Без этой важной служебной части речи нам трудно было бы отказать кому-то или придать отрицательный оттенок слову. С самого детства родители объясняют правила поведения своему ребенку, используя «не»: не трогай, не беги, не делай. С ее помощью можно выразить не только отрицание. Если использовать ее в вопросительных предложениях с восклицательной интонацией, то она вполне может выражать утверждение. Например: «И кто только не бывал в Москве?!»
Кроме того, данная частица помогает выразить полноту действия: «Никак не насмотрюсь на вас!»
Зачастую в разговорной речи мы используем ее, чтобы выразить оттенок безразличия: «Переживай не переживай, а легче от этого не станет».
Эта отрицательная частица может придавать утвердительную интонацию. Например: «Вы еще спрашиваете, нужно ли выполнять это задание?! Как не нужно, конечно, нужно!»
В некоторых случаях данная частица может «превращаться» в приставку. В таком случае она будет писаться вместе с тем словом, с которым употребляется. Рассмотрим случаи, когда это происходит.
Данному правилу подчиняются не только «не» с существительными. Примеры прилагательных и наречий доказывают, что они пишутся с данной частицей по тому же принципу: некрасивый – уродливый, небыстро – медленно.
Для того чтобы определить, как верно писать слово с данной частицей, необходимо не просто знать правило, но и вникать в смысл контекста. Только тогда возможно отличить, когда слитно, а когда отдельно употребляют «не» с существительными. Примеры слов приведем далее.
Рассмотрим случаи раздельного написания этой частицы:
Как видим, никакого союза, указывающего на противительность, в предложении нет. Однако мы понимаем, что здесь явное отрицание: человек не является врачом. Можем мысленно дополнить это предложение, тогда станет понятно, что слово пишется раздельно: «Я не доктор (а пожарный, инженер, учитель), поэтому вряд ли помогу вам».
Таким образом, делаем вывод, что противопоставление может не быть явным, а лишь подразумеваться.
Для того чтобы отработать написание «не» с существительными, можно выполнить задания на данную тему.
В данной статье мы рассмотрели все случаи правописания «не» с существительными. Примеры, приведенные в ней, помогут вам лучше понять и запомнить это правило. Главное, на что стоит обратить внимание, — это контекст, в рамках которого употребляется слово. Только в этом случае вам будет легко разобраться, когда слитно, а когда раздельно употребляется существительное с отрицательной частицей «не».
Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами.
Частица не несет особую смысловую нагрузку в русском языке. Порой ее неправильная трактовка может привести к казусным ситуациям и исказить смысл фразы. Парадоксальная русская речь допускает возможность использования не даже для построения утвердительных предложений: «А не поехать ли нам на речку в субботу?».
Когда частица преобразуется в приставку, необходимо писать не со словом вместе.
Важно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
Среди всех возможных вариантов следует запомнить и применять такие правила:
Для того чтобы избежать ряда самых распространенных ошибок в правописании не, необходимо использовать правила вдумчиво. К словам, вырванным из контекста, применяются другие правила, нежели в целом предложении.
Правила раздельного написания не с существительными:
Краткая сводная таблица поможет запомнить, как пишется не в самых распространенных случаях.
Интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие
Пишется слитно | Пишется раздельно |
Когда слово без «не» не употребляется: незабудка | В предложении наблюдается явное противопоставление с союзом а: Не друг он мне, а враг |
Когда слово можно заменить близким по смыслу синонимом: несчастье горе | Когда не является частицей отрицания: Это не утюг |
Любое слово в русской письменной речи нужно рассматривать с разных позиций. Иногда спорные ситуации заставляют задуматься о том, как использовать частицу не: в качестве приставки или отдельного слова. По правилам может казаться, что частицу необходимо писать слитно со словом. Но уже при написании становится ясно, что результат «режет глаз».
Важно! Прежде всего необходимо учитывать смысловую нагрузку не в предложении. При несовершенном знании всех строгих правил написания, логика в таком случае поможет принять правильное решение.
Примеры раздельного написания не с существительными:
В целом, частица не с существительными пишется по общему правилу написания с остальными частями речи. На примере наречий и прилагательных можно увидеть следующее: некрасивый уродец, небыстро медленно. Это яркий пример случаев, когда слово с не можно заменить на близкое по смыслу, но без приставки.
Одновременно с этим противопоставление с союзом а также справедливо и для прилагательных: «Не глубокая, а очень мелкая речка текла вдоль домиков».
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно:
– с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);
– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
– с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
– в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
– в отглагольных прилагательных на —мый (независимый);
– в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
– в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть
– зависимое слово: не погашенные никем огни;
– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.
Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.
С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи
1. Не употребляется без не-:
неженка, нелепый, нелепо
2. Можно заменить синонимом без не-:
3. В отрицательных наречиях:
1. Есть противопоставление:
2. Отрицание усилено словами
далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:
не по-товарищески Местоимение
После не и ни нет предлога:
После не и ни есть предлог:
не у кого, ни у кого Глагол, деепричастие
недомогая (не употр. без -не)
не замечая (деепричастие) Причастие
Нет зависимого слова или противопоставления:
незаконченная работа
1. Есть зависимое слово:
не законченная вовремя работа
2. Есть противопоставление:
не законченная, а начатая работа
3. С краткими причастиями:
работа не закончена
III. Слова, которые без не не употребляются.
недосмотреть (за ребенком)
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
3) негодующий взгляд;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
10) далеко не легкое дело;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
VIII. Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
«Не» с разным частями речи пишется как слитно, так и раздельно. Составим таблицу частей речи и их грамматических форм, с которыми отрицательная частица «не» пишется всегда только раздельно. Рассмотрим случаи слитного и раздельного написания «не» с именами существительными, прилагательными, причастиями и наречиями с суффиксом -о.
Чтобы правильно написать слово с «не», сначала определяем часть речи, к которой оно принадлежит. В русском языке существует ряд частей речи, которые с «не» пишутся всегда раздельно. Перечислим их.
«Не» является отрицательной частицей, которая пишется всегда раздельно со словами и грамматическими формами следующих частей речи.
Часть речи | Примеры |
---|---|
Глаголы (кроме глаголов с недо-) | не строит, не говоришь, не усну |
Деепричастия | не думая, не проснувшись |
Краткие причастия | не построен, не отправлены |
Относительные прилагательные | не шелковое платье, не братская помощь |
Притяжательные прилагательные | не собачьи следы, не мамин платок |
Краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющими в полной форме иное значение | не рад, не горазд, не должен, не склонен, не прав, не намерен, не согласен |
Прилагательные в сравнительной степени | не лучше, не больше, не меньше, не старше |
Числительные | не два, не оба, не седьмой |
Местоимения (кроме отрицательных и неопределенных) | не ты, не этот, не любой |
Наречия (кроме отрицательных и наречий на -о) | не здесь, не вчера, не полностью |
Слова с дефисным написанием | не по-летнему, не всё-таки |
Категория состояния | не надо, не жаль, не пора, не лень |
1. Если слова, принадлежащие к разным частям речи, не употребляются без начального элемента не-, то их следует писать слитно.
Понаблюдаем:
2. Глаголы с приставками не-до-, которые придают слову значение неполноты, недостаточности действия по сравнению с какой-то нормой, пишутся слитно:
Их следует отличать от созвучных глаголов с приставкой до- и предшествующей частицей «не». Такие глаголы обозначают действие неоконченное, не доведенное до конца. Часто такие слова имеют при себе дополнение с предлогом «до»:
3. Существительные, качественные прилагательные и однокоренные наречия с суффиксом -о пишутся слитно с приставкой не-, образующей новое понятие с противоположным значением. Такие слова зачастую можно заменить синонимом без этой приставки:
4. Прилагательные на -мый, образованные от глаголов, пишутся слитно с приставкой не-:
Многие такие прилагательные не существуют без не-.
5. Приставка не- пишется слитно с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями:
Если у местоимения в падежной форме появляется предлог, то оно пишется раздельно в три слова:
Отрицательная частица «не» пишется раздельно с существительными, прилагательными, причастиями в полной форме и наречиями с суффиксом -о в определенных условиях.
Перечислим их:
1. Имеется противопоставление с союзом «а»
2. в сочетании со словами «отнюдь», «вовсе», «далеко»
3. в присутствии отрицательных местоимений или наречий
4. Причастия в полной форме пишутся раздельно, если имеют зависимые слова, то есть образуют причастный оборот:
Это правило не распространяется на «бывшие» причастия, которые утратили признак действия и перешли в прилагательные. С приставкой не- они получили новое значение:
Эти слова пишутся раздельно, если имеют при себе отрицательное местоимение или наречие:
Вопрос № 291752 |
Добрый день, Как написать «он физически (не)активен»: «не» пишется слитно или раздельно в данном случае?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как пишется (не)доступно в этом предложении и почему: По адресу <> недоступно подключение услуги. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Как будет писаться в данном случае слово не_безопасны,слитно или раздельно? Современные улицы не()безопасны для человеческой жизни.
Ответ справочной службы русского языка
каково правильное написание «не()способные оценить»?
Ответ справочной службы русского языка
Если нет противопоставления и подчеркнутого отрицания, следует писать слитно.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, такое слово как «не отгрузка/неотгрузка» и подобные правильно писать раздельно или слитно (скажу сразу что в предложении нет противопоставления с союзом «а»), синонима к слову я подобрать не смогла. Вот, например, слово корова с частицей «не», по моему мнению, всегда будет писаться раздельно (просто слитное написание я себе не представляю), а с отгрузкой возникли сомнения. Заранее благодарю за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Слово неотгрузка следует писать слитно. Легко представить контекст, в котором перед этим существительным стоит определение или предлог (получить сообщение о неотгрузке). Наличие этих слов является признаком того, что не с существительным образует единое слово.
Добрый день! «Неразмытые фотографии» или «не размытые фотографии»? Слитно или раздельно? Если имеется в виду, что фотографии четкие получаются.
Ответ справочной службы русского языка
При отсутствии противопоставления корректно слитное написание.
Как пишется правильно «непропагандирование» или «не пропагандирование»? Предложение: или с точки зрения непропагандирования этой темы
Ответ справочной службы русского языка
Если в предложении нет противопоставления (не пропагандирования, а. ), корректно слитное написание.
Ответ справочной службы русского языка
При отсутствии в предложении противопоставления правильно слитное написание.
Как писать словосочетание «социально (не)защищенный», «не» вместе или отдельно?
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая «Грамота», прошу ответа! Верная ли здесь пунктуация: «Отец был летчик — а сын избрал ученую карьеру» (или правильно только «Отец был летчик, — а сын избрал ученую карьеру». Вот еще пример, правильно ли: «Коллеги успели вовремя — а мне не хватило лишь десяти минут» (или правильно только «Коллеги успели вовремя, — а мне не хватило лишь десяти минут»). Вопрос вот в чем: требует ли союз «а» наличия запятой, если автор хочет поставить тире?
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу верно: Отец был летчик, а сын избрал ученую карьеру. Коллеги успели вовремя, а мне не хватило лишь десяти минут.
Между частями сложносочиненного предложения ставится тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, следствия, резкого противопоставления (чаще перед союзом и, реже перед союзами но, а). В приведенных примерах, на наш взгляд, лучше ставить запятые.
Здравствуйте, уважаемая Грамота! Скажите, пожалуйста, как писать краткое причастие (или прилагательное) в сочетании абонент не?доступен?
Ответ справочной службы русского языка
Возник спор по поводу фразы «Эта ткань недорогая, но качественная». Я считаю, что «недорогая» пишется слитно т.к. является характеристикой, мой оппонент настаивает на том, что писать следует раздельно, мотивируя это тем, что тут идет противопоставление (хотя как могут противопоставляться разные характеристики, как «тёплое» и «мягкое», я не понимаю). Подскажите, как правильно
Ответ справочной службы русского языка
Союз но не обозначает противопоставления (в отличие от союза а). Недорогая следует писать слитно.
Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, в предложении «я уважаю не русских» правильно ли раздельное написание «не русских». Я бы написала отдельно, ибо полагаю, что в данном случае это слово выступают в роли существительного, но, возможно, это не так.
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, как в данном случае пишется ненадолго: слитно или раздельно? Это приводит его в чувство, но ненадолго.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Это предложение построено некорректно вне зависимости от того, слитно писать небольшая или раздельно. Союз а используется для противопоставления (и не равен по значению союзу но). При этом слова большой и интересный не могут противопоставляться друг другу.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется противопоставление с союзом а, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется противопоставление с союзом а", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.