Учимся писать изложения в начальной школе
Изложение в 1-4 классах
Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.
Виды изложений
По отношению к объему исходного текста:
По отношению к содержанию:
По структуре исходного текста:
Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.
В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.
Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)
В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.
Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли!
(По И. Соколову-Микитову)
О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?
Когда собрались журавли к отлету?
Когда они полетели?
Как птицы прощались с родиной?
Как прощался с журавлями автор?
Методика «Прогнозирование содержания текста»
Проверка изложения
Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.
Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.
Критерии по оценке изложений
Оценка содержания и речевого оформления:
Как научить своего ребенка писать изложение
Доброго времени суток, уважаемые читатели. В этой статье я расскажу, как научить вашего ребенка писать изложения. Вы узнаете, как и когда нужно приступать к развитию данных навыков, какому плану следовать, что нужно предпринять задолго до школы и какие ошибки могут быть допущены.
Изложение и его типы
Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.
Различают такие виды:
Работы оцениваются с учетом следующих моментов:
Готовим заранее
Родители должны понимать, что для того, чтобы ребенок, учась в 3 классе, смог с легкостью освоить такой вид работы, как изложение, необходимо преждевременно начать с ним заниматься.
Для этого вам необходимо делать следущее:
Детей в возрасте, приближенном к школьному, которые уже умеют читать, можно попросить самостоятельно прочесть сказку из книги, а потом ее пересказать.
Таким образом, вы тренируете память малыша и, по сути, готовите его к школьным изложениям, а также и к сочинениям.
План обучения
Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.
Вероятные трудности, способы их решения
Моему сыну всегда легко давались изложения. Наверное, это во многом, благодаря тому, что у него хорошо развита фантазия и отличная память. Когда Никита был совсем маленьким, после прочитанной мною сказки, мог с легкостью, практически дословно пересказывать услышанное.
Ошибки родителей
К сожалению, некоторые родители по своей неопытности допускают ошибки в процессе обучения своих детей.
Советы
Если ваш ребенок уже ходит в 4 класс, то, скорее всего, он уже научился справляться с написанием изложений. Однако, далеко не все дети также успешны, что уже говорить о ребятах помладше. Предоставляю вашему вниманию ценные советы, которые помогут ребенку овладеть навыком написания изложений любого вида.
Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение. Главное своевременно приложить усилия к его подготовке. Помните, что лучше это делать заранее, ведь своими действиями вы сможете значительно облегчить жизнь младшего школьника.
Конспект «Методика написания изложения во 2 классе»»
Тема: «Методика написания изложений в начальной школе»
Цель: поделиться опытом методики написания изложений во 2 классе.
— Уважаемые коллеги! Наша тема сегодня – «повышение качества образования в начальной школе», и я считаю, что проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах и с помощью написания изложений можно добиться повышения качества на наших уроках.
— Сегодня я хочу немного Вам помочь, как научить детей более качественному написанию изложений. Все мы знаем, что связная речь- наиболее сложная сторона речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включенными в решение основной задачи.
— Скажите, а что является единицей связной речи? (Текст) Вот сегодня мы как и дети будем разбирать текст для изложения.
— Прежде чем начать урок необходимо обязательно заинтересовать ученика, что самое хорошее изложение (наиболее удачно составленные предложения):
прочитают в классе
повесят на стенд в классе
наклеят красивую картинку
прочтут на родительском собрании
— Все мы знаем, что изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского.
— Предлагаю, сегодня Вам поучаствовать в мастер – классе по написанию изложения на примере текста «Птичья столовая» по УМК «Планета знаний».
Итак, отправляемся на урок во 2 класс.
Ознакомление с текстом.
— Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
— Какую цель мы поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту)
— Я читаю текст, а вы внимательно следите и называете главных героев текста.
— В чем заключается основная мысль текста?
— Что отражает тему текста? (Заголовок)
— Как бы вы озаглавили рассказ? А вы знали, что особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. За это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами»
— Это текст описание, рассуждение или повествование?
— А в каком предложении выражена основная мысль текста?
— Давайте еще раз перечитаем текст, подумайте, на сколько частей можно его разделить? (на 3 части)
— Найдите в тексте наши части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается 1 часть?
— Прочитаем первую часть. Как вы думаете, какая основная мысль в этой части?
— Как мы можем озаглавить первую часть?
— Отлично, кто может пересказать 1 часть?
— Теперь переходим ко 2 части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?
— Прочитаем вторую часть. Назовите, какая основная мысль в этой части?
— Как можно озаглавить вторую часть?
— Кто перескажет 2 часть?
— Теперь читаем 3 часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?
— Прочитаем эту часть. Какая основная мысль в этой части?
— Как можно озаглавить эту часть?
— Кто может пересказать эту часть?
Обратите внимание, что в тексте много имен прилагательных. Для чего автор сделал?
Работа с планом текста.
— Найдите, что мы отнесем к 1 части, 2 части, 3 части.
Орфографическая работа со словами и образными выражениями текста. Проговаривание.
— Что будете делать, если забыли или не знаете, как писать слово?
Объясняем орфограммы в словах.
— Восстановите текст с помощью картинок.
— Устные рассказы по тексту с пропусками слов.
Учит подробному пересказу с ориентиром на план.
Развивает орфографическую зоркость.
Самостоятельная творческая работа.
Подведение итогов урока
— Кто хочет прочитать свой текст?
— Как вы считаете, удалось вам пересказать текст письменно? Помогал ли вам план? Кто пользовался словарём? В чём испытывали трудность? Как вы думаете, почему?
— Уважаемые коллеги, напомню, что изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.
— Чем ярче и необычнее пройдет первый урок ознакомления с таким видом деятельности как изложение, тем легче будет детям с последующими работами не только с письменным пересказом, но и с написанием сочинений.
Обучение написанию изложения во 2-м классе
Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Обучение в школе расширяет источники и возможности речевого развития детей. Развитие речи – важная задача обучения родному языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Учащиеся изучают правила, где специально излагаются нормы устной и письменной речи. Помимо того, необходима планомерная и целенаправленная работа над речью учащихся, над её обогащением. Однако развивать речь не значит только предоставлять детям возможность больше говорить или писать, давать материал и темы для устных и письменных выступлений. Детей надо учить речи. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над содержанием речи, над её последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и организованная по известной системе работа по языку принесёт учащимся пользу, будет способствовать овладению его формами. Особенную трудность для детей представляет письменная речь, которой до школы они не владеют и которой они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения грамматики и правописания и выработки речевых навыков. Наиболее распространённым видом самостоятельной письменной работы является изложение текста. И настоящее время вопрос обучения младших школьников написанию изложений не утратил своей актуальности. В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, изложения играют большую роль. Изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводиться в классе определённая работа, речь учащихся обогащается и другими языковыми средствами выражения мысли. Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают использовать в своей речи более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции. Анализируя содержание текста, школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план. Предлагаем ряд заданий, способствующих развитию у учащихся навыка написания изложений.
Урок 1. Тема: Предложение как основная единица речи
Зима. Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!
— Сколько предложений услышали? Какое предложение состоит из одного слова? Как вы определили, сколько предложений в тексте? Что такое предложение? Вспомни правило. Докажите, что вы услышали текст. По каким признакам мы определяем границы предложения на письме?
1. Работа над оформленным предложением-образцом. Анализ готовых предложений.
— Сказать, не читая, сколько здесь предложений (по графическим знакам). Какой знак стоит в конце каждого предложения?
Лесные звери готовятся к зиме. У белки в дупле много орехов и грибов. Медведь ищет место для берлоги.
— Прочитай каждое предложение. Что говориться о зверях? О ком сообщается во втором предложении? Что сообщается о белке? О чём узнали из третьего предложения?
2. Деление сплошного текста на предложения.
А) Знакомство с текстом. Прочитай текст сначала про себя, затем тихо вслух.
Пришла зима выпало много снегу реки и озёра замерзли дети надели тёплые шубки
— О чём прочитал сначала? О чём говорится дальше? О ком сообщается потом? Сколько мыслей высказано? Сколько предложений в тексте? Озаглавь текст.
Б) Нахождение границ каждого предложения:
— О чём говориться в первом предложении? Сколько выпало снега? Что говориться про реки и озёра? Что узнали о ребятах?
Чтение каждого предложения. Выделение голосом первого слова.
В) Исправление текста.
— Какие слова надо записать с заглавной буквы? Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?
Д) Последовательно записать каждое предложение. (Перед записью предложение прочитывается хором по слогам)
Урок 2. Тема: Текст. Признаки текста
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву)
— О ком здесь рассказывается? Какие две картинки можно нарисовать к тексту? Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитай. Что случилось потом? (Прочитай два следующих предложения). Чем всё закончилось? Прочитай. Соответствует ли заглавие содержанию текста? Какой случай произошёл с лисой? Можно ли озаглавить рассказ “Случай в лесу” или “Полакомилась!”? Обоснуй свой ответ.
3. Редактирование текста.
А) Прочитай предложения и назови то, которое подходит по смыслу и содержанию рассказа: Лес был густой. Лиса была голодна.
— Поможет ли это предложение понять общий смысл рассказа? Где в рассказе его лучше записать? Прочитай дополненный текст. Какими словами надо заменить слово “лиса”, чтобы оно не повторялось? Почему же предложение “Лес был густой” лишнее? По какому признаку подбирается к рассказу заглавие?
В) Запись отредактированного текста.
4. Устная работа с текстом.
А) Выделение признаков связного текста.
— Перечитай текст без первых двух предложений. Понятен ли смысл дальнейшего без вводных предложений? Что будет, если убрать 3 предложение?
Б) Работа с деформированным текстом.
— Прочитай предложения. Почему их нельзя назвать текстом?
А капкан цап лису за лапу! Шла лиса по лесу. Неудача. Побежала лиса на запах. Вдруг она почуяла запах мяса. Лиса была голодна.
Почему нарушилась связь?
Урок 3. Тема: Редактирование текста
Прочитайте заглавие. Снежная кукла.
— О чём, судя по заглавию, должен быть текст? Прочитайте внимательно текст. Соответствует ли его содержание заглавию?
Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая.
2. Беседа. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?
Каким предложением нужно дополнить текст, чтобы его содержание соответствовало заглавию? (Из снега они лепили куклу. Они лепили снежную куклу.)
— Куда надо поставить это предложение? Почему? Соответствует ли теперь содержание текста заглавию?
3. Самостоятельная работа. Списывание дополненного текста.
4. Работа с текстом Л. Н. Толстого “Снежная кукла”.
Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза – угли. Нос – морковка.
— Найди и прочитай предложения, которые включены в текст. Какое из них лишнее? Почему первое предложение оказалось лишним? Что нового вы узнали из двух последних предложений?
— Что нужно изменить в рассказе, если мы не хотим исключать из него первое предложение? Перескажи отредактированный текста
Урок 4. Тема: Редактирование текста
Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.
А) Перечитай внимательно предложения.
— Что сообщается о лисе? Что главное: описание лисы или сообщение о том, что любит лиса? Можно ли озаглавить все эти предложения и считать их текстом-описанием, или надо что-то изменить? (Какое предложение здесь лишнее? Почему?)
— Перечитай предложения. Можно ли их считать текстом? Озаглавь текст. Все ли признаки внешности лисы здесь перечислены, или пропущено что-то существенное?
(Дополнить: У лисы большой пушистый хвост. Предложение записывается на доску)
— Что надо сделать, чтобы составить текст-описание с этими предложениями под заглавием “Лиса”? (Убрать последнее предложение, добавить новое)
— Подумай, после какого предложения уместно вставить новые? Почему?
5. Самостоятельная запись отредактированного текста.
6. Устная работа с текстом.
Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла с льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
— О ком этот текст? Кто такая Жалька? Какое слово повторяется в тексте очень часто? Какими словами можно заменить повторяющееся слово? Что вы можете сказать про эту собаку, прочитав рассказ? Озаглавь текст.
В) Прочитай текст, заменив повторяющиеся слова.
— Чем отличается текст от того, который читали в первый раз? Какой вариант вам понравился больше? Почему?
Урок 5. Тема: Составление текста по вопросам, подсказывающим словам для ответа
1. Ознакомление учащихся с новым видом работы – изложением (объяснение, что изложение – это письменный пересказ текста).
2. Чтение учащимися текста, записанного на доске.
Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба.
— Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и прочитай предложение, из которого об этом узнали. Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её? Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими словами названа в рассказе синичка? Прочитай.
4. Подготовка к записи текста по вопросам.
Вопросы | Словарь |
Когда это было? | |
Кто прилетел к окну? | |
Кто стоял у окна? | |
Что сделали дети? | форточку |
Куда влетела синичка? | в комнату |
Как вела себя голодная птичка? | Голодная _ _ клевать _ _. |
Учитель предлагает детям ответить на каждый вопрос (кроме последнего)
— С каких слов начинается первое предложение (второе)? Обдумай два следующих предложения. Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым. Каким словом надо заменить слово “дети” в четвёртом предложении? Каким предложением можно ответить на последний вопрос, чтобы объединить в ответе два последних предложения? Попробуйте составить предложение по схеме.
5. Пересказ текста по вопросам.
6. Запись текста в процессе коллективной работы.
Запись заглавия. Чтение первого ответа. Проговаривание предложения-ответа по слогам. Запись первого предложения и аналогично второго.
Третье, четвёртоё и пятое предложения дети записывают самостоятельно.
Ответ на шестой вопрос восстанавливается по схеме, проговаривается и записывается учащимися.
Урок 6. Тема: Изложение зрительно воспринятого текста
1. Подготовительная работа.
А) Чтение текста учащимися.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
— Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой? Как люди помогают животным? Кто помогает лесникам? Сколько частей в тексте? Прочитай первую часть. Что ты узнал о лосе из этой части? Прочитай вторую часть текста. О чём говориться в этой части?
В) Орфографическая подготовка.
Объясните, какими буквами обозначена мягкость согласных в словах: лось, большой, лесной зверь, ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники (слова записаны на доске).
Объясните написание гласных после шипящих в словах: животным, пищу.
Запомните, как пишется слово “помогает”.
2. Пересказ отдельных частей текста.
3. Повторное чтение текста.
4. Написание текста.
Самостоятельная работа учащихся. Ответы на вопросы плана.
-Кто такой лось? Что он ест? Чем засыпана трава зимой? Что тяжело добывать животным? Что подвозят им лесники? Кто помогает взрослым?
Итак, вся работа строилась в соответствии с целью работы: Сформировать умение связно излагать текст. На последнем этапе детям предлагалось написание повествовательного текста, который являлся итоговым и контролирующим результат проведения обучения.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Способы конструирования предложений с помощью опорных слов.
2) Правила оформления текста на письме.
3)Правила подбора заголовка к тексту.
Изложение– устный или письменный пересказ текста.
Заголовок–это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 16–22.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева.– М.: Просвещение, 2017. – С. 8–11.
3. Щёголева Г. С. Моя письменная речь: учебн. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – СПб.: Специальная Литература, 2017.– С. 8–11.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вспомните, что такое изложение.
Изложение – устный или письменный пересказ текста. Прочитайте внимательно текст. Попробуйте его пересказать. Составить предложения для пересказа вам помогут опорные слова. По ним можно определить основное содержание текста. Обратите внимание, из каждой строчки слов составляем только одно предложение. Предложений будет столько, сколько строчек. Чтобы предложение получилось понятным, надо добавить недостающие слова и слова, которые помогут связать предложения в тексте.
Текст можно разделить на части. Выделяют три части текста: вводную, основную и заключительную. Каждая новая часть пишется с красной строки.
Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему или главную мысль рассказа. Подумайте, какой заголовок наиболее удачный к тексту. Заголовок нужно писать в центре первой строки.
При записи текста, слова нужно записывать грамотно, диктуя себе каждое слово. Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.
Теперь, используя опорные слова, попробуйте составить текст. Помните, в предложении слова, содержащие новое, стоят в конце. После записи текст нужно проверить. Прочитайте получившийся текст. Подумайте, всё ли в нём понятно. Проверьте по опорным словам.
Примерный разбор решения заданий тренировочного модуля
Вставьте недостающие по смыслу слова в предложения.
Вдруг набежала __________. Ветер закачал _________. Застучали частые __________ дождя.
капли деревья туча
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя.
Восстановите порядок предложений в тексте.
По дороге они укрылись в шалаше.
Ветер закачал деревья.
Вдруг набежала туча.
Вася и Рая рвали на лугу щавель.
Дети помчались домой.
Застучали частые капли дождя.
Подсказка: правильно составленный текст изменит цвет.