Класс: 5
Презентация к уроку
Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.
В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Выводы к главе 2
Организмы, населяющие Землю, составляют органический мир. Для удобства изучения живой природы организмы распределяют по группам — классифицируют. Выделяют несколько самостоятельных царств.
Царство Бактерии — безъядерные, в основном одноклеточные организмы. Бактерии гниения и почвенные бактерии разрушают сложные органические вещества, превращая их в более простые. Таким образом, бактерии участвуют в круговороте веществ в природе. Человек использует бактерии в хозяйственной деятельности. Среди бактерий есть болезнетворные.
Царство Растения включает две большие группы: низшие растения и высшие растепия. Главная особенность зелёных растений — способность к фотосинтезу. Низшие растения — водоросли — имеют сравнительно простое строение. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. Тело водорослей (слоевище) не расчленено на ткани и органы. К высшим растениям относят мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. Их тело расчленено на органы, каждый из которых выполняет определённые функции. Среди высших растений наиболее высокую организацию имеют покрытосеменные растения.
Царство Животные включает одноклеточные и многоклеточные организмы, потребляющие готовые органические вещества. Большинство животных способно активно передвигаться.
Одноклеточные — подвижные организмы, состоящие из одной клетки, питающиеся готовыми органическими веществами. Клетка одноклеточного животного выполняет функции целого организма.
Тело многоклеточных животных состоит из множества клеток, выполняющих различные функции. Отдельные клетки многоклеточного животного не могут существовать самостоятельно. Многоклеточных животных делят на беспозвоночных и позвоночных. К беспозвоночным относят губок, кишечнополостных, иглокожих, червей, моллюсков, членистоногих (ракообразные, паукообразные, насекомые). К позвоночным — рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Постоянно взаимодействуя с растениями, бактериями, грибами, животные участвуют в круговороте веществ в природе.
Как правильно писать вывод лабораторной работы по биологии?!*
По последним данным лабораторного контроля качества воды водных объектов ввиду несоответствия санитарным нормам по показателям микробиологической загрязненности Управление Роспотребнадзора по Калужской области не рекомендует купаться в следующих водоемах:
— река Ока, пляж правый берег
— пруды Верхняя и Нижняя Вырка
-река Угра, отмель у моста Калуга-Воротынск
В Калужской области:
— река Лужа (в г.Малоярославец, «Ивановский луг»)
— Верхнее озеро (городской пляж, пляж на ул.Набережная)
— обводненный карьер в д. Новоскаковское
— р.Медынка в г.Медынь
— р.Ока (с. Волконское, с.Кузьмищево)
Водоемы, в которых качество воды соответствует санитарным нормам:
— р.Ока, пляж в районе ГИБДД, пляж на левом берегу
— пруд в бывшей д. Лаврово-Песочня
В Калужской области:
— водоем г. Мосальска
— озера Куйбышевского района (в п.Бетлица, д. Падерки, д.Садовище)
— водоемы Спас-Деменского района (озеро Лесхоз, Новый карьер, Старый карьер, озеро «Ангетрем», озеро «Ипотское»)
— озера Барятинского р-на (в д. Дегонка, д.Быково, д.Шершнево, озеро бывшего кирпичного завода)
-водоемы Людиновского района (о.Ломпадь, р.Неполоть, р.Болва)
— р.Жиздра Жиздринского района
— водоемы Хвастовичского района (р.Рессета, р.Велья мельница, озеро с.Хвастовичи)
— водоемы Ульяновского района (р.Вытебеть, пруд молочного завода СП «Село Ульяново», водохранилище СП «Село Ульяново»)
— водоемы Думиничского района (пруд Конка п.Думиничи, пруд стадиона п.Думиничи)
— пруд г.Жукова и пруд д.Величково Жуковского района
— пруд Мостовский карьер (озеро Угорское) Дзержинского района
— река Шаня в д.Гадюкино Медынского района
— река Ока в Тарусском районе (городской пляж, село Ладыжино в районе ДОЛ «Звездный», район базы отдыха «Серебряный век»)
— река Суходрев (пос. Детчино, санаторий Воробьево) и река Лужа (в районе Боровского моста в г.Малоярославец) Малоярославецкого района
— пруд д.Холопово, пруд д.Лапино Бабынинского района
— р. Другузка г.Козельска (городской пляж), река Жиздра г. Козельск (ракйон ул. Колхозная, ул. Достоевского)
— озеро Бездонное Перемышльского района
— р.Турея в г.Мещовске
— водохранилище г.Сухиничи (в районе дамбы)
отдых · яченское водохранилище · водоемы · роспотребнадзор
Как написать вывод в лабораторной работе?
Лабораторная работа – один из важнейших видов деятельности для учащихся. Школьники сталкиваются с ними в основном на уроках физики, химии и биологии, а студенты – на факультетах естественных и технических наук. Она предусматривает практическое занятие с написанием отчета по результатам. В зависимости от многих факторов можно заказать лабораторную работу в Москве – качественно написанную, с подробным отчетом и выводами.
Лабораторные работы необходимы для закрепления на практике всех полученных теоретических знаний, приобретения навыков. Зачастую они довольно увлекательны, учащиеся с интересом делают их, но, когда приходит время писать отчеты, даже отличники, которые с легкостью оперируют теорией и умело применяют ее, теряются перед написанием сухих выводов.
Что такое вывод?
Вывод по лабораторной работе – это изложение результата практического занятия с их оценкой. Главный вопрос, на который должен отвечать этот пункт отчета – достигнута ли поставленная цель? На нее стоит ориентироваться при подбивании итогов выполненного задания. Что должно быть упомянуто в выводе:
Все это нужно грамотно описать, логически связать. В школе практические занятия носят скорее ознакомительный характер, а вот для студентов они имеют большее значение, ведь являются своеобразной «репетицией» перед уже реальной, не учебной практикой.
Рекомендации по написанию
Даже если написание вывода кажется чем-то чрезвычайно сложным, не стоит отчаиваться и бросать выполненную работу. Если лабораторная была проведена правильно, создание выводов – дело техники. Придерживайтесь следующих рекомендаций:
Цель является основным руководством к написанию вывода, но это не означает, то можно просто переписать ее, и дело сделано. Нужно указать все моменты: какие методы вы применяли, какие возникли непредвиденные ситуации, какие были обнаружены тонкости, и к чему привели все ваши действия. Даже если вам не удалось достичь поставленной цели, это не означает, что лабораторная работа неуспешная, и результат должен быть описан целиком.
Лабораторные работы 5 класс
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».
Цель: научиться работать с увеличительными приборами, изучить правила поведения во время лабораторной работы, правила работы с микроскопом.
Оборудование: ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, готовые микропрепараты, мякоть томата, инструкции по технике безопасности.
Инструкция для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приемы ее выполнения.
2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.
3.Познакомится с устройством микроскопа, убедиться вето исправности, вспомнить правила работы с микроскопом.
4. Точно выполнять все указания учителя биологии.
5. По окончании работы привести свое рабочее место в порядок.
6. Не выходить из кабинета (класса) без разрешения учителя.
1. Рассмотрите ручную и штативную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
2. Сделайте рисунок ручной лупы и подпишите название частей.
3. Заполните таблицу «Строение ручной лупы»
1. Познакомьтесь с правилами работы микроскопа.
Правила работы с микроскопом
Микроскоп (от греч. micros — малый и scopio — смотрю) — это оптический прибор.
1. Установить микроскоп на рабочем столе штативом к себе на расстоянии 3— 5 см от края стола.
2. Установить правильное освещение.
3.Поместить на предметный столик исследуемый препарат и закрепить его клеммами.
4. Навести резкость изображения при помощи винтов.
5.Во время работы держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.
6.После работы убрать препарат с предметного столика, опустить тубус.
2. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
3. Заполните таблицу «Строение микроскопа»
4. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
5. Рассмотреть микропрепараты с помощью ручной лупы и микроскопа. Сделать вывод о значении увеличительных приборов.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Лабораторная работа № 3 “Знакомство с внешним строением растения”
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения. Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки.
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля. Какие органы есть у этих растений? Ответьте письменно на вопрос: Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Лабораторная работа № 4 “Наблюдение за передвижением животных”
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 58 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-663212
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.