Капоэйра — наследие республики беглых рабов
Слово «капоэйра» вызывает стереотипный набор ассоциаций: солнечные пляжи Бразилии, веселые песни и музыка, загорелые люди и ловкие акробатические движения. В наше время это оправдано: сейчас для большинства изучающих капоэйра — не более, чем зажигательный танец с элементами драки. Но когда-то это боевое искусство было гораздо жестче и агрессивнее, а в руках у «танцующего» могло быть припрятано лезвие. Если знать ее истоки, становится понятно, что в условиях своего возникновения капоэйра была крайне полезна. В свое время, в джунглях Амазонии, где обитали беглые рабы, никому и в голову не пришло бы считать ее «всего лишь танцем».
Наследие республики беглых рабов:
История капоэйры
21 апреля 1500, Педро Алвэйрс Кабрал и его команда прибыли в Бразилию, объявив ее собственностью Португалии, и там образовались обширные колонии, население которых было поделено на белокожих плантаторов и индейцев-рабов. А так как местное население начало бешеными темпами вымирать, европейцы стали завозить себе рабочую силу из Африки.
Условия жизни новоприбывших рабов создали благоприятную среду для внутреннего сопротивления, которое вылилось в многочисленные побеги и редкие восстания. При тотальном превосходстве рабовладельцев в оружии и выучке, бунты быстро подавлялись. А вот с побегами дело пошло совсем иначе, ведь рядом раскинулись бесконечные джунгли, где рабы находили свободу и даже создавали свои поселения — киломбас. О количестве бежавших можно судить даже по тому, что самое крупное такое поселение, Киломбо дос Пальмарес в районе Пернамбуко, существовало на протяжении всего XVII века. Причем в эпоху расцвета «Пальмовой республики» (1645 г.) оно насчитывало до одиннадцати тысяч жителей и продержалось под постоянными атаками и блокадой португальцев более семидесяти лет.
Вообще, три важных признака капоэйры напрямую происходят из особенностей ситуации, в которой оказались люди ее практикующие. Первое — это танец, о нем сказано выше.
Если от многозарядного револьвера уклониться практически нереально, то от одиночного выстрела из ружья при небольшой доле везения — можно, а дальше нужно было уйти от удара прикладом или штыком и после этого атаковать. Тот же вариант — если у противника сабля или хлыст. Так как в те времена револьверы были редкой новинкой в домах плантаторов и были необычайно дороги (да и не всегда надежны), такая схема движений была вполне оправдана.
Культурной же основой для возникновения капоэйры стали традиционные африканские боевые танцы, которые в разных племенах использовались для разных целей. В основном это были танцы-инициации, когда юноша показывал свое боевое умение, перед тем как ему давали мужской статус, или просто праздничные пляски, где мужчины демонстрировали свою выносливость и ловкость перед женщинами племени.
После отмены рабства в 1888 году, темнокожее население получило гражданские права. Но равноправие, как обычно, оказалось только на бумаге, ведь все ресурсы и собственность были в руках бывших рабовладельцев, а бывшие рабы были вынуждены ютиться в трущобах и наниматься на самую низкооплачиваемую работу. И естественно, что в таких условиях расцвела уличная преступность, элиту которой составили бойцы капоэйры, часто выполнявшие обязанности киллеров или охраны криминальных авторитетов.
Дошло до того, что власти запретили занятия этим боевым искусством и сажали в тюрьму тех, кто продолжал ее практиковать. В эти времена появляется еще одна особенность капоэйры — боевые имена. Каждый боец, прошедший обряд инициации под названием «батизада», получал прозвище, апелидо, по которому его и знали другие. Поэтому, если полиция ловила одного из них, тот не мог даже под пытками выдать своих товарищей — он просто не знал их реальных имен.
Отцы-основатели:
Самые известные патриархи капоэйры
И, наконец, третий этап становления капоэйры — ее легализация. Она связана с именами двух людей: местре Бимба и местре Паштиньо («местре» — так бразильцы называют особо выдающихся мастеров). Они же — отцы-основатели двух основных направлений в современной капоэйре, то есть «Режионал» и «Ангола».
Местре Бимба — сторонник жесткого стиля
Местре наловчился таскать ножи, пряча их в буханках хлеба. Уже тогда мастер заработал прозвище «Три удара», так как укладывал любого своего противника не больше чем за три приема. Уровень его мастерства виден из газетной статьи того времени, в которой говорится, что он обезоружил и избил семерых полицейских, которые пытались его арестовать.
Местре Паштинья — сторонник традиций
Висенте Феррейра Пастинья или Местре Паштинья пошел иным путем. Он считал, что капоэйра совершенна сама по себе, и главное — это сохранить уникальные традиции и культуру.
В 1941 году мастер открыл свою Академию Капоэйры Ангола, окончательно выведя ее на легальный уровень.
Современная капоэйра:
Имеет ли она смысл в уличной драке и MMA?
На современном этапе кроме этих двух основных направлений есть третье — Капоэйра Контемпоранеа, в котором стараются совмещать и практичность режионала и традиционность, а также приверженность уловкам и акробатике Анголы.
Так что же на современном этапе представляет собой капоэйра? На самом деле впечатление довольно двойственное. С одной стороны, мастера говорят о всеохватности стиля, его универсальности, и это в какой-то мере соответствует истине. Судя по роликам и информации с обучающих сайтов, в капоэйре изучают и удары руками, и броски, и даже удары головой, «кабесада».
С другой стороны, видеоматериалы со спаррингов и соревнований демонстрируют отсутствие полного контакта, или малый контакт в действиях бойцов. Даже чемпионаты мира похожи на игру или танец, где нет ни одного полноконтактного удара или броска. А это говорит о том, что ученики не получают самый важный опыт — применение своего умения в действительно стрессовой ситуации, по противнику который не только сопротивляется, но и готов на жесткие действия.
Следовательно, очень сомнительна возможность применения данных умений на улице, в реальном столкновении, да еще и в наших широтах, где полно верхней одежды и часто бывает скользко. Конечно, вполне возможно, что на тренировках бойцы спаррингуются и в полный контакт, но почему-то они это очень ловко скрывают, не выкладывая видео в сеть.
Впрочем, следует заметить, что существует как минимум один боец, применявший капоэйру в боях без правил. Речь о Маркусе Аурелио по кличке «Lelo». Проведя 11 боев, он получил 7 побед и 4 поражения и продемонстрировал, что при определенных условиях капоэйра может дать жару.
С другой стороны, он так и не стал официальным чемпионом чего бы то ни было. Да и нет других мастеров, дошедших до вершин ММА, вооружившись капоэйрой. Видимо, против серьезных бойцов ее приемы не так эффективны. Хотя, справедливости ради, элементы капоэйры, такие как удары ногами из неожиданных положений и умение отлично уворачиваться, применяют и некоторые бойцы с мировыми именами. К примеру, Андерсон «Паук» Сильва, про которого известно, что он несколько лет занимался капоэйрой в Бразилии, и, соединив ее с тайским боксом и бразильским джиу-джицу, создал убойный коктейль.
Другой громкий пример, как ни странно, — ирландец Конор Макгрегор. Его техника передвижении имеет в своей основе не только каратэ, но и капоэйру.
Что можно сказать в итоге? Если вы хотите развить в себе ловкость, умение отлично двигаться, выносливость, а также прекрасно проводить время, изучая культуру солнечной Бразилии — вам на капоэйру. А вот если вам нужно что-то жесткое и эффективное в уличной драке — стоит позаниматься еще, как минимум, боксом или борьбой.
Капоэйра для чайников. Часть 1
Доброго времени суток. Сегодня я расскажу вам о таком виде спорта, как капоэйра. Я живу в известном своей суровостью городе и занимаюсь в одной из самых больших школ капоэйры. Как желторотый новичок, я не имею морального права и квалификации судить и погружаться в дебри капы, но для неискушенного читателя информация ниже будет познавательна.
Чувак на первой фотке лук задом наперед держит. Он так сам себе колено прострелит
Абада, Мундо, Аше и прочие школы режиональ капоэйры тренируют только базовые удары и уклоны. Я хз почему люди там тренируются, этож скучно.
Вот капоэйра для чайников:
Двоечка
Впечатляет
Два ракурса и ценитель прекрасного за столом.
Телепортировался
«Подожди, ничего не нажимай, дай кое-что попробую!» ©
Ожидание и реальность
Портал BoxingScene признал нокаут Александра Поветкина лучшим в 2020
Апперкот с уклоном как по учебнику, технически великолепное исполнение. А ведь до этого его соперник Диллион Уайт дважды отправлял Александра в нокдаун!
Шикарный переход в стойку на руках
Бойцы уровень easy
Капоэйра
Olá, meus queridos amigos! Como vocês estão?
Здравствуйте, мои дорогие друзья! Как ты?
Это культурное выражение, характеризующееся своими подвижными и гармоничными движениями, в ритме музыки и хореографических аспектов. В капоэйре практикующие чаще используют движения ног и головы, а движения рук меньше.
Это считается бразильским боевым искусством.
Капоэйра появилась в Бразилии как форма сопротивления рабов, привезенных из Африки в колониальные времена. Помимо использования для физической защиты, капоэйра была способом защиты личности африканских рабов. Главным образом потому, что это было объединено в Quilombo dos Palmares. Там это стало рассматриваться как насильственная практика. По этой причине капоэйра была запрещена на длительный период, ровно до 1930 года, когда местре Бимба выступил с презентацией боя тогдашнему президенту Гетулио Варгасу, который превратил его в бразильский национальный вид спорта.
В настоящее время говорят о «игре капоэйры» или «колесе капоэйры», так как движения обычно представляют собой симуляцию атаки, защиты и избегания между двумя капоэйристами. Цель игры состоит в том, чтобы продемонстрировать превосходство в таких областях, как сила, мастерство, уверенность в себе и, прежде всего, через свинг.
Основным инструментом, используемым в капоэйре, является биримбау. Именно он диктует ритм и стиль игры, придавая капоэйре характерный звук. Беримбау в основном состоит из куска проволоки, палки и тыквы. Ритмы могут быть самыми разными.
И нет, я не знаю, как бороться или играть в капоэйру. ))))
Надеюсь, тебе понравилось. В России тоже есть боевое искусство, да? Комментарий там. 😉
Японский медоед
28 октября 1860-го года в глубинке Японии родился мальчик. Когда ему было 10 лет, у него умерла мама, и вместе с папой он переехал в Токио. Так себе старт.
Так в 15 лет мальчик стал изучать иностранные языки, а в 17 поступил в Токийский университет и изучал там философию и политические науки. Ботан-ботаном, в общем.
Как и положено ботану, герой сего повествования не отличался хорошим телосложением,что послужило поводом для насмешек и издевательств со стороны сокурсников.
В 21 год мальчик получил диплом и устроился учителем литературы в школу для детей из привилегированных семей. И новоявленный учитель литературы открыл своё додзё. Зал был размером на 12 татами, учеников было 9 человек, на дворе стоял февраль 1882-го. Эта дата считается датой основания Кодокан дзюдо. Искусство было названо «гибкий путь». Сюда же «мягкий, адаптирующийся». В самом деле, не дубовыми же вёслыми махать,когда ты учитель литературы. Надо как-то поинтеллигентнее выглядеть и держать лицо. Нашему филологу 22 года.
Через три года, на протяжении трёх лет, его ученики рвали всех в мясо на турнирах, проводимых под эгидой Полицейского управления Токио. То есть эти девять товарищей ухлопывали местный ОМОН.
Такие успехи не могли оставаться незамеченными, и в 1907-м дзюдо, наряду с кэндо, ввели в программу общеобразовательных средних школ, дабы все миниботаники смогли вершить правосудие, на тот случай, если бы их обидели. Адекватная самооценка и здоровая уверенность в себе лишними в жизни не бывают.
Учитель литературы вкладывал много смысла в дисциплину и был очень строг.
В 31 год учитель литературы женился, и обучил жену, лично приняв у неё экзамен по борьбе.
В 1909-м литературное светило позвали в члены Международного Олимпийского Комитета,тогда еще этот комитет не был синонимом слова «позор».
Необычное боевое искусство – капоэйра
Танцующие люди непременно ассоциируются с праздником и легкостью. Но бразильское искусство капоэйра – не просто танец. Это смесь боевых приемов с изящными танцевальными движениями.
История возникновения танцевального боя
Начало свое капоэйра берет в южной части африканского континента. У рабов было мало развлечений. В редкое свободное время они пели и танцевали. На территории Боливии тогда были огромные заводы по производству резины. Рабам там приходилось не сладко, их часто избивали хозяева. На языке работников они назывались капоралами.
Идеей такого танца были ловкие движения раба, который уклоняется от плетей хозяина. Невольники не могли ответить силой, поэтому кроме скорости и ловкости им было нечем ответить
Танец получил широкое распространение. Так он попал на территорию Бразилии. В этой стране он был дополнен различными элементами боевых искусств. Окончательно утвердилось и его название – капоэйра. Танец нес идею призыва невольников к борьбе с рабовладельцами. Власти жестоко наказывали всех, кто практиковал капоэйру. В 1890 году президентским указом капоэйра была официально запрещена. Но искусство не умерло, его тайно практиковали и передавали навыки другим.
Человеком, привнесшим в массы это боевое искусство, считается Рейс Мачадо. К концу 1930 года он приложил все усилия, чтобы отменить существующие запреты. Он основал первую школу в 1932 году, где преподавалась академическая капоэйра.
Со временем появились различные стили. Искусство быстро распространилось по миру. Сегодня школы капоэйры можно встретить во многих странах, в том числе и в России.
Что такое капоэйра?
Основные принципы и характеристики
Арена для боя в этом виде называется родой. При этом люди собираются в круг, в центре остаются двое бойцов. Остальные поют песни и отбивают темп на барабанах. В зависимости от стиля, движения в капоэйре могут отличаться. Но есть основные принципы, общие для всех видов.
Для капоэйры основной идеей является воспевание человеческой силы и грации
Это боевое искусство самобытное, не имеющее ничего общего с другими. Действо имеет завораживающий характер. Танец, молниеносные замахи, ритм барабанов и песни – от такого микса просто захватывает дух.
Принципы боевого искусства капоэйра
Современные школы капоэйры
Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.
Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:
Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.
Интересное о капоэйре
Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:
Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы
Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.
Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео: