Как составить мотивационное письмо в вуз
Ещё несколько лет назад словосочетание «мотивационное письмо» вызывало ассоциацию с Лигой плюща и фильмами про американских студентов. Сегодня российские вузы всё чаще делают этот пункт обязательным в списке документов для поступления, и относиться к этому как к простой формальности не стоит. Порой именно мотивационное письмо может стать решающим фактором при приёме в вуз, а также вашей визитной карточкой и пропуском в счастливую студенческую жизнь.
Зачем нужны мотивационные письма?
Грамотно составленное письмо — лёгкий способ презентовать себя и запомниться приёмной комиссии. Когда на одно место претендует сразу несколько кандидатов с равным количеством баллов, выберут того, кто лучше раскроет в письме свои сильные стороны. Если ваш ответ на экзамене не был идеальным, а в письменной работе допущены небольшие ошибки, хорошее мотивационное письмо и здесь способно сотворить небольшое чудо. Логика, навыки структурно мыслить и грамотно излагать свои идеи помогут вам обогнать остальных претендентов.
Даже если выбранный вами вуз не требует предоставить мотивационное письмо, умение составлять его пригодится вам в будущем: без этого не обходится ни одна зарубежная стажировка, программа MBA или приём на работу в международную компанию.
Ознакомьтесь с требованиями
Если мотивационное письмо — обязательный пункт в перечне документов для поступления, то уточнить все детали можно на сайте вуза или в приёмной комиссии. Не стоит сочинять многостраничное эссе, если в требованиях значится небольшой объём. Как правило, это 150-300 слов, в которые необходимо уложить как можно больше конкретной информации.
О чём писать?
Специалисты рекомендуют в самом начале составить mind map — «облако слов и понятий», в котором будут отражены ваши достижения, цели и интересы. Такая шпаргалка поможет лучше понять, о чём вы хотите рассказать приёмной комиссии и как сделать это наиболее ясно и красочно. Дальше на помощь придут уроки русского языка и литературы в начальной школе: именно на них нас (порой безуспешно) учат составлять чёткую структуру сочинения. Выглядеть план будет примерно так:
При составлении письма стоит помнить, что ваша цель — заинтересовать членов приёмной комиссии и показать им свой потенциал. Не старайтесь сразить всех своим остроумием, не углубляйтесь в детские воспоминания: информация о том, что ваша бабушка тоже была врачом, скорее всего, никого не заинтересует. Пишите кратко, чётко и по делу.
Что включить в мотивационное письмо?
Пишите о том, чего уже достигли: расскажите о научных работах, опыте волонтёрства, участии в конференциях, победах на крупных олимпиадах и о своей общей успеваемости. Расскажите о своих увлечениях и интересах, если они относятся к выбранной программе. При этом стоит избегать любых банальностей: «с детства люблю животных» или «увлекаюсь просмотром документальных фильмов» — информация лишняя. Если у вас есть опыт работы в релевантной сфере, обязательно его укажите. Как можно конкретнее опишите, как вы представляете своё профессиональное будущее, чего хотели бы достичь, где работать, какую пользу принести обществу и науке. Помните, что всё написанное вами должно прямо или косвенно отвечать на следующие вопросы:
Чего не стоит делать?
Преувеличивать свои достижения
Не стоит приписывать себе чужие заслуги, завышать оценки и перечислять несуществующие успехи: в цифровую эпоху легко проверить, говорите вы правду или преувеличиваете.
Увлекаться художественными приёмами
Постарайтесь написать мотивационное письмо простым языком, не перегружая текст метафорами и стилистическими оборотами. Избавьтесь от штампов и скучных, ничего не значащих фраз.
Использовать много цитат и неймдроппинга
Если вы непременно хотите привести в своём письме чью-то цитату, выбирайте что-то действительно оригинальное, что продемонстрирует широту вашего кругозора. Перечислять имена знакомых вам авторов, профессоров и общественных деятелей тоже не стоит, если они не имеют к вам прямого отношения.
Прибегать к формализму
Откажитесь от клише и канцеляризмов. Живая речь всегда выигрывает у шаблонных заготовок. При этом некоторые формальности (например, структуру с обязательным введением и заключением) соблюсти всё же стоит.
Копировать чужие мотивационные письма
Ошибка, которая загубила не одного кандидата. Очень важно написать мотивационное письмо от себя и своими словами, иначе оно превратится в довольно бессмысленную формальность. Не копируйте письма друзей и родственников, даже если вам кажется, что они составлены идеально.
Как писать мотивационное письмо
Разумнее всего сначала записать все идеи и мысли в черновике, а уже потом приниматься за чистовик. Внимательно перечитайте своё письмо, уберите из него все ошибки, слабые места и неточности. Перепишите текст заново с учётом всех исправлений. Возможно, стоит его дать прочитать кому-то из знакомых, чтобы они смогли непредвзято его оценить. Готовое письмо остаётся лишь отправить по нужному адресу и ждать результатов.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Как написать мотивационное письмо правильно
Мотивационное письмо — эссе, в котором в свободной форме соискатель рассказывает, почему именно он должен получить гранд, стипендию, должность, стажировку. Грамотно его составив, соискатель повышает шансы на поступление в любимый вуз, студент добивается стипендии, ученый получает деньги на исследования, а работник занимает должность в компании мечты. В статье рассказываем, как написать правильное мотивационное письмо, чтобы вас заметили.
Что такое мотивационное письмо
Мотивационное письмо (МП) — небольшой рассказ о себе, который требуется при приеме на работу, оформлении заявки на грант или поступлении в магистратуру. В зависимости от страны учебного заведения или работодателя, мотивационное письмо может быть и на английском языке. Уложившись в 500 слов (иногда меньше) в свободной форме, вы должны рассказать:
По мотивационному письму эйчар или приемная комиссия решает, кого брать к себе. Поэтому важно продумать каждый этап составления: от правильно расставленных запятых, до визуального оформления.
Нужна помощь в написании работы?
Шаг 1. Определите цель
Не начинайте писать, пока не ответите, для чего вы это делаете.
Цель мотивационного письма — познакомиться с приемной комиссией, если поступаете в вуз, или эйчаром, если претендуете на рабочее место. Это знакомство должно «продавать». Продумайте, чем вы заинтересуете получателя письма.
Шаг 2. Выберите формат
МП пишут в трех форматах: «вчера-сегодня-завтра», «я-вы-мы» или «что-почему-с какой целью». Рассмотрим все форматы на примере мотивационного письма абитуриента для поступления в вуз.
«Что-почему-с какой целью»:
Шаг 3. Определитесь со структурой письма
МП должно уместиться на одну страницу. Приемная комиссия получает десятки или сотни писем, поэтому когда в руки попадает документ на несколько страниц, скорее всего, он не будет прочитан. Чтобы уложиться в формат небольшого эссе, напишите структурированное письмо.
Введение
У этой части письма две задачи: познакомить и зацепить. Если после представления вы напишете банальность в стиле: «Давно мечтал учиться в вашем вузе…» — вас не запомнят, потому что так пишут все.
Чтобы привлечь внимание приемной комиссии, начните с истории. Например, абитуриент пишет мотивационное письмо в университет для поступления на факультет бизнеса.
Пример банального и вовлекающего вступления
Два важных правила:
Правило 1. Не врите — опытный человек легко заметит ложь в тексте.
Правило 2. Не перебарщивайте с креативом — всё-таки это официальный документ.
Основная часть
Раскрывает суть сообщения, доказывает мотивацию к поступлению.
Расскажите о талантах, опыте, навыках. Но каждое преимущество докажите.
Допустим, абитуриент пишет мотивационное письмо в магистратуру филологического университета. В перечислении достоинств он написал: «пишу грамотно». Это слабое утверждение. Сильное преимущество должно подтверждаться: «пишу грамотно — сдал ЕГЭ по русскому языку на 97 баллов».
Покажите, что вы знаете о вузе больше остальных. Можете найти статью профессора и упомянуть о ней — написав, что материал произвел впечатление и вы хотите учиться у этого профессора.
Заключение
В конце оставьте призыв к действию.
«В любой день готов прийти на собеседование. Жду вашего письма или звонка».
Шаг 4. Оформите письмо
Грамотное оформление — важная часть составления МП. Если вуз или компания просят оформлять документ по правилам — следуйте им. Если строгих ограничений нет — выделите письмо среди остальных.
Сравните два письма с одинаковым текстом, но с разным оформлением. Какое письмо прочитали бы первым?
Пример письма с оформлением и без него
Если не дружите с «Фотошопом», сделайте письмо в онлайн-редакторе, например, Canva, где есть готовые шаблоны для оформления.
Шаг 5. Отредактируйте и проверьте
Оставьте написанное письмо на день, потом начинайте редактировать. В тексте не должно быть: креативного вступления;
После редакции отложите письмо хотя бы на 3–4 часа, потом прочитайте вслух еще раз.
Внимание! Не пишите мотивационное письмо в последний день перед отправлением.
9 советов, которые сделают письмо лучше
Полезные фразы для мотивационного письма
Видео о том, как писать мотивационное письмо
Примеры мотивационных писем
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Поставьте вашу оценку
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Смотрите также
Закажите помощь с работой
Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке
BOSSHUNT
На этой странице представлены примеры мотивационных писем с использованием шаблонов MS Word. Используйте готовые макеты, чтобы визуально привлечь внимание читателя вашего письма.
Прежде чем приступить к выбору шаблона и оформлению, подготовьте качественный контент для своего письма. Сильное мотивационное письмо — это как трейлер нового фильма. Что должен сделать читатель вашего письма? Открыть — прочитать – пригласить на собеседование. Поэтому мотивационное письмо должно быть не только визуально привлекательным, но сообщать только полезную информацию и показывать мотивацию отправителя.
У мотивационного письма для подачи документов в Вуз, заявки на стажировку или на участие в конкурсе на замещение вакансии в компанию – есть две цели:
Первая цель – убедить специалистов по подбору персонала, почему вы заинтересованы в работе именно в этой компании или в обучении именно в этом Вузе, т. е. показать свою мотивацию.
Вторая цель — объяснить, почему вы им подходите.
Прочитайте статью «Мотивационное письмо VS Сопроводительное письмо», чтобы научиться писать профессиональные деловые письма. Вы сможете ознакомиться со структурой и планом написания, прочитать больше примеров мотивационных писем для разных позиций, узнать главные правила и секреты электронной переписки с HR-менеджерами.
Как оформить мотивационное письмо: 8 лайфхаков
№1. Добавьте заголовок и подзаголовок
Заголовком может быть название позиции/вакансии, а подзаголовком — название ВУЗа/компании/отдела/направления/специализации.
№2. Используйте семейства шрифтов без засечек
Вы можете выбрать Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, Open Sans, Roboto, PT Serif, Arimo. Для написания основного текста выберите 10-12-й размер шрифта (кегль), поля — 2, 5 см, 1,5 интервал, чёрный цвет. Для написания заголовков и подзаголовков подойдут декоративные шрифты и 16-20 размер шрифта.
№3. Разделите текст на абзацы и не делайте большое количество абзацев
Без абзацев письмо будет выглядеть как набор бессвязных предложений. Поэтому после написания текста – разделите его на абзацы. Абзац – связный фрагмент текста, состоящий из одного или нескольких предложений, который сообщает одну мысль. Абзацы создают ощущение порядка и легкого чтения. Текст письма, разделенный на абзацы, выглядит простым и упорядоченным. Они помогают ориентироваться в тексте. Это хороший способ управлять вниманием читателя: небольшой текст читать проще и быстрее. Поэтому вместо 7-9 абзацев на одной странице лучше разместить 3-4.
№4. Не делайте абзацы одинаковой длины
Если в почти в каждом абзаце у вас собирается слишком много информации — это первый признак потока сознания (естественный поток мыслей — это плохо для мотивационного письма). Сделайте абзацы разной длины. Например, можно расположить абзацы по длине в такой последовательности: короткий — средний — длинный — средний — короткий. Акцент на важной информации сделайте в самом коротком абзаце в верхней или нижней части листа.
№5. Правильно оформляйте абзацы в тексте
Выделяйте абзацы либо красной строкой, либо вертикальным отступом (пробелом), но не одним и другим одновременно. В представленных примерах мотивационных писем все абзацы в тексте выделены только с помощью красной строки.
№6. Структурируйте перечень
Оформить перечень научных работы и публикаций можно с помощью маркированного списка с тире (-) или наборным знаком: точка, квадрат, ромб, звездочка и т. д. Например,
Не используйте нумерованные списки. Цифры усложняют восприятие текста. Например,
№7. Не используйте Caps Lock
Слова, напечатанные только заглавными буквами (например, МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО ) — грубое нарушение правил делового письма и электронной переписки. Поэтому никогда и нигде не пишите так.
№8. Разместите в верхней части письма логотип
Загрузите в файл фото логотипа ВУЗа или компании, в которую хотите отправить документы или резюме. Таким образом вы продемонстрируете свою мотивацию на порядок выше остальных кандидатов.
Примеры мотивационных писем
Для просмотра мотивационного письма кликните на изображение и выберите в крайнем нижнем углу экрана «Посмотреть в полном размере».
Как написать мотивационное письмо: советы и примеры
Тем, кто прежде не сталкивался с этим жанром, написать мотивационное письмо на русском или иностранном языке бывает сложно.
В нашей статье мы собрали основные рекомендации относительно того, как написать эффективное мотивационное письмо, которое вызовет интерес комиссии и ясно расскажет, почему вы заинтересовались тем или иным вузом или вакансией.
Типы мотивационного письма
Советы, как написать мотивационное письмо, незначительно различаются в зависимости от того, какова его конечная цель:
В целом принципы составления этих писем достаточно похожи.
Типы мотивационного письма
Как написать мотивационное письмо в университет
Сегодня многие из ведущих вузов России позаимствовали опыт западных коллег и всё чаще при поступлении в магистратуру требуют не только представить определенный пакет документов, но и написать мотивационное письмо для поступления. Оно оценивается наряду с результатами вступительных экзаменов и помогает комиссии понять, насколько абитуриент заинтересован в поступлении, что движет им при выборе учебного заведения и конкретного профиля обучения.
Мотивационное письмо для поступления в вуз обычно бывает двух типов:
Среди обязательных пунктов структурированного эссе обычно встречаются следующие:
Как начать мотивационное письмо
Начать мотивационное письмо любого типа лучше всего с краткой презентации: представить данные о своём предыдущем образовании и сфере интересов, оформить краткое резюме своих достижений (публикации, участие в конференциях, методическая работа).
Далее в обоих видах мотивационного письма (в структурированном эссе этот пункт прописан, в свободном – подразумевается его обязательное наличие) необходимо отразить основную мысль такого письма – почему вы хотите поступить в конкретное учебное заведение на конкретную программу.
Основная мысль мотивационного письма для учёбы должна стать определенным «узлом», который свяжет личность абитуриента и выбранное им направление обучения. Ключевая особенность данного узла в том, что он не должен быть банальным, т.е. не должен говорить только о вашем «увлечении» или финансовой стороне будущей специальности, которую вы получите после выпуска.
Чтобы сделать действительно интересный «узел», «зацепить» приёмную комиссию, вам нужно отразить связь между вашей жизнью и вашими намерениями продолжить учёбу в данном вузе, а также продемонстрировать конечную цель – чего именно вы хотите достичь, работая в выбранной сфере.
Образец мотивационного письма
Это может выглядеть следующим образом:
«В школьные годы я принимала участие в постановках английского театра, и это показало мне всю красоту английского языка, заставило заинтересоваться его семантикой и грамматикой. Свои навыки и умения в области английской филологии, полученные на уровне бакалавриата в соответствующем вузе, я бы хотела развить и отшлифовать в магистратуре. Я уверена, что после её окончания смогу стать квалифицированным переводчиком – человеком, который выступает посредником между разными культурными пространствами, помогает людям разных национальностей слышать и понимать другу друга».
В такой формулировке есть всё необходимое: она в небанальной, «личной» форме объясняет интерес к языку, рассказывает о предыдущем образовании, а также демонстрирует представление соискателя о своей будущей профессии, т.е. показывает непосредственно его мотивацию.
Как правильно составлять мотивационное письмо
Как обосновать выбор вуза
Другим важным элементом мотивационного письма в институт должно стать обоснование выбора конкретного вуза. Приёмная комиссия должна понимать, что именно абитуриент ценит в их учебном заведении, кроме всё тех же банальностей: «престижа», «долгой истории», «квалифицированного преподавательского состава».
Чтобы сделать этот раздел письма конструктивным, необходимо ознакомиться с описанием выбранной вами магистратуры, её учебной программой.
После этого вы сможете оперировать конкретными данными: «Изучив различные варианты магистратур, я выбрала именно данный вуз, т.к. в его магистерской программе предусмотрено наличие в учебном плане таких важных для меня дисциплин, как «…»; а фундаментальная теоретическая подготовка органично сочетается с широкой базой практики, где можно приобрести необходимый опыт, применить полученные знания и умения».
Именно эти пункты являются решающими при анализе мотивационного письма комиссией, поэтому им следует уделить максимальное внимание. Конечно, определённую важность имеет и оформление мотивационного письма: оно должно быть выдержано в деловом стиле, написано классическим чёрным шрифтом, в тексте рекомендуется использовать шрифтовое выделение важной информации.
Мотивационное письмо для получения гранта
Мотивационное письмо для получения гранта в целом строится по той же схеме. Вам также необходимо нащупать и отразить «узел», который свяжет ваши стремления с возможностями, предоставляемыми грантом. В таком типе письма основное внимание должно быть уделено решению проблем, которому будет способствовать получение гранта.
Небольшой совет: если вы претендуете на обучение за рубежом и являетесь соискателем стипендиального гранта, необходимо указать, что иностранное образование поможет вам стать квалифицированным специалистом в соответствующей области, которые так нужны вашей родной стране.
Мотивационное письмо для работодателя
Что касается мотивационного письма для приёма на работу, его ключевым «узлом» должна стать ваша связь как специалиста с выбранной организацией. В письме стоит отразить ваш предыдущий профессиональный опыт, актуальные знания и навыки, которые делают вас подходящим кандидатом для соответствующей вакансии, (т.е. то, чем вы будете полезны компании).
Как и в случае с вузом, обязательно следует указать, почему вы выбрали именно эту организацию, что вас в ней привлекает: интересная сфера занятости, возможность профессионального роста и саморазвития, решение важных производственных проблем и пр. (не стоит указывать лишь уровень зарплаты или условия работы). Кроме того, в таком письме следует обозначить ваши карьерные перспективы в компании: какие точки роста вы видите на этой работе.
Если всё же приведенные в статье советы не помогли, и вы сомневаетесь в своих силах, написать эффективное мотивационное письмо вам поможет студенческий сервис. Не пренебрегайте услугами профессионалов, ведь их помощь поможет вам получить качественное образование в престижном вузе или работу мечты.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Мотивационное письмо в университет
Рассказываем, как сочинить хорошее мотивационное и зарекомендовать себя так, чтобы даже Дедушка Мороз захотел взять вас в ученики.
Приёмные комиссии просто «завалены» документами аппликантов с красными дипломами, золотыми медалями, победами в олимпиадах и другими достижениями. Но как выбрать среди тысяч анкет тех, кто действительно достоин поступить?
В этой статье мы посмотрим на мир поступления глазами тех, кто принимает это решение. И вы узнаете, как написать мотивационное письмо, которое не затеряется среди других.
Поступление с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
Примеры мотивационных писем на русском и английском языках
Язык | Специальность | Степень | Университет | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Английский | Медицина (Нейробиология) | Бакалавр | Brown University | Скачать |
Английский | Инженерия | Бакалавр | Caltech | Скачать |
Английский | Биология | Бакалавр | Cornell University | Скачать |
Английский | Телекоммуник. технологии | Магистр | MIT | Скачать |
Английский | Инженерия | Магистр | Harvard University | Скачать |
Английский | Право | Магистр | London School of Economics | Скачать |
Английский | Медицина | Магистр | University of Oxford | Скачать |
Английский | Менеджмент | MBA | Harvard Business School | Скачать |
Русский | Экономика | Бакалавр | Charles University in Prague | Скачать |
Русский | Энергетический менеджмент | Магистр | Московский энергетический институт | Скачать |
Это непросто
«Мотивационным письмом можно реабилитировать себя (при наличии недочетов) или же уничтожить все шансы на поступление» — Рут Миллер, глава приемной комиссии Школы общественных и международных отношений им. Вудро Вильсона.
Мотивационное письмо — это самый важный документ в заявлении абитуриента. Остальные бумаги не смогут так рассказать о вашей личности, как мотивационное письмо. В пару сотен слов требуется уместить свои интересы и достижения, мечты и надежды. Это непросто, но важно, потому что показывает вашу уникальность. Её демонстрации не помешает даже невысокий уровень языка или незначительные достижения.
Чего ожидает приемная комиссия?
Приемная комиссия хочет получить представление о личности. Что характеризует вашу индивидуальность? Амбиции? Чувство юмора? Самокритичность? Воображение? Общительность? Это вам и предстоит выяснить во время подготовки мотивационного письма.
В подтверждение приводим слова представителей ведущих американских университетов How to Write the Perfect Personal Statement, Марк Алан Стюарт :
Интересная история, написанная живым языком — главное требование, на котором настаивают специалисты. Через мотивационное письмо профессора хотят узнать, какие цели преследуют будущие студенты, чего желают добиться в жизни, как могут быть полезны своему университету и обществу в целом. Не нужно хитрить и путать читателя витиеватыми формулировками, будьте собой. Мысли при этом нужно постараться выразить как можно ярче, поскольку о вас будут рассказывать только слова — жесты и мимику нельзя подключить.
Более точные рекомендации описал Винс Готера, профессор английского языка и литературы, из Университета Северной Айовы. По его мнению, мотивационное письмо должно показать абитуриента как человека:
Это немаленький объем информации, который нужно уместить всего в нескольких сотнях слов, поэтому стоит внимательно подходить к каждому пункту. Не нужно описывать их в том же порядке, в каком они стоят в списке университета. Их можно свободно комбинировать и перемещать. Главное — создать легкий для прочтения, логичный и связный текст.
Многие студенты воспринимают рекомендации по написанию мотивационного письма как нерушимые правила. Им кажется, что если есть шесть пунктов, то нужно обязательно упомянуть каждый. На самом деле, все это может ничего не значить и для приемной комиссии, и для самого студента. Часто одно достижение может перекрыть все другие.
Гипотетический пример: студент-физик побеждает во всех олимпиадах, в свободное время строит машину времени и пишет коды на С++. Но тут он прочитал в нашей инструкции, что нужно обязательно упомянуть, и тратит целый абзац, чтобы рассказать, как он перевел бабушку через дорогу. Конечно, волонтерство — это хороший опыт, но разве в этом примере он что-то говорит об увлечении профессией? Слова в мотивационном письме стоит тратить только на действительно значимую информацию.
Реальный пример: студент поступал на программирование, запустил два стартапа. В своем письме он немного описал приложения, с которыми работал, а дальше перешел на всем до боли знакомый шаблонный текст о том, как он хочет учиться и как сильно его интересует выбранное направление. Редактор попросил его подробнее написать, как он преодолевал сложности в разработке. Эта информация не только напрямую относится к профессии, но и демонстрирует приемной комиссии, что у абитуриента присутствуют навыки критического мышления и решения проблем. Он очень быстро сочинил еще полстраницы о том как он исправлял различные неполадки. Читалось живо, интересно и, что самое главное, демонстрировало тот самый неподдельный интерес к профессии, который мог так легко потеряться в череде шаблонных фраз.
Суть в том, что если у вас есть конек, то именно он должен стать ядром вашего мотивационного письма. Не нужно тратить место на незначительную информацию в попытке рассказать обо всем на свете только лишь потому, что так сказано в статье. Как говорил Барбосса в «Пиратах Карибского моря»: «The code is more what you’d call «guidelines» than actual rules«. Есть общие принципы, советы, но то, каким будет итоговый результат, зависит только от вас.
Форматы и структура мотивационного письма
Большинство мотивационных эссе можно распределить на две категории — неструктурированные письма и эссе в виде интервью, или кратких эссе-ответов на конкретные вопросы. Последние часто пишут кандидаты на MBA. В неструктурированном эссе кандидат в свободной форме предоставляет информацию о себе — достижения, личные качества, интересы, опыт и цели на будущее. Несмотря на название, в неструктурированном эссе также желательно придерживаться определенного плана. Например:
Вариант 1: Вчера – Сегодня – Завтра
Вариант 2: Я – Вы – Мы
Вариант 3: Что – Почему – С какой целью
Многие университеты (особенно на уровне магистратуры и докторантуры) предлагают абитуриентам специфичные вопросы, которые предполагают уход от шаблонной структуры. Вот некоторые из них:
Интересно, что в целом любой представленный здесь вопрос может стать частью общего неструктурированного мотивационного письма. Но, поставленные специально, они подталкивают студента к глубокому анализу и раскрытию темы.
Советы по организации текста мотивационного письма
Этапы написания мотивационного эссе
«Вы не сможете написать успешное мотивационное письмо за два-три часа; оно потребует долгих размышлений«. — Фэйл Дилл, директор приемной комиссии Стэнфордской юридической школы.
Хорошее эссе не может быть написано по щелчку пальцев. Поэтому очень важно начать подготовку за несколько недель или даже месяцев до дедлайна.
Для удобства разделим все необходимые процессы на три этапа: подготовительный, основной и завершающий.
Подготовительный этап: изучение и рефлексия
«Мне бы очень хотелось, чтобы при подготовке эссе студенты проделывали большую работу по самооценке, размышляли о своей жизни и о том, что для них важно, потому что самое важное для нас — получить искреннее и реальное представление о человеке«. — Джилл Фадул, директор приемной комиссии Гарвардской школы бизнеса.
Записывайте все происходящие с вами события, пережитые впечатления и новые способности. Ни в коем случае не недооценивайте что-либо. Вы можете думать, что летнее путешествие в Европу, недавно прочитанная книга или вновь открытый вами талант художника не столь значительны, но это не так. Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. При этом не стоит сразу оценивать пункты с точки зрения их полезности. Отложите выбор самых важных до следующего этапа.
Попробуйте создать экспериментальный образец вашего эссе. Представьте, что вы проходите курс креативного письма, и ваше задание — написать пару страниц о событии из вашей жизни, оказавшем на вас значительное влияние. Сделать это нужно так, чтобы, после прочтения эссе перед незнакомыми людьми, они почувствовали, будто знают вас уже очень давно. Кажется, что это глупое упражнение, но как мы успели понять из высказываний членов приемной комиссии, именно такого подхода они ждут от абитуриента.
Мозговой штурм
Перед тем как начать писать, проведите мозговой штурм. Попробуйте ответить на вопросы о себе, своих целях и особенностях, набросав при этом как можно больше вариантов ответов. Затем выберите те, которые станут вашими ориентирами в работе над эссе. Будьте честны и помните, что часто ответы не лежат на поверхности.
Эти же вопросы можно использовать и для подготовки к интервью. Как и в мотивационном письме, члены приемной комиссии захотят услышать ту информацию, которую лично вы считаете важной или стоящей их внимания. Продумав ответы заранее, вы точно не растеряетесь во время беседы.
Взгляд со стороны
Столь же важно при подготовке мотивационного письма узнать взгляд со стороны. Если вы не смогли сразу ответить на все вопросы из предыдущего упражнения или у вас возникли сомнения, обратитесь за помощью к учителям, друзьям, коллегам и просто знакомым, чье мнение ценно для вас.
Пополните список более конкретными вопросами, в зависимости от того, кого вы спрашиваете. Сообщите, в какой университет и на какое направление вы планируете поступление. Дайте человеку возможность комплексно и объективно оценить вас.
Основной этап: написание мотивационного письма
Лучшие советы от Винса Готера
Statement of purpose — вероятно, самая сложная вещь, которую вам когда-либо придется написать. Практически все, кто начинают составлять мотивационное письмо, делают это неправильно. То, чему вас учили в школе про самопрезентацию, может завести совершенно не туда. Вот пример первого абзаца типичного мотивационного письма:
«Я бы хотел поступить на программу магистра изящных искусств, потому что уверен, что мое писательское мастерство расцветет во всей красе на вашей программе, так как я буду регулярно принимать вызовы от преподавателей и оттачивать свои навыки«.
Казалось бы, ясное, прямое обращение, которое направлено как раз на программу магистра изящных искусств. Только интересно ли оно? Нет. Потому что очевидно и предсказуемо.
Приемная комиссия знает, почему вы поступаете на эту программу, ведь они ежедневно перечитывают гору подобных писем. Также комиссия знает, что ваше мастерство «расцветет во всей красе», поскольку университет имеет сильную программу. Конечно же, вы будете принимать вызовы — их будут принимать все, вне зависимости от уровня подготовки. И само собой студенты будут оттачивать свои навыки — это ли не основная цель магистерской программы?
Учитывая примерную длину мотивационного письма в 300 слов, абитуриент тратит около 15% объема для того, чтобы абсолютно ничего не сказать. И дело не только в том, что всё написанное очевидно и предсказуемо, это — скучно! Чтобы понять, в чем секрет идеального мотивационного письма, необходимо представить себе пять профессоров, запертых в комнате с 500 заявками. Разве подобное начало письма привлечет их внимание? Будут ли они читать продолжение с мыслью о том, что именно этот абитуриент подходит для их программы? Вспомнят ли они это письмо? Нет!
«Крючок», который демонстрирует страсть абитуриента к выбранному предмету
Для успешного мотивационного эссе вам нужен так называемый «крючок». Например, одна студентка магистерской программы библиотечного искусства сделала отличный «крючок». Выглядел он примерно следующим образом:
«Когда мне было 11 лет, моя бабушка Гретчен скончалась и оставила мне то, что изменило мою жизнь, — библиотеку величиной в 5000 томов. Одни из моих лучших дней были проведены в чтении и упорядочивании ее книг. С тех пор я захотела стать библиотекарем«.
Все ясно, лаконично и прямолинейно. В 42 словах комиссия узнает о том, что составляет основную часть жизни девушки — страсть не только к чтению книг, но и к уходу за ними. Когда члены комиссии начнут обсуждать лучшие примеры, они обязательно вспомнят «девушку с собственной библиотекой», потому что получить такой подарок в 11 лет было бы заветной мечтой каждого из них!
«Я имею честь подавать заявку на программу магистра библиотечного искусства, потому что всю свою сознательную жизнь я любила читать книги. С 11 лет я знала, что хочу стать библиотекарем«.
Наверняка приемная комиссия не вспомнит эту студентку среди остальных 500 претендентов, письма которых они прочли. Больше половины эссе начинаются с чего-то подобного. Многие абитуриенты пишут про «любовь к книгам», но эта фраза не звучит выразительно даже вне контекста, а тем более если прочитал её пару сотен раз.
Связь выбранного курса с событием из жизни или внеучебной деятельностью
Студентка по имени Дженнифер хотела получить магистерскую степень логопеда. Когда ее спросили, почему она выбрала именно это направление, Дженнифер ответила, что случайно оказалась на уроке и ей очень понравилось, но при дальнейшем обсуждении девушка вспомнила, что у ее брата были проблемы с речью. Это стало для нее открытием. Она начала свой курс, не связывая свое желание с прошлым опытом, по крайней мере, сознательно. Так Дженнифер нашла свой «крючок».
Перед вами стоит та же задача: отыскать этот «крючок», понять, почему выбор пал именно на это направление, какую пользу можете принести своей работой в дальнейшем, как это повлияет на вас и на окружающих. Найдите собственную истину, а затем подберите запоминающийся способ изложения своих мыслей.
Не менее важным для комиссии будет наличие у вас внеклассного хобби, связанного с учебной деятельностью. К примеру, вы хотите поступить на факультет языкознания, владеете иностранным языком на хорошем уровне и помогаете другим в его изучении, организовав бесплатные курсы.
Университеты требуют мотивационное письмо не только чтобы узнать об успеваемости и наградах абитуриента, но и для того, чтобы сами аппликанты действительно хорошо поразмыслили, зачем они предпринимают такой серьезный шаг в жизни, как поступление в ВУЗ.
Оригинальность — залог успеха?
Средний размер мотивационного письма составляет 300 слов, но некоторым абитуриентам достаточно и трех десятков, чтобы заявить о себе. Одним из таких примеров служит эссе студента по имени Найджел, который уложился всего в три предложения, чем и удивил приемную комиссию Стэнфордского университета. Звучало это примерно так:
«Я хочу преподавать английский язык в университете. Для этого мне нужна степень PhD. По этой причине я подаю заявку в докторантуру«.
Это определенно описывает Найджела как дерзкого, рискового, делового и даже высокомерного человека. Если вы желаете представить себя именно так, то делать это стоит соответствующим образом. Однако учтите, что письмо Найджела — это ставка: всё или ничего. Наверняка в каждой комиссии найдется человек, который сочтет такое письмо обидным и даже неуважительным, хотя все же остается шанс получить одобрение одного из профессоров.
Живой стиль
Постарайтесь сделать персонажа на бумаге живым. Не стоит писать просто: «Я работал на конвейере завода телевизоров и однажды решил пойти в колледж, чтобы не прожить жизнь зря и окончательно пропасть». Почему бы не перефразировать эту же мысль следующим образом: «Однажды во вторник я запаял 112-й зеленый провод на 112-м пульте от телевизора и осознал, что эта однообразная работа не дает мне возможностей для развития и реализации моего потенциала. Я решил, что колледж будет моим спасением». В обоих примерах около 25 слов, но второй явно заставит члена комиссии дочитать письмо до конца.
Объяснение спорных моментов академического прошлого
Если в вашем академическом прошлом есть спорные моменты, расскажите о них так, чтобы не потерять доверия приемной комиссии. Например, в одном из семестров у вас были одни тройки. В этом случае стоит написать короткий параграф о том, что послужило причиной этому (эмоциональные проблемы, жизненные трудности), затем продемонстрировать, как умело вы смогли справиться с этим, и сейчас ваш средний балл достаточно высок. Правильно обыграв эту ситуацию, вы нарисуете образ целеустремленного человека, способного преодолевать трудности.
Опыт работы и стажировки
Если вы уже успели где-то поработать или пройти стажировку, обязательно укажите это в мотивационном письме. Особенно уделите внимание деталям трудоустройства, которые имеют непосредственное отношение к выбранной профессии. Продумайте, как можно связать проделанную работу и приобретенный опыт с критериями приема.
Умения, навыки и достижения
Сотрудникам приемной комиссии интересны ваши сильные стороны: таланты, навыки, победы в спортивных и интеллектуальных соревнованиях, участие в стипендиальных программах и прочее. Совсем необязательно, чтобы достижения внушали трепет, достаточно рассказать, о чем вы вспоминаете с гордостью и теплотой в сердце. Успешно сданные экзамены в музыкальной школе, посещение различных кружков, благотворительная деятельность. Важно описать моменты, которые говорят о вас как о талантливом, разностороннем и интересном человеке. При этом членов приемной комиссии интересует не сухой список навыков и достижений — для этого есть резюме — а ваше умение размышлять и делать выводы из полученного опыта.
Приведенный пример достаточно простой и призван в понятной форме показать, как приводить доказательство к каждому упоминаемому вами навыку.
Упоминание конкретных профессоров университета
Для начала опишите причину, по которой вы выбрали именно этот университет. Изучите на сайте ВУЗа программу своей специальности и расскажите, что именно в ней вас привлекает. Такой подход представит вас как человека, который достаточно заинтересован в выбранном направлении, чтобы подробно изучить, как оно реализовано в целевом образовательном учреждении. Либо укажите именитых профессоров, которые сейчас преподают там, и скажите, что хотите работать с ними. Не нужно просто писать их имена, поскольку это может сделать любой, кто пользуется интернетом. Отметьте то, что показывает ваше уважение к проделанной ими работе. Если выбрать самого известного из них, то вероятно, что другие потенциальные студенты сделают то же самое. Лучше остановить свой выбор на работе менее известного профессора, которая действительно кажется вам интересной.
Завершающий этап: оценка и редактура мотивационного письма
«Лучшие из прочитанных мною эссе принадлежали студентам, которые написали, что узнали о себе много нового во время подготовки аппликационного пакета документов«. — Салли Джегер, директор приемной комиссии Бизнес-школы Амоса Така, Дартмутский колледж.
Перед отправкой финального варианта обязательно проанализируйте получившееся эссе: следует хорошенько пересмотреть его содержание, обратить внимание на стиль изложения, наличие грамматических, логических и лексических ошибок. Не всегда даже явные ошибки могут быть видны при первом или втором прочтении, поэтому попросите друга или старшего товарища проверить мотивационное письмо. Или просто отложите его на пару дней и перечитайте снова, чтобы понять, что именно нужно исправить.
Оценка итогового результата
Да, мы уже говорили, что стоит узнать мнение со стороны, но на этот раз вы задаете вопросы не о себе, а о том, что у вас получилось в итоге. Уточните у профессоров или преподавателей формат и стиль письма, который наиболее приемлем в конкретном случае. Вместе с текстом обязательно сообщите изначальные требования, которые были предъявлены к мотивационному письму.
Аналогично подготовительному этапу, дополните список индивидуальными для каждого случая вопросами. Возможно, у вас есть сомнения, верно ли вы сослались на то или иное событие, точно ли перевели на иностранный язык специфичные для вашего вуза названия.
Скорректируйте эссе, приняв во внимание полученные советы. Но не думайте, что на этом ваша работа над письмом заканчивается. Озарение относительно каких-то содержательных блоков может прийти к вам даже после отправки эссе в университет. Именно оно может стать решающим, если вы захотите подать документы еще раз в более поздние дедлайны.
Чек-лист
Топ-10 ошибок при написании мотивационного письма
Чтобы заинтересовать приемную комиссию своим мотивационным эссе, следует избегать наиболее распространенных ошибок, которые допускают абитуриенты.
Разборы мотивационных писем
Далее мы собрали для вас несколько интересных отрывков из мотивационных писем реальных студентов в двух вариантах: изначальном и скорректированном специалистами UniPage.
* Орфография и пунктуация авторов сохранены в первоначальном виде.
Неплохой крючок во введении мотивационного письма — история потомственного строителя. В изначальном отрывке прослеживается мысль о преемственности, но на словах это выражается не столь ярко. В исправленном варианте мотивация студента подкрепляется желанием не просто пойти по стопам своих предков, но и оставить после себя некое материальное наследие — здания, хранящие память о своих создателях. Письмо может показаться необычно возвышенным, но оно показывает личное отношение автора к профессии, приобретающей в его глазах оттенки доблести и благородства.
Отрывок из письма достаточно опытной журналистки, которая уже работает по специальности, но хочет большего. Блоки про работу и учебу были неплохие, но вступление сухое. Конкурс эссе можно было бы подать интереснее. В данной формулировке оно ничем не цепляло, что абсолютно недопустимо для профессионального журналиста. В процессе корректировки мы поправили стиль изложения, усилили лексическое наполнение. В отрывке не так много фактической информации, тем не менее, он позволяет обозначить писательский навык студента. Тематически было решено немного обыграть идеи неуверенности в своем будущем с последующим осознанием того, что призвание всегда было рядом.
Изначально очень оригинальное и живое письмо. Автор (девушка) как бы иронизирует над тем, какие истории часто придумывают абитуриенты в своих эссе, говоря при этом, что в ее случае ничего необычного не происходило. Тот случай, когда отсутствие истории становится гораздо более интересной историей. Простое желание учиться и реализовывать свой потенциал в таком контексте звучит искренне и подкупает читателя. В обновленном варианте мысль приобретает завершенность: сколь бы обыденной ни была причина, главное — она есть, ведь многие не могут похвастаться и этим. Риторический вопрос («. any reason is good as long as you have one, do not you agree?») — один из приемов, который создает иллюзию беседы и приближает автора к членам приемной комиссии, которым важно познакомиться со студентом через текст письма.
В первом варианте при подстановке любой другой книги смысл абзаца не изменится. Подобное общее утверждение абсолютно ничего не говорит о личности автора. Второй вариант уже более персонализирован, но имеет ряд недостатков. Для контекста: автор данного письма (отрывок из основной части) подавал документы в престижный вуз на политику и международные отношения, где, как известно, очень важна дипломатия. Однако студент не только довольно односторонне оценивает известного политического деятеля Сингапура, но также использует весьма неэтичные фразы. Например, jealous neighbors воспринимается как прямое неуважение к странам Юго-Восточной Азии. В последнем предложении, не называя конкретных политиков, автор резко критикует целую профессиональную группу, что явно не говорит о развитых дипломатических навыках. В исправленной версии сглаживаются острые углы: чувствуется четкая авторская позиция, но при этом принимаются во внимание иные точки зрения. Так как при оценке письма велика роль человеческого фактора, невозможно предугадать, каких взглядов придерживаются члены приемной комиссии и как они относятся к данному конкретному политику. В целом тот же совет работает для других направлений: следует оставаться искренним, но не категоричным, высказывать собственное мнение, но не делить весь мир на черное и белое.
В первоначальной версии автор рассказывает о своем опыте работы, который сам по себе имеет значительный вес, но из-за сухого перечисления фактов не производит должного впечатления. Наверняка, за всеми этими достижениями стоит немалый труд, рассказав о котором (конечно, без лишней хвастливости) абитуриент может показать свою целеустремленность. Зачастую приемной комиссии важен не столько сам результат, сколько процесс — умение преодолевать препятствия на пути к результату.
Отрывок (заключение) изначально хорош тем, что автор упоминает конкретных людей, чьей работой она восхищается, благодаря чему выбор данной академии выглядит убедительно. В финальной версии к этому добавляются юношеский идеализм и мечтательность (автор подает документы в единственный ВУЗ), а также пара креативных языковых решений (риторический вопрос, разговорный стиль). Обратите внимание, что подобный неформальный тон письма допустим только на творческих специальностях (в данном случае fashion). В других сферах (бизнес, точные науки и т.д.) это может быть расценено приемной комиссией как легкомысленность.
Идеи для написания мотивационного письма по различным направлениям
Помощь в оформлении документов
В статье упомянуты только основные моменты составления мотивационного письма. Для того чтобы учесть все тонкости, вы можете обратиться за профессиональной помощью UniPage. Опираясь на многолетний опыт компании, мы доработаем ваше мотивационное письмо: раскроем ваши сильные стороны и добавим глубины, поправим грамматику, улучшим стиль изложения, поможем избежать шаблонности и сделаем вашу заявку по-настоящему цепляющей. С примерами нашей редактуры можно ознакомиться в разделе «Разборы мотивационных писем». Более того, мы сможем не только усовершенствовать ваше мотивационное письмо, но и взять на себя оформление полного пакета аппликационных документов, тем самым избавив вас от лишней бумажной волокиты.
Поделиться в
Поступление с UniPage
Поступление в университет – важный и ответственный шаг в жизни каждого. Эксперты UniPage: