Учимся писать прописные буквы
Заглавные (прописные и строчные) буквы русского алфавита представляют собой неотъемлемую часть обучения письму. Как правило, мы учимся писать их уже в школе, но порой подготовка дошкольников требует умения писать красивые буквы еще до поступления в первый класс.
Как научить ребенка писать?
Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.
Прописи
Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Строчные и заглавные буквы
Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:
Также на нашем сайте можно скачать и распечатать русский алфавит в прописях в полном объеме.
Видео уроки
Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию буквы русского алфавита. Как правило, они представляют собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.
Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию букв русского алфавита. Как правило, видео представляет собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.
Как их правильно употреблять?
Употребление заглавных и строчных букв русского алфавита также требует особого внимания. Если мы учимся писать, то обязательно должны учитывать это правило. Заглавные буквы употребляются в названиях:
Все названия, обозначающие единственное в своем роде явление, пишутся с заглавной буквы. Родовые и видовые названия мы пишем со строчной буквы.
Пропись в наши дни
С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.
Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.
И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое. В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека. И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!
Прописные и строчные буквы в русском языке
Буквы русского алфавита имеют два варианта графического отображения: прописные, или заглавные, и строчные, или маленькие.
Наша речь состоит из звуков. Когда нам нужно записать свои мысли или высказывания на бумаге, для этого используются особые графические значки — буквы. Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, составляет алфавит. Всего в русском языке 33 буквы, каждая из которых имеет два варианта графического отображения, например:
Прописные буквы
Немного истории
В древности большие, заглавные буквы писали только в начале книги, а также главы, иногда — абзаца. Каждый отрывок текста начинался с красиво оформленной, витиевато украшенной большой буквы. Такие буквы не просто писали, а вырисовывали, или прописывали. Вот откуда это «говорящее» название начальных больших букв рукописного текста.
В памятниках XVI века, особенно после введения книгопечатания, большую букву стали прописывать в начале каждого предложения после точки. В более поздних произведениях изредка попадается прописная буква в собственных именах людей и названий городов. Первую попытку систематизировать употребление прописной буквы в XVII предпринял М. Смотрицкий, написавший грамматику, в которой рекомендовал начинать каждое предложение с прописной буквы, а также начало каждой строки виршей, собственные имена, и даже названия наук: Грамматика, Логика и др.
Следующую попытку упорядочивания правил употребления прописных букв предпринял академик Я. К. Грот. Его справочник для школ «Русское правописание» выдержал двадцать изданий.
Правописание прописных букв
Выбор прописной буквы основывается на семантике слов. Главный постулат правописания состоит в том, что собственные наименования пишутся с прописной буквы, например:
1. имена, фамилии, прозвища, псевдонимы, клички, названия действующих лиц в литературных произведениях:
Если же имя собственное литературного героя употребляется в уничижительном смысле и становится обобщенно-нарицательным, то в форме множественного числа оно пишется со строчной буквы:
2. С прописной буквы пишутся названия международных организаций, государственных органов, высших государственных должностей, официальные и неофициальные названия государств:
Однако в неофициальном тексте наименования высших должностей государств без указания на конкретное лицо пишутся со строчной буквы, например:
Выполнение заключенных договоренностей будут контролировать президенты этих стран.
3. Географические и астрономические названия пишутся с большой буквы, кроме родовых наименований (город, река, гора, область, край, улица, звезда, созвездие и пр.):
4. С прописной буквы пишутся названия исторических эпох и событий, названия календарных периодов и торжеств:
Но названия постоянно проводимых мероприятий пишутся со строчной буквы:
5. С прописной буквы пишутся названия, связанные с религией:
Но со строчной буквы пишутся названия церковных служб:
6. С прописной буквы пишутся местоимения Вы, Вас, Ваш как форма выражения вежливости при обращении к конкретному лицу в письмах, официальных документах и деловой переписке.
Строчные буквы
Строчные буквы — это буквы, которые пишутся в строку, то есть между нижней и верхней линией строки. По графическим очертаниям это маленькие буквы, все одинаковые по своей высоте.
Строчные буквы отличаются размером от прописных, которые являются заглавными в начале предложения или в написании имен собственных.
С помощью прописных и строчных букв различаются имена собственные и нарицательные, например:
Одни и те же слова могут быть написаны как со строчной, так и с прописной буквы. Понаблюдаем:
Видеоурок
Урок обучения грамоте «Письмо заглавной буквы У». 1-й класс
Класс: 1
Цель: познакомить учащихся с написание новой буквы «У».
Задачи:
Образовательные: научить учащихся грамотно и красиво писать строчную и заглавную букву «Уу».
Развивающие: развивать речь; мелкую моторику пальчиков; логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к письму, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: прописи, ручка, проектор (презентация).
Ход урока
1. Организационный момент
— Заливистый школьный звонок
Позвал 1А на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
— А сейчас мы проверим на сколько вы внимательны и старательны.
Игра «Доскажите словечко»
Он плывет на простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический…(утюг).
Все ребята со двора
Малярам кричат…(ура!)
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу. (Ученик.)
Долгожданный дан звонок –
Это начался…(урок).
Я нашел сучок в лесу
Он похож на букву …
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву.
– Чем похожи слова-отгадки? (Эти слова начинаются на звук [у].)
2. Актуализация опорных знаний
— На какие две группы делятся звуки в русском языке? (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие).
— А какие гласные звуки вы уже знаете?
— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные).
— Посмотрите на экран: назовите словом каждого, кто изображен тут? (утка, гуси, голуби, журавли – птицы).
— Как одним словом можно их назвать? (птицы).
— А чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, буквы пишем)
— Почему здесь знак вопроса? (не умеем писать заглавную У). Значит чему нам нужно сегодня учиться?
— К нам пришли гости. Кто они? (мальчик Устин, девочка Улита)
— Посмотрите какие необычные, редкие имена. Как вы думаете, сможем ли мы написать сразу их имена? Почему? (Мы не умеем писать все буквы).
— Значит, чему мы должны научиться сегодня? (писать У)
— Давайте составим звуковую модель данных слов (на планшете)
Сравниваем звуковые модели между собой. Сходства и различие.
— А сейчас мы попробуем напечатать имена ребят с помощью знакомых нам букв.
— С какой буквы мы начнем печатать имя Устин?
— Покажите мне эту букву. (У,у). У нас их две заглавная и строчная. Покажите мне какую букву возьмете вы? Напишите на планшете (печатают).
— Многие напечатали правильно, взяли заглавную букву. Почему? Объясните.
(имена людей пишутся с заглавной буквы).
— А теперь попробуем написать? Кто сможет написать?
3. Постановка цели и задач урока
— У нас проблема, мы не все знаем, как правильно записать начало имени мальчика.
— Значит, чему мы сегодня с вами должны научиться? (научиться писать заглавную У).
4. Формирование зрительного образа заглавной буквы «У» в памяти учащихся
СРАВНИВАЕМ
— Сколько букв печатных? (2)
— Сколько букв письменных? (2)
— Почему? Заглавная нужна для того чтобы писать имена людей, а еще что мы пишем с заглавной буквы? (названия рек, городов), показать начало высказывания. А в остальных словах нам нужна строчная буква у.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «у»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните маленькую печатную букву «у» и заглавную письменную букву «у».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «у».
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «у». (Полоска в форме прямой линии с закруглением внизу влево и полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)
Если учащиеся будут испытывать затруднения, то учитель может раздвинуть элементы, из которых состоит эта буква.
КОНСТРУИРУЕМ
– Выполните конструирование заглавной буквы «У» у себя на столе.
— А теперь (пропись №2, с. 9.) найдите нужные элементы заглавной буквы У (показ стрелочками).
5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся
1. Учитель дает полное и краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «У» на доске мелом.
Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо делаем закругление, коснувшись ее (1). Опускаем вниз прямую (2). Не дойдя до верхней линейки, закругляем вправо, коснувшись ее (3). Ведем плавную линию вверх до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (4). Вниз опускаем прямую (5). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее (6).
Слева направо (1), вниз (2), вправо (3), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5), влево (6).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «У» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «У» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. На вторую строчку по столу двигаются указательные. На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулачками по поверхности стола.
6. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «У»
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Физкультминутка
7. Выполнение речеязыкового задания
– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Белые медведи.)
– Где живут белые медведи?
– Вспомните мультфильм про белого медведя. Как его звали? (Умка.)
– Имя белого медвежонка зашифровано в схеме слова. Проанализируйте эту схему. Сколько звуков в этом слове?
– Какой звук стоит на первом месте?
– Какой звук стоит на последнем месте?
– Перекодируйте звук [у] в печатную и письменную буквы «у». Какую букву надо писать в кличке животного? (Заглавную букву.)
– Перекодируйте звук [а] в печатную и письменную буквы «а».
– Составьте предложения по данному рисунку. Постройте схему своего предложения.
Умка живет на Севере.
8. Выполнение логических заданий с буквами
– Какие буквы написал Почемучка?
– Сравните буквы У – у. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы У – а. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Прочитайте слово, записанное на нижней строчке. Кто произносит такие слова?
– Какие виды соединений здесь использованы? (Нижнее соединение.)
Учитель показывает на доске образец написания слова «Уа». Далее учащиеся работают в тетради самостоятельно.
9. Рисование узора-бордюра
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Прямая линия, прямая линия с закруглением вверху и внизу.)