Над златом чахнет Кащей или Кощей?
Ну что же, дорогие читатели «Ликбеза», День защиты детей на дворе, поэтому предлагаю сегодня для рассмотрения вопрос почти что детский – как правильно писать имя сказочного персонажа, Кащей или Кощей?
У Пушкина, если помните, имя этого персонажа пишется через а – Кащей: “. Там царь Кащей над златом чахнет. ”. Этот мифологический персонаж есть у всех восточных славян: наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, царь, оборотень и чародей, похититель красавиц, моривший их голодом и т.д.
История происхождения и написания имения этого скупого старикана остается во многом неясной.
По одной гипотезе, писать следует Кощей – от кошт, кость, “костлявый”. Еще Кощея можно связать с глаголом костенеть – замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение: «Кощей – похититель красной девицы-солнца, олицетворяет собой зимние тучи, из-за которых земля костенеет, цепенеет, замерзает». Под действием кощеевых козней герои сказок превращаются в камень, дерево, лед – окостеневают. Отсюда же русское «кощун», «колдун», «кощуны творить».
По другой гипотезе, писать следует Кащей – от касть – костить или костерить (бранить). Интересно, что славянское “костить” означает не просто “поносить, хулить”, но и “портить, наносить вред”. Между прочим, такой смысл сохранился и в слове “пакость” – причиненный кому-либо умышленный вред. Действительно, во всех сказках этот старый скряга только и делает, что “костит” — творит пакости положительным героям.
Есть и ещё одна гипотеза, толкующая смысл имени Кощей: оно считается заимствованием из тюркских языков периода ранних славяно-тюркских связей и соотносится с тюркским словом кошчи — “пленник”. Эта гипотеза в качестве единственной представлена в энциклопедическом словаре “Мифы народов мира».
Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова «касть» – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?
Современные словари рекомендуют писать Кощей:
Кащей – (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
Кощей – 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.
Однако же, можно писать и Кащей – ведь после прочтения этого «Ликбеза» вы наверняка заметили разницу между злокозненным пакостным старикашкой – Кащеем и Кощеем – костлявым скрягой.
За помощь спасибо книге «Образы восточнославянской волшебной сказки» Н. Новикова.
Правописание слова «кощей»: орфография, примеры употребления
Прочтя заголовок, на ум, разумеется, тут же приходит Кащей Бессмертный, имя которого в разных источниках пишется и на «о» и на «а». Однако в современной русской грамматике слово «коще́й» во всех его формах правильно пишется на «о».
Имя нарицательное (пишущееся с малой, строчной буквы) «кащей» на «а» считалось разговорным и в старой русской грамматике. В современной окончательно узаконено правильное нормативное «кощей». Старая разговорная форма считается ошибочной и в обиходной речи, и тем более в ответственных случаях: в документации, на экзаменах и собеседованиях по русскому.
Пояснение
Старинный корень слова «кощей» – «кощ-», происходящий от «кос-» в «кость». Кощей это в общем болезненно худой, костлявый человек; как правило, высокого роста.
В ходе «оптимизации» русской грамматики в «лихие 90-е» «кощей» было признано однокоренным словом (см. в конце). В данном случае новшество можно приветствовать, поскольку замена «кос-» –> «кащ-» означала бы, что в корне из 3-х букв две – сменные. Что уж слишком, от этого слово просто-напросто теряет смысл. Как говорится, если хорошенько процедить первую попавшуюся бочку дёгтя, то обнаружится ложечка мёду.
Значение
Слово «кощей» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении, а также как жаргонное (примеры даны вначале в том же порядке):
Примечание: Викисловарь даёт жаргонным синонимом к «кощей» также и применимое к людям обоего пола «выдра». Однако этим словом обычно обзывают женщин с задорным, но вредным, язвительным, «колючим» характером – выдра зверь опасный, кусачий, легко возбудимый, часто заболевающий бешенством, но сильный, энергичный и никак не костлявый. Жить с женщиной-«выдрой» это по сути то же самое, что и с «мымрой», но если мымры – вечно всем недовольные, постоянно ноющие меланхолички, то темперамент «выдр» холерический.
Примечание: в старой медицинской литературе пеллагра иногда называется «тюремной болезнью» или «лагерной болезнью», аналогично «тиф» = «окопная лихорадка».
Примечание: в старом тюремном жаргоне «кащеями» называли также «полностью опущенных» заключённых, подвергнутых публичному несексуальному унижению за какие-нибудь очень серьёзные прегрешения перед сообществом заключённых. Если «петух» (изнасилованный или «петух по жизни», сам по себе педераст) всё-таки «человек нужный», то тюремный «кащей» вообще никто. «Петухов» всё же поддерживали в пригодном для сексуального использования состоянии, а тех, которые «по жизни», то есть ведущих себя подобно женщинам, так даже подкармливали. Но у «кащеев» «ворам» и даже простым «блатарям» дозволялось отбирать всю, и без того скудную, пищу, кроме «пайки хлеба» (хлебной порции), поэтому тюремные «кащеи» истощались и часто заболевали той самой пеллагрой. Синонимы к «кащей» в данном значении – «чухан», «чушок» («чуханка», «чушка» – жен.).
Грамматика
«Кощей» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из одного лишь корня. Постановка ударения и разделение переносами ко-ще́й. Падежные формы:
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Поиск ответа
Вопрос № 301730 |
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно КАщей (Бессмертный) или КОщ ей?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как правильно: подарок на 8 Марта или подарок к 8 Марта? Кащей Бессмертный или Кощ ей? Откуда возникло слово Кащей? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
1. Оба варианта считаются правильными. 2. См. ответ № 170868.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как ставятся знаки препинания в случае, если название, данное в кавычках разрывается частицей? Например, «Горе же от ума». Слегка кощ унственно и разговорно, но всё же. Спасибо за ответ 🙂
Ответ справочной службы русского языка
Даже не знаю, сочтут ли здесь такой вопрос за кощ унство и ересь, но все-таки рискну: русское 3-буквенное ругательство с предлогом «НА» пишется слитно или раздельно? Если встречаются оба варианта, каковы правила написания? Очень нужно знать, поскольку собираюсь употребить это слово с предлогом в адрес очень грамотного человека, перед которым нельзя оплошать. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Теперь о происхождении этого слова. Слово Кощ ей имеет два варианта этимологии: 1) от слова кость (‘худой, тощий человек, ходячий скелет’); 2) от костить в значении ‘бранить’. Поэтому согласно этимологии надо писать через О.
Значение слова «кощей»
1. ( с прописной буквы). Мифический персонаж русских народных сказок: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный.
2. Разг. О тощем и высоком человеке, чаще старике. Называют они своего хозяина кощеем за его худобу, сутулость и неуживчивость. Гладков, Клятва.
3. Разг. неодобр. О скупом человеке, скряге. — Он ведь кощей наш, за рубль-целковый удавится. Бахметьев, У порога.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина).
Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду.
КОЩЕ’Й (или каще́й), я, м. [казак. qoşcь — бедняк]. 1. [К прописное]. В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. К. бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг.). 3. Скупец, скряга (разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Коще́й
1. персонаж народных русских сказкок, мифическое существо, худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой ◆ Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
коще́й I
1. разг. перен. исхудалый, тощий и высокий человек, старик ◆ А я и так с казённых щей // Давно похож на Буратино, // Ещё полгода карантина — // Буду вылитый кощей. Сергей Трофимов, «Дембельская»
коще́й II
1. истор. тот, кто ведает лошадьми в дружине князя; тот, кто ведёт запасную лошадь для князя
2. старин. пленник, раб ◆ Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея за землю Рускую, за раны Игоревы. «Слово о полку Игореве»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова алиментный (прилагательное):
Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом
Главный злодей русского фольклора кажется абсолютно вымышленным персонажем. Но исследователи считают, что у Кощея Бессмертного есть реальный исторический прототип.
Внук Чернобога
Во многих славянских сказаниях Кощея ассоциируют с Чернобогом. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» А. Жучкова и К. Галий обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Он не являлся полновластным правителем Царства мертвых, а лишь повелевал умершими.
Исследователи приводят вариант этимологии имени «Кощей» Макса Фасмера, который считал, что в древнерусский язык лексема пришла из тюркского в значении «раб, пленник, невольник». Семантика несвободы идеально синхронизируется с функциями Кощея, который не только повелевает умершими, но и является подневольным стражником «старого мира», разрушить который стремится герой сказки.
Понятно, что родство с языческим Чернобогом не делает Кощея реальным человеком. Но доказывает, что Кощей появился в славянском фольклоре во времена язычества. Примечательно, что он стал главным антигероем раннего фольклора восточных славян. Песни, в которых рассказывалось о противостоянии Кощею и победе над ним, называли «кощуны», а их исполнителей – кощунниками. После христианизации Руси на смену песням-кощунам пришли более нейтральные и удобные церкви былины.
Готский вождь Германарих
Фольклорист-историк В. Болдак убежден, что Кощей (или Кащей) – сказочный и былинный персонаж, у которого есть реальный исторический прототип. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо.
«Весьма воинственный царь» Германарих, ставший впоследствии легендарным героем мирового эпоса, сумел объединить разрозненные племена Крыма и Приазовья. Именно он создал влиятельный союз остроготов. Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые». Славянские племена оказались в числе тех немногих, кому удалось противостоять Германариху. Правда, война была долгой и кровопролитной, поэтому-то Германарих-Кащей стал для восточных славян главным злодеем.
О мерзком характере и несостыковках
Сюжеты русских сказок точно воспроизводят еще один исторический факт – пленение и убийство Германарихом жены правителя россов. Так и Кащей похищает девушек. В работе В. Болдака объясняется «бессмертие» и зловредный характер Кащея. По одной из версий, Германарих во время одного из сражений был ранен, но сумел не просто выжить, но и прожить еще многие годы.
Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, отчего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем. Лексикограф считал, что восходит оно в «касть» – «гадость, мерзость, скверна».
Есть, правда, в легендах о Германарихе несостыковки. Если речь идет о битве 375 года, то, по мнению готского историка Иордана, вождь готов бы не ранен, а убит. Из того же источника следует, что возраст Германариха на момент сражения составлял 110 лет. Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает. Не исключено, что его именем назвался один из его наследников или преемников, чтобы нагонять ужас на врагов и сделать легендарное имя Кащея бессмертным.
Половецкий хан Кончак
Еще одна версия опирается на этимологию «кош-/коч». В XII веке «кошем» называли аилы – основные ячейки половецкого общества. Слова с корнем «кош-/коч» также использовались в русских летописях для обозначения кочевников. Так, в «Слове о полку Игореве» они употреблены трижды. Два раза как нарицательные – «кощей по резане» и «седло кощиево». Один раз – как имя собственное: «Стреляй, Кончака, поганого кощея».
В летописях половецкий хан Кончак неоднократно называется «поганым кощеем». И в этом определении нет ничего обидного. По мнению С. Плетневой, кощеями кочевники называли кошевых – тех, кто стоит на высшей ступени иерархии, является влиятельным главой рода из нескольких больших семей. Именно таким статусом обладал Кончак – самый могучий из половецких правителей XII-XIII вв.
В народном сознании половецкий хан ассоциировался со злом и бедами. Так, после набегов на Переяславские земли русские летописи писали, что хан Кончак «много зла сотворил крестьянам: одних – пленил, других – убил». Неудивительно, что репутация Кончака во многом легла в основу создания главного злодея русского фольклора.