Пауза (музыка)
Па́уза (греч. παυσις — прекращение, перерыв) — временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса. Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания.
Содержание
Простые паузы
Длительность паузы измеряется так же, как и длительность отдельных звуков:
Составные паузы
Паузы, как и ноты, большие бревиса являются составными. В отличие от составных нот, которые объединяются лигой, составные паузы просто записываются простыми паузами, при выполнении:
Исходя из вышеуказанных положений, для записи составной паузы могут применяться только разные простые паузы. Например, пауза в семь тактов, записывается последовательностью бревиса (4) лонги (2) и целой (1).
Оркестровые паузы
Паузы величиной в несколько тактов записываются тактовой (оркестровой) паузой, равной общему количеству пропущенных целых тактов. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.
Оркестровая пауза в основном используется при исполнении многоголосного сочинения (например, оркестрового) нередко встречаются случаи, когда тот или иной голос не востребован в течение нескольких тактов подряд. При изменении во время молчания размера такта или ключевых знаков отсчёт тактовых пауз начинается заново. Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра, которая длится не менее целого такта, называется генеральной.
Другие обозначения
Как и для нот, для пауз возможно увеличение длительности с помощью точек, располагаемых справа от знака, либо фермат, расположенных над или под паузой.
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Пауза (музыка)» в других словарях:
ПАУЗА — ПАУЗА, паузы, жен. (от греч. pauo прекращаю, заставляю молчать). 1. Временная приостановка, задержка, перерыв в речи, беседе. Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Наступила тягостная пауза. «Я присоединился к Сусанне и, выждав первую… … Толковый словарь Ушакова
ПАУЗА — О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы. Греческое «pausis» означает… … Музыкальный словарь
ПАУЗА — (от греч. παύεσϑαι, переставать ), временное молчание отдельных или всех голосов музык. пьесы (лат. и итал. pausa; франц. pause, silence; англ. rest, silence [pause по англ. значит фермата]). Уже греческой теории было известно значение п.… … Музыкальный словарь Римана
Нота (музыка) — Эту страницу предлагается объединить с До (нота), Ре (нота) … Википедия
Вечное сияние чистого разума — Eternal Sunshine of the Spotless Mind … Википедия
Вечное сияние чистого разума (фильм) — Вечное сияние чистого разума Eternal Sunshine of the Spotless Mind Жанр драма /фантастика Режиссёр Мишель Гондри … Википедия
Вечное сияние безупречного разума — Вечное сияние чистого разума Eternal Sunshine of the Spotless Mind Жанр драма /фантастика Режиссёр Мишель Гондри … Википедия
Вечное сияние безупречного разума (фильм) — Вечное сияние чистого разума Eternal Sunshine of the Spotless Mind Жанр драма /фантастика Режиссёр Мишель Гондри … Википедия
Вечное сияние страсти (фильм) — Вечное сияние чистого разума Eternal Sunshine of the Spotless Mind Жанр драма /фантастика Режиссёр Мишель Гондри … Википедия
Вечное сияние страсти — Вечное сияние чистого разума Eternal Sunshine of the Spotless Mind Жанр драма /фантастика Режиссёр Мишель Гондри … Википедия
Паузы в музыке: их название и написание
В музыкальном ритме большую роль играют не только звуки разной длительности, но и моменты тишины – ПАУЗЫ. Паузы имеют точно такие же названия, как и длительности нот: существует целая нота и есть целая пауза, половинная длительность и половинная пауза и т.д.
Если вы забыли, как выглядят различные длительности нот, и какую информацию они передают музыканту, то освежить свои знания можно ЗДЕСЬ. Названия длительностей нужно держать в голове всякому, кто хочет до конца разобраться в нотной грамоте. А вот для записи в нотах пауз тоже существуют особые графические знаки.
Виды пауз и их написание
Посмотрите на приведенный рисунок и запомните названия и внешний вид знаков, обозначающих паузы.
ЦЕЛАЯ ПАУЗА – по звучанию (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета или четыре удара пульса (если пульс бьется четвертными нотами). По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана. В редких случаях целая пауза может быть смещена вверх или вниз, иногда она также записывается отдельно. Тогда самое главное – писать ее под линейкой (как бы под добавочной).
ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара пульса. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, только он «лежит» на третьей линейке нотоносца. А в случае смещения или отдельной записи просто лежит над линейкой.
СОВЕТ. Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать. Тут поможет такая хитрость. Запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится как дым.
ВОСЬМАЯ ПАУЗА – равна по длительности и по методу своего просчета совпадает с восьмой нотой. По написанию она представляет собой слегка накрененный вправо колышек, к которому сверху присоединяется «завиток», тоже похожий на вывернутую запятую, только направленную своим острым концом вверх, к вершине колышка. Этот завиток-запятую можно сравнить с хвостом, то есть с флажком у восьмой нотки.
ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАУЗА – в своих временных характеристиках аналогична шестнадцатым нотам. По написанию она похожа на восьмую паузу, только с двумя флажками-завитками. Другими словами, в основе графического изображения восьмых, шестнадцатых и более мелких длительностей лежит один и тот же принцип: чем больше хвостов, тем мельче длительность (у 32-ой ноты и паузы – три хвоста, у 64-ой – соответственно, четыре)
Как считаются паузы?
Если вы при разборе произведения просчитываете ритм вслух, то подготовьте себя и к восприятию пауз, на которых счет никогда, кстати, не останавливается, потому что музыкальное время в произведении течет непрерывно.
На картинке вы можете познакомиться с принципами счета тех или иных пауз. Все там аналогично тому, как считаются обыкновенные длительности нот. Целая пауза считается РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, половинная — до двух (РАЗ-И ДВА-И или ТРИ-И ЧЕТЫРЕ-И). Четвертная пауза занимает один полный счет, восьмая — половину доли.
Значение пауз в музыке
Паузы в музыке играют такую же роль как знаки препинания в речи. Чаще всего паузами отграничиваются друг от друга музыкальные фразы и предложения. Такие разделительные паузы еще называют ЦЕЗУРАМИ.
Однако иногда короткими паузами разделяются звуки в мелодии, особенно часто это встречается в вокальной оперной музыке. Допустим тогда, когда композитор хочет с помощью прерывистости речи передать взволнованный характер поющего персонажа или, например, хочет показать заостренную, колкую музыкальную реплику. Бывает, что в вокальных партиях героев музыкальных повествований моменты пауз вводятся по театральным причинам (например, для изображения моментов напряженного размышления).
В инструментальной музыке паузы бывают также связаны с цезурами, с моментами разрядки напряжения в мелодической линии. Но бывает и по-другому, иногда с помощью пауз, наоборот, накапливается напряжение. А иногда паузы просто раздирают мелодию изнутри. И это тоже художественный прием. Так или иначе, введение пауз в музыкальный текст всегда бывает оправдано художественными задачами, которые поставил перед собой композитор.
Упражнения на ритмы с паузами
Предлагаем вам немного попрактиковаться – изучить несколько ритмов, в которых будут встречаться паузы. Все упражнения снабжены нотными примерами и аудиозаписями, чтобы вы параллельно могли получить и визуальные, и слуховые представления.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Здесь мы знакомимся на практике с четвертными паузами. Сначала предлагаем вам послушать равномерные удары пульса четвертями на ноте ЛЯ первой октавы. Считаем до четырех, другими словами – у нас четырехдольный метр (4 удара пульса = 4 доли).
В следующих примерах четвертные паузы приходятся на разные доли: сначала на первую (вторая и третья доли играются четвертными нотами), потом – наоборот (на первую долю звук, на остальные – две паузы).
Закрепление пауз и длительностей
Если вы занимаетесь изучением нотной грамоты со своим маленьким ребенком, то есть смысл закрепить тему «Паузы» письменными заданиями в специальных прописях (ссылка прилагается ниже). Образцы в этих прописях очень крупные, поэтому в руки малышу лучше всего дать цветные карандаши с толстым стержнем, фломастеры или маркер. Также при желании можно составить
НОТНЫЕ ПРОПИСИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ
Также в занятиях с детьми могут пригодиться карточки с изображением пауз. При желании можно также разработать музыкальную азбуку с паузами. А карточки с паузами мы уже заготовили.
НОТНЫЕ КАРТОЧКИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ
Традиционные задания по длительностям нот и паузам – это музыкально-математические примеры. Если вы с ними справляетесь быстро и «на ура», то обрадуйте нас своими успехами в комментариях. Успех в этих заданиях говорит о том, что базовые ритмические принципы вами усвоены.
Примеры с длительностями нот
На этой нотке, пожалуй, остановим урок на сегодня. Ритм в музыке – это такая вещь, которой нужно заниматься постоянно, а можно заниматься – бесконечно.
В следующих выпусках вы узнаете о том, как с помощью точек и специальных знаков можно удлинить обычные паузы. А пока, если у вас появились вопросы, напишите их в комментариях. Ваши сообщения не останутся без внимания.
В конце – традиционная «музыкальная пауза». Предлагаем вам послушать великолепные ритмичные Румынские танцы для скрипки и фортепиано Б. Бартока. Приятного прослушивания!
Как пишется музыкальная пауза
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
Крошки-Нотки
Урок о том какие бывают музыкальные паузы и зачем они.
Мы уже знаем,что музыкальные звуки обозначаются нотами определенной длительности. Однако в музыке есть и такие моменты, когда она не звучит некоторое время, а потом продолжается. Вот такие моменты прерывания музыки называются паузами. Другими словами пауза — это моменты затишья.
Паузы играют большую роль в музыкальном ритме. Это своеобразные знаки препинания, которые отделяют «фразы» или «отдельные предложения» в одном музыкальном произведении.
Пример паузы:
Продолжительность звука или его отсутствия – одно из главных понятий музыкального мира. Относительная звуковая длительность влияет на выразительность музыкального произведения и является связью между сложными логическими частями произведения.
Длительность паузы в музыкальной композиции соответствует нотным знакам, то есть они измеряются так же, как и длительность звуков (нот), имеют точно такие же названия: существует целая нота и есть целая пауза, половинная длительность ноты и половинная пауза.
Рассмотрим поближе, какие же бывают продолжительности музыкального знака препинания.
Простые паузы бывают половинные, целые, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для понимания достаточно объяснить будующему маленькому музыканту два первых названия пауз — это целая пауза и половинная.
Целая пауза – по «звучанию» (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета. По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана.
Половинная пауза – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, но только он «лежит» на третьей линейке нотоносца.
Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать.
Тут поможет такая хитрость — запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится.
Для этого сначала слега перечеркиваются с наклоном влево третья и четвертая линейки нотоносца, затем эти два штриха соединяются. Получается своеобразная «молния». А затем снизу к этой «молнии» прибавляется вывернутая наоборот запятая.
Восьмая пауза – по времени, конечно же, то же самое, что и восьмая нота, то есть два раза меньше, чем четверть (что длится восьмушка пол секунды):
Упражнение:
Вводите ноты, паузы и слушайте что получиться!