В какую сторону «смотрит» буква?
Наталья Ракова
В какую сторону «смотрит» буква?
Еще Л. С. Выготский писал,что «место начальному обучению грамоте-в детском саду» («Избранные психологические исследования», М, изд-во АПН РСФСР, 1956 г.)»У нормально и в нормальных условиях живущего и развивающегося ребенка интерес к графическому слову проявляется не позднее 6-7 лет»(Е. И. Тихеева «Давайте читать» Методическое руководство к букварю,М, ГИЗ, 1930 стр. 5)Таким образом,в «третий критический период развития речевой функции (6-7 лет)» начинается формирование письменной речи (Е. И. Мастюкова 1995).
У ребенка должно быть развито «особое зрение на буквы», «мозг человека включает в себя клетки,которые ведают запоминанием и умением использовать буквы (Т. Г. Визель).
Таким образом,необходимо с развитием речевых предпосылок чтения сформировать у детей стабильный графический образ буквы (графемы).
Очень часто ребенок затрудняется правильно написать букву и,путая право и лево,переворачивает ее в другую сторону (так называемая «зеркальность»).Справиться с этой нелегкой задачей дошкольникам помогут придуманные мной веселые картинки из серии «Путешествия».Это результат поисков и размышлений логопеда-практика,старающегося с помощью занимательных иллюстраций помочь дошкольникам запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности элементов печатных букв.
Большинство букв «смотрит» вправо. У ряда букв правая и левая стороны одинаковы и потому их нельзя перепутать и «перевернуть». Поэтому внимание детей надо сконцентрировать только на том небольшом количестве букв, которые «смотрят» влево!
Известно, что дети очень впечатлительны и эмоциональны, а вот внимание у них еще недостаточно устойчиво. Дети всегда запоминают лучше то, что их удивило и было им интересно. А что может быть увлекательнее,когда персонажи мультфильмов «учат» и «учатся» вместе с ними! И,если такие плакаты с самого начала обучения будут постоянно перед глазами детей, то сформировать стабильный графический образ буквы будет гораздо легче.
Картина «Кто куда?» разделена по горизонтали на три части:
1)Изображена электричка,локомотив котрой находится слева от вагонов. На вагонах написаны буквы,которые «смотрят» влево: Лл,Чч,Зз,Яя,а,Уу,Ээ. Это основной блок.
2)На центральной части картины изображена дорога, на которой «стоят» буквы:Дд,Жж,Мм,Нн,Оо,Пп,А,Тт,Фф,Хх,Шш.
Эти буквы изображают «провожающих» в путешествие «туристов».
«Перевернуть» и перепутать их написание нельзя.
3)Изображен трейлер,кабина которого находится справа от кузова. На его борту написаны буквы,которые смотрят вправо: Бб,Вв,Гг,Ее,Ее,Ии,Йй,Кк,Рр,Сс,Цц,Щщ,ъ,ы,ь,Юю.
На борту локомотива и кабины трейлера стрелочками указано направление движения.
Сюжет картины «На вокзале»: на перроне около электрички стоит Чебурашка с ящиком апельсинов. Рядом развернутый влево «Указатель»,на котором расположены сверху вниз буквы: Л,Ч,З,Я,а,У,Э.
«Лопоухий Чебурашка,забрав ящик апельсинов,уезжает электричкой».
Эта фраза аналогична той, что облегчает нам запоминание последовательности цветового спектра:»Каждый охотник желает знать,где сидит фазан».
Первая буква каждого слова и есть та, которую следует запомнить!
Необходимо довести до сознания детей все особенности начертания букв. А знакомство с буквами предложенным образом будет и увлекательным, и прочно запоминающимся. Ведь основная задача заключается в том,чтобы дети изначально не допускали ошибок, а не исправляли уже сделанные!
Дидактическая игра-пособие «Волшебное рисование» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию пособие многоразового использования. Вот, что у меня получилось! Может кому моя идея пригодится.
Буквы «З» и «С» на конце приставок (правило и примеры слов)
Буквы «з» и «с» на конце приставок пишутся в зависимости от того, с какого согласного, звонкого или глухого, начинается корень слова. Приведем примеры слов с приставками, заканчивающимися буквами «з» и «с».
Правописание буквы «з» на конце приставок
Правописание слов с приставками, заканчивающимися на буквы «з» и «с», подчиняется фонетическому принципу. Буква «з» обозначает звонкий согласный звук [з].
Буква «з» на конце приставок пишется тогда, когда корень слова начинается с буквы, обозначающей тоже звонкий согласный звук, а именно:
Примеры слов с приставкой без-:
Приставка воз-/вз- пишется в словах:
Примеры слов с присттавкой раз-/роз-:
Приставка из- пишется в словах:
Приставку низ- укажем в составе слов:
Правописание буквы «с» на конце приставок
Букву «с» на конце приставок выберем перед корнем слов, начинающихся с букв, обозначающих глухие согласные звуки. Укажем их:
Примеры слов с приставкой бес-:
Приставку вос-/вс- напишем в следующих словах:
Приставку рас—/рос- отметим в составе слов:
Приставку ис- выберем в словах:
Приставка нис- пишется в словах:
Правило правописания приставок на «з» и «с». Примеры
Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
В русской орфографии есть правило, которое связано с фонетикой, — это написание приставок, заканчивающихся на буквы «з» или «с».
Перечислим эти приставки:
Чтобы сделать правильный выбор в написании приставок, заканчивающихся на «з» или «с», обратим самое пристальное внимание на согласный, с которого начинается корень слова.
Примеры:
Глухие согласные поможет запомнить волшебная фраза:
Примеры:
Только приставка с- не подчиняется этому правилу. Она всегда пишется в слове, независимо от того, с какого согласного начинается корень.
Запомним, что приставки з- не существует в русском языке, а есть слова с начальным корневым согласным «з»:
Существует, образно говоря, «подводный камень» в написании вот этих слов:
Обратим внимание снова на перечень приставок, данных выше, и убедимся, что среди них нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе приведенных слов не одна, а две приставки:
Вот так спряталась приставка с- в середине слов. Хотя слышится звук [з] перед звонким согласным корня, все же напишем приставку с-.
Видеоурок
Письмо заглавной и строчной буквы З,з.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа п. Сажное
Яковлевского района Белгородской области»
Методическая разработка урока
«Русский язык» (обучение письму)
по программе «Начальная школа XXI века»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс
тема: «Письмо заглавной и строчной буквы З, з»
Кобзева Ольга Геннадиевна,
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ п. Сажное»
Планируемые результаты обучения.
Познавательные : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы З, з ; моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные : умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно-операционные действия.
Коммуникативные : умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные : понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Оборудование : тетрадь для 1 класса, презентация «Прописи», компьютер, проектор, бумажные элементы буквы З, з, слова ( зайка, з а мок, зима, змея, глаза, узор ), картинка зайца.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Организационный момент. Введение в тему.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
— Давайте проверим наши рабочие места, как мы сидим, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, начинаем наш урок. ( Плакат «Сиди правильно».)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета.
– Как вы догадались, что это заяц? По каким признакам? Что ещё вы знаете о зайце?
Вот наш заяц, вы не бойтесь за него. Он пришёл к нам из русской народной сказки «Колобок» (Картинка). Вы знаете эту сказку?
— Кто читал или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.)
— А какие ещё вы знаете сказки, где героем был заяц? ( Ответы детей).
– Верно. Так заканчивается сказка. Вот и наш Заяц решил нам помочь в обучении грамоте и подарить букву.
— Как вы думаете, какая это буква? (Ответы детей). Какова тема нашего урока? Цели?
II. Изучение нового материала.
– Верно, сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой З и научитесь писать заглавную и строчную букву.
(Заглавная буква З состоит из двух элементов – из двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть выше вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до вспомогательной линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)
Инструктаж о положении прописи на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.
Запись заглавной буквы З ; имен собственных по образцу.
– Прочитайте слова, которые вы написали.
– Прочитайте предложение. ( На доске ) Сколько в нём слов? (Зоя и Зина играли во дворе.)
– Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по образцу на дополнительной строке.
– В какие игры можно играть во дворе?
– Зоя и Зина играли в слова. Хотите к ним присоединиться?
В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
И чем больше слов на букву З, з
– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву з .)
(Буква з состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, не касаясь её. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз за нижнюю строку, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.)
Зайки скачут по лужайке.
(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз.)
Вдруг в лесу мелькнула тень,
Зайки спрятались за пень,
На носочки поднялись,
(Встать на носки, руки согнуты перед собой, кисти вниз.)
Серый зайка, оглянись,
(Повороты головы направо-налево.)
Не сидит ли за кустом
Серый волк с большим хвостом?
(Учащиеся повторяют упражнения за учителем.)
3. Самостоятельное выполнение работы.
— Напишите слова по образцу. ( Из печатного сделать письменный): зайка, з а мок, зима, змея, глаза, узор.
4. Индивидуальная форма (на местах и у доски)
– Заяц принёс из леса буквы и рассыпал у вас по странице (карточки у тех, кто у доски). Попробуйте из этих букв составить слова. Запишите.
(змея, земля, глаз, язык).
Далее проводится коллективная проверка работы.
– Что общего во всех этих словах? (У всех встречается строчная буква з).
Подчеркнуть букву з, разделить слова на слоги, поставить ударение.
5. (Работа в группе). Звукобуквенный анализ слов.
– Прочитайте слова, которые написаны на стр.42 (газета, зерно, юнги, ёлки, земля, мелки, кегли, ямки).
— Сравните слоговый, звуковой и буквенный состав этих слов. Какие слова подходят к данной схеме? Напишите это слово рядом со схемой.
6. Воспитательная задача
Наступила ночь в лесу.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка – это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц – беляк. Вот что – то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.
По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Физ. минутка (пальчиковая гимнастика)
7. (Работа в парах). Задания на резервной странице.
1. Измените одну букву. Запишите новые слова.
Коза – козы, роза – розы, зима – зимы, змея – змеи ( сравнение: один – много).
8. Дифференцированная работа в рабочей тетради № 2 или в тетради «Я учусь писать и читать».
1. Записать предложения.
У Зои и Зины зоркие глаза.
У Зои земляника. Но она зелёная.
Звуковой анализ (Дополнить: над звонкими согласными звуками поставить красный колокольчик.
Раскрасить зелёным карандашом те части рисунка, на которых написана буква З, з. (зонтик).
– Кто доволен своей работой?
– Почему надо бережно относиться к слову?
Вот кончается урок.
Все старались, не ленились
И чему-то научились.
– Расскажите, что делали, что было самым трудным? (Самооценка и оценка работы). Для тебя Доминика, … Аня, … и т. д.
– Что предстоит сделать на следующем уроке?
(Игрушки на ёлке). Все молодцы, спасибо за работу.
Список используемых материалов
1. Русский язык. Обучение грамоте: методические рекомендации к урокам [Текст] /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 544 с. ISBN 978-5-360-03772-9
2. Прописи №2 к учебнику «Букварь» 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 64 с. : ил. ISBN 978-5-360-03843-6
3. Школа физминуток (1-4 классы): практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. ISBN 5-94665-199-4
5. Животные леса /Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 63, [1] с. : ил. ISBN 978- 5-358-02213-3
Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип
Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.
Приставки, которые оканчиваются на согласные буквы «з» и «с», пишутся так же, как слышатся. Поэтому никаких дополнительных проверок этих приставок делать не надо. Например: раздобыть, растопырить.
Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.
Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся
Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.
Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].
В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.
Как объяснять орфограммы в этих приставках
Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:
Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.
Как быть, если после приставки гласная
Если после приставки на з-с у вас в слове гласный звук, а не согласный, то всегда пишите «з». Потому что гласные еще «звонче», чем звонкие согласные. И никакого противоречия не возникает.
Графическое объяснение не меняется. Например, в слове «разуть» надо выделить приставку «раз», подчеркнуть «з» одной чертой, подчеркнуть «у» двумя чертами.
Примеры слов с приставками на з-с
Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.
Что еще почитать и посмотреть
Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.
Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:
И несколько статей:
Заключение
Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?