Нормы оценок по математике
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
— незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
— неправильный выбор действий, операций;
— пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
— несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
— несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
— неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
— ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
— отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка «2» ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка «2» ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий: считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценивании математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от общего числа.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно ¼ часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно ½ часть примеров от их общего числа.
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
— неправильный ответ на поставленный вопрос;
— неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
— при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
— неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
— при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
— неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
— медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
— неправильное произношение математических терминов.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
— при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
— производит вычисления правильно и достаточно быстро;
— умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
— правильно выполняет практические задания.
Оценка «4»ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
— ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
— не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки
1. незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
2. неправильный выбор действий, операций;
3. неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
4. пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
5. несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
6. несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
1. неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
2. ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
3. неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
4. наличие записи действий;
5. отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Критерии оценивания на уроках математики
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции и является важнейшим этапом учебного процесса.
Анализ результатов учебной деятельности основывается на разнообразных формах проверки овладения обучаемыми знаниями, умениями и навыками: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены.
В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля
Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания на уроках математики»
Критерии оценивания на уроках математики.
Формы и темы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции и является важнейшим этапом учебного процесса.
Анализ результатов учебной деятельности основывается на разнообразных формах проверки овладения обучаемыми знаниями, умениями и навыками: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены.
В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:
устный фронтальный опрос (от 5 до 25 мин.);
математический диктант (от 3 до 7 мин);
проверочная работа (тест или запись определений, от 5 до 30 мин);
самостоятельная работа (решение задач или примеров, от 10 до 40 мин);
контрольная работа (от 40 до 90 мин);
самооценка работы учащегося;
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.
Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Нормы оценок по математике
В этом разделе Вы сможете посмотреть нормы оценоек за различные контрольные по математике.
Письменная работа, содержащая только примеры
— вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений
— допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
— все задачи решены и нет исправлений.
— нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1—2 вычислительные ошибки.
— хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка
— если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
— допущена ошибка в ходе решения 2-х задач
— допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа
(1 задача, примеры и задание другого вида)
— вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
— допущены 1-2 вычислительные ошибки
— допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
— допущены 3-4 вычислительные ошибки.
— допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
— при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа
(2 задачи и примеры)
— вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
— допущены 1-2 вычислительные ошибки.
— допущены ошибки в ходе решения одной из задач
— допущены 3-4 вычислительные ошибки.
— допущены ошибки в ходе решения 2 задач
— допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки
— допущены в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.
— вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка «4» ставится:
— не выполнена 1 /5 часть примеров от их общего числа. Оценка «3» ставится:
— не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа. Оценка «2» ставится:
— не выполнена 1/2 часть примеров от их общего
Критерии и нормы оценок по математике
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Зайцевская средняя общеобразовательная школа »
директор школы ___________Н.М. Мухортова Приказ № __от_____
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Разработаны на основе
Математика в школе. Сборник нормативных документов. Составители: М.Р. Леонтьева, Б.В. Сорокин, В.В. Фирсов,:М «Просвещение», 1988
В.И. Жохов. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы. Математика 5-6 класс. Книга для учителя.: М:Илекса, 2007
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях, формировать компетенции:
ключевые образовательные компетенции через развитие умений применять алгоритм решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, текстовых задач, решения геометрических задач;
компетенция саморазвития через развитие умений поставить цели деятельности, планирование этапов урока, самостоятельное подведение итогов;
коммуникативная компетенция через умения работать в парах при решении заданий, обсуждении вариантов решения, умение аргументировать свою точку зрения;
интеллектуальная компетенция через развития умений составлять краткую запись к задаче
компетенция продуктивной творческой деятельности через развитие умений перевода заданий на математический язык;
информационная компетенция через формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию посредством ИКТ.
Формы контроля качества освоения содержания учебной программы учащимися:
Письменная проверка предполагает письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы, письменные ответы на вопросы теста, рефераты и пр.
Устная проверка предполагает устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание устных и письменных форм работы.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащимися могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
С целью контроля усвоения теоретического материала предлагаются математические диктанты.
Учащимся предлагаются разноуровневые тесты, т.е. список заданий делится на две части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания темы. Цель: способствовать развитию устойчивого умения и знания согласно желаниям и возможностям учащихся.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записано решение.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Учителю важно знать, как соотнести фактические знания ученика и оценку, отражающую эти знания.
Оценка знаний–систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым. Первое необходимое условие оценки: планирование образовательных целей; без этого нельзя судить о достигнутых результатах. Второе необходимое условие-установление фактического уровня знаний и сопоставление его заданным.
Процесс оценки включает в себя такие компоненты: определение целей обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; отметку или другой способ выражения результатов проверки. Все компоненты оценки взаимосвязаны. И каждый влияет на все последующие.
В зависимости от поставленных целей по-разному строится программа контроля, подбираются различные типы вопросов и заданий. Но применение примерных норм оценки знаний должно внести единообразие в оценку знаний и умений учащихся и сделать ее более объективной. Примерные нормы представляют основу, исходя из которой, учитель оценивает знания и умения учащихся.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке и оценке, определяются программой по математике для средней школы. В задания для проверки включаются основные, типичные и притом различной сложности вопросы, соответствующие проверяемому разделу программы.
При проверке знаний и умений, учащихся учитель выявляет не только степень усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике, но также умение самостоятельно мыслить.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике в средней школе являются устный опрос и письменная контрольная работа, наряду с которыми применяются и другие формы проверки. При этом учитывается, что в некоторых случаях только устный опрос может дать более полные представления о знаниях и умениях учащихся; в тоже время письменная контрольная работа позволяет оценить умение учащихся излагать свои мысли на бумаге; навыки грамотного и фактически грамотного оформления выполняемых ими заданий.
3. При оценке устных ответов и письменных контрольных работ учитель в первую очередь учитывает имеющиеся у учащегося фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях. Результат оценки зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или письменной контрольной работе.
4. Среди погрешностей выделяются ошибки, недочеты и мелкие погрешности.
Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями и их применением.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в соответствии с программой основными. К недочетам относятся погрешности, объясняющиеся рассеянностью или недосмотром, но которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения. Грамматическая ошибка, допущенная в написании известного учащемуся математического термина, небрежная запись, небрежное выполнение чертежа считаются недочетом.
К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т. п.
5. К ошибкам, например, относятся:
-неправильный выбор порядка выполнения действий в выражении;
-пропуск нуля в частном при делении натуральных чисел или десятичных дробей;
-неправильный выбор знака в результате выполнения действий над положительными и отрицательными числами; а так же при раскрытии скобок и при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую;
— неправильный выбор действий при решении текстовых задач;
-неправильное измерение или построение угла с помощью транспортира, связанное с отсутствием умения выбирать нужную шкалу;
-неправильное проведение перпендикуляра к прямой или высот в тупоугольном треугольнике;
-умножение показателей при умножении степеней с одинаковыми основаниями;
-“сокращение” дроби на слагаемое;
-замена частного десятичных дробей частным целых чисел в том случае, когда в делителе после запятой меньше цифр, чем в делимом;
-сохранение знака неравенства при делении обеих его частей на одно и тоже отрицательное число;
-неверное нахождение значения функции по значению аргумента и ее графику;
-потеря корней при решении тригонометрических уравнений, а так же уравнений вида и ;
-непонимание смысла решения системы двух уравнений с двумя переменными как пары чисел;
-незнание определенных программой формул (формулы корней квадратного уравнения, формул производной частного и произведения, формул приведения, основных тригонометрических тождеств и др.);
-приобретение посторонних корней при решении иррациональных, показательных и логарифмических уравнений;
-погрешность в нахождении координат вектора;
-погрешность в разложении вектора по трем неколлинеарным векторам, отложенным от разных точек;
-неумение сформулировать предложение, обратное данной теореме;
-ссылка при доказательстве или обосновании решения на обратное утверждение, вместо прямого;
— использование вместо коэффициента подобия обратного ему числа.
6. Примеры недочетов:
-неправильная ссылка на сочетательный и распределительный законы при вычислениях;
-неправильное использование в отдельных случаях наименований, например, обозначение единиц длины для единиц площади и объема;
-сохранение в окончательном результате при вычислениях или преобразованиях выражений неправильной дроби или сократимой дроби;
-приведение алгебраических дробей не к наиболее простому общему знаменателю;
-случайные погрешности в вычислениях при решении геометрических задач и выполнении тождественных преобразований.
7. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. В одно время при одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах она может рассматриваться как недочет.
8. Каждое задание для устного опроса или письменной контрольной работы представляет теоретический вопрос или задачу.
Ответ на вопрос считается безупречным, если его содержание точно соответствует вопросу, включает все необходимые теоретические сведения, обоснованные заключения и поясняющие примеры, а его изложение и оформление отличаются краткостью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если получен верный ответ при правильном ходе решения, выбран соответствующий задаче способ решения, правильно выполнены необходимые вычисления и преобразования, последовательно и аккуратно оформлено решение.
9. Оценка ответа учащегося при устном опросе и оценка письменной контрольной работы проводится по пятибалльной системе.
Как за устный ответ, так и за письменную контрольную работу может быть выставлена одна из отметок:5,4,3,2,1.
10. Оценка устных ответов.
а) Ответ оценивается отметкой “5”, если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечая самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
б) Ответ оценивается отметкой “4”, если удовлетворяет в основном требованиям на оценку “5”, но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
в) Ответ оценивается отметкой “3”, если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
г) Ответ оценивается отметкой “2”, если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
11. Оценивание письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится в случае:
полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
-ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
-неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишнее действие);
-недоведение до конца решения задачи или примера;
-неправильный выбор порядка выполнения действий в выражении;
-пропуск нуля в частном при делении натуральных чисел или десятичных дробей;
-неправильный выбор знака в результате выполнения действий над положительными и отрицательными числами; а так же при раскрытии скобок и при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую;
— неправильный выбор действий при решении текстовых задач;
-неправильное измерение или построение угла с помощью транспортира, связанное с отсутствием умения выбирать нужную шкалу;
-неправильное проведение перпендикуляра к прямой или высот в тупоугольном треугольнике;
-умножение показателей при умножении степеней с одинаковыми основаниями;
-“сокращение” дроби на слагаемое;
-замена частного десятичных дробей частным целых чисел в том случае, когда в делителе после запятой меньше цифр, чем в делимом;
-сохранение знака неравенства при делении обеих его частей на одно и тоже отрицательное число;
-неверное нахождение значения функции по значению аргумента и ее графику;
-потеря корней при решении тригонометрических уравнений, а так же уравнений вида и ;
-непонимание смысла решения системы двух уравнений с двумя переменными как пары чисел;
-незнание определенных программой формул (формулы корней квадратного уравнения, формул производной частного и произведения, формул приведения, основных тригонометрических тождеств и др.);
-приобретение посторонних корней при решении иррациональных, показательных и логарифмических уравнений;
-погрешность в нахождении координат вектора;
-погрешность в разложении вектора по трем неколлинеарным векторам, отложенным от разных точек;
-неумение сформулировать предложение, обратное данной теореме;
-ссылка при доказательстве или обосновании решения на обратное утверждение, вместо прямого;
— использование вместо коэффициента подобия обратного ему числа.
К негрубым ошибкам следует отнести:
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде
— неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
-неверно сформулированный ответ задачи;
-неправильное списывание данных чисел, знаков;
-недоведение до конца преобразований.
-неправильное использование в отдельных случаях наименований, например, обозначение единиц длины для единиц площади и объема;
-сохранение в окончательном результате при вычислениях или преобразованиях выражений неправильной дроби или сократимой дроби;
-приведение алгебраических дробей не к наиболее простому общему знаменателю;
-случайные погрешности в вычислениях при решении геометрических задач и выполнении тождественных преобразований.
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие отметки:
“5”— работа выполнена безошибочно;
“4”— в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;
“3”— в работе допущены 2-3 грубые или 3 и более негрубые ошибки;
“2”— если в работе допущены 4 и более грубых ошибок.
При оценке работ, состоящих только из задач, ставятся следующие отметки:
“5”— если задачи решены без ошибок;
“4”— если допущены 1-2 негрубые ошибки;
“3”— если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
“2”— если допущено 2 и более грубых ошибок.
При оценке работ, состоящих из заданий обязательного уровня и дополнительных заданий, ставятся следующие отметки:
“5”- если выполнено не менее 80% от всей работы
“4”— если выполнено от 66% до 79% от всей работы
“3”- если выполнено от 50% до 65% от всей работы, или все задания обязательного уровня
“2”— во всех других случаях, не соответствующих вышеперечисленным
12. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ или оригинальное решение, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, а так же за решение более сложной задачи или ответа на наиболее трудный вопрос, предложенные сверх обычных заданий.
Оценивая ответ учащегося или письменную контрольную работу, учитель дает устно качественную характеристику их выполнения.
13. Оценивание решения одной задачи, одного примера, ответа на один вопрос.
Это необходимо, т. к. при устном опросе почти всегда дается один вопрос, у доски, да часто и самостоятельно в классе учащиеся решают одну задачу. К тому же умение оценивать решение одной задачи облегчает оценку комплексного задания.
Решение задачи обычно состоит из нескольких этапов:
а) осмысление условия и цели задачи;
б) возникновение плана решения;
в) осуществление намеченного плана;
г) проверка полученного результата.
Оценивая выполненную работу, естественно учитывать результаты деятельности учащегося на каждом этапе; правильность высказанной идеи, плана решения, а так же степень осуществления этого плана при выставлении оценки нужно считать решающими. Т.о., при оценке решения задачи необходимо учитывать, насколько правильно учащийся понял ее, высказал ли он плодотворную идею и как осуществил намеченный план решения, какие навыки и умения показал, какие использовал знания.
При устном ответе по теоретическому материалу решающим является умение рассуждать, аргументировать, применять ранее изученный материал в доказательствах, видеть связи между понятиями, а так же уметь грамотно и стройно излагать свои мысли.
Ученик решает задачу, где важнейшим является составление системы уравнений. Если он получил систему, но не довел решение до конца, то можно выставить “4”. Если же основная задача состоит в решении полученной системы, то за ее составление можно выставить “3”.