«Развевается» или «развивается»: как правильно пишется слово?
В русском языке много глаголов, которые по-разному пишутся, но слышатся одинаково (омофоны). К таким словам относятся «развевается» или «развивается». Не всем понятно, с какой гласной, «е» или «и», нужно употреблять эти лексемы в письменной речи. Или нормативными считаются два варианта? Определим вместе, какая форма отвечает орфографическому правилу.
Как правильно пишется?
В современных словарях зафиксированы две формы – «развевается» и «развивается».
Часто эти слова заменяются друг другом, но так делать нельзя. Ошибки возникают из-за того, что сомнительная гласная находится в безударной позиции в корне, т.к. ударение падает на суффикс.
Поймём, какое из слов уместно писать в том или ином предложении, если внимательно изучим контекст, выполним морфемный разбор и правильно определим лексическое значение каждой из лексем.
Морфемный разбор слов «развевается» и «развивается»
Посмотрим, какими морфемами различаются анализируемые глаголы, разобрав их по составу.
Так, выполним полный морфемный разбор глагола «развевается»:
Выделим основу – «развева».
Вычленим следующие морфемы в слове «развивается»:
К основе отнесём – «развива».
Как видим, у интересующих нас глаголов разные корни – «ве» и «ви».
В каких случаях пишут слово «развевается»
Если в предложении идёт речь о колыхании чего-либо на ветру, то напишем в корне гласную «е» – «развевается» (3-е лицо настоящего времени).
Начальная форма – «развеваться» (несовершенный вид). Проверить написание этого слова можно с помощью лексемы «веять».
Значение слова «развевается»
Если мы откроем словарь, то увидим, что глагол имеет несколько основных лексических значений:
Примеры предложений
Рассмотрим предложения, в которых употребляется слово «развевается», чтобы закрепить приведённое правило:
В каких случаях пишут слово «развивается»
Если в контексте говорится о развитии чего-либо или кого-либо, то напишем в корне гласную букву «и» – «развивается» (3-е лицо настоящего времени).
Начальная форма – «развиваться» (несовершенный вид). Подтверждает правописание проверочное слово «развитие».
Значение слова «развивается»
В тексте глагол «развивается» используется в двух основных значениях:
Примеры предложений
Рассмотрим контексты, в которых представлена форма глагола «развивается»:
Ошибочное написание слов «развевается» и «развивается»
Неграмотно заменять глаголы друг другом, не учитывая их значения. Неверно – «розвивается», «розвевается», «развиваеться», «развеваеться».
Заключение
Итак, два глагола «развевается» и «развивается» считаются нормативными и могут употребляться на письме.
Однако они отличаются лексическими значениями, поэтому использовать их следует в подходящем контексте.
Запомним простое правило:
Также рекомендуется проверять правописание в орфографическом словаре.
Как правильно пишется слово «развивающий»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова олигофрен (существительное):
Синонимы к слову «развивающий»
Предложения со словом «развивающий»
Цитаты из русской классики со словом «развивающий»
Значение слова «развивающий»
1. прич. наст. вр. от развивать (Викисловарь)
Афоризмы русских писателей со словом «развивающий»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «развивающий»
1. прич. наст. вр. от развивать
Предложения со словом «развивающий»
Многие родители думают, что их задача – наполнить первые годы жизни малыша всевозможными развивающими занятиями.
Уверена, что содержание и харизматичность тренера – две важнейшие составляющие технологии развивающего обучения взрослых.
Собранной информацией я с удовольствием поделюсь и с вами, ведь детские развивающие центры – совершенно новое, неизведанное направление в отечественном образовании.
Синонимы к слову «развивающий»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?
Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Однако эксперты в области раннего развития пришли к выводу, что запуск речи – это индивидуальный процесс, для которого нет четкого возрастного периода. Исследования речевого развития показывают, что появление у ребенка речи зависит как от созревания определенных отделов головного мозга, так и от среды, в которой растет ребенок. Зная особенности своего ребенка, родители могут создать для него благоприятное окружение и помочь преодолеть трудности в развитии речи вашего малыша.
Развитие речи в раннем возрасте
Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность. Также в этом возрасте ребенок учится соединять гласные и согласные звуки, то если произносить слоги.
Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. Все дети начинают говорить в разное время. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.
Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша. Тогда вы непременно услышите то заветное первое слово.
Стадии развития речи ребенка
Как мы уже сказали, траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей.
Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Пассивный словарь всегда больше, чем активный, поэтому если ребенок не разговаривает, но понимает вашу речь, скорее всего, нет повода для беспокойства.
Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.
Возраст
Развитие речи
1-3 месяца
3-6 месяцев
Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).
4-5 месяцев
Визг, смех. Гуление в различных интонациях.
6 месяцев
7-8 месяцев
Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.
9-11 месяцев
Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).
1–1,5 года
Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).
2-3 года
Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.
3 – 4 года
Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.
При сильном расхождении уровня развития речи ребенка с возрастными нормами желательно обратиться за консультацией к специалисту (неврологу, логопеду, психологу), чтобы исключить задержку психоречевого развития.
Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:
Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.
Первое слово
Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.
Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.
Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина». Гуляя во дворе, попросите ребенка показать машину. А чтобы перевести слово «машина» из пассивного словаря ребенка в активный, укажите на машину и спросите: «что это?». Тогда ваш малыш непременно выучит новое слово и научится правильно его произносить.
Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Все это простые в произношении слова, которые образуются из повторяющегося лепета ребенка. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.
Первые фразы
Важным этапом развития речи является овладение фразовой речью в дошкольном возрасте. К 1,5 – 2 годам в речи обычно появляются простые фразы из двух слов. Активно увеличивается словарный запас, в употребление входят глаголы, предлоги, наречия. В 2-3 года дети начинают использовать прилагательные. Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек». В этот период дети всем интересуются, жадно познают окружающий мир и, соответственно, задают взрослым множество вопросов.
Если в этом возрасте у ребенка отсутствует фразовая речь, следует проконсультироваться со специалистом. Развивающие занятия помогут восполнить пробелы и заложить фундамент для дальнейшего развития речи вашего малыша.
Чтобы развить фразовую речь ребенка, можно делать следующее:
Также существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка. К ним относятся:
С этими и множеством других полезных упражнений вы можете познакомиться на занятиях в центре «Созвездие». Такие игры хороши тем, что их можно проводить дома самостоятельно. Они не только благотворно влияют на развитие речи, но и развивают внимание, память, мышление малыша. Выполняйте только те упражнения, которые вызывают у вас и вашего ребенка положительные эмоции, делайте это ненавязчиво и с неподдельным интересом. Самое важное – получать удовольствие от общения друг с другом.
Выводы
Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей, на каждом из которых происходит освоение новых речевых навыков. Эти стадии не имеют строгих возрастных границ. Переход от одного этапа развития речи к другому может происходить как плавно, так и скачкообразно.
Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку психоречевого развития.
Заключение
Каждый ребенок – это личность, в которой заложен свой уникальный путь развития. Не стоит торопить малыша. Лучшее, что можно сделать для развития речи ребенка – это обеспечить маленького человека безопасным пространством с развивающим материалом и помочь организовать в нем деятельность. Только ваше доверие ребенку поможет ему развиваться легко и гармонично. Именно таких принципов придерживаются в центре развития «Созвездие».
Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья
Поиск ответа
Вопрос № 299872 |
Ответ справочной службы русского языка
Нет, это слово не является стилистически нейтральным.
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать раздельно: с их еще не рожденными детьми.
Ув. эксперты, скажите, как правильно писать «не рожденного ребенка» или » нерожд енного ребенка». И как объяснить правильное правописание? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать контекст. В одном контексте будет правильным слитное написание, в другом – раздельное.
Здравствуйте! несколько раз задавала вам вопросы, но вы ни разу не ответили. попробую еще раз. «В разделе видео выложена (или выложены??) запись продолжения работы над клипом «Мой нерожд енный сын» и запись работы в студии над композицией «Битва». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта. Форма множественного числа сказуемого подчеркивает множественность предметов.
правильно ли написание: еще не рожденные или нужно еще нерожд енные?
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно пишется слово развиваешь?
Правильный вариант написания слова: развиваешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова развиваешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: развивать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.