Джума-мечеть в Махачкале
Одна из крупнейших мечетей в России и в Европе — Центральная Джума-мечеть в Махачкале — появилась в 1996 году. Внешний облик святыни неслучайно напоминает известную Голубую мечеть в Стамбуле, ведь именно этим храмом вдохновлялись турецкие мастера, принимавшие активное участие при строительстве.
История Джума-мечети началась совсем недавно и пока не хранит в себе каких-либо значимых событий. За пару десятилетий храм лишь однажды подвергался реконструкции в целях расширения (с 2005-го по 2007-й гг). Известно, что после открытия внутри могли поместиться не более 8 тысяч верующих, в праздничные дни прихожане занимали всю площадь перед мечетью. Реконструкция решила эту проблему — сегодня святыня способна принять до 17 тысяч человек одновременно. Интересно, что работы профинансировали сами прихожане, собрав для этих целей более 20 миллионов рублей.
Имамом Джума-мечети в Махачкале является Умарасхаб Арсланалиев, ранее занимавший аналогичный пост в мечети города Избербаш.
Стоит отметить, что храм выполняет роль культурно-просветительского центра. Здесь проводят обучающие курсы по намазу и разъяснительные беседы, помогающие верующим трактовать священные тексты и правильно вести себя в сложных жизненных ситуациях. На сайте учреждения регулярно размещаются видеоматериалы с консультациями по семейным и религиозным вопросам. Эта информация дублируется на страницах Джума-мечети в Инстаграм, во ВКонтакте.
Центральная Джума-мечеть на панораме:
Намаз в Джума-мечети Махачкалы
Намазы (фаджр, зухр, аср, магриб и иша) совершаются ежедневно. Время молитв всегда разное, иногда оно смещается на 5–10 минут, а иногда на часы. На главной странице официального сайта Джума-мечети можно посмотреть и скачать расписание на текущий месяц и на целый год.
Древняя Джума-мечеть у Главных Ворот Халифата
Дербентская Джума-мечеть — является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России и на территории СНГ, которой уже исполнилось 1300 лет. Мечеть находится в центре старой части города Дербент. Дербент – это один из немногих древних мусульманских городов, сохранивших первоначальный облик. Дербент обладает древними улочками, мечетями и, конечно же, цитаделью «Нарын-кала».
Дербент, который упоминается в священном Коране и в священных хадисах, считался святым местом. Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Со вступлением мусульман на землю Дагестана и его завоеванием, город Дербент стал северной окраиной мусульманского мира, который вошёл в состав исламского Халифата. Мусульмане рассматривали город как центр распространения мусульманской религии дальше на север. В дальнейшем Дербент стал одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Городу-крепости Дербент мусульмане дали арабское название Баб аль-Абваб («Ворота ворот»). После завоевания предводитель мусульман Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата стала необходимостью построить Джума-мечеть, которое могло бы вместить всех верующих города. Впоследствии это грандиозное здание Джума-мечети заняло особое место в истории Дагестана.
Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией местных народов стал Ислам. Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама, потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и табиины. Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.
В Дербенте 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая соборная Джума-мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. Джума-мечеть города Дербент принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.
Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:
Арабски текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада».
Персидский текст: «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770 год хиджры».
Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.
Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.
В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:
«. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего. и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»
Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.
В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов Дагестана.
Весь этот комплекс наполнен необыкновенной тишиной, лишь изредка нарушаемой проезжающими мимо открытых ворот машинами. По своей культурно-исторической значимости эта мечеть сопоставима с культовыми сооружениями Иерусалима, Медины и Мекки. Это самая древняя мечеть из всех больших мечетей в России.
Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей.
Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.
Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.
Джума-мечеть в Дербенте
Дербентская Джума-мечеть — мусульманская святыня, исторический и архитектурный памятник VIII века. Она признана одной из старейших в мире и самой древней из действующих на территории России и стран бывшего СССР. Джума-мечеть в Старом городе Дербента — культовое сооружение мусульман, относящихся шиитской ветви религии. Сейчас на молитву в мечеть приходят и шииты и сунниты.
Слово «Джума» происходит от арабского الجمعه (al-jum`a) и переводится как «собрание» или «пятница». Джума-мечеть это не имя собственное, так называют большую соборную или пятничную мечеть в крупном населенном пункте, в которой мусульмане собираются на обязательный общий джума-намаз в полдень пятницы (зухр).
Время намаза
Коран предписывает проводить джума-намаз только в определенной мечети, совершив полное омовение и облачившись в праздничные одежды. Многие годы Джума-мечеть Дербента была крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз в нее съезжались со всех районов Южного Дагестана.
Время намаза в Дербенте можно узнать на главной странице официального сайта Джума-мечети Махачкалы, выбрав в поисковой строке «Расписания намазов» город Дербент.
История Джума-мечети Дербента
История строительства Джума-мечети отсылает нас к эпохе арабских завоеваний и военным походам известного арабского полководца Масламы ибн Абдул-Малика. Маслама, прославивший свое имя осадой Константинополя и другими военными операциями против Византии, был наместником Арабского халифата в Азербайджане и Армении. Борьба за влияние на Кавказе привела к конфликту интересов с Хазарским каганатом и продолжительным арабо-хазарским войнам в регионе.
Баб-аль-Абваб, в переводе с арабского — Ворота ворот, так называли Дербент арабские источники, расценивая его как стратегический центр на «Каспийском проходе» через Кавказский хребет. Весной 732 г. арабские войска под предводительством Масламы, которого местные исторические хроники именовали Абу Муслимом, начали осаду Дербентской крепости. В тот период Дербент находился под властью хазар. К 735 году арабам удалось захватить город, и с этого времени началось обращение жителей в ислам.
Каждый из 7 городских кварталов, так называемых магалов, получил собственную мечеть, предназначенную для повседневных молитв жителей окрестных домов. Для совершения общего пятничного намаза была построена большая общая Джума-мечеть. С тех давних времен на протяжении тринадцати столетий двери мечети открыты для мусульман. Только на несколько лет в 30- годы ХХ в. исламская святыня была закрыта, а ее здание перепрофилировано под городскую тюрьму. За свою историю Джума-мечеть претерпела несколько перестроек и реконструкций. Современный облик она обрела к началу XIX века.
Архитектура
Мечети, построенные в ранний период становления ислама (VII—VIII вв.), состояли из купольного молельного зала с колоннами и большого прямоугольного внутреннего двора с галереями и источником для омовений. В более позднее время культовые сооружения обрастали дополнительными постройками, в них появились айваны и величественные порталы над входом.
Джума-мечеть имеет трехнефный подкупольный зал размерами 68 м на 28 м, ориентированный по сторонам света. Над ним возвышается купол шлемовидной формы высотой 17 м. Как у многих шиитских храмов купол венчает не полумесяц, а кисть руки. Это «алям», почитаемый символ отрубленной руки мученика Аббаса ибн Али. Своды нефов поддерживаются 40 массивными колоннами, перекрытия между ними имеют стрельчатую форму. К молельному залу с западной стороны в XV веке пристроено двухэтажное здание духовного училища — медресе. Стрельчатая форма присуща не только сводам молельного зала. Ее имеют входные двери внутренних помещений, трое арочных ворот, ведущих во двор мечети, окна и многие другие элементы архитектуры.
Мечеть имеет строгое и скромное внутреннее убранство. Полы устланы персидскими коврами. С их яркими узорами контрастируют беленые стены. В центре расположен орнаментированный минбар с именами имамов. В южной стене устроен традиционный михраб — ниша указывающая направление на Мекку.
Древние платаны и внутренний двор
Двор дербентской Джума-мечети имеет классическую прямоугольную форму, его размеры — 45 м на 55 м. В центре двора расположен источник для ритуальных омовений. Он обрамлен стрельчатой аркой из светлого ракушечника. В уютном дворе много зелени, создающей тень и прохладу. Особого внимания заслуживают четыре исполинских платана. Считается, что эти деревья растут во дворе Джума-мечети уже 800 лет. Величественные кроны вековых платанов видны из любой точки Дербента.
Во дворе мечети врыт цилиндрический каменный столб, похожий на обломок колонны. С его появлением во дворе культового мусульманского места связаны множество версий, достоверность которых вызывает сомнения. По одной — его считают ритуальным камнем древнего языческого капища. Другая история, леденящая кровь, рассказывает о закопанных под колонной семи батманах (1 батман = 7.7 кг) человеческих глаз. Якобы, глаза выкалывал жестокий правитель Надир-шах во время Дагестанского похода 1742 года.
Как добраться
В район 7-го магала Старого города Дербента, к Джума-мечети можно доехать на маршрутке. На остановке «Ворота Орта-Капы» останавливается маршрутное такси № 13. От остановки до ворот мечети нужно пройти 200 м по квартальному проулку в северо-западном направлении. Можно доехать до остановки «Кырхляр-Капы» на перекрестке ул. Н. Крупской и ул. Мамедбекова на маршрутках № 6 (15) и 12. Отсюда останется пройти до Джума-мечети около 350 м. В хорошую погоду можно совершить пешую прогулку по старому Дербенту, посмотреть на колоритную архитектуру магалов и добраться до мечети пешком. Расстояние от железнодорожной станции, расположенной в нижней части города — около 2 км.
Дербентская Джума-мечеть на панораме Google
На видео Джума-мечеть в Дербенте
Джума мечеть
Среди крупных джума-мечетей России можно выделить Соборную мечеть в городе Москве, джума-мечеть в Махачкале. Среди исторических памятников архитектуры самая известная и старейшая джума-мечеть находится в Дербенте, а также джума джами в Евпатории в Крыму.
Джума-мечеть в Дербенте
Одной из исторических уникальных достопримечательностей на территории России является пятничная джума-мечеть в городе Дербенте, и это не просто старейшая мечеть России и всего СНГ, но и уникальное культовое сооружение, памятник архитектуры, возраст которого насчитывает одну тысячу триста лет – тринадцать веков.
Сам город Дербент уникален: это древний мусульманский город, которому, одному из немногих, удалось сохранить первоначальный облик, несмотря на немалое количество нашествий и разрушений. С этим городом связано и начало становления ислама на территории современной России – земля Дагестана во времена зарождения ислама примыкала с севера к территориям, на которых разрастался мусульманский мир, и позже эти территории стали частью исламского арабского халифата.
Ряд мусульманских религиозных деятелей на заре исламской религии начинали именно в этих землях свою деятельность по призыву к исламу. Мусульмане появились у стен Дербента еще во время правления второго Праведного Халифа Умара – после того, как был завоеван Иран, в 643 году для мусульман этот город был центром распространения исламской религии в Прикаспийских землях и северо-восточной части Кавказского хребта, и с этих лет Дербент стал средоточием духовной мусульманской мысли, а основным городским населением являлись мусульмане.
Став крупным не только культурным, но и политическим центром, Дербент являлся и центром идеологическим, поэтому сыграл в деле распространения ислама значительную роль. Джума мечеть, построенная в Дербенте, является одной из самых ранних мечетей, которые были построены в исламском халифате.
История и артефакты дербентской джума-мечети
О том, что стало причиной падения или разрушения джума-мечети, надпись не говорит. Об истории джума-мечети известно, что она перестраивалась очень много раз на протяжении всего своего существования.
Джума-мечеть в годы СССР
На судьбу джума-масджид выпало немало испытаний. В тридцатых годах двадцатого века в рамках атеистической кампании, которую развернули по всему Советскому Союзу, она была закрыта и перешла в руки НКВД – в здании храма была устроена городская тюрьма. Вернулась же мечеть в руки духовенства в 1943 военный год – тогда из Москвы пришло постановление, которым было приказано использовать по назначению это древнее мусульманское здание.
Сохранилось немало воспоминаний старожилов Дербента о том, как они своими руками очищали помещения центральной джума-мечети от скверны, связанной с деятельностью тюрьмы в ее стенах. Восстановление и оснащение мечети оборудованием осуществлялось только на добровольные пожертвования верующих мусульман.
До недавнего времени во всем Южном Дагестане Джума мечеть оставалась единственной, и в нее на пятничный намаз со всего района съезжались верующие.
Дербентские платаны
Известна она своими старыми платанами, которые возвышаются над зданием мечети торжественно и величественно – именно по этим великолепным деревья с любой точки города можно определить местонахождение джума-мечети. Дербентские платаны, которые растут на территории Джума мечети, были причислены к разряду памятников живой природы по программе «Деревья – живые памятники природы». Эти деревья взял под свою охрану Совет по сохранению природного наследия нации при Совете Федерации РФ. Ученые оценивают их возраст в несколько столетий. Дербентские платаны Джума мечети являются достопримечательностью Республики Дагестан и всей России.
Существует предание, по которому посадил платаны в девятом веке Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади для того, чтобы платаны защищали джума-мечеть от природных катаклизмов, и они в течение нескольких веков выполняли свою великую миссию, вытягивая влагу из земли и спасая джума-мечеть от разрушения, оберегая ее стены и купола от сырости. Грунт, на котором построена эта древняя мечеть России, прочно сцеплен корневой системой деревьев как стальной сеткой. Восточные платаны известны тем, что способны прожить до двух тысяч лет, и платаны Джума мечети уже тысячу лет возвышаются над ее куполами как надежные безмолвные стражники.
джума-мечеть в Махачкале
Интерьер и архитектура
В современном Дербенте джума-мечеть находится в той части города, которую называют «Старым городом». Она представляет собой комплекс архитектурных ансамблей, а ее внутренний интерьер монументален, грандиозен и весьма интересен для изучения.
Внутри здания есть два ряда колонн, которые выстроены параллельно друг другу. Мощные колонны между собой соединены арками, которые держат своды и купола, а под самыми сводами льется слабый свет из маленьких окошек, что выглядит очень впечатляюще за счет игры света и тени. Интерьеру придают торжественность и монументальность и насыщенный колорит сводов из кирпича в сочетании с выбеленными колоннами и стенами, и яркие ковры, устилающие полы джума-мечети, и те прохлада и полумрак, которые царят здесь даже в самые знойные летние дни.
Джума-масджид Дербента признана самым древним и одним из самых крупных культовых сооружений на всем Кавказе.
Комплекс ее включает и здание медресе, в котором есть ряд одинаковых по размерам небольших учебных помещений. Вход в каждое помещение предваряется лоджиями, которые перекрыты стрельчатыми сводами. Из них образуется фасад здания медресе, выполненный из тесаного камня в виде аркады.
По свидетельству архивных данных, медресе было основано в пятнадцатом веке, и здание его подверглось перестройке во время правления Ших-Али-хана. Здание позже было расширено, поскольку состояло ранее всего из шести секций, и окончательно было завершено после 1810 года.
К 1815 году было завершено формирование комплекса, и в этом году возвели, судя по персидской надписи, одни из его ворот. Уже на тот момент она была в городе самым крупным зданием: купол в высоту достигал семнадцати метров, а двор занимал площадь 55х45 метров.
Внутреннее пространство включает три нефа, средний из которых в ширину достигает 6,3 метра, а боковые нефы – четыре метра. Между собой нефы разделяют квадратные столбы-опоры, соединенные стрельчатыми арками.
Несмотря на свою долгую тринадцативековую историю Джума мечеть и сегодня остается в своем первозданном виде, поскольку на протяжении почти полутора тысяч лет она оставалась неприступной и не сдалась ни стихийным бедствиям, ни сменам эпох, ни неминуемым изменениями времени. Здание ее внесено в реестр ЮНЕСКО.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Как пишется джума мечеть
Здесь средоточие духовности и праведности мусульманина.
Утопая в буйной зелени южных деревьев, между седым Каспием и горными вершинами Кавказа уютно расположился Дербент — старейший город России. Живут здесь люди гостеприимные и хлебосольные, дорогу покажут, и на вопрос ответят, и папаху дадут примерить.
Почти все уникальные многовековые постройки сохранили первоначальный облик, являя собой историческую архитектурную память, многие из объектов включены в список культурного наследия Юнеско. Особое место среди них занимает Джума-мечеть, самый древний молитвенный Дом не только в России, но и во всем мире. Впервые она упоминается в хрониках 733 года, всего через сто лет после смерти пророка Мухаммеда.
Внутренний двор Джума-мечети
Старинной пятничной мечети более тысяча трехсот лет, памятник входит в пятерку древнейших. Подобных ей, действующих и по наше время, еще четыре: в Иерусалиме, Дамаске, Мекке и Медине.
Так случилось, что благодаря удачному географическому и стратегическому положению, именно Дербент стал идеологическим, политическим центром распространения исламской религии на Северном Кавказе и в Прикаспийской области, с 643 года воплотив средоточие мусульманской духовности, расцвета арабской культуры. Упоминается он и в Коране, как священное место, вошедшее в состав исламского Халифата.
Арабы назвали город-крепость «Баб-аль-Абваб», что переводится, как «Врата Ворот». Дагестанская земля связана с рождением и становлением многих крупнейших мусульманских религиозных деятелей.
Внутреннее убранство Джума-мечети
После захвата города здесь поселились более двадцати тысяч арабских воинов со своими семьями, и уже через несколько десятилетий основная часть жителей приняла ислам. Для них и вновь обращенных требовалось большое число мечетей, которые и начали строить в Дербенте вместе с крепостными сооружениями.
Начало строительства Джума-мечети датируется 115 годом по лунному календарю, 733-734 гг — по григорианскому.
На дату указывает арабская надпись, сохранившаяся над входом: «Входите сюда с миром и в спокойствии! В сто пятнадцатом году хиджры пророка — Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь его род!». Рядом другая надпись: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже, благослови Мухаммада и род Мухаммада» и «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз ибн Теймураз с помощью Всевышнего. 770 год хиджры».
Один из первых наместников Кавказа полководец Маслама ибн Абд-ал-Малик, завоевавший город, сразу разделил Дербент на семь районов, магалов, и в каждом начал возведение мечетей. По Корану пятничный послеобеденный намаз принято совершать коллективно. Поэтому восьмой по счету, как и в любом другом мусульманском городе, стала Масджид Джами, соборная мечеть, или Джума-мечеть.
Она строилась с таким расчетом, чтобы места хватило для всех мусульман крепости. Датой окончания постройки считается 1815 год, именно тогда появились последние ворота, о чем гласит надпись на персидском.
До недавнего времени это была единственная мечеть, куда по пятницам съезжались жители со всего Южного Дагестана. Сорок огромных, девяносто семь на девяносто семь метров, столбов поддерживают крышу мечети. По преданию под одним из них строители зарыли клад, чтобы восстановить Дом Аллаха в случае разрушения: «Не у меня, у другой», — говорится в надписи на тридцати девяти. И лишь на последней написано: «Не знаю, у кого».
Затерявшись в лабиринте старинных улочек, Джума-мечеть была и остается центром старого города. При воспоминании о ней у горожан светлеют лица. Со всех сторон к Джума-мечети бегут десять улиц, причудливо переплетающихся между собой, — дагестанцы считают, что попасть сюда можно из любой точки старого Дербента.