Пропись буква «Ч, ч»
Перед тем, как ваш малыш пойдет в школу, необходимо подготовить его к письму. В начальных классах он должен правильно и уверенно держать ручку и писать ровные, красивые буквы. В подготовке к правописанию вам помогут прописи.
Прописи — это образцы каллиграфического написания букв русского алфавита для детей. Сначала ребёнок учится писать отдельные элементы букв, а затем уже и сами буквы.
На картинках, которые вы можете распечатать, представлены заглавные буквы и строчные. Буква разделена на элементы для более удобного изучения написания.
Как пользоваться прописью
На этой странице представлена пропись с буквой «Ч» заглавной и «ч» строчной.
Пропись буква «Ч, ч» Пропись буква «Ч, ч» Пропись буква «Ч, ч» Обведи букву «Ч» по точкам
Пропись можно скачать и распечатать. Для этого необходимо навести курсор на картинку и кликнуть правой кнопкой мыши на ней. В выпадающем меню выбрать пункт «Сохранить картинку как. », после чего отправить на печать. Также вы можете отправить пропись на печать прямо с нашего сайта, нажав кнопку «Распечатать» вверху страницы.
Конспект урока письма в 1 классе «Строчная буква ч»
Тема: Строчная буква «ч».
Цель: научиться детей писать строчную « ч»
Образовательная: составить алгоритм написания буквы «ч» ; познакомить с написанием строчной буквы «ч»; вырабатывать навык безотрывного письма букв, слогов, слов;
Развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику учащихся;
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе.
— Здравствуйте, ребята. Ребята, скажите, а чему вы учитесь на уроках письма? На уроках письма мы учимся красиво и правильно писать. А чтобы красиво и правильно писать, надо красиво и правильно сидеть. Сядьте правильно, слушайте внимательно.
Подведение к теме урока.
— Почтальон, ребята, принёс нам письмо, послушайте:
«Дорогие мальчики и девочки!
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Будьте внимательны и трудолюбивы, мы научим вас писать строчную букву ч.
Ваши друзья, Азбука и Пропись »
— Ну что, ребята, вы готовы приступить к работе и научиться писать заглавную и строчную букву ч?
— Здравствуйте, ребята. Ребята, скажите, а чему вы учитесь на уроках письма? На уроках письма мы учимся красиво и правильно писать. А чтобы красиво и правильно писать, надо красиво и правильно сидеть. Сядьте правильно, слушайте внимательно.
— Почтальон, ребята, принёс нам письмо, послушайте:
«Дорогие мальчики и девочки!
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Будьте внимательны и трудолюбивы, мы научим вас писать строчную букву ч.
Ваши друзья, Азбука и Пропись»
— Ну что, ребята, вы готовы приступить к работе и научиться писать заглавную и строчную букву ч?
Подготовка руки к письму
— Хорошо, но перед тем, как приступить к работе, нам надо подготовить свои пальчики к письму:
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично произносить:
— На двери висит замок,
— Кто его открыть бы смог?
— Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней),
— Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их),
— Потянули, потянули (тянуть ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью),
— И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).
Затем размять каждый пальчик левой и правой руки.
Знакомство с буквой «ч» и алгоритмом её написания
— Какой буквой обозначается этот звук? (« че »)
— Приведите примеры слов со звуком [ ч ]( чай, почта )
— Посмотри те на печатную строчную букву «ч », которая выделена белым цветом, и на письменную строчную букву « ч». Сравните их.
— Из каких элементов состоит письменная буква «ч »? ( Волнообразная линия и наклонная с закруглением внизу вправо)
— Возьмите в руки синюю ручку и о бведите элементы буквы « ч ».
— Один из элементов буквы «ч» похож на волну, посмотрите в ваших прописях, обведите.
Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки, веду наклонную до верхней рабочей строки, делаю небольшую короткую линию, с закруглением вправо, она провисает как ниточка и довожу линию до верхней рабочей строки и веду вниз наклонную до нижней рабочей строки с закруглением вправо.
— П опробуем написать букву в воздухе ….(проговариваю)
— Обведем букву обратной стороной ручки..(проговариваю)
— А сейчас обведите строчную букву « ч », и допишите строчку до конца, а под самой красивой буквой, которая у вас получилась, поставьте точку.
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз,
Влево-вправо наклонись.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Физминутка для рук: «Мы капусту рубим-рубим»
Письмо слогов и слов со строчной буквой «ч»
— Ребята, сегодня с буквой « ч » к нам в гости пришли и гласные буквы.
-Что вы знаете о том, как пишется сочетание ча? Почему букве ч не нужна буква помощница? (не нуждается в обозначении мягкости)
— Какой первый звук? (ч) Он гласный или согласный? Какой следующий звук?(а) А он какой?(гласный)
— Какое соединение? (нижнее) Запишем рядом этот слог.
— Почему мы пишем после буквы ч- у?
— Какое соединение? (верхнее) Запишем рядом этот слог.
Пишем букву « ч ». Доводим линию до верхней линии рабочей строки и пишем гласную букву «у». Какой слог получился? («ч у»)
— Вместе с б уквами «а» и «у» пришла буква «е ». Встал а о на рядом с буквой «ч» и получился какой слог? прочитайте. («че »)
— Какое соединение? ( нижнее ) Запишем рядом этот слог.
Пишем букву « ч ». Д елаем соединение и пишем гласную букву «и». Какой слог получился? («че »)
— Прочитай те первое слово ( час ). Что обозначает это слово? ( единица времени) Сколько слогов? (1)
— Писать это слово мы не будем, а составим рядом с ней схему слова час. Проверяем.
— Прочитаем второе слово ( часы ). Что обозначает это слово?
— Какой гласный звук слышите в 1ом слоге? (и)
— А на письме пишется буква а. При письме этой буквы надо быть очень внимательным.
— Запишем рядом слово « часы ». И над буквой а поставим точку- это знак опасности.
— Какое слово получилось? ( часы )
Работа над предложением
— Ребята, а что такое предложение?
— Посмотрите еще раз на картинку, которая у вас в прописях, какие у девочки часы? Как такие называются? (карманные) Почему так называются?
-А какие еще бывают? (наручные, настенные, будильник и т.д.)
— Прочитайте первое предложение. Какие часы мы называем настенными?
— Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? …..
— Как обозначено начало предложения? (заглавной буквой эн)
— Как обозначен конец? (точкой)
— Запишите рядом предложение, диктуя себе.
— Прочитайте второе предложение? Какие часы мы называет наручные?
— Сколько слов в предложении?
— Как обозначено начало, конец предложения?
— Запишите предложения, диктую его себе.
— Откройте прописи на стр. 28, какие слова записаны рядом с схемами слов? ( туча и учу)
— Сколько слогов в слове туча? Какой слог ударный? (1)
— Опираясь на схему слова, охарактеризуйте согласный в первом слоге? (согласный, твердый, глухой)
— Охарактеризуйте 2 звук в первом слоге? (у, гласный, ударный)
— Какой второй слог в слове туча? (ча)
— Что вы знаете о правописании этого сочетания?
— Охарактеризуйте звук ч? (согласный, всегда мягкий, звонкий)
— Дайте характеристику звуку а? (гласный, безударный)
— Запишите слово рядом.
— Какое второе слово дано в прописях? (учу)
— Сколько слогов? (2) Какой ударный? (2ой)
— Опираясь на схему слова, дайте характеристику звуку в первом слоге? ( гласный, безударный)
— Какой второй слог? (чу) Что вы знаете о правописании этого сочетания?
— Охарактеризуйте звук ч; звук у.
— Прочитайте ниже 2 предложения. Чем они отличаются? ( в одном случае говорится об одном человеке, в другом- о нескольких- о ком-то\ о чем-то, указывает на группу людей)
— Сколько слов в первом предложении?
— Как обозначено начало? Конец? Запишите его, диктуя себе.
— Посмотрите, ниже дано слово, в котором спряталось другое.
— Отгадайте слово. Какое там сложное сочетание? Что такое чудо?
-Запишите слово рядом со схемой.
— Внизу записаны два слова, в которых пропущены буквы. Какие буквы можно вставить? Какие слова получились? (точка, тучка)
— Чем слова отличаются? (одной гласной буквой)
Урок письма и развития речи «Письмо строчной и прописной буквы ч Ч.»
Технологическая карта урока.
Класс: 2 «а» класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Предмет : письмо и развитие речи.
Учитель: Замятина Наталья Валерьевна, первая квалификационная категория
Тема урока: «Письмо строчной и прописной буквы ч Ч.»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Дидактическая задача: создать условия для усвоения нового материала.
Предметные задачи урока:
развитие у учащихся умений:
писать строчную и заглавную буквы Ч, ч в соответствии с образцом;
выделять элементы, из которых состоят буквы;
упражняться в написании изученных букв.
закрепить знания основных моральных норм поведения в школе; первичных умений оценки работ.
Метапредметные задачи урока:
определять и формулировать тему и цель урока и стремление её выполнять
адекватно воспринимать оценки своей работы учителем, товарищами.
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения ;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .
адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке;
участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах ); осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Оборудование: карточки с напечатанными словами (чайник, черепаха, часы, очки, перчатка, мяч, ключ, пчела, спички), портреты Чиполлино и его друзей для раскрашивания, элементы букв в конвертах на каждого учащегося, буквы из магнитной азбуки.
Ресурсы: рабочие тетради и письменные принадлежности учащихся.
Формы организации деятельности:
•парная
•индивидуальная
фронтальная
Р абота по индивидуальному маршруту: Лимонов Костя работает индивидуально с направляющей и стимулирующей помощью учителя, выполняет работу в уменьшенном объёме.
Тема: Письмо строчной и прописной букв «Ч».
— Послушайте загадку постарайтесь определить, кто написал нам письмо. (Конверт с рисунками из сказки «Чиполлино»)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Очень просто, хоть и длинно,
— Правильно. Герой сказки Джанни Родари Чиполлино – смелый, весёлый герой.( портрет). Он большой выдумщик и любит играть, загадывать загадки, но он хочет и у вас научиться тому, что вы знаете и умеете.Тот, кто выполнит все задания Чиполлино без ошибок, тот станет его другом, как Вишенка и Редиска, и получит на память об этом уроке портрет Чиполлино и его друзей, который можно будет раскрасить на уроке изобразительного искусства.
— Тему нашего урока Чиполлино спрятал в посылке. Отгадав что там находится мы узнаем о какой букве пойдёт речь на этом уроке. ( чайник, черепаха,чеснок, часы, очки, перчатка, мяч, ключ, пчела, спички).
Скажите, какой звук мы слышим в названии всех предметов?
Индив.работа (Костя вывешивает на доску карточки со словами)
Какую букву мы выделим в словах.(выделяют магнитом)
— Правильно. Ч Звук ч на письме обозначается буквой ч
-Давайте поупражняемся к проговаривании этого звука.
Ча-ча- горит в комнате свеча.
Чу-чу молоточком я стучу.
[ч’]- [ч’]- наступает ночь.
Тема нашего урока: «Письмо строчной и заглавной букв «Чч»;
Кто скажет, на что похожа буква Ч? Правильно 4.
Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Определите, какой этот звук «ч»?
— Из каких элементов состоит строчная буква ч?
Откроем учебник на странице № и посмотрим.
(провисающая линия «волна» и короткая линия с закруглением внизу вправо «крючочек»)
Инд.работа на столах – в конвертах элементы букв у старших разные у младших 2 элемента).
— Начинаем писать строчную букву ч с провисающей линии и линии с закруглением внизу вправо.- Работа на доске.
Теперь попробуйте написать эту букву в воздухе под счёт 1 и, 2 и, 3 и. Как будто она танцует вальс.
— Выложите строчную букву ч из шнурка, младшие учащиеся напишите на манке. (пишут на манке, составляют букву из шнурка) Молодцы!
В письме Чиполлино просит научиться красиво писать букву ч в тетради, мы сейчас будем старательно писать эту букву.
— Вспомните правила посадки при письме, сядьте правильно.
— Откройте тетрадь, положите её правильно, вспомните стихотворение и расскажите хором. (Я тетрадь свою открою, уголочком положу. Я от вас скрывать не стану: ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону .
(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу)
— Пропишите строчную букву ч.
— Старшие дети обменяйтесь тетрадями с соседом, и подчеркните самую красивую букву ч.
Малыши старательно обводят по контуру. Учитель помогает, проверяет.
Заглавная и строчная буква Ч,ч
Проектирование урока по теме « Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».
Основная цель темы – Создать условия для формирования умения, писать строчную и заглавную буквы ч Ч. Слова и предложения с изученными буквами.
В результате изучения данной темы учащиеся познакомятся с новой буквой и звуками, смогут произносить правильность звука, давать правильную характеристику. Научатся различать букву и звук, Читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Развивать память, мышление внимание, развить орфографические умения, мелкую моторику рук.
Учить культурному общению учащихся, сотрудничать в различных видах деятельности.
Научиться культурному общению учащихся, сотрудничать в различных видах деятельности.
Предмет усвоения: Заглавная и строчная буква Ч и звук [ Ч` ]
Имеют первоначальное представление что такое звук, слог, слово, предложения
Знают что такое слово, слог, буква, предложение
Имеют первоначальное представление элементов при письме
Умеют прописывать элементы букв знают виды соединений на письме.
Тип урока: Открытие нового знания
Ресурсы урока (средства обучения) Прописи, картинки(Чаплин, Чкалов, Чарушин)
Форма урока: фронтальная, индивидуальная.
1. Доступность изложения учебного материала
2. Научность содержания учебного материала
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
Подготовка к восприятию
Актуализация опорных знаний, умений.
Название вида учебной работы: беседа, работа со стихотворением
Организация работы детей: фронтальная.
Формы и организация контроля за работой:
Подведение результатов работы: учитель отмечает правильность ответов и хорошую работу детей
Учебное задание №1 работа со стихотворением
Буквы, буквы…
Дай им волю —
Нашалятся буквы вволю.
Целый день ТРУБА молчала,
По хозяину скучала…
Буква Ч к трубе пришла —
Трубача труба нашла.
Заиграл ТРУБАЧ на ней —
Сразу стало веселей!…
— Почтальон, ребята, принёс нам письмо:
«Дорогие мальчики и девочки!
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Человек, чернила, чаша,
Чёрный кот, лесная чаща,
В сказках есть краса – девица,
Честный рыцарь, чудо – птица,
Черномор, Яга – злодейка,
— Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.
Ваши друзья Букварь и Пропись ».
— Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой? (ответы детей что они возьмут с собой; Карандаши, ручку, прописи)
1.Письмо элементов строчной буквы ч.
2.Написание строчной буквы ч
3. Правописание буквосочетаний (чо, ча, че, чё, чи, чу, ач, ич, еч, уч, чк, чн, оч)
5.Письмо элементов заглавной буквы Ч.
6.Написание заглавной буквы Ч.
7.Написание слов с заглавной буквой Ч.
8.Знакомство с известными людьми.
А теперь небольшая переменка
Открытие нового знания.
Цель: Познакомить уч-ся с графическим образом письменной буквы ч
Учебное задание «№2 Анализ графического образа письменной буквы ч
Учебная задача для учителя: познакомить уч-ся с графическим образом письменной буквы ч
Учебная задача для учащихся: познакомиться с графическим образом буквы ч
Организация работы детей: фронтальная
Ребята, вы кто? Как вас называют в школе? (ответы детей) (УЧЕНИКИ распечатка)
Дети чего не хватает в слове?(буквы ч)
Кто попробует написать букву ч?(дети выходят вписывают пропущенную букву)
Ребята, как вы думаете, получилось у вас её написать(ответы детей)
Подготовка руки к письму.
— Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Ребята, давайте с вами пропишем элементы
Откройте прописи с.23. Посмотрите на элементы в рамке
Давайте с вами найдем элементы маленькой строчной буквы ч и обведем по образцу вливают руки к письму.ось у вас её написать(ответы детей)урока)
— Но сначала скажите, о чём будете помнить во время письма?
Тетрадь с наклоном положу,
Учебное задание № 3 Написание строчной буквы ч
Учебная задача для учителя: сформировать представления о графическом образе строчной букве ч.
Учебная задача для учащихся: научиться писать строчную букву ч.
Формы и организация контроля за работой: Учитель объясняет на доске как правильно прописать букву Ч, уч-ся прописывают в прописи, двое уч-ся производят строчную букву Ч на доске, после чего уч-ся обмениваются прописями обводят самую красивую и правильную букву Ч, сверяют с доской и выбирают правильную букву.
— Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.
(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, виду наклонную линию вниз закруглением вправо )
Кто все сделает, меняется с соседом по парте и выбирает самую красивую букву.
Учебное задание №4 Написание соединений с буквой ч
Учебная задача для учителя: Учить соединять букву Ч с другими буквами
Учебная задача для учащихся: Совершенствовать навыки соединения буквы ч с другими буквами
— Прочтите сочетания с буквой ч. Объясните соединения
— Выполните работу самостоятельно. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильно ли он написал соедине ние выберите правильное красивое соединение подчеркните.
-Раз, два- выше голова (руки вверх)
Семь, восемь- лень отбросить
Название вида учебной работы № 5: знакомство с правилом
Учебная задача для учителя: познакомить уч-ся с правилом чк –чн, ча-чу
Учебная задача для учащихся: познакомиться с правилом
Организация работы детей: фронтальная
Формы и организация контроля: Учитель знакомит с правилом написания чк-чн,ча-чу
Пишутся без мягкого знака! Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей, потому, что ч сама по себе мягкая поэтому мы не пишем мягкий знак)
Пишут только букву у.
Пишут только букву а.
Учебное задание №6 написание заглавной буквы Ч
Учебная задача для учителя: сформировать представления о заглавной буквы Ч,научить ее писать.
Учебное задание для учащихся: научиться писать заглавную букву Ч.
Организация работы детей: индивидуальная, парная
Формы и организация контроля: Учитель пишет заглавную букву Ч, уч-ся пишут по образцу и продолжают строчку.
Подведение результатов работы: Учитель задает вопросы уч-ся отвечают, выбирают самую красивую букву Ч проверяют друг у друга.
Ребята, давайте с вами откроем страницу 23 в прописи найдем элементы заглавной буквы Ч и обведем ее по образцу( дети обводят элементы заглавной буквы Ч)
азцу( дети обводят23 в прописи найдем элементы заглавной буквы Чрасивую буквуЧ проверяют друг у друга.
аучиться писать заглавную букву Ч.
главную букву Чаглавной буквы Ч
Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? Из палочки с закруглением внизу и вверху и наклонной прямой с закруглением внизу вправо.
— Какую букву напоминает заглавная буква Ч?
— Для чего необходима заглавная буква Ч?
Учебное задание № 7 письмо слов
Учебная задача для учителя: научить написать заглавную букву Ч в словах.
Учебная задача для учащихся: научиться писать заглавную букву Ч в словах
Организация работы детей: индивидуальная, парная
Формы и организация контроля: Учитель следит за осанкой уч-ся, контролирует правильность написания слов с новой буквой отмечает лучшие работы.
Ребята, давайте с вами прочитаем слова, которые начинаются на заглавную букву Ч.
Чкалов Валерий Павлович – это отважный летчик – испытатель.
Что общего есть в этих словах (ответы детей буква Ч)
Работа с вопросиками:
Цель: контроль за результатами деятельности.
Ребята, с какой буквой сегодня познакомились?
С каким правилом познакомились? Ча Чу Чк Чн
Каких известных людей вы узнали?
Какой звук обозначает буква Ч?
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Самооценка деятельности учащихся.
Название вида учебной работы
Учебная задача для учителя: Организовать процесс самооценки учащихся.
Учебная задача для учащихся: Самооценка своей деятельности на уроке.
Организация работы детей: А теперь оцените каждый свою работу. Перед вами лежат разноцветные ладошки: зелёные, жёлтые, красные. Цвета ладошек нам говорят, как мы сегодня поработали? Выберите ладошку того цвета, которая соответствует вашей работе на уроке: Я хорошо усвоил материал……..(зеленая) Мне нужно поработать ……., у меня были ошибки……… (желтая) У меня было много ошибок……………………… (красная) Этой ладошкой помашите мне, чтобы я знала, кому легко было на уроке узнавать новое, а кому – пришлось преодолевать трудности.
Формы и организация контроля за работой: проследить, чтобы учащиеся высказали свое мнение Подведение результатов работы: Спасибо, ребята, за ваши ответы! Мне понравилось, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Все вы МОЛОДЦЫ. Все в ваших руках. У вас все получится. И дома вы легко справитесь с домашним заданием.
Всем большое спасибо!
Обсуждение и запись домашнего задания.
Цель: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Название вида учебной работы:
Учебная задача для учителя : объяснить учащимся характер домашнего задания.
Учебная задача для учащихся : осмыслить, что предстоит сделать дома.