Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ
по результатам психологического обследования
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
Незрелость всех форм мышления;
Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
развитие концентрации, переключаемости внимания.
развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________
Заключение по результатам психологического обследования подростка
по результатам психологического обследования
Психологическое обследование проводилось по запросу родителя (матери) с целью изучения эмоционально-личностной сферы подростка и склонности к девиантному поведению. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, общее время обследования составило 1,2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога __________________.
Дата проведения обследования _________20 г.
Повод для обследования:
К психологу обратилась мать _________. Поводом послужил выявленный родителями факт употребления алкоголя дочерью в компании сверстников. Перед специалистом поставлены следующие задачи:
— выявить склонность к девиантному поведению;
— изучить эмоционально-личностную сферу подростка;
— тест СДП (склонности к девиантному поведению), Э.В. Леус;
— «Поведение родителей и отношение подростков к ним», Е. Шафер;
— тестирование с использованием сертифицированного специализированного комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ « Effecton Studio » (опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», Цветовой тест Люшера, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, Методика изучения ценностных ориентаций Рокича, Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), Личностный опросник Айзенка (модификация Т.В.Маталиной), Методика изучения самооценки и уровня притязаний (Дембо-Рубинштейн), модификация А.М. Прихожан, Самооценка психических состояний (Айзенк).
Полученные психологические данные и результаты:
В ходе беседы девочка в поведении адекватна. В контакт вступает легко, на вопросы отвечает по существу. Фон настроения ровный. Внешние эмоциональные проявления слабо выражены.
При дальнейшем тестировании и нструкции усваивает, цель задания понимает. Темп деятельности равномерный, эмоциональные реакции адекватны ситуации.
По результатам диагностики отмечается низкий уровень самооценки (недооценка себя, своих способностей). В процессе самоопределения личности могут возникнуть проблемы, так как низкая самооценка неблагоприятна для личностного развития. При этом у девочки выявляется адекватный уровень притязаний и адекватное представление о своих возможностях. Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний сильное, наблюдается конфликт между тем, к чему стремится подросток, и тем, что считает для себя возможным. Такая дифференцированность предполагает возможность возникновения трудностей с постановкой четких и адекватных своим возможностям целей.
Девочка придает большое значение чувствам, поэтому благополучие существенно зависит от гармонии социальных контактов и отношений внутри семьи. Неуверенность в своих силах активно скрывается и маскируется кажущейся решительностью и авторитетной манерой выражаться.
В ходе диагностики выявлена предрасположенность к уныло-тревожному настроению, что подтверждается повышенным уровнем межличностной тревожности (ситуации общения), а также тенденцией к акцентуации характера по эмотивному типу (мягкость, добросердечие, эмоциональность, альтруизм) и экзальтированному (высокочувствительный, эмоциональный, влюбчивый, артистичный).
Выявлена ориентация на социально обусловленное поведение (направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых), что может проявляться в зависимости от других людей или общения (потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым).
Анализ полученных результатов особенности восприятия и понимания подростком воспитательной практики родителей свидетельствует о повышенной требовательности и тотальном контроле со стороны матери и недостаточном уровне доверительных отношений. Со стороны отца девочка отмечает попустительский стиль воспитания (недостаточное участие в жизни дочери).
Посещение психокоррекционных занятий, направленных на повышение уровня самооценки и предупреждение риска аутоагрессивного поведения:
— формирование навыков принятия решения, развитие позитивных ценностей и процессов самоопределения;
— обучение социально-важным навыкам, устойчивости к негативному социальному влиянию (развитие способности говорить «нет» в случае давления сверстников);
— обучение распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.
Рекомендовано со стороны взрослых членов семьи проявлять больше заботы и внимания о ребенке, поддерживать и развивать доверительные отношения (Внимательно выслушивать подростка, прикладывать все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Внимательно относиться ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегать ничем из сказанного. Подросток может не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии).
Рекомендован курс психологического консультирования родителей со специалистом по семейным отношениям, с целью прояснения межличностных границ внутри семьи, прояснения чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, улучшения психологического климата в семье, укрепления доверительных отношений между всеми членами семьи.
С заключением ознакомлен(а) _____________ /___________________________________/
Пример заключения по результатам психологического тестирования
Отчет о результатах психологического обследования Ивановой И. А. (25 лет)
Особенности мышления. Уровень развития логического мышления выше среднего по попу-ляционной выборке. Мышление интуитивное, творческое. Живость мышления, быстрота переключения с одного объекта на другой.
Эмоциональный фон. Оптимистичный настрой. Яркость и сила эмоциональных проявлений полярно меняются. Артистичность. Яркость проявления чувств. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий.
Мотивационная направленность. мотивация профессиональных достижений превалирует над мотивацией избегания неуспеха. Испытуемая стремится максимально реализовать все то, на что способна, проявить свои способности в деле, значимо влиять на происходящие события. Велико стремление к сопричастности коллективу, желание признания, расположения к себе других, потребность в гармоничных межличностных отношениях при сохранении собственной индивидуальности. мотивация направлена в большей степени на реализацию сиюминутных потребностей, не выражена склонность заглядывать далеко вперед.
Стиль общения. Общительность, непосредственность и раскрепощенность, стремление расширить круг знакомств. Независима в отстаивании своего мнения, но в случае необходимости проявляет гибкость в построении отношений с людьми. Стремится подчеркнуть свое миролюбие, старается найти со всеми общий язык, разрешить возникающие конфликты. Неприязнь со стороны окружающих в глубине души тяжело переживает, однако внешне этого стремится не проявлять.
Реакция на стресс. Некоторая беспечность. Активное отстаивание своей позиции. Возможны вегетативные реакции (головные, желудочные боли, сердцебиение и т. д.).
Деловые качества. Высокая активность, инициативность в деловой сфере. Способна работать в быстром темпе, при повышенных нагрузках. Не терпит рутинную работу, стремится к разнообразию, динамике, новым задачам в работе, хорошо ориентируется в неожиданных и внештатных ситуациях, с готовностью берется за решение новых, нестандартных задач.
У испытуемой достаточно развит навык планирования текущей деятельности, понимание того, какие шаги нужно предпринять для решения конкретной задачи. Однако навык стратегического планирования, постановки дальних целей развит недостаточно, дальние цели неконкретны. При принятии решений испытуемая во многом полагается на интуицию, удачу. Она не склонна анализировать причины, по которым «повезло», принимает это как должное. Не боится принимать решения в рамках своей компетенции, даже сложные и ответственные, однако в ряде случаев склонна действовать методом «проб и ошибок».
Испытуемой свойственна повышенная ответственность, стремление выполнить работу во что бы то ни стало. Остро чувствует свою вину, если что-либо не удается.
Высокая социальная компетентность. Испытуемая нацелена на конструктивное сотрудничество, старается найти общий язык с коллегами и окружающими, поддерживать ровные, доброжелательные отношения. Успешна в разрешении конфликтов.
Управленческий потенциал. Средний. Испытуемая больше направлена на самореализацию, движение вперед в команде, чем на собственно доминирование, руководящий пост. Недостаточно развит навык делегирования полномочий, старается делать весь необходимый объем работ самостоятельно, а не распределять его среди своих подчиненных.
Обучаемость, потенциал развития. Выше среднего.
Сильные стороны. Уровень развитости логического мышления выше среднего, живость мышления. Высокая активность, инициативность, умение работать в высоком темпе. Стремление к самореализации. Повышенная требовательность к себе. Оптимизм. Высокая мотивация профессиональных достижений. Ориентация на работу в команде, гибкость при построении отношений с людьми. Ответственность.
Слабые стороны. Излишняя склонность полагаться на интуицию, удачу. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий. Недостаточная развитость навыков стратегического планирования, делегирования полномочий.
Рекомендации. Испытуемой подойдет творческая работа, требующая инициативы и ответственности, позволяющая задействовать развитую социальную компетентность. Для повышения эффективности как руководителя рекомендуется тренинг, направленный на формирование навыков постановки четких дальних целей, делегирования полномочий.
Готовый бланк психологиxеского заключения с различными вариантами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________
Психологическое обследование проводилось по запросу ( родителя, воспитателя, специалиста, др. ) с целью ( выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, д р). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме ( посредством наблюдения ).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро ( не сразу, отказывается ), но он носит нестабильный ( стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм ) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения ( заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма ).
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение ( положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие ).
После сделанного замечания старается исправить ошибку ( отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции ).
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца ( обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий ).
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный ( уравновешенный, тревожный, безразличный ).
Отмечаются яркие эмоциональные реакции ( эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость ).
Эмоционально уравновешен ( частая смена настроений, эмоциональная ригидность ).
Общение активное ( реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении ).
Саморегуляция и контроль низкие ( выражены недостаточно, отсутствуют ) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации.
Критичен к оценке результатов своей работы ( понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен ).
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий ( выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый ).
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания ( трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает ).
Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер ( выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование ).
Не может самостоятельно выполнять задание ( самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий ( боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса ).
Деятельность носит нестабильный ( стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный ) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания ( неудач или замечаний, пресыщения деятельностью ).
Динамика деятельности неравномерная ( равномерная ), темп преимущественно быстрый ( умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность ).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания ( умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая ).
По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок в основном нуждается в организующей, обучаемой ( стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей ) помощи.
Ошибки при выполнении задания отсутствуют ( исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого ).
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности ( речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую ).
Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:
Незрелость всех форм мышления;
Низкая концентрация внимания;
Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
развитие фонематического восприятия.
развитие концентрации, переключаемости внимания.
развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
развитие вербального воображения.
Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков
Дата __________________ ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________
подпись родителя
Образец «Психологическое заключение на ПМПК»
Ф.И.О. ребёнка : ______________________________
Дата рождения : _______________________________
В ситуации индивидуального обследования девочка спокойна, эмоционально сдержана. Не проявляет интерес к тестовым заданиям, но предложенные задания выполняет до конца. Действует методом проб и ошибок. Допущенные ошибки исправляет после указания на них взрослого. Имеет опрятный внешний вид.
Общий кругозор узок, ограничен рамками усвоенного школьного материала. Знания о ближайшем окружении недостаточны.
Мелкая моторика развита слабо. При выполнении графических заданий девочка испытывает затруднения. При рисовании линии неровные, присутствуют исправления, штриховка неравномерная. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в одновременном действии обеими руками. Ведущая рука правая. Не отмечено нарушений общей моторики.
Характеристика познавательного развития:
Восприятие (зрительное и слуховое) снижено. Испытывает трудности при назывании недорисованных фигур. При составлении разрезных картинок использует метод проб, необходима помощь взрослого. Допускает ошибки при соотнесении предметов по форме, величине. Знает и называет основные цвета, формы. При определении пространственных отношений по отношению к себе и к другому предмету («справа, слева от…») ошибается. Путает пространственные предлоги. Нуждается в обязательном упрощении вопросов и инструкций.
Уровень развития произвольного внимания снижен. Внимание характеризуется средним объёмом, недостатками переключения и распределения. В динамике характеристики внимания снижаются, появляются ошибки, снижается быстрота реакции. Ребёнок медленно врабатывается, испытывает трудности в переработке и удержании инструкции. При выполнении заданий необходима направляющая помощь взрослого.
Наглядно-образное мышление снижено. Развитие словесно-логического мышления ниже возрастной нормы. Анализ и синтез проводит с опорой на наглядность. Обобщает предметы по понятийному признаку, иногда затрудняется подобрать обобщающее слово. При составлении последовательности из 6-х картинок допускает ошибки, затрудняется в установлении причинно-следственных связей, необходима помощь взрослого. Речь бедная, предложения односложные. Рассказ бедный по содержанию, невыразительный. Описание в рассказе недостаточно полное и не всегда связное. Развитие мышления и развитие речевой функции не соответствует возрастной норме.
Характеристика личностно-эмоционального развития:
Познавательный интерес неустойчивый, зависит от успехов ребёнка, настроения. Отношение к школе положительное, но школа привлекает внеучебной деятельностью (общение и игры со сверстниками). Волевые возможности невысоки, нуждается в руководстве взрослого. Ориентирована на индивидуальную работу с педагогом.
Самооценка высокая, что соответствует возрастной норме.
Темп деятельности средний, работоспособность средняя, зависит от наличия интереса к предмету деятельности.
Девочка спокойная, уравновешенная, в течение дня настроение ровное. Аффективных вспышек и агрессии не наблюдается.
В течение года с ребёнком проводилась работа по коррекции познавательных процессов. Получены положительные результаты. Наблюдается прогресс в развитии внимания, памяти, мышления. Усвоены основные обобщающие понятия, возросла активность на индивидуальных занятиях, расширился предметный словарный запас. Однако уровень познавательного развития ребёнка по-прежнему снижен.
Заключение: Уровень развития основных познавательных процессов снижен. Мелкая моторика рук слабая. Познавательная активность недостаточна. Коммуникативные навыки развиты недостаточно.
Рекомендации: Посещение муниципальной ПМПМК с целью консультации и уточнения образовательного маршрута.