Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Передача чужой речи на письме
Чужая речь и способы ее передачи
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
Рассмотрите схемы этих предложений.
2. Предложения с косвенной речью
Батюшка не хотел верить,
что я мог быть замешан в гнусном бунте.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью.
Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »
Предложение с косвенной речью.
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
Как пишется прямая и косвенная речь
Как правильно оформить прямую речь
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Способы передачи чужой речи
К способам передачи чужой речи относятся:
Прямая речь на письме пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
Постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью объясним на схемах.
1) А: «П». Николай заметил : » Мне поручено записать данные в журнал «.
► При замене прямой речи косвенной учитывается тип предложения по цели высказывания.
1) Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз что:
2) Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то в косвенной речи используется в роли союза частица ли:
3) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при её замене косвенной речью используется союз чтобы:
► Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются:
Монолог заключается в кавычки. Знаки внутри монолога ставятся в соответствии с общими правилами.
Доктор в накинутой на одно плечо шубе стоял на крыльце. «Что я наделал? Отдал, отрёкся, уступил. Броситься бегом вдогонку, догнать, вернуть. Лара! Лара!
Не слышат. Она думает, что всё сложилось как нельзя лучше, по её желанию. Её Юрочка, фантазёр и упрямец, наконец, смягчился, слава Создателю, и отправляется вместе с ней куда-то в верное место, к людям поумнее их, под защиту законности и порядка».
. Всем своим сознанием он был прикован к далёкой точке в пространстве. В это открытое место падал в данное мгновение свет низкого, готового к заходу солнца.
(Б. Пастернак. Доктор Живаго)
Маленький старичок, начальник станции, спросил:
— Стало быть, сами из России будете.
— Из Белокаменной, — ответил гость.
— Московские. Всего повидали, небось?
— Преувеличивают. Но, правда, всего навидались.
Она ничего не говорила, не думала. Ряды мыслей, общности, знания, достоверности привольно неслись, гнали через неё, как облака по небу и как во время их прежних ночных разговоров. Вот это-то, бывало, и приносило счастье и освобождение. Не головное, горячее, друг другу внушаемое знание. Интуитивное, непосредственное.
О, какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают.
(Б. Пастернак. Доктор Живаго)
2) А: «Цитата. «
В письме от 6 августа 1924 года И.А. Куприн жаловался И.Е. Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня. »
3) А: «. цитата».
Чуть ниже читаем: «. отдалённость от родины приплюснула мой дух к земле».
4) А: «Цита. та». (многоточие на месте пропуска слов в цитате).
5) Текст + цитата как часть предложения (указание на автора)
И.А. Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив» (слова И.А. Бунина), что его повествование о том, чем является повседневная жизнь рядового человека, не просто любимо читателем, но бессмертно.
6) При цитировании стихотворения с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся:
А И. Куприн, когда создавал свои книги, не раз мысленно обращался к стихотворению Г. Р. Державина:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Повести И.А. Куприна «Суламифь» предшествует такой эпиграф:
Положи мя, яко печать, на сердце твоем,
яко печать, на мышце твоей:
стрелы ее — стрелы огненные.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Что представляют собой прямая и косвенная речь в русском языке?
Содержание:
В речевой практике часто возникает необходимость обратиться к высказыванию другого лица и привести его в собственном выступлении. Это можно сделать тремя способами:
Что такое прямая и косвенная речь? Чем они характеризуются?
Прямая и косвенная речь в русском языке используются как основные формы устного и письменного воспроизведения чужого высказывания.
Рассмотрим, что такое прямая и косвенная речь, на примерах.
Предложения с прямой речью имеют двухчастную структуру. В первой части (А) называется, кто произнес слова, во второй (П) — приводится точное высказывание. Позиция элементов друг относительно друга свободная. Покажем на схеме пунктуацию в подобных предложениях:
Прямая и косвенная речь — это синтаксически различные конструкции. Косвенная речь входит в состав сложноподчиненного предложения в качестве зависимой части с союзами что, чтобы, словно и частицей ли (если нужно передать вопрос).
Где они используются и применяются?
Прямая и непрямая речь используются в разных коммуникативных ситуациях и стилях. Точное воспроизведение чужих слов уместнее в письменной форме литературного языка. При этом в глаголах говорения может содержаться модально-оценочное значение: Сергей промямлил: «Не я чашку уронил, не ругайте».
Косвенная применима в большем диапазоне случаев. Обычны подобные конструкции в устной речи, когда нет необходимости в дословном цитировании. Используется эта форма в публицистике, в стилевых клише: «заявил, что…», «объявляют, что…» и т. д. С помощью непрямой речи можно передать объемное высказывание, сжав его содержание до выражения определяющей информации.
Как происходит переход от прямой речи в косвенную? Читайте ответы
Переход прямой речи в косвенную подчиняется правилам:
Ошибки в замене на косвенную речь возникают при объединении союза что и вопросительного слова из чужого высказывания: Волонтеры спрашивали, что почему им нельзя пройти на объект. В подобных конструкциях оставляется только вопросительное слово.
Не все предложения допускают конверсию в косвенную речь. Часто необходимо перестраивать всю структуру фразы, чтобы передать смысл высказывания. В сложных случаях лучше прибегать к цитированию.
Способы передачи чужой речи и знаки препинания при них
теория по русскому ? пунктуация
В зависимости от способа передачи в русском языке различают следующие разновидности чужой речи:
Прямая речь
Прямая речь – это форма передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и др. Прямая речь (сокращённое обозначение «П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В произведениях художественной литературы она часто используется как средство характеристики героев.
Примеры: «Славная погода завтра будет», – заметил я, глядя на светлое небо. (И.С. Тургенев); Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти. (А.С. Пушкин)
Косвенная речь
Косвенная речь – это чужая речь, которая вводится автором в повествование в форме придаточного предложения. Она не передаёт речь говорящего дословно, отражая её приблизительно. Слова автора находятся в главной части, чужая речь – в придаточной. В таких случаях главная часть стоит всегда перед придаточной, слова автора сопровождаются глаголами, обозначающими речевую деятельность (сказать, говорить, произнести, заявить, рассказывать, ответить и др.). С помощью подчинительных союзов и союзных слов прямая речь легко переделывается в косвенную.
Пример: Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними. (В.П. Астафьев) (В виде прямой речи – Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне: «Левонтьевские детишки собираются на увал по землянику, сходи с ними»)
Несобственно-прямая речь
Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоциональное своеобразие, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. В подобных случаях мысли и чувства героя сливаются с авторскими.
Пример: Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далёком Дунае! (Л.Н. Толстой)
Диалог
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, который используется в случае необходимости передать несколько реплик собеседников. При диалоге каждая реплика записывается с красной строки, перед ней ставится тире, слова автора часто отсутствуют.
– Ты видел? – сказал он, крепко пожимая мне руку, – это просто ангел!
– Отчего? – спросил я с видом чистейшего простодушия.
– Нет, видел: она подняла твой стакан … (М.Ю. Лермонтов)
Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Цитирование
Цитирование – это дословное воспроизведение фраз из высказываний или сочинений кого-либо при пояснении или аргументации собственного мнения.
Пример: Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»
Пунктуация в предложениях с прямой речью, диалогом и цитированием
Если косвенная речь и несобственно-прямая речь подчиняются правилам обычных простых и сложных предложений, то при работе с прямой речью, диалогом или цитированием следует помнить о знаках препинания.
Прямая речь всегда заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, между ними ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы.
Пример: Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со слова: «Вы очень мало взяли». (Н.В. Гоголь)
Если прямая речь идёт перед словами автора, они разделяются тире. Если в конце прямой речи не стоит восклицательный или вопросительный знак, мы ставим сначала запятую, а потом тире.
Схемы: «П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
Пример: «Вы кто такой будете, гражданин?» – испуганно спросил Никанор Иванович. «А вы поройтесь у себя в портфеле, Никанор Иванович», – сладко предложил Коровьев. (М.А. Булгаков)
Если прямая речь прерывает слова автора и снова продолжается, в кавычки ставится всё предложение. Между словами автора и частями прямой речи ставится запятая и тире при отсутствии других знаков.
Схемы: «П, – а, – п». «П, – а. – п». «П! – а. – п». «П? – а. – п».
Пример: «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо» (Б.Ш. Окуджава)
Пунктуация в диалоге
При оформлении диалога действуют те же правила, что и при прямой речи, исключая кавычки. Каждая реплика оформляется с новой строки, перед ней ставится тире.
– Я и не возлюбленная, – пробормотала она.
– Не половинка и не целое. Так… фрагмент…
– А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. (Э.М. Ремарк)
При цитировании цитата или её часть закавычивается и может быть оформлена как:
Цитаты из стихотворений не пишутся в кавычках, если соблюдаются стихотворные строки.
В стихотворениях М.Ю. Лермонтова общение с природой даёт человеку ощущение гармонии:
И счастье я могу постигнуть на земле,