Раздел 5. Рассмотрение особого мнения
Раздел 5. Рассмотрение особого мнения
В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования НС (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии.
На основании особого мнения председателя комиссии инспектор готовит служебную записку на имя руководителя ГИТ с изложением ситуации. Руководителем ГИТ на основании служебной записки инспектора (председателя комиссии) принимается решение о проведении дополнительного расследования НС.
5.2. Особое мнение, представленное членом(ами) комиссии по расследованию НС
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования НС. Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования НС принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном ст. 231 ТК РФ.
При неурегулированных разногласиях по вопросам расследования, оформления и учета НС на производстве несогласная сторона может обратиться в соответствующую ГИТ либо суд.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила составления акта
Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.
В разных сферах деятельности возникают ситуации, требующие документирования именно в форме акта, чем и определяется существование множества разновидностей актов. Различаются они как назначением, так и содержанием. Это могут быть акты:
приемки-сдачи (работ, оборудования, материальных ценностей, документов);
обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности, условий труда, подготовки объектов);
испытаний (образцов, систем, технологий);
приема-сдачи (материальных ценностей, документов);
приема-передачи (дел, денежных средств и иных ценностей);
расследования аварий, несчастных случаев;
ликвидации организации и т.д.
Отдельные разновидности актов имеют свои особенности составления и оформления, для многих разновидностей имеются унифицированные формы, утвержденные нормативными актами и обязательные для применения в определенной сфере деятельности. Поэтому при возникновении ситуации, требующей составления акта, прежде всего необходимо выяснить, нет ли утвержденной формы акта для документирования данной ситуации. Нужно также иметь в виду, что наряду с унифицированными формами актов многими министерствами (ведомствами) утверждены специальные правила, инструкции о порядке составления актов.
Общие правила составления актов
При всем многообразии актов с точки зрения их назначения и содержания имеется ряд общих правил, которых необходимо придерживаться при составлении актов.
– Акты составляются коллегиально (должно быть не менее двух составителей). Нередко акты составляются специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя данной организации, вышестоящей организации или органа управления, осуществляющего контрольные, надзорные или иные функции. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.
– Главное при составлении акта – определение фактического состояния дел и правильное отражение его в акте. Если составлению акта предшествовала предварительная работа (проверка, экспертиза, испытания), акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат количественные показатели, фактические сведения и аналитические данные.
– Акт оформляется на общем бланке организации или с использованием унифицированной формы акта.
– Обязательными реквизитами акта являются: название организации, название вида документа (АКТ), дата и регистрационный номер документа, место составления, заголовок к тексту, подписи составителей (с указанием их должностей и, при необходимости, места работы). Некоторые формы актов предусматривают проставление точного времени составления акта в часах и минутах. В том случае, если акт утверждается руководителем, оформляется гриф утверждения.
– Заголовок к акту должен грамматически согласовываться со словом «акт», например: Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, Акт ликвидации торгово-закупочного кооператива «Феникс», Акт списания материальных ценностей, или формулируется с помощью предлога «о», например: Акт об отсутствии на рабочем месте, Акт о несчастном случае на производстве.
– Датой акта является дата его составления. Если составлению акта предшествовали какие-либо мероприятия (проверка и др.), в тексте акта указывается дата или период времени, в течение которого проводилось данное мероприятие, например: В период с 15.09.2003 по 18.09.2003 комиссия провела проверку хранения материальных ценностей на…
– Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной (констатирующей). Во вводной части акта указывается основание его составления (распорядительный документ, нормативный документ, договор с указанием его даты и номера), называются председатель и члены комиссии. В основной части излагается сущность, характер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты, а также выводы, предложения и заключения. Содержание акта может излагаться по пунктам, материал может быть представлен в виде таблицы.
– Акты проверок, обследований, ревизий и некоторые другие разновидности актов не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения, которые составляют заключительную часть акта.
– В конце текста акта указывается количество составленных экземпляров и их местонахождение. Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных в его получении сторон или определяется нормативными документами. После отметки о количестве экземпляров акта следует отметка о наличии приложений к акту (если они имеются).
– Содержание актов ревизий и обследований согласовывается с должностными лицами, деятельность которых отражается в акте. Акт считается принятым и вступает в действие после его подписания всеми членами комиссии или всеми лицами, участвовавшими в его составлении. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии. Особое мнение члена комиссии должно оформляться на отдельном листе и прилагаться к акту.
– В необходимых случаях, если этого требуют нормативные документы, акты утверждаются руководителем данной или вышестоящей организации, по распоряжению которого проводились действия, завершившиеся составлением акта.
Особое мнение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса
Особое мнение является способом выражения позиции члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, которое используется в двух различных ситуациях: при принятии комиссией решений и при подписании комиссией протокола об итогах голосования.
Значимость особого мнения состоит в том, что оно подлежит опубликованию (обнародованию) в том же порядке, что и решение (протокол), к которому оно относится.
Особое мнение к решению комиссии [ ]
16. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
17. Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
Таким образом, в тексте решения комиссии отметка о наличии особого мнения не делается, наличие особого мнения указывается лишь в протоколе заседания. Для этого необходимо непосредственно сразу после голосования о принятии решения заявить о наличии особого мнения, огласить его и представить его текст председательствующему. В тех случаях, когда заблаговременно подготовить текст особого мнения невозможно (когда проект решения не представлялся заблаговременно членам комиссии), необходимо высказать свою позицию, сообщить, что в письменной форме особое мнение будет подготовлено незамедлительно по завершении заседания, и предложить зафиксировать факт наличия особого мнения в протоколе заседания.
В (наименование комиссии)
от члена комиссии с правом решающего голоса (инициалы, фамилия)
Особое мнение к решению избирательной комиссии
(Изложить обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения вопроса, дать им юридическую квалификацию, изложить аргументы, по которым принятое решение является неверным, предложить приемлемый вариант решения и т. д.)
В соответствии с п. 17 ст. 28 ФЗГ прошу приложить настоящее особое мнение к решению комиссии.
Как доказать ГИТу?
Сейчас расследование заканчивается и комиссия определяется с установлением причин несчастного случая. ГИТ основной причиной ставит ««Неудовлетворительную организацию производства работ», мотивируя это тем, что работодатель «не контролировал безопасность работников при проведении разгрузочных работ». Других нарушений при расследовании н.с. не установлено.
Выскажу свое мнение.
Второе. Гос. инспектор труда (по охране труд) только один из членов комиссии. Вероятно, членов комиссии 7 человек, из них от Вашей организации должно быть трое. Надо постараться убедить хотя бы еще одного из членов комиссии в своей правоте. Если за Вашу причину несчастного случая проголосует большинство, то такая причина и должна быть в актах. Инспектору остается только подчиниться большинству или писать «Особое мнение».
Цитата |
---|
Алексей Александрович написал: Второе. Гос. инспектор труда (по охране труд) только один из членов комиссии. Вероятно, членов комиссии 7 человек, из них от Вашей организации должно быть трое. Надо постараться убедить хотя бы еще одного из членов комиссии в своей правоте. Если за Вашу причину несчастного случая проголосует большинство, то такая причина и должна быть в актах. Инспектору остается только подчиниться большинству или писать «Особое мнение». |
Особое мнение о приложении особых мнений
Постепенно к этому всё и шло… Вначале особые мнения были неотъемлемой частью решений КС РФ и публиковались вместе с ними нераздельно во всех источниках официального опубликования («РГ», «СЗ РФ»). Потом стали публиковаться только в Вестнике Конституционного Суда (ст. 76 ФКЗ «О КС РФ»). При этом с 1996 года в сборники решений Конституционного Суда РФ они уже не включались.
В КС РФ вначале среди судей первого состава особых мнений было достаточно много (их излагали Борис Эбзеев, Владимир Олейник, Тамара Морщакова, Николай Витрук, и, конечно, Анатолий Кононов). Состав Конституционного Суда постепенно менялся, и всё меньше становилось особых мнений его судей. Около 10 лет назад уже поводом для отставок судей КС Кононова и Ярославцева послужили претензии в нарушении ими судейской этики, которые предъявил к ним… Пленум Конституционного Суда.
В журнале «Закон» за 2006 год № 11 была опубликована статья «Право на особое мнение», в которой приводились различные мнения, и в частности говорилось, что «наличие или отсутствие института особого мнения – это в значительной мере результат правовой традиции…», однако «если особое мнение указывает на слабую и неубедительную аргументацию суда, вряд ли честно было бы… замалчивать ее путем запретов и ограничений». Там же был приведен иностранный пример прогрессивного использования особых мнений: «В Канаде, например, ежегодно собирается специальная конференция ученых и практиков с единственной целью – критически обсудить очередные решения Верховного Суда по конституционным вопросам. В некоторых странах для этой цели существует институт экспертов».
Понятно, что для науки (которая должна быть двигателем практики, а не наоборот) и для правовой политики государства (конечно, если этого хочет само государство) особые мнения конституционных судей полезны. Но для практики (юридической силой они не обладают)… Поскольку решения КС РФ не оспоримы, то никто к особым мнениям апеллировать не может. Ссылаться на особые мнения в состязательных документах по делу – значит расписываться, что решение КС РФ, по которому данное особое мнение было выражено, не в вашу пользу…
Так что Канада нам подходит… и по климату, и по особым мнениям.