Сопроводительное письмо к документам
В деловой переписке компании и предприятия нередко используют сопроводительное письмо к документам. Его прикладывают к пакету бумаг, отправляемых в государственные органы или партнерам. Какие функции выполняет документ и как правильно его составить, рассмотрим в публикации.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
К каким документам прилагают сопроводительное письмо и для чего
Организация в ходе своей деятельности контактирует с большим количеством партнеров и ведомств. Указанные письма обычно отправляют:
Таким образом, письмом можно сопроводить любую важную документацию.
Составляя такое письмо, ответственный сотрудник компании присваивает ему исходящий номер по правилам делопроизводства и регистрирует его в журнале исходящей корреспонденции. Получившая сторона присваивает ему входящий номер. Благодаря нумерации можно отследить судьбу каждого письма. Это одна из важных функций такой корреспонденции.
Кроме того, сопроводительное письмо должно содержать опись документации, к которой оно прилагается. Таким образом, всегда можно подтвердить, что весь пакет документов был отправлен, а в случае потери уже будет виновата получившая его сторона.
Также в тексте письма в некоторых ситуациях можно указать сроки для ответа и обратной отправки пакета бумаг, например, в случае их подписания.
Кто составляет и подписывает сопроводительное письмо
Составлением таких документов занимается делопроизводитель или секретарь. При отсутствии такого специалиста в компании эти обязанности выполняет сотрудник, ответственный за отправку документов. Это может быть бухгалтер, если бумаги отправляются в ФНС или ПФР, или менеджеры по продажам, если получатель — потенциальный контрагент.
При подписании письма нужно помнить об этике делового общения. Если письмо обращено к руководителю организации, то и подписывать его должен руководитель, поскольку равный обращается к равному. Для выполнения поручений или для связи в конце письма указывают контакты ответственного сотрудника, к которому получатель и будет обращаться за консультацией или по другим вопросам. Например, указывают контакты бухгалтера, менеджеров, консультантов и т.д.
Структура документа
Структура письма стандартная. Документ должен иметь шапку и основную часть. В шапке необходимо указать адресата:
Далее должны следовать исходящий номер письма и дата его отправки. Затем — наименование документа: «Сопроводительное письмо».
После этого начинается основная часть. Она должна содержать обращение, причину отправки документов, сроки возврата и т.д.
Далее указывают перечень отправляемых документов, расписывается отправитель и размещают контактные данные.
Текст сопроводительного письма
Письмо можно начать с обращения, если его отправляют партнерам, например: «Уважаемый, Сергей Сергеевич!». Если письмо предназначено для госорганов или вышестоящей инстанции, то обращение не используют. Начинают текст с фраз: «Представляем Вам», «Сообщаем Вам», «Направляем Вам». Далее кратко указывают, какие бумаги сопровождает письмо: «Представляем Вам уточненную декларацию по НДС», «Направляем Вам акт приема-передачи выполненных работ по договору подряда» и т.д. Отмечают также цель: «для согласования», «для подписания» и т.д.
После этого нужно проинструктировать получателя о сроках возврата и о том, что нужно сделать. Это может выглядеть так:
По правилам делового этикета отвечать на корреспонденцию принято в течение 30 рабочих дней. Если срок не установлен какими-либо договорами, то не нужно писать о нем, тем более в категоричной форме, например, «Ответьте как можно скорее». Это недопустимо и с точки зрения этикета. Ускорить срок можно, если общаются организации, равные по статусу. Для этого нужно указать причину, например: «Просим подписать акт в 10-дневный срок для отправления его в Трудинспекцию до 14 марта».
Указывать перечень приложений нужно следующим образом:
Каждую позицию нужно пронумеровать, а после списка нужно указать, сколько всего документов и каково количество листов в целом.
Важные нюансы
Образец
Общество с ограниченной ответственностью «Запад»
Юр. адрес: 610000, г. Киров, ул. Пушкинская, д. 97, тел. 89000000000
ИНН 5612233446, КПП 123456789, ОГРН 1122334455667
Генеральному директору ООО «Север»
Алексееву Петру Петровичу
610000, г. Киров, ул. Партизанская, д. 5А
тел. 89012345678
Исх. №112
12.12.2019 г.
Уважаемый Петр Петрович!
Предоставляем Вам документы по договору поставки оборудования №341 от 03.12.2019 г. в 2 экземплярах. Просим ознакомиться, подписать и вернуть 1 экземпляр по указанному выше адресу в течение 10 рабочих дней с момента получения данного письма.
Итого: 4 экз. на 9 л.
С уважением,
генеральный директор ООО «Запад»
Санников Тимур Тимурович
Акт приема-передачи
Заключая любой договор, вам необходимо согласовать с партнером все существенные и дополнительные условия.
Если предметом договора является передача определенного имущества, либо выполнение работ (услуг), то следует подготовить акт приема-передачи. Как его правильно составить — расскажем далее.
Что такое акт приема-передачи?
В законе отсутствует официальное понятие акта приема-передачи. Однако на его оформление указывается практически по любым видам сделок или договоров.
Он составляется в следующих случаях:
Акт приема-передачи фиксирует переход объекта или результата оказанных услуг к покупателю или заказчику.
Как правило, подписание акта происходит в присутствии сторон договора. Исключение составляют случаи, когда товар передается покупателю через посредников (например, транспортные компании), а подписанный акт возвращается продавцу после заполнения.
Обязателен ли акт приема-передачи?
В большинстве случаев, закон не устанавливает такого требования. Пункт о фактической передачи вещи можно включить в текст договора.
Однако для отдельных видов договоров оформление акта является обязательным условием (например, при передаче готового объекта по договору долевого строительства).
Акт приема-передачи не рассматривается законом как правоустанавливающий документ — стороны могут самостоятельно определять перечень его условий.
Как составить акт приема-передачи?
Так как он является документом, то составляется в письменной форме. Типовой образец акта приема-передачи законом не утвержден. Однако он должен содержать следующие сведения:
Дату и место составления
Реквизиты сторон
Предмет
Описание предмета
Акт приема-передачи в обязательном порядке скрепляется подписями сторон или их представителей.
Какие пункты можно включить в акт приема-передачи?
Поскольку закон не содержит единой формы этого документа, в его содержание можно включать иные пункты. Например, акт приема-передачи:
Помимо совершения сделок, акт может использоваться для временной передачи имущества или ценностей. Например, акт приема-передачи помещения для аренды может содержать описание технического состояния объекта, перечень предметов мебели и оборудования, которые арендатор получит на весь срок пользования.
Если передаются материальные ценности, то документ составляется на предприятии с участием лиц, уполномоченных на ответственное хранение, распоряжение или транспортировку товаров, продукции или иного имущества.
При передаче обязанностей новому сотруднику или увольнения с должности составляется акт приема-передачи документов, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
Где применяется акт приема-передачи?
Этот документ является одним из доказательств при предъявлении претензий о количестве или качестве товара (работы, услуги), а также при урегулировании возникшего спора. Кроме того, акт фиксирует дату фактической передачи, подтверждая соблюдение договорного срока.
Акт приема-передачи является приложением к договору и подтверждает соблюдение или нарушение его условий.
Выделим наиболее распространенные случаи применения и использования акта приема-передачи к договору:
Если передающая сторона сознательно не указала в акте на имеющиеся недостатки товара или услуг, при их выявлении договор может быть расторгнут. В этом случае документ следует приложить к исковому заявлению вместе с актом о выявленных недостатках.
Резюме
Хотя акт приема-передачи далеко не всегда является обязательным документом при заключении договора, его составление позволит зафиксировать момент поступления объекта во владение покупателя или заказчика. Он является приложением к договору, позволяя оплатить поставленный товар или выполненные работы.
Если вы испытываете трудности при составлении акта приема-передачи, рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте образцами.
Комментарии
Вопрос следующий: приобрел квартиру с долевым участием. Дом построился. Сдачу квартиры просрочили больше чем на полгода. При осмотре квартиры были выявлены замечания, часть из которых были устранены, часть нет. Сейчас настало время подписывать акт приема-передачи. Хочу в этот акт внести все неустраненные замечания, а также прописать про просрочку сдачи квартиры. Но застройщик не хочет прописывать данные пункты в акте приема-передачи, просят написать заявление отдельно с указанием замечаний, отдельно по просрочке сдачи, а акт сделать чистым с формулировкой, что «квартира принимается в том виде, в котором она была на момент подписания данного акта».
В интернете читал, что акт приема-передачи можно от руки прописывать любые замечания. Почему застройщик не хочет этого делать?
Настаивайте на подписании акта со всеми замечаниями, т.к. только данный документ будет свидетельствовать о всех недостатках и может являться основанием для взыскания компенсаций.
Здравствуйте! Застройщик в одностороннем порядке направил мне акт приема-передачи помещения почтой. Обоюдно, подписать акт я отказалась так как имеются недостатки, о чём направлена претензия.
1. Установлен ли законом срок подачи иска о признании недействительным односторонний акт приема-передачи недвижимости?
2. Могу ли я оформить собственность, а после добиваться выполнения моих требований по претензии в суде? А в случае необходимости требовать расторжения договора долевого участия и признания одностороннего акта приема-передачи, а также регистрацию собственности недействительными (или как-нибудь по-другому).
Здравствуйте! В вашем случае необходимо руководствоваться
статьей5 ФЗ-214. Участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
что касается сроков, в данном случае он составляет один год.
1. Установлен ли законом срок подачи иска о признании недействительным односторонний акт приема-передачи недвижимости?
Елена
Признавать недействительным акт не нужно.
Вам просто достаточно направить на него ответ о том, что от подписания Вы отказываетесь.
2. Могу ли я оформить собственность, а после добиваться выполнения моих требований по претензии в суде? А в случае необходимости требовать расторжения договора долевого участия и признания одностороннего акта приема-передачи, а также регистрацию собственности недействительными (или как-нибудь по-другому).
Елена
Да, конечно можете, но заявить о недостатках в ответ на присланный акт лучше уже сейчас.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Здравствуйте, уважаемые юристы Pravoved.ru!
Застройщик включил в Акт приема-передачи следующую формулировку: «Участник долевого строительства не имеет претензий к Застройщику по площади квартиры»
Фактическая заявленная Застройщиком общая площадь квартиры больше проектной общей площади, но Дольщик не согласен с обмерами и хотел бы после передачи квартиры по Акту приема-передачи заказать повторный обмер БТИ и оспорить заявленную Застройщиком Дольщику к оплате разницу в площади квартиры, в сторону её увеличения.
На какой пункт/статью в законодательстве Дольщик может ссылаться, чтобы потребовать у Застройщика исключить из Акта приема-передачи формулировку об отсутствии у Дольщика претензий по площади квартиры?
Совершает ли Застройщик противозаконное действие, включив вышеуказанную формулировку в Акт приема-передачи объекта долевой собственности?
Застройщик утверждает, что содержание Акта приема-передачи согласовано с юристами и Департаментом архитектуры и градостроительства города, и потому он не может в нём что-либо изменять. Действительно ли Департамент архитектуры и градостроительства города утверждает застройщикам содержание Акта приема-передачи?
Как поступить дольщику, если Застройщик категорически отказывается исключить вышеуказанную формулировку из Акта приема-передачи, а других претензий у дольщика нет и он хотел бы принять квартиру, но не ущемить своё право оспорить претензию по площади квартиры?
Здравствуйте, Людмила Тимофеевна!
Уточните: Вы уже подписали Акт приема-передачи?
Здравствуйте, Олег Юрьевич! Спасибо за отклик на мой вопрос.
Акт приема-передачи не подписан.
Насколько понимаю, Вы уже расписались за осмотр квартиры и Вам назначили день и время для подписания Акта приема-передачи? Так? Уточните.
В принципе подписание Акта приема-передачи, несмотря на данную формулировку в Акте приема-передачи, не лишает Вас права на предъявление претензии по качеству квартиры, согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
При этом Закон № 174-ФЗ и Закон № 2300-1 не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.
Предлагаю Вам такой вариант: После подписания Акта приема-передачи и вступления в права собственности по получению выписки из ЕГРН обращаетесь в БТИ с заявлением о перезамерах площади квартиры. Затем после перезамеров находите какой-либо недостаток по качеству квартиры (желательно, чтобы это был скрытый дефект (искусственно его ни в коем случае не создавайте). Затем предъявляете в адрес застройщика, руководствуясь 5-летним гарантийным сроком, претензию по качеству квартиры, в которой также указываете реальную площадь квартиры, прилагая копию документа по перезамерам с БТИ и излагаете требования о возврате излишне уплаченных средств и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, вследствие неосновательного обогащения. Затем, по истечении установленного в претензии срока, при отказе застройщика удовлетворить Ваши требования в добровольном порядке, следует подать в суд исковое заявление о возврате денежных сумм неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных средств и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Если нужна помощь в составлении необходимых документов, можем обсудить это в чате. Но составление документов является платной услугой.
Большое спасибо за Ваш интерес к данному проблемному вопросу и за Вашу консультацию!
думается ссылка на согласование формы Акта с Департаментом строительства — это, конечно, лукавство. Но вот фиксирование изменения площади квартиры и соответственно цены договора — это существенно для ДДУ и чтобы не регистрировать отдельное Дополнительное соглашение Застройщики «заталкивают» эту информацию в Акт, который идет потом, как известно, на госрегистрацию. И убрать эту информацию из Акта невозможно. Перемерить квартиру — Ваше право, и если выявится расхождение с метражом на который Вы подписались в Акте или даже уже оплатили, то никто не отнимет у Вас права заявить Застройщику, скажем через месяц, свои претензии на возврат излишне уплаченного. Если вдруг откажут, то в суде легко получите и разницу, и проценты за пользование и затраты на обмеры и немножко морального вреда.
Резюме. Смотрите в договоре сумму и порядок доплаты за лишние метры и сверяйте с предложением Застройщика. Принимайте квартиру. Заказывайте обмер. Если не сходится — требуйте возврата.
Кстати, пару лет назад в Санкт-Петербурге состоялось несколько знаковых решений суда, согласно которым было указано, что лишние метры оплате вообще не подлежат, т.к. это проблемы Застройщика, который не сумел построить то, что запроектировал. Но, к сожалению, дальше эта практика не пошла и сегодня в Москве такая позиция не работает.
Споры о передаче документов
1. Споры о передаче документов
1.1. Акт приёма-передачи документа, подписанный обеими сторонами без разногласий, не может автоматически подтверждать, что переданный документ был надлежащим образом оформлен.
Определение СК ЭС ВС РФ от 05.10.2017 № 309-ЭС17-6308:
«Суды ошибочно отождествили доказательства передачи обществу «Аверс» документа, поименованного векселем, со свидетельствами действительности вексельного обязательства (соблюдения требований к форме и реквизитам) и свидетельствами наличия у общества «КОМП» прав из векселя (проставления на векселе непрерывного ряда индоссаментов), а также передачи этих прав обществу «Аверс» в установленном законодательством порядке.
Факт передачи документа, действительно, допустимо подтверждать соответствующим актом. Однако наличие такого акта само по себе не указывает ни на отсутствие у переданного векселя дефекта формы, ни на наличие непрерывного ряда передаточных надписей. В качестве средства доказывания в этой части могла быть использована копия векселя, воспроизводящая оригинал с индоссаментами и другими отметками, содержащимися на документе».
Определение СК ЭС ВС РФ от 23.11.2017 № 305-ЭС17-10308:
«В подтверждение требования продавец представил только договор, реестр передачи векселей, а также сослался на факт дальнейшего использования векселя должником в своей коммерческой деятельности.
Вместе с тем названные доказательства не могли подтвердить факт надлежащего исполнения продавцом своей обязанности, за исключением передачи владения (вручения) самой бумагой. В частности, по названным документам в принципе невозможно установить, соответствовал ли вексель законодательным требованиям к форме и наличию реквизитов, кто являлся законным (по непрерывному и последовательному ряду индоссаментов) векселедержателем на момент заключения договора, а также была ли совершена продавцом передаточная надпись на векселе».
«Не принимая во внимание наличие исполнительного производства по изъятию документации должника у Меркулова А.В. и не опровергая вывод суда первой инстанции об отсутствии в акте от 16.12.2013 сведений о запрашиваемых документах, а ограничившись лишь ссылкой на отсутствие каких-либо оговорок при приемке документов, суд апелляционной инстанции, тем не менее, признал данный акт допустимым доказательством, подтверждающим передачу ответчиком всей документации должника конкурсному управляющему.
По мнению судебной коллегии, само по себе отсутствие оговорок не означает надлежащее исполнение указанной обязанности, поскольку, принимая документы, конкурсный управляющий по общему правилу не должен обладать информацией о том, что переданные документы позволяют проведение соответствующих процедур, в том числе информацией об их комплектности и полноте содержания. Лишь проанализировав полученные документы, конкурсный управляющий имеет возможность определить, все ли необходимые документы переданы. Тем более, что ответчиком опись документов не составлялась, а копии первичных документов, как указывает истец, были получены им от иных лиц».
«Основанием же для отказа в удовлетворении такого ходатайства может служить факт передачи документов и материальных ценностей.
Обращаясь в суд с соответствующим ходатайством, конкурсный управляющий Блинкова О.Л. указала, что бывшим руководителем должника Вайнберг Аллен А.Л. надлежащим образом не исполнена обязанность по передаче бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов и иных материальных ценностей. При этом ответчиком доказательств исполнения указанной обязанности не представлено.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды неправомерно переложили на конкурсного управляющего негативные последствия несовершения контролирующим лицом процессуальных действий по представлению доказательств».
1.4. При истребовании документов, изготовление которых находится в пределах компетенции и возможностей обязанного лица, фактическое отсутствие документов не освобождает от обязанности по их изготовлению и передаче – Определение СК ЭС ВС РФ от 09.04.2021 по делу № 307-ЭС20-19764:
«По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов, технических средств и оборудования, в том числе по причине их фактического отсутствия.
Однако, освобождая общество «Эгида-Строй-Инвест» от установленной законом обязанности, суды не учли вышеуказанные нормы права, оставив без внимания доводы истца об обязанности управляющей организации привести за период управления МКД документацию, технические средства и оборудование в соответствие с требованиями действующего законодательства».
2. Взыскание судебной неустойки (астрента) за неисполнение обязанности по предоставлению доказательств (передаче документов)
2.1. Право на взыскание неустойки за непередачу документов:
2.2. Судебная практика ориентируется на следующие размеры астрента:
Реквизиты постановления
Взысканная сумма
Постановление АС ЗСО от 28.01.2019 по делу № А81-491/2017
Постановление АС МО от 19.12.2018 по делу № А40-55962/2017
Постановление АС МО от 06.09.2018 по делу № А40-122605/2017
50 тыс. руб. за первую неделю неисполнения,
100 тыс.руб. за вторую неделю неисполнения,
150 тыс.руб. за третью неделю и так далее из расчета, что каждая последующая неделя неисполнения подлежит оплате неустойкой путем увеличения неустойки за предыдущую неделю неисполнения судебного акта на 50 тыс.руб. до даты фактического исполнения судебного акта
Постановление АС ПО от 07.02.2019 по делу № А12-34248/2014
Постановление АС СКО от 24.05.2019 по делу № А53-25263/2017
500 руб. за первую неделю неисполнения,
1 тыс.руб. за вторую неделю неисполнения,
2 тыс.рублей за третью неделю неисполнения,
3 тыс.рублей за четвертую неделю неисполнения,
5 тыс.рублей, начиная с пятой недели неисполнения за полную неделю просрочки исполнения
Постановление АС УО от 15.01.2019 по делу № А60-12782/2016
Постановление АС УО от 05.12.2018 по делу № А60-27961/2017
Постановление АС УО от 26.12.2018 по делу № А76-21123/2017
5 тыс.руб. за первую неделю просрочки исполнения;
8 тыс.руб. за вторую неделю просрочки исполнения;
11 тыс.руб. за третью неделю просрочки исполнения и т.д.; начиная с четвертой недели просрочки исполнения решения суда, за каждую последующую неделю размер подлежит увеличению на 3 тыс.руб
Постановление АС УО от 23.05.2017 по делу № А60-5615/2016
Единомоментно 4,47 млн.руб. с продолжением начисления неустойки в размере 30 тыс. руб. в день
Постановление АС УО от 02.07.2018 по делу № А60-49820/2015
Определение СК ЭС ВС РФ 15.04.2015 № 304-ЭС14-6750:
«Поскольку нет доказательств того, что исполнить судебный акт невозможно по независящим от должника обстоятельствами, у суда первой инстанции имелись основания изменить способ и порядок исполнения судебного решения: взыскать стоимость того количества товара, которое ответчик обязан был передать.
Определяя стоимость товара, суд первой инстанции справедливо исходил из представленных взыскателем доказательств его рыночной цены. Должник не привел доказательств, которые опровергали бы предъявленные истцом доказательства и свидетельствовали об иной цене».
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.1997 № 5205/94:
«При отсутствии у должника возможности исполнить обязанность по возврату имущества в натуре взыскатель вправе требовать взыскания стоимости имущества, рассчитанной исходя из цены, которая действует на момент предъявления требования о замене способа исполнения решения».
Постановление АС Уральского округа от 25.11.2014 по делу № А76-8675/2009:
«С учетом изложенного, а также приняв во внимание, что замена неденежного обязательства денежным не изменяет сущности иска по настоящему спору и направлена на защиту нарушенных прав истца, суды обоснованно удовлетворили требование общества об изменении способа и порядка исполнения судебного акта путем взыскания с предпринимателя стоимости имущества, возврат которого в натуре невозможен».
3. Уничтожение или иное избавление от документов до завершения кокурсного производства является неправомерным действием арбитражного управляющего
Определение СК ЭС ВС РФ от 25.11.2019 № 305-ЭС19-15519:
«В обязанности конкурсного управляющего должником входит организация упорядочения архивных документов последнего, самостоятельное хранение документации или передача на хранение в архив (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве, часть 3 статьи 6, части 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).
Судебная практика исходит из того, что и в случае ликвидации юридического лица, в том числе в результате банкротства, его документы не подлежат уничтожению безусловно, даже по причине истечения сроков их хранения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 302-ЭС15-14349).
К подобной обязанности косвенно отсылают и положения пункта 5 статьи 61.14 Закона о банкротстве, устанавливающие предельно допустимый срок обращения в суд с заявлением о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным главой III.2 Закона о банкротстве.
Таким образом, нормы действующего законодательства не содержат положений о том, что документация должника, потенциально относящаяся к числу доказательств по делу, может быть уничтожена конкурсным управляющим по своему усмотрению до завершения конкурсного производства, даже в отсутствие возражений конкурсных кредиторов, и тем более при наличии в суде не рассмотренного заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, что указывает на преждевременность выводов судов о необоснованности жалобы, в связи с чем принятые по обособленному спору судебные акты на основании пункта 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением обособленного спора в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора».