Главная » Правописание слов » Как пишется лишнее говорить себе вредить

Слово Как пишется лишнее говорить себе вредить - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Урок. Тире между подлежащим и сказуемым

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Юсупова Гульнара Ахсановна,

учитель русского языка и

литературы МАОУ «ЦО №159»

г. Уфы

Методическая разработка урока

Тема урока : «Тире между подлежащим и сказуемым »

Тип урока : у рок открытия новых знаний
Вид урока: смешанный

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-применять правила и пользоваться инструкциями;

-осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера;

-извлекать информацию и структурировать её;

-сравнивать и оценивать информацию.

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

— навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

развивать умения находить предложения с данной конструкцией и правильно ставить знак препинания (-) в соответствии с изученным правилом, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.

Конструировать предложения, в которых необходима постановка тире.

Формы организации познавательной деятельности:

Презентация Microsoft Power Point

Интерактивная система Votum

-Вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках русского языка в этой четверти?

-Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы. (Слайд 2- Приложение №1)

Что такое предложение?

Подберите синонимы к термину “грамматическая основа”

Дайте характеристику предложению по схемам [ ], [ ], [ ].

Подлежащее и способы его выражения.

Сказуемое и его виды.

? = глагол связка +именная часть

-Вспомните, какая домашняя работа была задана? Какие трудности возникли при выполнении домашней работы.

-Что необходимо выполнить, чтобы избежать подобных ошибок?

-Во- первых, правильно выделять грамматическую основу.

-Во- вторых, уметь определять, чем выражены подлежащие и сказуемое.

-Сейчас на экране появятся тесты, подобные тем, что вы решали дома. Продемонстрируйте, пожалуйста, вашу готовность к уроку и решите их!

Проблемное объяснение нового знания.

-Посмотрите на экран и прочитайте про себя предложения. На какую тему они подобраны? (Слайд 3)

Он преемник Державина.

Поэзия Пушкина мудра.

Четырнадцать – номер комнаты в лицее

Друзья прямые как братья родные.

С другом и горе не беда.

-Что вы запомнил с уроков литературы о Царскосельском лицее и о Пушкине – лицеисте?

-Вы молодцы. Мне очень приятно, что уроки литературы не прошли бесследно, и вы вынесли с них так много интересной информации. Потому что Пушкин-это особая фигура в культурной жизни России. Он создал произведения, которые стали символом русской духовной жизни.

-Теперь еще раз посмотрите на экран и обратите внимание на особенности пунктуации в этих предложениях. Что интересного вы заметили? Какой знак препинания стоит? Случаен ли он?

Изучая строение и грамматическое значение предложений, нужно выработать навыки пунктуации. Знаки препинания – это не досадное условность, которая отравляет жизнь нормальному человеку (как многие думают). Они необходимы для правильного понимания текста. К. Паустовский говорил: «Знаки препинания как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Постарайтесь и вы почувствовать за бесстрастными запятыми живое дыхание русского языка.

Вернемся к нашим предложениям:

-В каких случаях постановку тире вы можете объяснить?

-Какие случаи вызвали у вас затруднение?

-Исходя из возникших трудностей, сформулируйте тему урока! Запишите её в тетради. (Слайд 4).

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Исходя из темы урока, определите, чем мы будем заниматься на уроке (Слайд 5).

узнать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым;

научиться ставить тире между подлежащим и сказуемым;

уметь применять в своих творческих работах предложения с тире.

-Чтобы достичь этой цели, обратимся к нашему учебнику. Раскройте его на странице 57, найдите упражнение 114. Проанализируйте его и запишите в схематичной форме, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится, а когда нет. При создании схем можно и нужно посоветоваться со своим соседом по парте (одна голова хорошо, а две – лучше!). Работаем в черновиках!

-Кто хочет продемонстрировать на доске, что у вас получилось. Какого результата вы добились (Слайд 6).

Тире между подлежащим и сказуемым.

Сущ., числ. И.п.

-Мы записали правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Теперь выработайте алгоритм действий, необходимых для верной расстановки тире в простом предложении (Слайд 7).

1.Обозначить грамматическую основу

2.Определить, чем выражены главные члены предложения

3. Посмотреть, нет ли между главными членами слов: «не», «как», «будто», «словно», «точно», «что»

4.Сделать вывод об употреблении/неупотреблении тире

Первичное закрепление во внешней речи

-Вновь вернемся к нашим предложениям о Царскосельском лицее.

-Попытайтесь теперь, следуя алгоритму, объяснить в этих конкретных предложениях постановку тире (Слайд 8).

2. Он преемник Державина.

3.Поэзия Пушкина мудра.

4. Четырнадцать – номер комнаты в лицее

7. Друзья прямые как братья родные.

8. С другом и горе не беда.

-Вспомним тему и цель нашего урока. Добились ли мы их?

-Чем мы сейчас будем заниматься?

Самостоятельная работа с самопроверкой

-На экране записаны предложения. (Слайд 9)

1. Лишнее говорить только делу вредить
2. Голова без ума как фонарь без света
3. Познания и жизнь неотделимы

4. Плохой товарищ не подмога

5. Семь бед один ответ
6. Сердце не камень

7. Упрямство порок слабого ума

8. Доброе намерение половина счастья

9. Лгать это прыгать с крыши ночью

10. Учиться всегда пригодится

Что они собою представляют?

Пословицы – самый популярный жанр УНТ. Как вы думаете, почему именно пословицы так востребованы в речи и политиков, и телеведущих? Ёмкость (содержание), краткость (форма).

-Какая пословица вам больше всего понравилась? Как вы её понимаете? Почему?

-Теперь прочтите задания к этим предложениям. Понятно ли оно вам? Выполняйте!

-Передайте тетрадь для проверки своему соседу (Слайд 10).

1 вариант предложения, в которых тире ставится.

-Передайте тетрадь для проверки своему соседу (Слайд 10).

2. Семь бед – один ответ.

3. Упрямство – порок слабого ума.

4. Доброе намерение – половина счастья.

5. Лгать – это прыгать с крыши ночью.

1. Голова без ума как фонарь без света
2. Познания и жизнь неотделимы

3. Плохой товарищ не подмога

4. Сердце не камень

5. Учиться всегда пригодится

-В каком предложении употребление тире вызвало у вас затруднения? В чем заключается ловушка? Кто избежал ошибки. Откройте секрет.

-Понравилось ли вам работать с пословицами?

-Посмотрите на экран и выполните задание! (Слайд 12).

Из данных слов составьте крылатые выражения, в которых должно писаться тире между главными членами предложения:

2) Себе, вредить, курить

3) Значит, понять, наполовину, простить

Курить – себе вредить.

Понять – значит наполовину простить.

-Прочтите полученные предложения со знаками препинания, объясните их.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Это не пословица, это высказывание известного французского революционера Дантона. Согласны ли вы с ним? Объясните употребление тире в этом предложении.

Действительно, школа имеет огромное значение в жизни человека, потому что школа- это нечто большее, чем просто здание, где мы получаем образование. Дело в том, что все главное в судьбе человека начинается со школьной парты. И каким ты будешь в школьные годы, таким и станешь в последующей жизни. Именно в школе человек находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется первым победам. Школа – это удивительный волшебный мир, где очень органично переплетаются детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.

Объяснение нового материала мы начали с предложении о Царскосельском лицее. Мне очень интересно было бы узнать ваше отношение к школе. Поэтому следующее задание будет творческим:

-Я считаю, нам всем повезло, что мы учимся именно в этой замечательной школе, которая очень юна и делает свои первые робкие шаги. Какой станет наша школа – зависит только от нас, потому что лицо школы – это не только стены, пусть даже красивые, но прежде всего учителя и ученики. Я очень надеюсь, что лицо 159 школы будет умным, добрым и веселым.

-А теперь подумайте и напишите, в чем особенность 159 школы : каковы её ученики, учителя, появились ли свои традиции у нашей школы. День рожденье Лицея все знают, а помните ли вы день рождения родной школы? (Слайд 14)Придумайте рассказ, употребляя предложения с тире на тему «Школьная жизнь».

Что нового я узнал на уроке?

Какие задания мне особенно понравились?

Какие трудности у вас возникли?

Чем вы будете заниматься на следующем уроке?

Домашнее задание на выбор (Слайд 15):
1. Упражнение 115(списать, графически объяснить постановку тире)

2. Придумать игру «Третий лишний»

3. Сочинить лингвистическую сказку на изученную пунктограмму

Источник

Дидактический материал к уроку в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Отметьте номера предложений, в которых на месте

пропуска ставится тире .

Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

Знание _ самая надёжная защита.

Наш долг_ совершенствовать знания.

Эти равнины _ словно море бескрайнее.

Бедность _ не порок.

Лишнее говорить _ себе вредить.

Наш город _ небольшой.

Отметьте номера предложений, в которых на месте

пропусков ставится тире .

Грузинские деревни _ это сплошные сады.

Агата Кристи _ самый популярный автор детективного жанра.

Снег _ словно шёлк.

Расточать восторги _ признак ограниченности понимания и вкуса.

Безумство храбрых_ вот мудрость жизни.

Он _ несправедливый человек.

Праздность _ мать всех пороков.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Старость _ не радость.

Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

Наш край _ богат и прекрасен.

Дождь рыбаку _ не помеха.

Дело художника _ рождать радость.

Три _ любимое число народных сказок.

Сушёная дыня _древнее среднеазиатское лакомство.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Чтение _ вот лучшее учение.

Степь _ словно сплошной солнечный диск.

Комедия «Ревизор» _ актуальна и поучительна.

Жизнь прожить _ не поле перейти.

Конный пешему _ не товарищ.

Река _ как зеркало и вся блестит звёздами.

Наш школьный двор _ как сад.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Доброе начало _ половина дела.

2. Дело художника _ рождать радость.

3. Конный пешему _ не товарищ.

4. За всё браться _ ничего не сделать.

5. Три, пять, семь, девять _ нечётные числа.

6. Без цели жить _ небо коптить.

8. Чай пить _ не дрова рубить.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире.

1. Ранним весенним утром песнь соловья _ как надежда на счастье.

2. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

3. Искусство _ бессмертно и непостижимо.

4. Степь _ как море!

5. Без цели жить _ небо коптить.

7. Гусь свинье _ не товарищ.

8. Двенадцать_ число, кратное двум.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

2. Любимое дело _ как вечная любовь.

3. Россия _ необъятна и загадочна.

4. Сердце _ не камень.

5. Читать _ это не только узнавать факты.

6. Умный смех _ как прекрасный источник энергии.

7. Байкал _ самое глубокое озеро на планете.

8. Эти равнины _ словно бескрайнее море.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дружба _ это прежде всего искренность.

2. Музыка _ как небо над землёй.

3. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.

5. Голова без ума _ что фонарь без света.

6. Хорошо учиться _ вот наша задача.

7. Рассказ его _ словно красивая сказка.

8. Солнце _ ярко, небо _ сине.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

В средине свет _ как красный блеск заката.

Лишнее говорить _ только делу вредить.

Ласковое слово _ что весенний день

Слово _ не стрела, да острее стрелы.

Слепая ненависть _ плохой советчик.

Значит, девятью сорок _ триста шестьдесят, так?

Я не вор какой, душегуб лесной, я _ слуга царя, царя грозного.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дело художника _ рождать радость.

2. Язык _ это история народа.

3. Конец августа и начало сентября _ самое интересное время в тайге.

4. На тёмном небе звёзды _ будто яркие искры.

5. Лес _ прекрасное место отдыха.

6. Книга _ не увеселитель, не затейник.

7. Она _просветитель и воспитатель.

8. Читать_ интересно и увлекательно.

Тире между подлежащим и сказуемым (ключ):

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-212475

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Прикуси язык или «как не говорить лишнего»? в закладки 13

На днях опубликовала в своём инстаграме следующее:

«У вас бывает так, что вы мучительно переживаете из-за того, что сболтнули лишнее? У меня бывает. И каждый раз себе говорю: думай, прежде чем поделиться с кем-то информацией, думай! Как интроверт, я не очень-то общительный человек, однако всё равно умудряюсь иногда рассказать то, что не надо бы знать какому-то определённому человеку. А когда волнуюсь, то вообще много говорю лишнего. А потом переживаю. Даже если нет каких-то серьёзных последствий моей болтливости. Совесть мучает.

Болтун — находка для шпиона, все знают. И вообще этот недостаток может во многом мешать. И в личной жизни, и в работе… Да в любой ситуации! К примеру, при общении с полицией. Разные бывают обстоятельства, и нужно чётко разграничивать: что можно, а что нельзя говорить в конкретной ситуации. Чтобы потом не краснеть и не кусать локти)).

Вот этой теме и посвящу следующую статью в блог — как не сболтнуть лишнего.
От вас хочу услышать ответ на вопрос: как, по-вашему, можно отучить себя от болтливости?)«

Четыре подписчика не замедлили откликнуться и написать свои советы, касающиеся того, как не сболтнуть лишнего. Их я тоже упомяну, но ниже. Сначала давайте поговорим о том, чем чревата болтливость.

Почему опасно говорить лишнее?

« Лишнее говорить — себе вредить» (народная мудрость)

Болтливость опасна всегда и везде, в частности:

« Лишнее говорить — только делу вредить» (ещё одна интерпретация)

Как не говорить лишнего?

Вот мы и подошли к самому главному. Как? Как остановить свой язык??

Подписчики предложили следующее:

ninatelenkova : «Просто надо научиться, перед тем, как что-то сказать, делать вдох. За это время успеваешь всё обдумать. ….это совет, проверенный на себе. и неоднократно».

avgurr : «Сделать вздох, несколько вздохов — это все вариации одного действия, а именно — умения сделать краткую паузу, оттянуть момент ответа. Чтобы «скрыть» свои раздумья можно дополнительно просто физически рот занять — жвачкой, чаем, чем-то, что позволяет осознанно делать паузу. Классический пример — курение при разговоре (для курящих!). Для момента, когда вы решились всё-таки что-то сболтнуть, обругать, грубо послать — посчитать мысленно до десяти. И вообще, все это есть в инете…«

lokos308 : «Пока шишек своих не набьёшь, на научишься этому. Допустим вдох. А где гарантия, что вы не забудете сделать этот самый вдох? И потом, если вы помните, что надо сделать вдох, почему вы не можете помнить, что надо вовремя примолкнуть?»

Я учла и обобщили все советы, в том числе, покопалась в инете, и предлагаю вам поэтапное лечение болтливости:

Вот такие простые советы о том, как не говорить лишнего.

Источник

Пословицы про болтливость

Болтовня и красна и пестра, да пуста.

Болтуны и шептуны — злые недруги страны.

Большой говорун — плохой работник.

Вертит языком, что корова хвостом.

Всякая сорока от своего языка погибает.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Говоришь по секрету, а выйдет по всему свету.

Длинный язык с умом не в родстве.

Для чего у нас два уха, а язык один? — Для того, чтобы человек больше слушал, а меньше говорил!

Ешь капусту, да не мели попусту.

Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает.

Курица — не птица, лодырь — не человек, болтун — не работник.

Мелет день до вечера, а послушать нечего.

На словах густо, а в голове пусто.

На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

Не болтай наугад, клади слово в лад.

Не спеши языком, торопись делом.

Неловкие слова вредят тому, кто их говорит.

Несказанное слово лучше сказанного.

Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.

Сам с вершок, а слов с горшок.

Сболтнул бы коток, да язык короток.

Свинья скажет борову, а боров всему городу.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Язык лепечет, а голова не ведает.

Языком молоть — не дрова колоть: спина не заболит.

Болтливость часто причиняет больше зла, чем злость.

Болтун не ждет спроса, а сам все скажет.

Болтун речист, да на руку нечист.

Большие говоруны — это пустые бочки, которые гремят сильнее, чем бочки полные.

Гнилое слово от гнилого сердца.

Говори с другом поменьше, а с собой побольше.

Города строят не языком, а рублём да топором.

Губы да зубы — два забора, а удержу нету.

И клочит, и валяет, и гладит, и катает, а все языком!

Как сорока хвостом, так и болтун языком.

Когда болтун говорит, то и стена слышит.

Когда за своими щеками не удержал, за чужими не удержишь.

Лишнее говорить — только себе вредить.

Лучше недосказать, чем пересказать. болтливость

Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.

Молчание — это лучший ответ, который ты можешь дать болтуну.

На словах три сажени в землю видит, а на деле насилу под ноги глядит.

Наговорил Егор с гору, да все не в пору.

Наговорит семь верст до небес и все лесом.

Насказал семь четвергов, а все сряду.

Не открывай рта для дурной речи.

Не рассказывай обо всем, что ты видел, подобно зеркалу.

Осла узнают по ушам, медведя — по когтям, а болтуна — по речам.

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.

Под мозолями у пахаря рука, а у болтуна язык.

Пустая мельница и без ветра мелет.

Ртом болезнь входит, а беда выходит.

С болтунами держи язык за зубами.

Скажешь с уха на ухо, узнают с угла на угол.

Слово раз упустишь — не воротишь.

Сорока сама сказывает, где гнездо свила.

Сохраняющий язык сбережет голову.

У болтунов и голова с чужих плеч.

Умный молчит, когда болтун ворчит. большое

Что знает, все скажет, и чего не знает — тоже скажет.

Берегись болтунов: болтун для шпиона хороший улов.

Болтун сам на себя наговаривает.

Боль от самой большой раны пройдет, а боль от не пройдет.

В прохладе живем: язык болтает, а ветерок продувает.

Выговоренное слово уже нельзя проглотить.

Говоришь по совету, а выйдет по всему свету.

Мало правды в том, из которого сыплется много слов.

Молвишь-не воротишь, а плюнешь — не подымешь.

На словах-то он скор, да на деле не спор.

На этой странице собраны 110 интересных пословиц про болтливость. Издавна в народных поверьях высмеивался и осуждался такой порок, как чрезмерная разговорчивость и неумение держать язык за зубами. Людей, обладающих желанием делиться чужими секретами с другими, сравнивали с нелицеприятными животными – курицей, свиньёй, сорокой. А самому болтуну давались советы заняться делом вместо того, чтобы трепаться.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется лишнее говорить себе вредить, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется лишнее говорить себе вредить", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется лишнее говорить себе вредить:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *