Как пишется воскресная школа
В определениях, образованных от слова святой и собственного имени святого, каждая часть прилагательного пишется с прописной буквы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Примечание. Прилагательное «духовная» в названиях православных академий и семинарий является определением XIX в., указывающим на то, что в данных учебных заведениях учились дети духовного сословия, т. е. духовенства, клира. По этой причине по правилам современной орфографии в названиях академий и семинарий это слово пишется со строчной буквы.
Названия кафедр духовных учебных заведений, структурных подразделений синодальных отделов, учреждений и организаций пишутся со строчной, кроме имен собственных:
Неполные названия духовных учебных заведений, заменяющие полное, традиционно пишутся с прописной: Московская православная духовная академия – Академия.
Все слова в наименованиях средних учебных заведений, кроме имен собственных и образованных от них определений, пишутся со строчной буквы:
В наименованиях структурных подразделений обучающего характера со строчной буквы пишутся все слова, кроме имен собственных и первого слова в условном обозначении в кавычках:
Церковные учреждения культуры, в том числе включающие в себя условные обозначения в кавычках
В названиях церковных учреждений культуры со строчной пишутся все слова, кроме имен собственных:
В названиях духовно-просветительских центров все слова, кроме собственных имен и условных обозначений в кавычках, пишутся со строчной буквы:
но: Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловском ставропигиальном мужском монастыре.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поиск ответа
Вопрос № 305119 |
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется вы ражение «Человек с большой буквы».
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Как пишется вы сокий сезон (в кавычках или без)?
Ответ справочной службы русского языка
Использовать кавычки при написании этого сочетания не требуется.
Здравствуйте. Как пишется вы ражение _кровавая луна??
Ответ справочной службы русского языка
Обычно его пишут с маленькой буквы без кавычек: кровавая луна.
Здравствуйте. Как пишется вы ражение _ «яблочная» компания_, если речь идет о компании Apple? С кавычками? Контекст: _Apple, исходя из пророчеств, приберет к рукам Tesla. Яблочная компания заявит о себе и на автомобильном рынке.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Такой вопрос: как пишется вы ражение «ещё (не)легче» (слитно или раздельно с «не»), подразумевается, что «и раньше было нелегко, а теперь ещё (не)легче» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как пишется вы ражение «с пылу с жару»? Какие знаки препинания должны присутствовать?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно именно так: с пылу с жару. Никакие знаки препинания не нужны.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как пишется вы ражение «братья-близнецы», через дефис или же раздельно? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно пишется вы ражение «фото и видеотехника»? нужно ли после слова «фото» ставить тире и запятую?
Ответ справочной службы русского языка
Нужен висячий дефис: фото- и видеотехника.
Как правильно пишется вы ражение «не облагаемая налогом сумма»? Слитно или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая Грамота!
Подскажите, пожалуйста, какой частью речи является и как пишется вы деленное слово в следующем отрывке: «Руководитель проверенной организации при наличии (НЕ)УРЕГУЛИРОВАННЫХ в ходе проверки разногласий вправе. «. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно написание строчными: воскресная школа.
Ответ справочной службы русского языка
Как пишется вы ражение «не-а»? Через дефис или слитно?
Ответ справочной службы русского языка
Нормативного написания нет. Дефисный вариант возможен.
Воскресная школа
Воскресная школа — занятия для детей, где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям. Черта, отличающая их от школ обыкновенных, состоит в том, что занятия происходят в свободное от обязательных (чаще всего фермерских) работ время.
Главное место в системной работе воскресной школы отведено непосредственно работе с детьми. К главным целям организации воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях.
По целям, которые преследуются в воскресной школе, их можно разделить на 2 разряда:
Обычно занятия воскресной школы проходят непосредственно в церкви или в специальном здании, построенном для проведения различных занятий.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Воскресная школа» в других словарях:
Воскресная школа — образовательное учреждение, создаваемое специально для обучения детей и взрослых катехизису, Закону Божию, для ознакомления их с житиями святых и историей церкви, для привлечения к оказанию помощи в восстановлении и содержании храмов. Создаются… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
«ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА» — общероссийская правосл. образовательная газета. Пилотные номера вышли в марте, апреле и мае 1997 г. под литерами «», «», «»; первый подписной номер в июле 1997 г. Периодичность выпуска 1 раз в неделю на 16 полосах. Имеет миссионерско… … Православная энциклопедия
Церковно-приходская школа — Ученики приходской школы. Якутия, конец XIX, начало XX века. Церковно приходские школы (ЦПШ) начальные школы при церковных приходах. Появились после школьно … Википедия
Воскресные школы — Воскресная школа занятия для детей верующих родителей (христиан), где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Черта, отличающая их от школ обыкновенных, состоит в том, что занятия… … Википедия
Храм Святителя Николая Чудотворца в Русиново — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/22 июня 2012. Дата постановки к улучшению 22 июня 2012 … Википедия
Воскресные школы Вечерние школы Воскресные и вечерние курсы и классы — Общая черта, соединяющая все эти школы в одну группу, отличающая их от школ обыкновенных, будничных, ежедневных, состоит в том, что занятия в них происходят в свободное от обязательных работ время. По целям, которые преследуются В. школами, их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы — Общая черта, соединяющая все эти школы в одну группу, отличающая их от школ обыкновенных, будничных, ежедневных, состоит в том, что занятия в них происходят в свободное от обязательных работ время. По целям, которые преследуются В. школами, их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Мухтолово — Посёлок городского типа Мухтолово Страна РоссияРоссия … Википедия
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском — Православный храм Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском … Википедия
Чему учат в воскресной школе?
(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала «Мой Кроха и Я»)
Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.
Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.
С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».
• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.
Пишем церковные слова правильно
Не секрет, что многие дети и подростки сегодня не очень-то дружат с грамотностью – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть записи в соцсетях. Как обстоит дело с написанием церковных слов, наглядно показывают тетрадки с конспектами по «Основам православной культуры». Но признаемся – и взрослые, даже учителя, не всегда компетентны в этом вопросе. Предлагаем краткий урок церковной грамотности для всех.
Пригодятся ли эти знания?
Очевидно, да, ведь мы употребляем церковные слова в повседневности. Как и библейские устойчивые выражения – о чем порой и не подозреваем. Вот несколько примеров на слуху, значение которых мы понимаем безусловно, но даже не соотносим с книгами Ветхого Завета:
Зачастую мы верим интуиции (вроде бы так пишется), или аналогии (когда нам кажется, что слово или выражение на что-то похоже и надо действовать по образцу).
В общем, как говорит известный филолог и писатель, специалист по древнерусской литературе Пушкинского дома Евгений Водолазкин, действуем «…по закону аналогии, который в развитии языка нередко побеждает логику. А заодно и образование».
Интуитивность в языке, конечно, важна. Но существуют и нормы. Довольно сложные и противоречивые на первый взгляд. Давайте обратимся к ним и для начала попробуем разобраться хотя бы в нескольких вопросах.
С большой или с маленькой?
Больше всего затруднений возникает при употреблении строчных и прописных букв (маленьких и больших). И, поскольку в церковных словах с особой очевидностью проступает сакральная сторона языка, очень многое здесь определяет глубинный смысл слова и его контекст.
Как избежать путаницы? Видимо, подключая логику и рассуждение.
Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы.
Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод). Или когда библейское название используется как метафора (содом и гоморра, голгофа). И, конечно, во фразеологизмах (иудин поцелуй).
Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название».
Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).
Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы.
Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство.
Больше всего путаницы бывает со словом «божественный», и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении «относящийся к Богу» пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: «божественный апостол»).
А вот прилагательное «Божий» всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий.
С почтением к святым отцам
Но и здесь существует оговорка, обусловленная традицией Церкви. Согласно ей в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с большой буквы (Ваше Святейшество (обращение к патриарху), Ваше Преосвященство (обращение к архиерею), Ваше Преподобие, и так далее).
Причем названия духовных санов даже в официальной переписке пишут с маленькой (дорогой владыка ректор, митрополит Московский, председатель Синодального издательского отдела).
Исключение – официальное обращение к патриарху: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси». Правило сложилось еще до революции, но отчасти отвечает и современной языковой норме.
Также со строчной (маленькой) буквы пишут наименования во множественном числе: преподобные старцы оптинские, новомученики и исповедники Российские.
Большая буква употребляется в прозвищах-прозваниях, которые входят в имя и становятся его органичной частью: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
…И ангел золотой
Духовный мир – явление, невидимое глазу и сложное для понимания. В том числе и с точки зрения языка, где вопросы написания слова также отталкиваются от семантики – смыслового значения. А глубинные смыслы слов, определяющих духовные понятия, проясняются при изучении Священного Писания.
У детей и взрослых вызывают затруднения на письме слова, которые обозначают духовные сущности (родовые названия и индивидуальные имена). В богословии все эти сущности называются ангелами и имеют иерархию, которая определяется их близостью к Богу. Названия ангельских чинов пишутся с маленькой: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.
Совокупность ангелов тоже обозначается строчной буквой: небесное воинство, силы небесные (так значится в русском синодальном переводе Священного Писания).
И снова – одно «но», продиктованное традицией: в названиях церковных праздников и богослужебных текстах обобщенные названия ангельского мира пишут с большой буквы: Силы Небесные, Небесные Силы бесплотные, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного духа – бес-искуситель). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий.
Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол. В отношении них иногда употребляется греческое слово «аггел» в значении «падший ангел», но в русском синодальном переводе присутствует и просто «ангел»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ).
У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д. По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил.
Логос и хаос
Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы (сатана, денница, князь мира сего).
Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9,6 ).
Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать.
В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: «Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено». И дополним его же словами: «Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей».
На этот раз мы рассмотрели всего несколько важных моментов церковного правописания и обещаем на этом не останавливаться. Вместе с нами изучайте церковную лексику и орфографию в следующих статьях по теме.
Валентина Киденко
По материалам книги «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий». Издательство Московской Патриархии РПЦ, М., 2015