Диктанты. Как успешно писать диктанты?
В статье поговорим о том, как подготовиться к диктанту по русскому языку. Дадим полезные практические советы по тому, как хорошо написать диктант!
Диктанты, как правило, кошмар для школьников, и не только. Но на самом деле в диктантах ничего страшного нет, если уметь их писать. И потом, существуют ведь не только контрольные диктанты, а еще и обучающие диктанты. Учителя обязаны проводить время от времени обучающие диктанты, так чтобы ученики чему-то научились, а только потом проверять их контрольными диктантами. Но если учитель такого не делает, то можно и самому подготовиться к диктанту.
Как подготовиться к диктанту? Для этого можно купить специальные аудио записи, на котором диктанты записаны в формате mp3. И все что вам нужно будет это тренироваться. Или же, попросите кого-то, чтобы сыграл роль учителя.
На самом деле, для того чтобы писать хорошо диктанты, нужно хорошо знать русский язык и знать правописание. Как научиться правильно, писать? Для того чтобы уметь правильно писать надо много читать, читая, правильное написание записывается в памяти, и потом меньше вероятности, что вы будете писать с ошибками. А еще один хороший способ запомнить правильное написание слов, это читать слова по слогам, сосредотачиваясь на каждый слог, и желательно делать это хотя бы раз в неделю, сосредотачиваясь на сложные слова. Правда раньше советовали как-то попроще, просто переписывать текст, то есть читаете вслух и пишите, тоже помогает.
А еще важно! вовремя диктанта это не волноваться, сосредоточиться и писать. Это вторая причина, по которой организуют предварительные обучающие диктанты, так чтобы и знания закрепились в процессе образования (http://ob-uchebe.ru), но чтобы при этом выработалась привычка писать в условиях стресса. Потому что в любом случае, диктант это стресс. И репетиция позволит преодолеть это состояние и избавить учеников от ошибок, которых они могут делать на фоне стресса.
Несколько советов для того, чтобы правильно писать диктант:
Следуя этим советам, вы хорошо напишите диктант по русскому языку. Нам лишь остается пожелать вам удачи в написании диктантов и отличных оценок!
Если у вас появились какие то вопросы, замечания или пожелания к статье обязательно пишите их в комментариях.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
Диктант в практике учителя русского языка
Юлия Фишман
04 декабря 2017 • 18:51
От пользователя сайта Е. пришло письмо, которое подвигло меня написать эту статью. Цитирую: «В методических разработках к УМК Разумовской предлагается переписывать диктанты, написанные на 2. Правильно ли это? И еще. Я практикую перед диктантом проработку трудных орфограмм (даю словарный диктант, 30 % слов из будущего диктанта). Но на методобъединении коллеги раскритиковали эту методику».
Здравый смысл подсказывает: на уроке полезно делать всё, что даёт результат (конечно, морально приемлемое и физически возможное). Но иногда эту простую мысль приходится с трудом доказывать вышестоящим коллегам. Попробую помочь с аргументами для таких споров.
Лично я пропагандирую такой подход: сначала надо показать много раз правильные варианты, а потом спрашивать. Я разделяю диктанты на тренировочные и контрольные. Перед тренировочным диктантом текст читается орфографически, и(или) дети получают список самых сложных слов, и(или) получают на дом несколько текстов, один из которых будет продиктован. К тренировочным диктантам следует отнести предупредительные диктанты и комментированное письмо. При такой организации работы учащиеся вынуждены обратить внимание на сложные слова.
Когда сделано всё возможное для освоения темы или группы словарных слов, можно дать контрольный диктант. Но там уже никаких подсказок.
Коль скоро сегодня зашла речь о диктантах и их видах, остановлюсь на каждом из них.
Виды диктантов
Виды диктантов по целям работы:
Виды диктантов по материалу:
Виды диктантов по формам работы:
Остановимся на некоторых видах диктантов.
Как провести тренировочный диктант с предъявлением сложных слов?
Диктант как шансовая работа
Ещё один шанс исправить отметку по русскому языку мы можем дать ученикам, используя диктант с предварительной домашней подготовкой. Этот метод постоянно использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5». На дом дети получают пять сложных текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку. Можно сказать, что это игра в поддавки, однако результат от такой работы ощутим. Слабые ученики получают задание в зоне ближайшего развития, они не проигнорируют такое задание «потому что все равно ничего не смогут выучить», а будут готовиться и хоть что-нибудь запомнят. А возможно, выучат пять текстов и получат пятёрки. Даже если они вызубрят эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов. Возможно, что кто-то вникнет и в объяснение.
Диктант с орфографическим чтением
Комментированное письмо (или объяснительный диктант)
Этот вид диктанта в особом представлении не нуждается. Но всё же опишу его кратко для полноты картины.
Комментированное письмо полезно проводить на этапе закрепления одного или нескольких правил. Родители часто жалуются, что вот, мол, ребёнок все правила выучил, а ошибки не исчезли. Это все потому, что с ребёнком не проводились объяснительные диктанты. Знания сами по себе в навык не превращаются. Необходим длительный этап письма с устным объяснением выбора букв и знаков препинания.
Если мы говорим об орфографии, начинать стоит со словарных диктантов. Зная правило, учащиеся без особого труда пишут отдельные слова на это правило. Если дети комментируют написанное по очереди, слабые ученики многократно услышат объяснение сильных и сами все постепенно поймут. И, что немаловажно, смогут тут же применить полученные знания при написании следующего набора слов. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.
Когда отдельные слова и словосочетания из 2-3 слов дети будут уверенно писать и объяснять верно, можно перейти к диктовке фраз и предложений до 8 слов. Это серьёзно усложняет задачу. Во-первых, придётся вычленить слова на изучаемое правило из текста, во-вторых, попадутся слова и на другие правила. Поэтому ошибок станет больше.
Как только группа перестанет делать ошибки на этом этапе, начинайте диктовать длинные предложения. И только потом можно переходить к текстовым диктантам. Прорабатывая текст, предлагайте учащимся по очереди комментировать каждое предложение, затем читайте следующее предложение. Если во время объяснения будет много ошибок, проработанный текст полезно продиктовать ещё раз целиком.
Для объяснения годится простой план: какая часть речи, какая часть слова, как пишем, почему.
Не все считают полезным проводить такие диктанты. Если вы придерживаетесь принципов развивающего обучения, возможно, в вашу систему комментированное письмо и не впишется.
Организация контрольного диктанта
Контрольный диктант покажет истинный результат вашей работы. Проводить такие диктанты имеет смысл только после полного закрепления правила или группы правил. Не стоит устраивать контрольные мероприятия только потому, что закончилась четверть или в журнале не хватает отметок. Если вы сами уверены, что большая часть группы уже освоила пройденный материал, убедитесь в этом, проведя контрольный диктант.
Разновидностью контрольного диктанта является так называемый срез фактической грамотности. Это словарный диктант, в который входят слова на все орфограммы (не на пройденные, а вообще на все). По срезам фактической грамотности удобно отслеживать динамику работы. Выполняя несколько раз в год однотипные задания, дети видят, что в результате работы на уроках русского языка они начали писать грамотнее.
Как написать диктант по русскому языку без ошибок?
Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.
С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?
Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.
Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.
Какие существуют основные правила написания диктанта?
Важно слушать!
Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.
Сосредоточься!
Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.
Сделай проверку
Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.
Грамотность письма
Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.
Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.
Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.
Подготовка к диктанту:
Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:
Читать
Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.
Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе
Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.
Проверять себя
После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.
Повторять правила
Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».
Тренировать зрительную память
В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.
Мотивировать себя
За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.
Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?
Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.
Ведь можно не мучиться, а сэкономить время и нервы!
Как писать диктант без ошибок
Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.
Прокачивай свою грамотность
Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.
Тренируйся писать диктанты дома
Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка. И написать диктант на отлично будет не так сложно.
Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом
Во время диктанта держи ушки на макушке
Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, потом его заполнишь, когда будешь проверять весь текст. З аписывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.
Помни о правилах орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.
В диктанте не ищи ошибок там, где их нет
Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию. Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. Однако про общий контекст предложения не забывай. Очень распространенная ошибка — слитное и раздельное написание «то же» и «тоже».
Диктант вовсе не так страшен, как тебе кажется. Главное — ответственно к этому отнесись: напиши пару диктантов заранее, заполни свои пробелы в знаниях грамматики, будь внимателен на самом испытании. Мы в тебя верим и желаем удачи.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
Методика русского языка, для начальной школы «В мире диктантов»
Автор: Диканбаева Р.Р. – учитель начальных классов КГУ «ОСШ №27 г. Темиртау»
Методическая копилка 2015г.
Аннотация: Вы молодой начинающий учитель, а может опытный профессионал? Тогда эта систематизация из различных источников методической литературы и передового опыта о разнообразии видов диктантов позволит учителям начальных классов или учителям русского языка шире взглянуть на возможности работы с текстом и сделать процесс обучения написания диктантов более привлекательным видом заданий для учащихся. Структура: цель проведения, методические основы работы над каждым видом диктантов с образцами и рекомендациями.
Ключевые слова: диктант, виды диктантов, классификация диктантов, текущий, итоговый, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, свободный, восстановленный, по аналогии, предупредительный, диктант с обоснованием, объяснительный, диктант «Проверяю себя», самодиктант или письмо по памяти, комментированный, зрительно-слуховые диктанты, творческий.
Разнообразие диктантов. Методика их проведения.
1. Понятие о диктанте.
Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого, для учащихся, состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста
Основной вид работы обучения правописанию.
Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.
Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков.
.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал
Схема – классификация видов диктантов
2.1. Текущий и итоговый контрольные диктанты
Текущий контрольный диктант.
Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.
После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.
В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.
Итоговый контрольный диктант.
Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.
Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.
Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».
Рекомендуется выполнение грамматического задания
Объем контрольных диктантов по классам
количество слов по классам
Требования к тексту
Интересный, по содержанию и форме изложения
Должен давать новую информацию об окружающем мире
Носить воспитывающий характер
2.2 . Виды обучающих диктантов
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.
Диктант с обоснованием
Диктант «Проверяю себя»
Самодиктант или письмо по памяти
2.2.1. Выборочный диктант
Выборочный диктант бывает : картинный, слуховой, зрительный.
1)выписать только слова из «Словаря»:
Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ
На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.
2.2.2. Распределительный диктант
1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
2.2.3. Выборочно-распределительный диктант
Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.
По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.
2.2.4. Свободный диктант.
Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.
2.2.5. Восстановленный диктант
Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным .
Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров . Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров , шел бы до Солнца 14000 лет . Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час , достиг бы Солнца через 170 лет . Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет . Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду , от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет .
Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.
После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.
Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.
2.2.7. Предупредительный диктант
Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).
1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.
После чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.
Диктант с обоснованием
Ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.
Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».
Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:
Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.
Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.
2.2.8. Объяснительный диктант
Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.
Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.
Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.
Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.
В ру сс ком лесу нет дерева красивее клёна. Это свет о любивое дерево с гла д ким чистым стволом. Весёлый клён р а стёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно о т дыхать под развес и стым клёном. (По И. Соколову-Микитову).
2.2.9. Диктант «Проверяю себя»
Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.
В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.
Функции : обучающая и проверочная.
2.2.1.0. Самодиктант или письмо по памяти
Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.
Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.
1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов ( молоток, лопата, топор );
На синей проталинке
2.2.1.1. Комментированный диктант
Комментированный диктант при проведении которого, ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.
Идея комментированного управления, или комментирования описана в методике С.Н.Лысенковой.
Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.
У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».
2.2.1.2. Зрительно- слуховые диктанты
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
Слуховой диктант. Методика :
акустическое восприятие слова или текста;
осмысление слова или текста; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;
внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим воображением трудного слова;
Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова .
прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;
повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (иногда исключается);
внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;
запись на основе зрительного образа слов;
самопроверка по образцу.
2.2.1.3. Методика проведения творческого диктанта
Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.
Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное.
учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу.
Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.
После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).
Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.
Творческий диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.
Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.
Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.
Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.
Творческий диктант на замену слов , т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.
Что посею, то и пожну.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
Виды творческих диктантов при изучении орфографии
Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)
Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.
Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
Творческие диктанты с заменами
Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.
Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.
Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.
Сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.
Творческий диктант с комбинированной подготовкой : перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.
Творческий диктант по опорным словам .
На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.
Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».
« Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».
Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.
Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.
Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.
Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.
2.2.1.5. Подготовленные диктанты
Текст задается на дом для подготовки к написанию в классе.
Подготовленный, или разученный диктант
Этот диктант даёт ребёнку возможность подготовиться, разучить текст диктанта, т. е. разобрать все трудные случаи написаний в тексте диктанта, потренироваться на подобных примерах на уроке и дома, выполняя упражнение. Ученику разрешается (при желании) выучить текст диктанта.
Разученный диктант записывается под диктовку на следующем уроке.
Как правило, текст подготовленного диктанта насыщен орфограммами. Учитель может варьировать сложность такого диктанта в зависимости от подготовленности класса: использовать текст с разными видами орфограмм и пунктограмм, текст, который включает смешиваемые учениками языковые явления.
2.2.1.6. Графический диктант
Вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем.
Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений.
Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений.
Ход выполнения. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки.
– Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.
1. Пользуйтесь тематическими сборниками диктантов. (рекомендованными источниками методической литературы).
2. Не увлекайтесь творческими диктантами
3. Помните: у каждого вида диктанта своё назначение
4. Четко следуйте методике
5. Выберите те виды, которые наиболее эффективны для вашего класса.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.
Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.
Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.
Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.
Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный год.//РЯШ, 2003, № 4.