Исправить ошибку в документе
Поможем, потому что знаем «как». Позвоните!
Ошибки в документах исправляются двумя способами:
При наследовании
Когда человека не в живых, ошибки в его документах уже не исправляются, а доказываются факты принадлежности документов этому гражданину. Это судебный порядок. Хотя в ряде случаев есть исключения. Посоветуйтесь с нашими юристами по наследственным делам.
Ошибка в архивной справке
Есть ошибки, которые можно исправить, обратившись в архив лично или по доверенности от гражданина, чьи интересы представляются. Например, в ГУЖА архивная информация о данных гражданина, ранее проживающего по указанному адресу, может быть исправлена путем предоставления соответствующих документов. То же может быть и в ЗАГС. А вот если, например, ошибка сделана в списках садоводов, приватизировавших землю в общедолевую собственность, в архиве Администрации этого не исправить, придется обращаться в суд.
Если же гражданина нет в живых, а ошибка не дает совершать определенные действия его наследникам, это только судебный порядок установления фактов.
Исправить ошибку в свидетельстве о собственности
Исправление ошибок в свидетельстве о праве собственности, выданном нотариусом, предполагает следующий порядок действий: подготовить доказательства, обратиться к нотариусу, доказать свою правоту. Если нотариус категорически не согласен на исправление, или этого сделать невозможно в силу закона, придется обращаться в суд. Если нотариуса, подготовившего документ, требующий корректировки ошибок, с прошествием времени уже не найти, звоните нам. Мы поможем.
Исправление ошибки в свидетельстве о собственности после смерти человека невозможно. Но ничего страшного, вместо этого можно устанавливать факты в судебном порядке. Эта процедура заменит собой исправление ошибки в старом документе о собственности.
После любых действий, исправленный документ о собственности на недвижимость должен быть зарегистрирован в УФСГРКК города или области.
Исправить ошибку в свидетельстве о регистрации собственности
Если свидетелство о регистрации права собственности с ошибкой, исправить это достаточно просто. Надо внести изменения в Единый реестр прав на недвижимость.
Но если ошибка в свидетельстве ЕГРП сделана из-за того, что она же содержится и в правоустанавливающем документе на собственность (в свидетельстве о праве на наследство, в брачном договоре, в договорах по сделкам с недвижимостью (купле-продаже, дарении, договоре приватизации и пр.), исправлять, в первую очередь, придется сам правоустанавливающий документ.
Исправить ошибку государственного реестра
Таких ошибок сегодня стало очень много. Простая халатность или невнимательность специалистов государственных органов рождает документы с ошибками. Исправляить нужно тут же, не отходя от окна выдачи документов. Если Вы заметили ошибку сразу, ее можно исправить бесплатно, подав документы обратно на исправление. Если же по прошествии времени Вы подаете заявление о таком исправлении, практика опказывает, что УФСГРКК (или МФЦ) считают эту процедуру внесением изменений в свидетельство о госрегистрации и требуют оплату госпошлины.
Исправить ошибку в свидетельстве о рождении
Бывают случаи, когда из архива приходит информация о том, что именно в архиве уже ошибка или нежелательные для Вас данные. Тогда в судебном порядке устанавливаются факты или сразу право собственности по различным основаниям.
Исправить ошибку в свидетельстве о браке
Процедура похожа на предыдущую (со свидетельством о рождении).
Исправить ошибку в трудовой книжке
Эта процедура чаще других встречается в нашей практике. Неправильные записи, фамилии, имена, несуществующие должности и прочие ошибки в трудовых книжках исправляются двумя способами:
Исправить ошибку в трудовой (в суде)
Если придется исправлять ошибку в трудовой в судебном порядке, предлагаем Вам прочитать страницы нашего сайта о спорах по трудовым и пенсионным вопросам, или сразу обратиться за помощью специалистов в наш Юридический центр.
Исправить ошибку в больничном листе
Здесь есть разные варианты: ошибку в бесспорном порядке исправляет само учреждение, выдавшее больничный и заверяет печатью, или придется доказывать свою правоту на комиссиях или в суде.
Исправить ошибку в паспорте
Исправить ошибку в договоре
В договорах на покупку собственности, в дарственных, в договоре приватизации (передаче квартиры или комнаты в собственность граждан), договорах долевого участия в строительстве, инвестиционных договорах и пр., ошибки исправляются по-разному:
Как исправить ошибки в иных документах
Для наших юристов любые процедуры по исправлению ошибок абсолютно известны и понятны. Сложности у граждан при самостоятельных шагах для исправления ошибок, могут быть при:
Опыт плюс различные информационные каналы дают нам возможность решать подобные проблемы быстро и качественно. Обращайтесь к нам за помощью.
Автор текста: Генералова Н.Б.
Генеральный директор, управляющий партнер
Исправления в трудовой книжке: как не нарушить закон
Исправления в трудовой книжке — это корректировка сведений таким образом, чтобы они соответствовали действительности. Поскольку трудовая книжка — это главный документ работника, подтверждающий его стаж и характер выполняемой работы, неточности в нем недопустимы. Расскажем, как исправить запись в трудовой книжке и не допустить новых ошибок.
Правовые основы
Типичные ошибки
Обычно ошибочные сведения появляются по объективным причинам (смена фамилии в связи с заключением брака, восстановление сотрудника по решению суда) или из-за невнимательности специалиста, который заполняет документ. Чаще всего можно заметить:
Поскольку даже один неверный символ может стать причиной спора, когда работник пойдет оформлять пенсию, кадровики должны быть предельно внимательными. Всегда надо сверяться с иными документами сотрудника — паспортом, свидетельством о рождении, о браке, дипломом об образовании. А если неточность все-таки закралась, ее необходимо корректно исправить.
Изменения и исправления в трудовой: как правильно делать
В соответствии с разделом III Постановления Правительства № 225, работодатель может исправить:
Главное правило кадровика при исправлении ошибочно внесенных сведений — никаких зачеркиваний. Это допустимо только при исправлении неверной информации на титульном листе. В остальных случаях изменения вносятся путем признания определенных записей неточными и внесения правильных. При этом новые данные должны быть заверены подписью ответственного лица и, при наличии, печатью организации или кадровой службы.
В п. 1.2 Постановления Минтруда России № 69 уточняется, как именно надо вносить поправки. Вот примерный алгоритм:
Обратите внимание: этот алгоритм актуален для корректировки сведений не только трудовых, но и вкладышей к ним.
Образец исправления в трудовой книжке 2020
Внесение исправлений в записи, сделанные ранее другой компанией
Вариант 1. Исправляем за другую организацию
На основании соответствующих документов работодатель, который обнаружил или сам допустил неточность, может исправить любой раздел в трудовой книжке. Сотрудник не обязан идти в компанию, где он раньше трудился, чтобы исправить некорректные данные. Тем более что иногда это просто невозможно. По заявлению трудящегося изменения вносит ответственное лицо той организации, где он трудоустроен в настоящий момент.
Какими документами можно подтвердить исправление ошибочной информации? Все зависит от ситуации. Это может быть и справка из архива, и решение суда, и подтвержденная прежним работодателем копия документа-основания для корректировки данных. Свидетельские показания в данном случае не имеют никакой юридической силы.
Вариант 2. Работник обращается за исправлением к прежнему работодателю
Если человек обнаружил неверную информацию в ТК, он может обратиться к прежнему работодателю с просьбой ее исправить. Если он уже трудоустроен, то пишет заявление с просьбой выдать ему на руки трудовую книжку, чтобы внести в нее исправления. Затем он приносит документ в отдел кадров прежнего работодателя, где ему должны исправить неточности.
Если у человека нет нового места работы, после строк с информацией об увольнении бывший работодатель пишет, какая запись признается недействительной.
Если экс-сотрудник уже трудоустроился, и в его трудовой появились новые записи, прежний работодатель следует такому алгоритму:
Исправление дат
Неверные даты — такие же ошибки, как и остальные. Для них не предусмотрен специальный способ уточнения данных. Поэтому запись, где допущена неточность, признается недействительной, а затем записывают корректные сведения с правильными датами.
Исправление реквизитов
Нередко кадровики пишут неверно реквизиты документов или название компании. Исправляют такие описки по тем же правилам: запись признают недействительной, а потом переписывают данные без ошибок.
Несколько ошибок сразу
Если допущено несколько неточностей, исправить надо каждую. Если они содержатся в датах, названии должности, информации о приказах, то кадровик вносит записи о признании каждой из неправильных формулировок недействительными. Затем указывает верные данные. Допускается также одной записью исправлять несколько некорректных.
Образец исправления записи в трудовой книжке 2020, если надо аннулировать две последние отметки
Ошибка при первичном заполнении
Если допущена ошибка при оформлении трудовой книжки впервые, работодатель заполняет новый бланк. Испорченный необходимо списать в присутствии работника или иных лиц и обязательно составить акт о списании.
Исправления на титульном листе
Все неверные данные на титульном листе просто зачеркиваются. Рядом указывается точный вариант, заверенный подписью и печатью. Это касается случаев, когда работник изменил персональные данные, а также ситуаций, когда ошибка была допущена из-за невнимательности лица, которое заполняло документ.
Рекомендуется, чтобы корректировка Ф.И.О. работника на титульном листе производилась тем работодателем, который заводил трудовую книжку. Потому что только он может точно знать, на чье имя выдавал этот документ. Во избежание проблем с присвоением чужой ТК работника стоит направить к самому первому работодателю. Если компания ликвидирована или отказывается исправлять неточности, работник может пойти в суд и потребовать установления принадлежности ему этой трудовой книжки.
Если на титульном листе нужно указать новую специальность или дополнительное образование, ничего зачеркивать не надо. В этом случае в нужной строке ставят запятую и пишут новые данные.
Ошибки в сведениях о награждении
У большинства работников этот раздел пустует, поскольку в этом месте указывают сведения о врученных дипломах, грамотах, званиях, иных наградах. Поэтому часто на страницы со сведениями о награждениях попадает ненужная информация. В этом случае ответственное лицо признает записи недействительными, расписывается, ставит печать (при ее наличии) — в общем, действует по общим правилам.
Аналогичным образом надо действовать, если неточность в датах, реквизитах документа-основания, наименовании компании, иных данных.
Исправления в дубликате
По инициативе работника трудовая книжка, в которой последняя запись о переводе или увольнении признана недействительной, может быть заменена дубликатом. В таком случае все данные переносятся, за исключением неверной.
В самом дубликате неточности исправляются по тем же правилам, что и в основной трудовой книжке.
Нужно ли исправлять орфографические ошибки
Орфографические ошибки обычно появляются из-за невнимательности. Если пропущена буква или перепутаны буквы в информации об увольнении, возможно, никто и не заметит. Но когда орфографическая ошибка встречается в специальности, названии компании, записи о приеме, это может дорого обойтись работнику. Если при назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда придерутся к «опечатке», работнику придется доказывать право на государственное пенсионное обеспечение и стаж в судебном порядке.
Когда трудовая книжка может быть признана недействительной
Существует несколько ситуаций, когда ТК можно признать недействительной:
В этих случаях работнику можно оформить дубликат документа. В него переносятся все корректные сведения, сведения о неправильных записях не дублируют.
Ошибки в документации: как исправлять? Два способа внесения правок в первичку
Ни один человек не может быть абсолютно уверенным в том, что делает все безошибочно. Даже бухгалтер. Каким бы щепетильным, аккуратным и педантичным он бы ни был. Иногда по воле коварного случая неточности могут возникать неожиданно без какого-либо умысла. Как показывает практика, ошибки в документообороте- не редкость. Оплошность может произойти даже при использовании специализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации документооборота, подготовки первичных документов, на которых, собственно, и основывается весь бухучет.
Согласно нормам российского законодательства, любой документ с недостоверными сведениями теряет свою юридическую значимость. Следовательно, организация не имеет права использовать его в качестве подтверждения факта ведения своей финансовой деятельности в дальнейшем.
Однако, совсем не все реквизиты «неприкосновенны».
В соответствии с разъяснениями Минфина существенная ошибка – это недостоверные данные, содержащиеся в первичном документе в названии, содержании, дате составления, должности и ФИО исполнителя или подписанта, величинах (натуральных и денежных). Другими словами, любые описки/просчеты в перечисленных выше сведениях дают полное основание считать тот или иной документ недействительным с точки зрения закона до исправления ошибок в первичных документах.
Наиболее распространенными и часто выписываемыми первичными документами являются:
Исправление ошибок в документах, перечисленных выше, возможно, но делать это надо строго в соответствии с нормами.
Самые распространенные ошибки документооборота
Чтобы не допустить случаев потери тем или иным документом его легитимности, рекомендуем учитывать перечисленные ниже аспекты при заполнении различных первичных документов.
Эти первичные документы должны обязательно иметь название, которое может быть определено на организационном уровне. Также необходима дата составления, т.к. многие ошибочно считают, что, указав в содержании акта период, в течение которого выполнялись работы или услуги, они снимают с себя ответственность проставлять дату составления документа.
Обязательно проверяйте ИНН своего контрагента. Сверку следует делать не только с регистрационной карточкой организации, но и с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ. Наименование услуг должно быть прописано подробно и не вызывать вопросов у налоговой. Если акт заверяется подписантом по доверенности, надо обязательно указать реквизиты доверенности и приложить к документу ее копию.
Узнать всю информацию про контрагентов вам позволит СБИС Проверка контрагента. СБИС покажет вам юридический адрес, ИНН предприятия, ФИО директора, а также выявит аффилированных лиц, покажет данные по финансовой стабильности организации, а еще выдаст заключение о добросовестности контрагента. Узнайте у наших специалистов о бесплатном тест-дайве сервиса!
В накладной должны быть обязательно прописаны такие сведения, как дата и номер, а также указаны должность и ФИО подписантов.
В этих документах строгой отчетности обязательными реквизитами являются дата, сведения о подотчетнике (ФИО, должность) и о статьях расходов с пояснениями.
Два способа исправления ошибок в документах
Утвержденным приказом № 62н от 16.04.2021г. Минфин определил отдельный стандарт ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», в рамках которого содержится отдельный раздел, регламентирующий правила исправления ошибок в документах.
При обнаружении ошибки в документе, следует, в первую очередь, классифицировать, является она существенной или нет. Если неточность отменяет легитимность документа, тогда следует ее оперативно исправить. Существуют правила, регламентирующие корректировки в первичке, согласно которым необходимо обязательно указывать дату, когда изменение было внесено, а также сведения о сотруднике (ФИО, должность), которые внес эти правки.
Законом предусмотрена два основных пути, по которым можно пойти при необходимости исправлений в первичной документации:
Остановимся подробнее на каждом из них.
Исправления в первоначальном документе
Первым способом исправления ошибок в документе является непосредственная правка данных. С одной стороны, это самый простой вариант из всех возможных, ведь требуется только откорректировать неверные данные. Однако, есть определенные сложности, например:
Как видите, у первого способа есть много ограничений, которые не удобны с операционной точки зрения, отнимают много времени и ресурсов и, что самое главное, могут породить новые неточности и несоответствия.
Наиболее современным, удобным, прозрачным способом исправления ошибок документооборота является второй способ: создание нового, правильного документа. На законодательном уровне этот способ четко не регламентирован, следовательно, каждое предприятие может самостоятельно выработать правила для этой процедуры и закрепить их в нормах и учетных политиках.
Существует лишь одно ограничение – вносить исправления в системе электронного документооборота может только сторона, которая выписала первичную документацию даже если неточность была выявлена контрагентом.
Для эффективной работы с документами в организации, повышения скорости оборота и согласования бумаг, сокращения числа ошибок рекомендуем вам воспользоваться системой СБИС Электронный документооборот. Для работы в нем вам потребуется электронная цифровая подпись, приобрести которую можно в нашем Центре ЭЦП.
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.
Какие ошибки в больничном можно не исправлять?
В больничных листах нет-нет да и встретится ошибка. Что делать в этом случае? Как ее исправить или можно ли выплатить пособие сотруднику, если нарушение допущено медицинской организацией? Журнал «Расчет» нашел ответы на эти и другие вопросы в судебных постановлениях.
Основным документом, подтверждающим отсутствие сотрудника на работе по причине болезни, является больничный лист. Для работодателя этот документ – основание к начислению пособия в период временной нетрудоспособности сотрудника. От правильности заполнения больничного листа зависит правомерность возмещения суммы пособия из Фонда социального страхования.
В случае выявления ошибок в документе ФСС может не принять указанные суммы расходов к зачету.
Однако на практике не каждая ошибка в листе нетрудоспособности приводит к отказу в зачете расходов, об этом и поговорим подробнее в статье.
Оформление больничного листа
В процедуре оформления больничного листа участвуют две стороны: медицинское учреждение и работодатель. Каждая из сторон вносит в документ свою информацию. Доктора указывают в документе название медицинской организации и ее адрес, дату выдачи больничного листа, Ф. И. О. заболевшего сотрудника, его пол и дату рождения, место работы специалиста и название компании, также указывают причину и сроки нетрудоспособности, и, наконец, полное имя лечащего врача и его должность.
Получив от сотрудника документ, работодатель в листе нетрудоспособности указывает место работы сотрудника и название компании, ИНН и СНИЛС работника, страховой стаж, сумму среднего заработка для исчисления пособия, сумму начисленного пособия, а также полные имена руководителя и главного бухгалтера.
Не забывайте, что при оформлении больничного нужно обязательно проверить правильность заполнения документа лечащим врачом, а также соблюсти обязательные требования.
Так, например, заполнять документ стороны могут как с помощью печатного устройства, так и вручную. Во втором варианте информацию в ячейки нужно заносить в специально отведенные для этого поля заглавными печатными буквами с использованием ручки черного цвета.
Обратите внимание на ручку, она может быть гелевой или капиллярной, а вот шариковую ручку использовать запрещено! Нельзя выходить за пределы отведенных для записи ячеек. А вот выступать за пределы обозначенного места при выставлении печати не запрещено, однако печать не должна попадать на ячейки информационного поля бланка больничного листка.
Листок нетрудоспособности выдается медорганизацией гражданам России или иностранным лицам, постоянно или временно проживающим на территории страны и работающим на основании трудовых договоров. Указанная категория лиц подлежит обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
К работодателю документ попадает от сотрудника, вышедшего на работу после болезни. Именно работодатель контролирует правильность составления больничного листа медучреждением. Это необходимо для того, чтобы на основании документа выплатить пособие, получить суммы выплаты в качестве компенсации от ФСС или зачесть ее в уменьшение платежей по начисленным к уплате взносам на страхование по нетрудоспособности. За счет работодателя оплачиваются первые три дня болезни, остальные дни – за счет средств Фонда социального страхования.
Но могут возникать и обратные ситуации, когда при проверке ФСС, обнаруживая факт неправильного оформления больничных листов, принимает решение отказать в зачете сумм, не являющихся выплатами страхового обеспечения. В таком случае суммы начисленных выплат сотруднику, которые выплатами страхового обеспечения не являются, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
При оформлении больничных листов ошибиться может как работодатель, так и медучреждение. Если ошибку допускают доктора, то компания чаще всего не может повлиять на ситуацию и потому вынуждена отстаивать свою позицию в отношении правомерности зачета пособий в суде. Но есть и хорошая новость: суды почти всегда встают на сторону компаний.
По вине медучреждения
ФСС не всегда интересует, кто совершил ошибку в больничном листе. Поэтому в своих суждениях они весьма однозначны: если лист нетрудоспособности составлен с нарушениями, то к зачету сумму расходов на пособия по временной нетрудоспособности принять нельзя.
Но судебные органы отмечают, что если ошибка допущена медучреждением и доказать недобросовестность действий со стороны работодателя или его работника невозможно, то подобное действие не является достаточным основанием для непринятия к зачету расходов на пособие (Определение ВС РФ от 17 июля 2019 г. № А03-8483/2018, Постановление АС ЦО от 12 февраля 2015 г. по делу № Ф10-4991/2014). Это означает, что возлагать ответственность за совершенные медучреждением ошибки на работодателей неправомерно, так как в таких ситуациях отношения по расходованию средств на ОСС возникают между Фондом социального страхования и организацией, а не между Фондом и медучреждением. Озвученный выше принцип можно назвать глобальным, дальше давайте рассмотрим частные случаи из судебной практики.
Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку
Некорректный адрес
Ошибка в адресе медицинской организации не может препятствовать зачету пособий (например, указание неверного корпуса здания). Указанный довод подтверждает Постановление АС СЗО от 5 сентября 2019 года № А13-7645/2018.
Если адрес медорганизации указан в неверной последовательности, то больничный лист испорченным признан не будет. ФСС в этом случае идентифицируют медучреждение по регистрационному номеру, об этом сообщил сам Фонд в письме от 28 октября 2011 года № 14-03-18/15-12956.
Неправильная дата рождения
Из Постановления АС СЗО от 12 мая 2020 года № А45-38305/2019 можно выяснить, что ошибка в дате рождения сотрудника, из-за которой ФСС отказал в выплате, была допущена медучреждением, при этом Фонд факт наличия болезни не опроверг. Также судами отмечено, что сотрудник предпринял попытку оформить дубликат документа, однако медицинская организация, ссылаясь на позицию Фонда, ему в этом отказала. Соответственно, можно прийти к выводу, что подобные неточности в документе не могут быть основанием для отказа в выплате пособия.
Другое название компании
Считается, что сокращенное или неточное наименование организации – это техническая особенность заполнения больничного листа, поэтому на величину выплачиваемого пособия такие данные не влияют. Больничный лист заменять на дубликат не нужно. При наличии таких ошибок компанию можно идентифицировать по регистрационному номеру в ФСС (Постановление АС ВСО от 24 мая 2019 г. № А19-23241/2017).
А вот если в соответствующей ячейке будут указаны сведения совершенно другой организации, то такой листок нетрудоспособности считается испорченным и к расчету его принять нельзя, об этом сказано в письме ГУ – МРО ФСС РФ от 14 июля 2020 года № 14-15/7710-1110-ЛНК.
Неправильные даты
Неверная дата начала или окончания периода нетрудоспособности стала предметом разбирательства в суде, по результатам которого арбитры суда Восточно-Сибирского округа обозначили, что ошибка подобного рода не препятствует наступлению страхового случая и на выплату пособия никак не влияет (арбитры также отметили, что недостоверность предъявленного документа органы ФСС не подтвердили). В связи с этим компания на законных основаниях выплатила пособие сотруднику (Постановление АС ВСО от 20 февраля 2019 г. № А19-11796/2018).
Исправление записей
Согласно Порядку выдачи листов нетрудоспособности, утвержденному приказом Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 года № 624н, в случае утери документа или наличия в нем ошибок должен быть оформлен дубликат. Но случается так, что компании и медработники вместо этого вносят исправления в документ, например, обводят запись черными чернилами или меняют данные, зачеркнув предыдущие записи, в том числе корректирующим средством.
Органы ФСС признают такой лист испорченным, требованиям установленного Порядка он не отвечает, и оснований для оплаты больничного не возникает. Но суды посчитали, что исправленные сведения не опровергают факт наступления страхового случая у сотрудника и, несмотря на исправления, информация больничного листа остается читаемой, а сам документ испорченным не является, такие выводы следуют, например, из Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2019 года № А14-18229/2018 и Десятого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2018 года № 10АП-3439/2018.
Без подписи лечащего врача
В судебном деле было отмечено, что указанное нарушение было допущено медицинской организацией и работодатель на подобное упущение никак повлиять не мог. Основания для невыплаты пособия сотруднику отсутствуют (Постановление АС СКО от 3 июня 2016 г. № А20-3122/2015).
Отсутствие печати
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 4 октября 2018 года по делу № А19-22723/2017 определил, что допущенное нарушение является устранимым и не свидетельствует о незаконности начисления и выплаты пособий.
Кроме того, это никак не опровергает того факта, что сотрудник был болен. А компанией были представлены документы, устраняющие какие-либо сомнения на этот счет.
Прочие ошибки
Верховный суд (Определение ВС РФ от 13 февраля 2018 г. № 306-КГ17-22369) в ходе рассмотрения дела пришел к выводу, что не мешают зачету суммы пособий по листкам нетрудоспособности, в которых содержатся следующие неточности:
Выявленные фондом нарушения не влияют на существенность данных документа, являются незначительными и устранимыми. При этом негативные последствия несоблюдения порядка выдачи больничных листов возлагаются на медучреждение.
На стороне работодателя
Если ошибку в больничном листе совершил работодатель, то, как правило, вероятность возникновения споров с ФСС сведена к минимуму. Если ошибка не является значительной, то ее можно исправить. Для этого нужно зачеркнуть некорректную запись, а правильную добавить на оборотную сторону бланка. Новые сведения необходимо подтвердить записью «исправленному верить», подписью и печатью работодателя, как того требует пункт 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. Примерами подобных нарушений являются:
Также не будет влиять на правомерность выплаты пособий ситуация, связанная с подшивкой листа нетрудоспособности в архив: когда в документе были пробиты сведения из графы (а именно даты в поле «освобождение от работы» в строке «с какого числа»). Арбитражный суд Волго-Вятского округа не посчитал совершенное нарушение существенным, так как на наличие страхового случая это никак не влияет (Постановление от 26 июня 2020 г. № Ф01-10655/2020).
Но если по вине работодателя лист нетрудоспособности был испорчен и информация из-за этого стала нечитаемой, то документ необходимо отдать сотруднику для оформления дубликата медучреждением. Однако в судебной практике встречаются случаи, когда факт наличия болезни можно подтвердить и другим способом.
Например, это может быть получение письменного ответа от медучреждения, в котором содержатся сведения о выданных больничных с серией и номерами, Ф. И. О. болевших сотрудников (Определение ВС РФ от 27 сентября 2018 г. № 307-КГ18-14530).
Что важно знать бизнесу?
Больничный лист удостоверяет факт временной нетрудоспособности работника из-за болезни, травмы, беременности и родов, а также подтверждает два основных аспекта наступления страхового случая, который обязывает ФСС выплатить страховые суммы, а компанию – проверить факт нетрудоспособности в целях выплаты соответствующих пособий, а также наличие уважительной причины, по которой сотрудник отсутствует на рабочем месте. Возникновение споров с представителями ФСС связано с действительностью листка нетрудоспособности как финансового документа, который дает право выплатить пособие, а также с доказательством факта наличия болезни или травмы сотрудника.
Два этих аспекта находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и встречаются во всех спорных ситуациях. Но в рассматриваемых выше примерах ошибки были допущены медучреждением, за них работодатель не может быть в ответе.
Ответственность компании заключается в правильности исчисления и своевременности выплаты пособия по нетрудоспособности при наступлении страхового случая. И если факт наступления такого случая не оспаривается, то наличие листка нетрудоспособности с допущенной ошибкой основанием для непринятия к зачету сумм страхового обеспечения являться не будет.
Несмотря на то, что у компаний есть все шансы отстоять свою позицию в суде, лишний раз участвовать в спорах с ФСС и в судебных разбирательствах все же не хочется. Поэтому на этапе составления больничного листка необходимо проявлять особую внимательность.
Обратите внимание на такие реквизиты, как Ф. И. О. сотрудника, причина его нетрудоспособности и дата выдачи больничного листа.
Если же вы обнаружите ошибку, необходимо оценить ее существенность и степень ее влияния на информацию, указанную в документе. Если ошибка носит технический характер, то можно принять больничный лист и выплатить пособие на основании внесенных данных. Если же ошибка существенна и бланк листка испорчен, то его рекомендуется поменять на дубликат. Эти простые, но эффективные действия помогут снизить риск возникновения споров с органами ФСС и позволят отстоять ваши правомерные действия в суде.
Екатерина Лютенко, внутренний аудитор компании Acsour
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Выбор читателей
Увольнение в новый год: как быть с 2-х недельной отработкой и уволить в праздники
Новые правила оформления больничных листов с 1 января 2022 года. Что изменилось?
Какие сведения подавать в ФСС на выплату пособий с 2022 года
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование