Приставка. Предлог. Дифференциация предлогов и приставок.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Приставка. Предлог. Дифференциация предлогов и приставок.
Цели урока: 1. Уточнение знаний учащихся о приставке как части слова и о ее роли в нашей речи.
2. Развитие умения писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения (графически верно), писать слитно, осознанно употреблять слова с приставками.
3. Уточнение знаний о предлоге, развитие умения употреблять их в речи и писать.
4. Развитие умения в распознавании предлогов и приставок.
I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Повторение о корне слова. Найдите лишнее слово.
Лист, лиственный, лиса.
Рис, рисунок, рисовая.
Водичка, водитель, водный.
Холм, холст, холмистая.
Найдите корень в однокоренных словах? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными? Придумайте и запишите однокоренные слова, выделите корень.
IV . Работа по теме урока
Мы нарисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.
— Найдите глаголы в тексте и запишите. Что вы заметили? (однокоренные слова.)
— Чем отличаются эти глаголы? Выделите корень в этих словах. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? Как найти приставку в слове?
Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: поговорка – говор, договор, проговорить.
П р и с т а в к а – это часть слова и на письме её нельзя отделять от корня: при шёл, по смотрел, у видел, под бежал, пере ход.
Записываем слова. Выделяем корень и приставку.
Подбежать, подвигать, отопить, оторвать, поделка, подготовка, подосиновик, подогреть, облёт, обсушка, обучать, осветить.
Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под-(подо-), про-, за-, на-, над-, в-(во-), с-(со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся: сделал, отдал, подплыл, обошёл, перешёл.
Допишите подходящую по смыслу приставку.
(…)летел ураган, (…)бежал первым, (…)шёл в дом, (…)ехал из города, (…)копал яму, (…)вязала варежки, (…)шёл друга.
Головой мы покиваем
И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
И немножко отдохнем
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьем
И с начала все начнем
Головой мы покиваем
И немножко помолчим!
VII . Работа по теме урока
Составьте предложение с этим словом и предлогом по ( например: заяц побежал по полю. )
Выделить приставки, подчеркнуть предлоги. Найти в первом предложении подлежащие и сказуемое.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки:
в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Предлог – это слово. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово: с (кем?) другом, с (лучшим) другом.
Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действия предмета: написал, срисовал, перешил.
(За)думала зима всякое дыхание (со)света (с)жить. Прежде всего стала она (до)птиц (до)бираться: надоели они ей своим криком и писком.
(По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и разметала их (по)дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стаями собираться. (По)кричали и (по)летели в теплые страны. Остался воробей, да и тот (под)крышу (за)бился.
Задание: раскрыть скобки, подчеркнуть предлоги, выделить приставки.
Что такое приставка?
Для чего служит предлог?
Для чего служит приставка?
Как пишется предлог со словом?
Как пишется приставка?
Можно ли вставить слово между предлогом и словом, перед которым он стоит?
Спишите предложения. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
1. Лодка отплыла от берега. 2. Мальчик нашёл на дороге монетку. 3. Солнце зашло за тучу. 4. Всадник слез с коня. 5. По дорожкам сада побежали мутные ручейки. 6. До лагеря мы добрались только ночью. 7. Весной сбрасывают снег с крыш. 8. Коля зашёл за своим другом.
Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
1. Воробей забился под … крышу. 2. Ваза сделана из … стекла. 3. Машина подъехала к … дому. 4. Лось спрятался за … дерево. 5. Грачи разгуливали по … аллее. 6. Ребёнок отдернул руку от … сковородки. 7. В … сторожку вбежал лохматый пёс.
Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое, липовая, горячая, лесная.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.
Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги и слова, с которыми они связаны.
1. (Без)донную бочку водой не (на)полнишь. 2. Труд и (на)кормит и (на)учит. 3. (На)говорил столько, что (в)шапку не (со)берешь. 4. Хорошее слово (до)сердца дойдёт. 5. (Со)счастьем хорошо и (по)грибы ходить. 6. (С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься. 7. (От) копеечной свечки Москва (с)горела.
Выпишите слова в две группы: 1) с приставками; 2) предлоги и связанные с ними слова. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
Спишите предложения. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
1. Лодка отплыла от берега. 2. Мальчик нашёл на дороге монетку. 3. Солнце зашло за тучу. 4. Всадник слез с коня. 5. По дорожкам сада побежали мутные ручейки. 6. До лагеря мы добрались только ночью. 7. Весной сбрасывают снег с крыш. 8. Коля зашёл за своим другом.
Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
1. Воробей забился под … крышу. 2. Ваза сделана из … стекла. 3. Машина подъехала к … дому. 4. Лось спрятался за … дерево. 5. Грачи разгуливали по … аллее. 6. Ребёнок отдернул руку от … сковородки. 7. В … сторожку вбежал лохматый пёс.
Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое, липовая, горячая, лесная.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.
Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги и слова, с которыми они связаны.
1. (Без)донную бочку водой не (на)полнишь. 2. Труд и (на)кормит и (на)учит. 3. (На)говорил столько, что (в)шапку не (со)берешь. 4. Хорошее слово (до)сердца дойдёт. 5. (Со)счастьем хорошо и (по)грибы ходить. 6. (С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься. 7. (От) копеечной свечки Москва (с)горела.
Выпишите слова в две группы: 1) с приставками; 2) предлоги и связанные с ними слова. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.