Как писать изложение? 9 полезных советов
От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста. Особенно эти советы тебе будут полезны, если ты сдаёшь школьный экзамен после 11 класса по русскому или белорусскому языкам.
Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?
9 советов, как написать изложение на высокий балл
Держи ухо востро
Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.
Не забывай о специфике изложения
Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.
Следуй инструкции учителя
Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.
Оставляй пустые строки в черновике
Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.
Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой
Сокращай
Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй, чтобы ты сам смог понять, что же ты записал.
Используй каждую минуту
Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.
Сомневаешься — замени
Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.
Перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.
Помни про абзац
Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.
Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2021 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
2. Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе
санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
3. Итоговое сочинение (изложение) в 2019-2020 учебном году проводится 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года, 6 мая 2020 года.
По решению руководителя образовательной организации места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
5. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00.
6. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии для проведения сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
7. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет (оформляется «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08), соответствующие отметки вносятся в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» и в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения)). Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
8. Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
9. На рабочем столе/парте участника итогового сочинения (изложения), помимо бланков итогового сочинения (изложения) и черновиков, могут находиться:
документ, удостоверяющий личность; ручка гелевая с чернилами черного цвета; лекарства и питание (при необходимости);
специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).
10. Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников итогового сочинения (изложения).
11. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам необходимо выдать черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).
Внимание! Черновики не проверяются, и записи в них не учитываются при проверке.
12. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения передаются в школы и становятся общедоступными после 10.00.
13. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).
14. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается
пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой, другими литературными источниками).
15. Участники, нарушившие порядок проведения итогового сочинения (изложения), удаляются с итогового сочинения (изложения).
16. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).
17. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году (5 февраля и 6 мая 2020 года), допускаются:
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально),
обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются
к повторной сдаче решением педагогического совета.
18. Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
19. При получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) участнику предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной Департаментом образования города Москвы.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет Департамент образования города Москвы.
20. Срок действия результатов итогового сочинения (изложения) как допуск
Критерии оценивания итогового изложения
Утверждённые критерии на 2019-2020 учебный год. Критерии оценивания итогового сочинения здесь.
Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объём итогового изложения» 4
Рекомендуемое количество слов – 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое изложение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Содержание изложения»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
«Незачёт» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 2 «Логичность изложения»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
«Незачёт» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 5 «Грамотность» 56
Проверяется грамотность участника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
4 При подсчёте слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
5 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках. При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки. Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году.
6 Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового изложения» и «Самостоятельность написания итогового изложения». Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое изложение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое изложение в устной форме по Критерию № 5 не проверяется.
Анализ изложений уч-ся 11 классов
Содержательный анализ по результатам проверки
итогового сочинения (изложения)
Фактически приняло участие в сочинении/ изложении на 04.12.2019
В том числе зарегистрированных и фактически принявших участие
МБОУ СОШ №18 им. В.Я. Алексеева
1. Сочинения, получившие «итоговый зачет»:
2. Сочинения, получившие «итоговый незачет»:
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ
ПО ТРЕБОВАНИЮ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»
Вывод 1. Все учащиеся выполнили требование № 1 «Объем итогового сочинения»
Вывод 2. Объем сочинений у большинства учащихся составил 300 слов.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ ПО ТРЕБОВАНИЮ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»
Вывод 1. Все учащиеся выполнили работы самостоятельно.
Вывод 2. «Незачетов» по критерию №2 нет
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ
ПО КРИТЕРИЮ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Вывод 1. Все итоговые сочинения соответствуют выбранным темам.
Вывод 2. Анализ работ показал, что от выбранных тем учащиеся не отклонялись.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Вывод 1. Большинство (67%) учащихся использовали в качестве аргумента два литературных произведения.
Вывод 2. В качестве аргументов учащиеся использовали преимущественно произведения русской классической литературы.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ
ПО КРИТЕРИЮ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Вывод 1. Анализ сочинений показал, что в основном учащиеся умеют логически выстраивать тексты сочинений в соответствии с композицией сочинения-рассуждения.
Вывод 2. «Незачетов» по критерию №3 нет.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ
ПО КРИТЕРИЮ № 4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Вывод 1. Типичные речевые ошибки, допущенные учащимися: употребление слова в несвойственном ему значении, неуместное употребление слов иной стилевой окраски, подмена понятий, употребление плеоназмов и повторов однокоренных слов в одном предложении.
Вывод 2. Систематизировать работу, направленную на повышение качества письменной речи учащихся.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА СОЧИНЕНИЙ
ПО КРИТЕРИЮ № 5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Вывод 2. Типичные пунктуационные ошибки: отсутствие знаков препинания при вводных словах и конструкциях, пунктуация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
Вывод 3. Типичные грамматические ошибки: нарушения в построении предложений с обособленными и однородными членами, нарушения в употреблении глагольных форм.
Анализ результатов проверки сочинений позволил выявить положительные тенденции в умении учащихся правильно интерпретировать отвлеченные понятия, находить в тексте аргументы в соответствии с выбранной темой. Учащиеся показали достаточно высокий уровень сформированности практических навыков комплексного анализа эпизода прочитанного произведения.
Вместе с тем, содержательный анализ итоговых сочинений выявил следующие отрицательные стороны:
— большое количество нарушений речевых и грамматических норм;
— часть учащихся испытывает затруднения в умении формулировать выводы к аргументам и заключения к сочинениям.
Особенности проведения итогового изложения
В соответствии с инструктивно-методическими материалами Рособрнадзора по желанию имеют право писать изложение:
Итоговое изложение проводится в соответствии с общим порядком подготовки и проведения итогового сочинения (изложения), установленным Рособрнадзором. Вместе с тем при проведении итогового изложения имеются некоторые особенности, в частности:
Как оформить участие в итоговом изложении
Для участия в итоговом изложении обучающиеся лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченные лица на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, должны подать заявление по установленной форме в своей образовательной организации.
Участники итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом изложении в местах регистрации. При подаче заявления они предъявляют оригиналы документов об образовании (при необходимости, с переводом с иностранного языка, заверенным нотариально).
Оособенности текста итогового изложения
Текст изложения должен быть в основном повествовательным, обладать смысловой завершенностью, корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности, объёмом не более 450 слов.
После объявления начала проведения изложения текст изложения зачитывается вслух трижды (глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи текст для изложения выдается на 40 минут, по истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение).
Сложные слова должны быть выписаны на доске. Обучающиеся могут использовать орфографические и толковые словари.
Какова продолжительность итогового изложения
На написание итогового изложения дается 3 часа 55 минут, при необходимости время проведения работы для детей с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа. При продолжительности изложения более 4 часов обеспечивается питание.
Об особых условиях
Для участников итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое изложение проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, в том числе:
— участники итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе сдачи итогового изложения имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами;
— при проведении итогового изложения в учебном кабинете вместе с его участниками с ОВЗ могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое;
— особые условия проведения изложения создаются для глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Эти обучающиеся обязательно должны видеть текст, должны его читать сами не менее 40 минут, иметь возможность делать пометы в тексте для изложения. На данном этапе допустимо «комментированное» чтение текста сурдопедагогом. Возможно привлечение ассистента (сурдопереводчика);
— для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового изложения, изложение может быть организовано на дому.
Отсутствие специальной звукоусиливающей аппаратуры не может являться препятствием для проведения итогового изложения, так как выпускники активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, которые по своим техническим характеристикам значительно превосходят стационарную звукоусиливающую аппаратуру.
Оценивание изложения
Оценивание изложения осуществляется в соответствии с Критериями оценивания изложения, утвержденными Рособрнадзором:
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из критериев №3-№5, написать изложение объемом не мене 150 слов и самостоятельно.
Для процедуры оценки изложения глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должен привлекаться сурдопедагог с опытом работы в качестве учителя русского языка. При оценке грамотности учитывается специфика письменной речи неслышащих обучающихся.
Где узнать о результатах
С результатами итогового изложения участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.
По решению региональных органов управления образованием ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения итогового изложения, удаляются по решению руководителя образовательной организации. Они допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
Инструкция для написания итогового изложения участниками итогового изложения
«Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём – 250-300 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.
Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).
Изложение пишите чётко и разборчиво.
При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность».
Источник
Письмо Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 «О направлении уточненной редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)»: