторые пациенты стараются избегать зрительного контакта или не испытывают в нем необходимости. Человек с РАС не обязательно замкнутый интроверт, он может быть весьма общительным. С точки зрения развития коммуникативных навыков выделяют людей с высокофункциональным аутизмом, у них прекрасно развит вербальный интеллект, но при этом обнаруживаются другие диагностические категории РАС.
Юлия Азарова, главный редактор медиаресурсов фонда «Выход»
«Есть гипотеза, что у людей с РАС могут быть проблемы со способностью поставить себя на место другого. Но в то же время некоторые исследования свидетельствуют, что у людей с аутизмом все прекрасно с эмпатией, которая вроде бы и предполагает способность поставить себя на место другого, а проблема в том, чтобы научить их понимать, когда нужно ее «включать»».
Трудности с координацией
Неуклюжесть сама по себе не считается признаком заболевания, но у взрослых с РАС часто встречаются проблемы с координацией. Это затрудняет выполнение простых бытовых задач — от ходьбы до завязывания шнурков.
«У РАС сейчас есть три категории признаков (с одиннадцатым пересмотром МКБ их уже будет два): дефициты социальной и коммуникативной сферы и повторяющееся поведение, — объясняет Юлия Азарова. — Неуклюжесть, гиперчувствительность и прочее не имеет отношения к медицинским симптомам РАС. Они могут присутствовать, а могут и нет. Поэтому эти особенности поведения относятся к так называемым красным флажкам аутизма, на основании которых можно заметить нетипичность развития ребенка. Но ни в коем случае не стоит на основании, например, гиперчувствительности самостоятельно ставить своему ребенку диагноз «аутизм». Появление красных флажков — повод обратиться за профессиональной диагностикой».
Некоторые особенности, характерные для расстройства аутистического спектра, можно расценивать как позитивные. Так, человек с РАС обладает редкостной концентрацией внимания, может сосредоточиться на решении проблемы, скрупулезно заниматься одним делом в течение длительного времени; он очень внимателен к деталям. Но наличие каких-то особых способностей не отменяет того факта, что аутизм — это серьезный диагноз, который оказывает большое влияние на жизнь человека и его близких. Поэтому ошибкой было бы считать аутизм милой особенностью или очаровательной чудаковатостью.
Если вы обнаружили у себя либо своих близких перечисленные симптомы, необходимо проконсультироваться с врачом. «Диагностировать аутизм в России имеет право только психиатр. Психолог, педиатр, невролог или другой врач, который наблюдает ребенка, может только заподозрить у него это расстройство и направить на дальнейшую консультацию к психиатру», — говорит Юлия Азарова.
Проверяя пациента, врачи рассматривают критерии социального поведения, оценивают навыки взаимодействия с другими людьми, а также физические проблемы, которые могут быть признаком других заболеваний. Люди с РАС нередко испытывают беспокойство, проявляют признаки депрессии или, наоборот, гиперактивности, поэтому диагноз можно ошибочно принять за одно из этих состояний.
Причины возникновения РАС
Точная причина возникновения РАС неизвестна, но считается, что 80–90% случаев обусловлены генетической предрасположенностью [6]. Уже найдено более 100 генов, которые ученые связывают с возникновением аутизма. Но есть и факторы окружающей среды, которые тоже могут вносить вклад в формирование у ребенка этого расстройства. Например, воспаление в организме матери во время беременности связывают с увеличением риска РАС у ребенка. Оно может возникнуть из-за хронических заболеваний: артрита, волчанки или диабета, а также быть спровоцированным ожирением из-за цитокинов, которые проникают через гематоэнцефалический барьер и атакуют нейронные сети.
Что касается лекарств, принимаемых во время беременности, здесь недостаточно достоверной информации. Но есть доказательства, что некоторые препараты обладают таким побочным эффектом. Например, вальпроевая кислота, которую используют для лечения эпилепсии и биполярного расстройства, в 2–2,5 раза увеличивает риск рождения ребенка с аутизмом [7].
Еще одно направление исследований — изучение условий, в которых появился ребенок: например, преждевременные роды или слишком маленький вес новорожденного (меньше 2 кг). В любом случае, если у ребенка было трудное начало жизни, часто при последующем наблюдении у него могут наблюдаться проблемы с социальной коммуникацией, а в некоторых случаях и аутизм.
Помощь взрослым людям с РАС
«Слишком часто у нас пытаются лечить РАС таблетками. Это невозможно. Лекарства могут назначать людям с аутизмом для решения других проблем, которые встречаются у них так же, как и у всех остальных. Например, депрессия или тревожность. Но для РАС не существует медикаментозной терапии», — поясняет Юлия Азарова.
Однако существуют методы, которые помогают детям и взрослым справляться с симптомами аутизма и сопутствующими трудностями. Согласно клиническим рекомендациям по РАС, одобренным Минздравом 17 июля 2020 года, в комплексных программах помощи людям с аутизмом используют прикладной анализ поведения, поощрения и сбор информации. Именно они влияют на симптомы аутизма. Для помощи людям с РАС не рекомендуются методы, которые показывают себя как неэффективные для коррекции симптомов аутизма, а также потенциально опасные (например, холдинг-терапия) [8].
«Медитации и осознанность, предлагаемые некоторыми врачами, это не терапия аутизма. Такие методы не отличаются высоким уровнем доказанности. С тем же успехом можно говорить про пет-терапию: да, некоторым детям нравится проводить время с животными и они потом хорошо себя чувствуют. Но будет ли это терапией симптомов РАС? Нет. Так же и тут: медитация и осознанность — это хорошо, но это не помогает бороться с симптомами аутизма», — считает Юлия Азарова.
Некоторые люди, которым в детстве ставили диагноз РАС, перерастают его, достигая «оптимального исхода». Этот термин ввела Дебора Файн, профессор психологии Коннектикутского университета в Сторрсе. В 2013 году она проводила исследования с участием 34 человек с диагностированным аутизмом. В 2016 году ученые рассмотрели случаи оптимальных исходов РАС и сделали вывод, что говорить о потере диагноза можно только при условии ранней его постановки. Не меньшую роль играет своевременное интенсивное поведенческое вмешательство. Большая часть людей с аутизмом сохраняет симптомы, характерные для диагноза, и нуждается в терапии и поддержке на протяжении всей жизни [9].
Как живут люди с расстройством аутистического спектра
Пациенты могут вести полноценную, здоровую и продуктивную жизнь. Благодаря высокому вниманию к деталям и умению сосредотачиваться, они могут добиваться успехов в карьере. Яркий пример — экологическая активистка Грета Тунберг. Среди вымышленных персонажей можно назвать Шона Мерфи из «Хорошего доктора», Сагу Норен из сериала «Мост» или Шелдона Купера из «Теории большого взрыва». При этом создатели последнего сериала утверждают, что у Купера, которого отличают очевидное навязчивое поведение, социальная дисфункция, регрессивные тенденции и неспособность воспринимать сарказм, нет диагноза РАС. Сценаристы отказываются патологизировать персонажей, чтобы их принимали без ярлыков.
Лидия Нецер, мать подростка с расстройством аутистического спектра, считает, что правильное решение — не создавать образ «милого аутизма» с официальным диагнозом [10]. Потому что иначе РАС воспринимается как некая забавная особенность: человек с расстройством аутистического спектра не понимает намеки, привередлив в привычках, запоминает и выдает оригинальные факты, мгновенно решает сложные математические задачи. Это создает нереалистичный стереотип, что люди с РАС — причудливые, но при этом всегда социально успешные. На деле все сложнее, и человек может испытывать серьезные трудности, попадая в конфликтные ситуации с окружающими. «Милые» расстройства обманчивы и могут натолкнуть на ложную мысль, что терпимость — это легко.
Помимо терапии и помощи специалистов, человеку c расстройством аутистического спектра приходится уделять немало внимания самоадвокации — отстаивать свои взгляды, принимать решения, справляться с трудностями и выражать личное мнение в приемлемой форме. Людям с серьезными диагнозами трудно обратиться за помощью, потому что они часто сталкиваются с негативной реакцией. Важно найти то, что приносит радость, увлекает и хорошо получается, опираться на чувство собственной ценности.
Маверик Кроуфорд, студент и общественный активист с РАС, предлагает хвалить себя за небольшие достижения, писать «список поддержки» с указанием вещей, которые радуют и мотивируют [11]. Он рекомендует практики для поднятия самооценки и говорит о том, как важно найти единомышленников и помогать другим людям с аналогичным расстройством. Кроуфорд признается, что у него есть проблемы с речью — он часто заикается, что может раздражать собеседников. Кроуфорд призывает людей с РАС стараться сохранять спокойствие и делать глубокий вдох перед началом монолога, говорить уверенно, медленно, кратко и по делу, быть настойчивыми и не сдаваться.
«Хорошо было бы, если бы у нас было достаточно людей с аутизмом, которые были бы настолько адаптированы, что могли бы защищать свои права, — считает Юлия Азарова. — Но в России такая катастрофическая гиподиагностика, что в основном диагнозы получают уже совсем тяжелые пациенты-дети, симптомы которых бросаются в глаза. И отстаивать их права приходится родителям».
Крупные компании организуют программы по трудоустройству людей с расстройством аутистического спектра. Но они требуют постоянных инвестиций. Так, в США из 100 тыс. людей с РАС в возрасте 25 лет только 58% имеют хорошо оплачиваемую стабильную работу. Для сравнения: среди выпускников без диагноза РАС, окончивших старшую школу, этот показатель достигает 99%.
РАС у взрослых в России
Министерство здравоохранения РФ подтверждает, что распространенность РАС в РФ соответствует средним показателям в мире — 1%. Научных работ, которые бы подтвердили эту информацию, до сих пор нет, а количество официальных диагнозов составляет лишь 10% от прогнозного числа. Это существенно затрудняет создание системы государственной поддержки детей с аутизмом: у представителей власти нет реального понимания, сколько людей нуждается в создании поддерживающих сервисов. Первые исследования сейчас проводятся в СПбГУ.
Изучение вопроса проходит под руководством профессора Елены Григоренко, главы экспертного совета Фонда «Выход» в сотрудничестве с Моурин Деркин, доктором наук в области эпидемиологии и профессором здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин, США. Не исключено, что факторы развития РАС будут различны в зависимости от популяции из-за влияния окружающей среды и генетических особенностей.
Не меньшее значение имеет доступность диагностических и терапевтических услуг. Оксана Таланцева, клинический психолог, аспирант факультета психологии СПбГУ, член рабочей группы проекта клинических рекомендаций для РАС рассказывает: «Это новое исследование, и наша задача — сделать его максимально репрезентативным и объективным, чтобы данные можно было интерпретировать, чтобы наши методы могли применяться на других выборках. Наше исследование будет говорить, что и как обстоит с аутизмом в одном районе Санкт-Петербурга. Но нам хочется, чтобы потом оно масштабировалось, чтобы мы могли говорить о других регионах, о стране в целом» [12].
Елена Григоренко, клинический психолог, молекулярный генетик, доктор психологических наук, профессор Йельского университета, Университета Хьюстона, профессор Департамента молекулярной и человеческой генетики и педиатрии Медицинского колледжа Бейлора, исследователь Haskins Laboratories Inc., ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, глава научно-экспертного совета Фонда «Выход»
«В России представления об аутизме в целом отстают от мировых примерно на 30 лет. И преодолевать этот разрыв мы будем долго, потому что нужны деньги на научные исследования, которых в нашей стране никто никогда не делал. По крайней мере, в том объеме, в котором их проводят, например, в США. Перспективы зависят от того, насколько всерьез люди, принимающие решения в управлении страной, одобрят это научное и практическое направление. Сегодня уже есть поводы для сдержанного оптимизма, но время покажет».
Исследования в России необходимы, чтобы оценить масштаб проблемы, грамотно подойти к вопросу создания системы диагностики, поддержки людей с аутизмом и информирования населения. Публикации данных — эффективный инструмент для улучшения ситуации. Исследователи выделяют несколько приоритетных государственных стратегий в отношении РАС. В первую очередь, стоит уделить внимание достаточному финансированию исследований и развитию системы поддержки, специалисты в которой будут работать по научно обоснованным методам.
Отдельный вопрос — трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые компании участвуют в благотворительных проектах и предоставляют соискателям возможность работать на подходящих им должностях. Так, компания «МВС Груп», которая реализует крупнейшую в России концессию в сфере безопасного дорожного движения, запустила проект по инклюзивному найму людей с РАС.
Анна Шапиро, директор по персоналу «МВС Груп»
На какие должности в «МВС Груп» наняли людей с РАС? Почему было принято такое решение?
Мы хотим сделать нашу страну более безопасной, комфортной для жизни всех. Главная задача проекта — дать возможность взрослым людям с аутизмом успешно строить карьеру и социализироваться в обществе, а значит, жить нормальной жизнью, обеспечивать себя, иметь друзей, увлечения, семью.
В ИТ-секторе, и в том числе в нашей компании, много задач, которые люди с аутизмом могут выполнять очень успешно. Ментальные и психологические качества некоторых из них позволяют эффективно решать задачи с постоянной высокой нагрузкой: например, по обработке большого количества данных, когда на первое место выходят такие факторы, как рутинность, повторяемость, необходимость долго держать фокус внимания.
На сегодняшний день в нашем коллективе работают восемь человек с аутизмом. Все они прошли обучение и активно включены в рабочие процессы. Сотрудники с РАС работают в отделе предобработки информации.
С какими сложностями сталкиваются люди с РАС в процессе собеседований? Чем собеседования по вашей программе отличались от стандартных?
Форма стандартного собеседования (как для нейротипичных людей) не подходит для соискателей с РАС. Такие кандидаты не всегда понимают конкретные вопросы, метафоры, двойные посылы и вопросы в целом про опыт. С помощью экспертов мы разработали последовательность этапов отбора и специальное интервью, которое помогает оценить особенности, навыки и способности потенциального сотрудника. Коммуникация строится в несколько этапов:
Пришлось ли как-то адаптировать стандартные должностные обязанности для людей с РАС?
Сотрудники с РАС, которые у нас работают, разные. Следовательно, для каждого из них требуется адаптировать рабочие задачи и по-своему доносить информацию. Самое главное, что необходимо делать при найме людей на работу, — делить большие задачи на мелкие и простые. Обязанности сотрудников с аутизмом должны быть им однозначно понятны, все должно быть четко описано, нужен ясный алгоритм действий. Таким образом, они гораздо быстрее проходят обучение и эффективнее выполняют свои задачи. В «МВС Груп» со стажерами работают наставники, которых мы привлекли к сотрудничеству с помощью нашего партнера по проекту — компании DistingTec, занимающейся трудоустройством людей с РАС в IT-сфере. Профессиональные тьюторы не только физически и психологически поддерживают своих подопечных, но и обучают нейротипичных сотрудников и руководителя отдела, как себя вести и как правильно формулировать свои поручения и просьбы.
Планируется ли расширять штат за счет специалистов с РАС?
Да, в этом году мы планируем расширить штат сотрудников с аутизмом в отделе предобработки информации до десяти человек. В дальнейшем надеемся привлекать работников с аутизмом к более сложным аналитическим задачам внутри компании, например к обучению нейросетей.
Кроме того, в 2021 году мы хотим продолжить систематизацию опыта, полученного в ходе проекта, для создания единой методики по инклюзивному найму людей с аутизмом. Мы будем рады поделиться методикой и своим опытом с другими компаниями российского IT-сектора.
Некоммерческие организации, помогающие людям с РАС в России: