Слово «прервать» как пишется?
Слово «прервать» пишется с буквой «е» в смысловой приставке пре- согласно орфографическому правилу русского языка.
Правописание слова «прервать»
Чтобы сделать правильный выбор буквы «е» или «и» в написании исследуемого слова, определим его морфемный состав:
Этот глагол образован приставочным способом от однокоренного слова этой же части речи:
Затруднение в написании пре- или при- возникает из-за безударной гласной в приставке. В русском языке эти приставки являются смысловыми. Их написание зависит от значения, которое они имеют в словах.
Вспомним, какие значения выражает смысловая приставка при-:
Действие, обозначенное приставкой в составе глагола «прервать», невозможно объяснить с помощью указанных значений. Рассмотрим, в каких случаях пишется приставка пре-. Эта смысловая приставка выражает высокую интенсивность действия (преувеличить) или качества, которое соотносится со словом «очень» (предобрый — очень добрый). В составе ряда слов пре- синонимично приставке пере-:
В анализируемом слове смысловая приставка пре- употребляется в значении префикса пере-. Прервать — это значит «перестать выполнять какое-то действие».
Неожиданно хлынувший ливень прервал тренировку спортсменов на стадионе.
Чтобы усвоить правильное написание этого слова с буквой «е» в смысловой приставке, прочтём примеры предложений.
Примеры
Мне пришлось прервать разговор по телефону из-за настойчивого стука во входную дверь.
Сегодня из-за дождливой погоды комбайнеры вынуждены прервать жатву зерновых.
Издалека слышно, как сонную тишину у озера прервал дружный хор лягушек.
Из-за сложившихся обстоятельств придётся всё-таки прервать наш отпуск.
Лыжнику необходимо прервать бег из-за ощущения дискомфорта в коленном суставе.
Нашу увлекательную поездку в лес пришлось прервать из-за быстро наступающих сумерек.
«ПрЕрвать» или «прИрвать», как пишется правильно?
Слово «прервать» пишется с буквой «е» в смысловой приставке пре- согласно орфографическому правилу русского языка.
Выясним, как правильно пишется «прервать» или «прирвать», с буквой «е» или «и», определив морфемный состав слова и применив правило орфографии.
Правописание слова «прервать»
Чтобы сделать правильный выбор буквы «е» или «и» в написании исследуемого слова, определим его морфемный состав:
Морфемный состав пре рв а ть — приставка/корень/суффикс/окончание
Этот глагол образован приставочным способом от однокоренного слова этой же части речи:
Словообразованиервать → пре рвать
Затруднение в написании пре- или при- возникает из-за безударной гласной в приставке. В русском языке эти приставки являются смысловыми. Их написание зависит от значения, которое они имеют в словах.
Вспомним, какие значения выражает смысловая приставка при-:
Действие, обозначенное приставкой в составе глагола «прервать», невозможно объяснить с помощью указанных значений. Рассмотрим, в каких случаях пишется приставка пре-. Эта смысловая приставка выражает высокую интенсивность действия (преувеличить) или качества, которое соотносится со словом «очень» (предобрый — очень добрый). В составе ряда слов пре- синонимично приставке пере-:
В анализируемом слове смысловая приставка пре- употребляется в значении префикса пере-. Прервать — это значит «перестать выполнять какое — действие».
Неожиданно хлынувший ливень прервал тренировку спортсменов на стадионе.
Чтобы усвоить правильное написание этого слова с буквой «е» в смысловой приставке, прочтём примеры предложений.
Примеры
Мне пришлось прервать разговор по телефону из-за настойчивого стука во входную дверь.
Сегодня из-за дождливой погоды комбайнеры вынуждены прервать жатву зерновых.
Издалека слышно, как сонную тишину у озера прервал дружный хор лягушек.
Из-за сложившихся обстоятельств придётся всё-таки прервать наш отпуск.
Лыжнику необходимо прервать бег из-за ощущения дискомфорта в коленном суставе.
Нашу увлекательную поездку в лес пришлось прервать из-за быстро наступающих сумерек.
Правописание приставок пре и при
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Приставка пре-
Приставка пре- пишется в следующих случаях:
Когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру: превосходный, превозносить, преувеличивать, преинтересный. В этом случае еще можно заменить приставку на слова «очень», «весьма».
Когда она близка по значению к приставке пере- в значении «через», «по-иному»:
преграда, сравним — «перегородить»,
преступить черту, сравним – «переступить».
Теперь мы знаем, когда пишется приставка «пре».
Приставка при-
Приставка при- придает словам следующие значения:
Близости, непосредственного примыкания к чему-то: приморье, прибрежный, придорожный, приволжский;
Приближения, добавления, присоединения: прибежать, приделать, пристроить, приписать, прикупить;
Совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: прилечь, присесть, приподнять, приоткрыть;
Доведения действия до определенного результата: приготовить, приласкать, примирить, примерить;
Совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать, прислушаться;
Правописание гласных в приставках пре- и при-
Для удобства оформили правила написания приставок пре- и при- в виде таблицы — удобно сохранить на смартфон или распечатать и хранить в учебнике.
Правописание приставок пре- и при-
Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).
Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).
Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).
Добавление, присоединение: приделать, прикупить.
Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);
Завершенное действие: приготовил, примирил.
Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;
Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.
Если под рукой нет таблицы, можно использовать вот такой алгоритм написания приставок «при» и «пре»:
Особые случаи написания пре- и при-
Интересный факт: гласная в приставке влияет на смысл слова.
Как различать и писать близкие по звучанию, но разные по значению слова с приставками пре- и при-:
Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.
Призрение — попечение. Приставку при- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.
Приёмник — это аппарат.
Преемник — человек, к которому перешли чьи-либо полномочия.
Преходящий — то, что проходит.
Приходящий — тот, кто приближается.
Претворить можно мечту. Приставка пре- сходна по своему значению с пере-, то есть мечта перерождается и становится реальностью.
Притворить можно дверь — прикрыть, закрыть, но не полностью.
Предать можно близкого человека.
Придают значение — мотив присоединения.
Претерпеть — почти то же, что и перетерпеть, переждать.
Притерпеться — завершить действие.
Преклоняют колени или голову.
Приклонить можно ветку к земле.
Невозможно применить правило написания приставок пре- и при-:
к заимствованным из других языков словам
к словам, в которых сложно определить значение приставки
Такие слова лучше запомнить или уточнять орфографию в словаре:
прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет
препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
? Микротемы
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
? Сжатие текста
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
Что можно исключить при сжатии текста:
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
➗ Разделение абзацев
В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.
2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.
3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.
1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Значение слова «прерывать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прерыва́ть
1. резко, внезапно прекращать или приостанавливать ◆ И спал до того крепко и сладко, что поутру никому не захотелось прерывать его сон. Мария Семёнова, «Волкодав: Знамение пути», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Итак, отец в тюрьме; мать с появлением внука ушла с работы, чтобы дочери не прерывать учебу на последнем курсе. Татьяна Набатникова, «День рождения кошки», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. своим вмешательством, высказыванием перебивать, останавливать (говорящего)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ампутировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?