Сабвуфер, савбуфер, самбуфер – как правильно?
Казалось бы, простой вопрос, но как видно из объявлений продаж, у многих возникают проблемы с его написанием. Иногда пишут, или слышу от знакомых – савбуфер, это еще ладно, перепутал человек местами две буквы, но когда говорят самбуфер, то…
Как же правильно пишется? Конечно же – сабвуфер. От слова subwoofer, где sub – приставка, а
woofer – ключевое слово, что с английского означает низкочастотный громкоговоритель с диапазоном частот до 1000 Гц. Приставка sub лишь добавляет то, что низкочастотный громкоговоритель предназначен для очень низких частот, в основном он отыгрывает диапазон до 100 Гц. Такие низкие частоты трудно локализировать (понять от куда играет), в связи с чем сабвуферы выпускают в отдельном корпусе для установки в любом удобном и правильном месте.
Пример низкочастотного громкоговорителя (НЧ динамика) Fostex FW305:
Сабвуферный громкоговоритель (так же можно назвать НЧ динамиком) ScanSpeak 32W/4878T00 Revelator.
Пример сабвуфера в плане отдельного корпуса – ELAC Adante SUB 3070:
Что же касается савбуфера или самбуфера, то этим может быть только такое чудо:
Еще одна интересность, которую заметил давно. Если на английской раскладке написать русскими буквами слово вуфер, то получим – death, что означает сами посмотрите, если кто не знает)
16 комментариев: Сабвуфер, савбуфер, самбуфер – как правильно?
Всё очень просто. Subwoofer *НЧ модуль корректно воспроизводящий диапазон до 160 – 250 Гц.
Савбуфер *устройство гудяще – бубнящее и играющее все что хотите, вплоть до колоратурного сопрано и флейты.
Самбухер* вероятно владелец последнего ))
Приветствую членкоров, кОров и корешей!
Псевдонаучный термин “самбухеръ” (совместно с видом доработанной канистры) у меня лично вызывает нездоровые ассоциации с неким “бухером”, который бухАть любит. АЧХ крайнего снизу изделия никто случайно не снимал?
Фазоинвертор сверху изделия в данный момент закрыт специальной крышкой-заглушкой, а провода выведены наружу по причине процесса настройки НЧ фильтра.
Дмитрию (aka LDS) — персональный респект от Йоды за нижнее фото!
Какая разница между активным и пассивным сабвуфером
Отличие активного сабвуфера от пассивного
Отличие активного сабвуфера от пассивного налицо, так как оба устройства выполняют разные функции. Сабвуфер – это низкочастотный динамик, предназначенный для воспроизведения широкого диапазона частот, работающий совместно с любым видом акустической системой. Зная, чем отличается активный сабвуфер от пассивного, можно спокойно делать свой выбор в пользу того или иного динамика.
Активный и пассивный сабвуфер, в чем разница?
Конструкция любого сабвуфера представляет собой один или несколько низкочастотных динамиков помещенных в единый корпус. Отличие активного сабвуфера от пассивного заключается в следующем:
Adam A5X — Активная акустика
Об акустике компании Adam можно услышать прямо противоположные отзывы: от полного неприятия до «Ну, наконец-то, вот Оно!». Уже сам этот факт говорит о том, что перед нами акустика незаурядная. Вспомните, как в романе «Колеса» Артура Хейли создавался новый автомобиль, — внешний вид был «новаторским», но многим он казался… Ну, Вы поняли… Хотя неоднозначные формы корпуса в романе были сделаны таковыми намеренно.
Как и подобает «серьезным» профессиональным устройствам, мониторы имеют балансный вход XLR, небалансный RCA и два дополнительных гнезда stereo link.
Эти два дополнительных разъема позволяют подключать акустические системы обычными межблочными стерео кабелями к бытовой аппаратуре. Делается это так: стерео шнур от воспроизводящего аппарата включаем в гнездо «unbalanced in» и «stereolink in», вторую колонку соединяем с первой через гнезда «stereolink out» и «stereolink in» входящим в комплект проводом.
На этой же панели расположены регуляторы усиления полосы ВЧ (+/- 4 dB) и двух полосный «полочный» эквалайзер (+/- 6dB). Довольно часто пользователи путают эквалайзер и регулятор усиления отдельных полос — различия схематически приведены в рисунках: «dimm2» — эквалайзер, «dimm3» — АЧХ регулировки твиттера.
В А5Х используются ленточные твиттеры, использующие фирменную технологию X-ART. К сожалению, описание новой технологии, называемой (extended Accelerating Ribbon Technology) выходит за рамки нашего обзора. В отличие от прежних моделей, в А5Х используются обновленные твитеры X-ART из более дорогих серий. Буква X означает «экстра». Внешне изменения заметны только в более крупной защитной решетке. Мидвуфер, как называют этот динамик сами производители, диаметром 5.5′′, сделан из фирменного композита Carbon fiber/Rohacell/Glass fiber и воспроизводит диапазон вплоть до 2,5 кГц, на эту же частоту настроен и внутренний кроссовер. Поскольку материал диффузора очень легкий, а подвес мягкий, то добротность, а следовательно, и разрешающая способность динамика, о которой мы говорили ранее, — высока.
Для чистоты эксперимента мы, не без некоторого опасения, поставили колонки на стол, предположив, что он будет сильно резонировать, поскольку никаких сколько-нибудь демпфирующих ножек на корпусах акустических систем не предусмотрено. Ставим первое произведение, — «Ре-минорный Концерт для фортепиано с оркестром Моцарта»: тут нас настигает первое и, как вскоре выяснилось, последнее разочарование — стол, как и предполагалось нещадно резонирует и отражает от своей поверхности звук в определенном диапазоне — в данном случае, диапазоне нижней середины. В итоге тот самый мидбас верхнего регистра контрабасов и нижнего регистра виолончелей «торчит гвоздем» и маскирует собой все остальное!
Напомним, что создатели А5Х Adam заботливо предусмотрели возможность использования опциональных угловых подставок, — поэтому наблюдаемые резонансы, — это, по сути, следствие нарушения правил эксплуатации. Но «предупрежден — значит, вооружен», и теперь Вы знаете, как не надо делать. Поскольку изначально мы решили тестировать все «в нулях», — то есть не вмешиваться в коррекцию и не трогать никакие регуляторы, то переставляем на стойки, подложив на всякий случай тоненькие листочки пенополиуретана в качестве демпфера.
Вот тут все встало на свои места, — кроме собственной головы! Впечатление было очень сильное. Такой детализации середины ранее слышать не приходилось: кажется, виолончели и альты можно посчитать. Вместе с тем, ничего не «разваливалось» и оркестр оставался единым целым. В первой части, — где вступает фортепиано, вдруг стали слышны альты и вторые скрипки со своим staccato, сольный рояль, — несмотря на то, что запись 1970 года, глубок, объемен и одновременно угадывается в расположении. Правда, нередко придание объема сопровождается отдалением, что не всегда уместно. «Верха» достаточно, но он мягок, и не слышно скрипичной «канифоли» даже в forte. Ставим тестового Элтона Джона: гитара вступила там, где нужно и совсем не замазалась клавишными «подушками». Голос Элтона весьма строг к большинству акустических систем — чуть что не так, начинает гнусавить. Здесь этого не было и в помине, — голос глубок, даже чувствовалась некая «полетность», хотя какая «полетность» у Элтона Джона, но, тем не менее… Yello, пожалуй, одна из самых распространенных тестовых записей. Для «прислушивания» к студийной акустике мы использовали композицию «Rubberbandman» из альбома 1991 года «Ваby». Этот трек содержит большое количество ритмических мелочей, которые на посредственной акустике теряются. При воспроизведении на А5Х Adam все было хорошо и все на месте.
Принято считать, что на мониторах ближнего поля нельзя точно контролировать нижний край диапазона. Это так, — конечно, не следует ожидать от маленьких динамиков ударного низа, но тот самый мидбас, — если он точен и хорошо артикулирован, позволяет с очень большой степенью достоверности и работать с этими системами и получить удовольствие от прослушивания, если мы решили использовать их дома.
В конце-концов, при необходимости на задней панели можно подкорректировать АЧХ встроенными регуляторами, но мы же договорились во время теста ничего не трогать!
Количество полос | 2 |
Диапазон частот | 50 Гц-50 кГц |
Мощность (RMS) | ВЧ — 50 Вт |
НЧ — 50 Вт (PWM) | |
(усилитель класса А/В) | |
Потребляемая мощность | 130 Вт |
Размеры | 252x150x185 мм |
Масса | 4,6 кг |
Цена (за 1 шт.) | 23250 руб. |
По материалам издания Потребитель
Сравнение
Давайте разберемся, что значат плюсы и минусы выше рассмотренных типов сабвуферов, а также как их можно сопоставить.
Нельзя определенно сказать, что лучше: активный или пассивный сабвуфер. Здесь все сугубо индивидуально. Если вы хотите самостоятельно настроить и выбрать оборудование «под себя», то лучшим вариантом будет приобретение пассивного сабвуфера. Если вы хотите довериться производителю и установить в автомобиль уже готовый продукт, не требующий больших финансовых вложений, то в таком случае вам больше подойдет активный тип.
Как выбрать сабвуфер для домашнего кинотеатра и музыки
Ведь вариантов на рынке – великое множество
Итак, вы решили выбрать сабвуфер для своей музыкальной системы. И мы это всячески приветствуем, поскольку считаем, что
в домашнем кинотеатре без него никак…
Сабвуфер (а чаще даже не один) – вещь жизненно необходимая в кинотеатральном комплекте, ведь многоканальный звук – это неотъемлемая часть любого фильма, и для сабвуфера (а вовсе не для поддержки «хилых» колонок, как некоторые думают) там даже выделены отдельные каналы со своей собственной информацией.
Добавить баса системе из телевизора с саундбаром? Нет ничего проще!
…и в стереосистеме его наличие тоже желательно
Сходу разбёрем пару типичных ситуаций.
Допустим есть любимые полочные колонки, звучание которых очень нравятся, но по объективным параметрам они не способны «прокачать» имеющееся помещение. Добавлением саба вы не измените их узнаваемый звуковой почерк, но обеспечите весомый басовый фундамент (расширение частотного диапазона вниз).
Сабвуфер пригодится в любой системе
Ещё вариант – переезд в новую квартиру и осознание того, что имеющиеся колонки (пусть даже и напольные) не обеспечивают необходимого качества звука в увеличившемся по объёму помещении. «Подпереть» их сабом снизу – милое дело: это точно дешевле, чем менять сами колонки, а следом за ними, возможно, и усилитель.
Дело не только в басе
Хороший сабвуфер не только увеличит протяжённость АЧХ вниз, он ещё и существенно разгрузит средний и высокий частотный диапазон усилителя основных колонок, сделает их звучание чище и детальней.
Основные критерии выбора
Выбирая сабвуфер для своей системы, вы должны ориентироваться, прежде всего, на следующие факторы.
Потенциал основных колонок.
Если это компактные колонки с нижней граничной частотой порядка 60 – 70 Гц, то вам подойдёт практически любая, даже относительно бюджетная модель сабвуфера (от 10 000 до 20 000 ₽ ) – наример, Ultimate SYM 5.
Если же это полноразмерные напольники, способные «копнуть» чуть ли не до 30 Гц, то для действительного улучшения качества их звучания придётся раскошелиться и на соответствующую модель сабвуфера, потому что ему придется опускать нижнюю граничную частоту системы чуть ли не на октаву, а это – задача для сильных духом!
В качестве примера можно привести сабвуферы REL.
Параметры помещения
Нужно прикинуть кубатуру помещения, чем она больше – тем мощнее должен быть сабвуфер.
Производители сабвуферов выпускают множество разных моделей – от самых маленьких до весьма внушительных, и вы всегда сможете подобрать способную «прокачать» именно ваше помещение
Приступаем к выбору
Самое сложное – слитность с основной акустикой
Сабвуфер и основные колонки должны совпадать как тембрально, так и динамически. Это критерий не качественный, а скорее – характеризующий индивидуальный почерк динамиков, в первую очередь – скорость их отклика. Необходимо добиться единообразной фактуры звучания, чтобы ни один из источников не выбивался из общего хора, а для этого важно в том числе и обеспечить бесшовный частотный стык сабвуфера и колонок. К этому можно прийти двумя путями простым и сложным:
Простой путь – «родной» саб
Допустим, вы – ярый поклонник монобрендового подхода к формированию ассортимента колонок у себя дома. Тогда вам прямая дорога за продукцией проверенных производителей, вроде английского Monitor Audio, немецкого ELAC или датского System Audio, которые предлагают множество решений по озвучиванию в рамках поставленных задач. Помимо гарантированного именем производителя качества изготовления и звучания, вы получаете единообразие дизайна и отделки, а также, что не менее важно – одинаковую тональность, в силу конструктивной идентичности всех акустических компонентов системы.
В рамках одной модельной линейки работа всех акустических систем, включая сабвуфер, тщательно сбалансирована производителем
«Чужой» сабвуфер – сложно, но результат может быть лучше
Если собрать систему целиком от одного производителя не представляется возможным (либо вы просто не ставите перед собой такую цель), то можно обратиться за помощью к специализированной компании, выпускающей исключительно сабвуферы. Например, к такому легендарному британскому производителю, как REL. Да, тут придётся повозиться с выбором и настройкой, но результат вас точно не разочарует.
Качество REL вас точно ре разочарует!
А вот от чего хотелось бы предостеречь, так это от попыток использовать сабы, созданные для «чужой» модельной линейки. В отличие от них, сабвуферы специализированных фирм изначально разрабатываются, чтобы «подружиться» с любой акустикой, и согласовать систему вам будет проще.
Определяемся с конструкцией
Самое основное: «калибр», количество и конструкция динамиков
Вариантов, естественно, море, но если брать крайние значения, то, скажем, сабвуфер с 8-дюймовым бумажным басовиком больше подойдёт для каких-нибудь настольных полочников, а если мы говорим про кинотеатр в большом зале, то тут явно речь должна идти о карбоновых или металлических диффузорах диаметром как минимум 10 – 12 дюймов.
REL 212/SE – особая конструкция для больших помещений
Акустическое оформление
Оно определяет тот объём воздуха, с которым контактирует диффузор сабвуфера в его корпусе.
Фазоинвертор — самый тривиальный вариант: с его помощью можно заставить басить относительно небольшой динамик в компактном корпусе, но придётся смириться с определёнными компромиссами в звучании, прежде всего с «сопением» – призвуками порта при прохождении по нему воздушного потока, а также с более резким падением АЧХ после частоты настройки порта, по сравнению скажем с закрытым АО. Результат воспринимается, «как гудение на одной ноте».
Закрытый корпус для сабвуфера – самое «музыкальное» решение
Усилители
В качестве встроенных сабвуферных усилителей чаще всего используются модели классов АВ или D. Первые – традиционные, этой технологии уже несколько десятков лет, и пожалуй единственный её недостаток – сложность с обеспечением сверхбольших значений выходной мощности. Его лишены модели класса D (на базе широтно-импульсной модуляции), но традиционные усилители, работающие по этому принципу, иногда обвиняют в недостаточной музыкальности.
Теперь дело за функционалом
Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны. Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению.
Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе. Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель.
Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:
Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.
Специальное мобильное приложение от производителя поможет без труда настроить сабвуфер для работы в любых условиях
Способы подключения сабвуферов к системе
Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.
Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.
Существуют ли нетипичные методы подключения?
Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:
Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.
Вы всегда сможете выбрать для себя оптимальный способ подключения сабвуфера, если, конечно, производитель позаботился об этом
В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.
В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.
Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.
Кино, или музыка?
Домашний кинотеатр требует от сабвуфера «эффектной» работы
Резюме
Во-первых, сабвуфер – желательный элемент практически любой аудиосистемы – как стерео, так и многоканальной.
Во-вторых, заложите некоторое время на выбор. Сначала подберите 3-5 вариантов по характеристикам, а потом приходите на прослушивание в салон. Такой подход позволит вам сузить круг «кандидатов» и сэкономить время.
Выбор сабвуфера – дело трудное, но благодарное. Живое объёмное звучание обновлённой музыкальной системы стоит затраченных усилий.
Как подобрать сабвуфер мы вам рассказали. А скоро расскажем о том, как его настроить!
Как сделать сабвуфер частью домашней системы
Часто можно встретить мнение, что сабвуфер — удел домашних кинотеатров, чтоб «бабахало» и «гремело» под киноряд. А еще говорят, что в Hi-Fi-системе сабвуфер только испортит звук. Но когда продвигающим подобные утверждения задаешь уточняющие вопросы — чаще всего оказывается, что сами они не имели опыта в сооружении того же трифоника. Либо же имели, но настройке и доводке «до ума» не уделялось должного внимания. Хотя даже в кинотеатральной системе установка и настройка сабвуфера — не совсем простое занятие. А в трифонике и подобных системах — тем более.
Так что же делать, чтобы с помощью сабвуфера получить прирост качества звука? Или, может, не стоит овчинка выделки?
Заинтересовала меня данная тема не без повода — имею в своем распоряжении пару полочников. В принципе, в их звучании мне всего достаточно. Но, послушав однажды правильно настроенный трифоник, по возвращении домой понял, что чего-то в звуке моих полочников явно не хватает.
Думаю, читатель уже догадался, о чем я — не хватает того объема и полноты звука, которые появляются, когда частоты от 60 Гц и ниже имеют хорошую опору. Сразу стоит отметить, что далеко не все напольные АС с вменяемым бюджетом могут себе позволить столь низкий бас без потери плотности и тела. Поэтому для большинства владельцев напольников эта тема тоже актуальна.
Как выбрать правильный сабвуфер?
Для начала определимся с задачами. Как правило, они бывают двух типов: озвучивать спецэффекты в составе домашнего кинотеатра или играть музыку.
В кинотеатральной системе главная задача сабвуфера — создать нужное звуковое давление при озвучивании спецэффектов. Обычно для этого используются сабвуферы в корпусе с фазоинверторным оформлением. Причина тому — большая отдача в нижнем диапазоне за счет того, что фазоинвертор выпускает на волю те низкочастотные волны, которые рождены внутренней стороной динамика сабвуфера.
К тому же, такое оформление позволяет добиться достаточно «большого» баса от сравнительно небольшого динамика — и в небольшом корпусе. Но и недостатки у фазоинверторных сабвуферов тоже есть: они более прихотливы к выбору места в вашем помещении. Также им присуща более неровная частотная характеристика, ведь частота резонанса у динамика сабвуфера и у самого фазоинвертора — разная.
Вследствие этого, если не уделить должного внимания настройке и поиску наиболее подходящего места — на выходе получите тот самый гул и бубнеж, о которых слагают легенды. Попытки объединить такой сабвуфер в трифоник со стереопарой редко когда заканчиваются удачно. Фазоинверторный бас характеризуется мощью и глубиной, но никак не упругостью и качеством баса, к которому так стремятся любители хайрезов.
Сабвуфер в закрытом ящике — полная противоположность. Он способен на быстрый, упругий и поджарый бас. Менее требователен к вашему помещению, лоялен к музыке, имеет более ровную частотную характеристику — все это идет в плюс. Но для того, чтобы добиться от закрытого сабвуфера мощного и глубокого баса, который будет сопоставим по эффективности с фазоинверторным, нам понадобится гораздо больший объем закрытого корпуса, а следовательно — больше места в помещении под саб. Несмотря на это, для построения трифоника и других музыкальных систем закрытый ящик подойдет гораздо лучше.
Цель такого сабвуфера в составе трифоника — расширить частотный диапазон акустической системы. Для кинотеатральной же системы закрытый сабвуфер тоже будет актуален, но при сопоставимых параметрах размер его будет больше, чем у его собрата с фазоинвертором.
С чего начать?
После того, как задачи для саба определены, рассмотрите устройство, которое отвечает за усиление в вашей системе. Если это ресивер — у подобных устройств уже есть выделенный выход для сабвуфера. Обозначен он чаще всего соответствующей надписью около разъема.
Если в вашей системе трудится стереоусилитель — скорее всего, отдельного выхода для сабвуфера у него нет. В этом случае у выбранной модели саба обязательно должен быть так называемый «высокоуровневый вход». Этот вход позволяет сабвуферу обрабатывать и корректировать исходящий полнодиапазонный сигнал от стереоусилителя.
При таком варианте сабвуфер подключается к клеммам для акустики. Предпочтительно использовать клемму «-» от одного канала и «+» от другого. Но встречались случаи, когда экспериментаторы подключали саб к клеммам одной из колонок — такой вариант вполне допустим, но остается на ваше усмотрение.
Также существуют модели сабвуферов, которые оснащены двумя парами клемм для вашей акустики. В этом варианте оба канала от стереоусилителя подключаются к соответствующим входам на сабвуфере, далее от сабвуфера сигнал подается на стереопару.
Это позволяет сабу с помощью встроенного кроссовера разгрузить Ваши АС от низких частот. Но таким способом вводится еще одно звено в звуковой тракт, и я не думаю, что этот вариант предпочтут любители «direct drive» и аналогичных кнопочек.
Куда поставить?
И так, вот он — новенький, блестящий, мощный саб. Успешно подключен, но где же бас? Такое часто случается, без паники. Скорее всего, сабвуфер подключен в противофазе с Вашими АС, и они нивелируют НЧ друг друга. У большинства современных сабвуферов на тыльной стороне имеется переключатель фазы, обозначен он чаще всего «0–180». Щелкаем тумблером, слушаем снова.
Если причина была в этом, разницу Вы услышите сразу же: «правильное» положение фазы — то, в котором низкие частоты слышны громче в месте прослушивания. Если дело не в фазе — проверьте правильность подключения сабвуфера. И посмотрите, наконец-то, в инструкцию. Кладут же их зачем-то в каждую коробку.
Кроме того, у более продвинутых моделей сабов можно найти плавную регулировку фазы. Она может пригодиться, когда вы будете экспериментировать с поиском места — не всегда бывает достаточно двух положений.
Итак, бас есть, но не совсем тот, который вы ожидали? Здесь начинается самая увлекательная часть — отправляем сабвуфер в путешествие по комнате.
Встречается мнение, что проще поставить саб на место прослушивания и самому уйти в тур по комнате на поиск позиции, в которой отдача по низким частотам вам нравится больше всего. Но не всегда это метод работает — несмотря на гибкость низкочастотного излучения, оно так же подвержено переотражениям и зависит от близости пола и стен к излучателю. А если сабвуфер фазоинверторного типа — эта зависимость удваивается. Поэтому поиск такого места в комнате и последующая рокировка слушателя и саба не всегда может дать желаемый результат.
Для музыкальной системы оптимальным считается расположение сабвуфера на линии АС. По центру, слева или справа от акустики. Ориентир — качество баса, граничащее с его оптимальным количеством.
Для кинотеатралов же поиск места не должен ограничиваться линией фронтальных колонок — здесь поле для экспериментов можно расширить в пределах зоны расположения вашей системы.
Тонкая доводка
Итак, место для нового компонента найдено. Настало время доводки сабвуфера до приемлемых показателей количества баса и уровня громкости относительно общей системы. Для этого все современные сабы оснащены как минимум двумя регулировками: это уровень громкости и частота среза.
Для кино важно эффектное и масштабное озвучивание происходящего на экране. Также важно, чтобы сабвуфер и остальные компоненты системы минимально вмешивались в работу друг друга. Здесь кинотеатралам на помощь приходит внутренний функционал ресиверов. Воспользуйтесь встроенным в ресивер кроссовером, чтобы отсечь от фронтальных и тыловых колонок ненужный диапазон частот.
Если ваша акустика напольная — установите для нее нижний предел примерно в 80 Гц. Если вы используете полочные колонки — оставьте им звуки где-то от 100 Гц и выше. Для сабвуфера же, в свою очередь, установите такие же верхние лимиты: 80 или 100 Гц, соответственно. Касаемо уровня громкости сабвуфера — для начала установите регулятор на треть от возможной мощности. Далее, уже в «полевых» условиях, вы поймете, нужно ли добавить ему громкости или же наоборот — немного отнять.
В Hi-Fi-системе настройка саба отличается. Сперва нужно выяснить, какой частотный диапазон доступен для конкретной АС, которую мы хотим объединить в трифоник. Интересен нам, прежде всего, нижний порог АС. По нему и ориентируемся: если это, допустим, 40 Гц — сперва попробуйте установить срез сабвуфера на 40–60 Гц, чтобы образовалась некая «накладка» и плавная стыковка частот саба и акустики. Можно экспериментировать и поднимать частоту среза еще выше — вплоть до 100–120 Гц.
Здесь результат будет зависеть от того, насколько плотно ваши АС могут играть на той или иной частоте в нижнем регистре. В результате, можно получить как переизбыток верхнего баса, так и приятное его уплотнение, лучшую телесность и полновесность звука. Но по итогу такой настройки, скорее всего, нужно будет убавить уровень громкости сабвуфера. А это, в свою очередь, приведет к ослаблению звучания самых нижних частот, на которые способен ваш саб.
Также существует альтернативный вариант настройки, когда срез сабвуфера устанавливается в его минимальное положение, а тонкая доводка происходит регулировкой уровня громкости саба относительно стереопары. В этом варианте лучше звучат самые нижние герцы — сабвуфер не возьмет на себя ношу АС, или же возьмет, но только ее малую долю. Такой метод рекомендует одна из фирм-производителей сабвуферов.
В конечном итоге, в плане настройки «референсом» считается такое сочетание звука, когда сабвуфер и акустика дополняют друг друга и становятся на слух «одним целым». Но и вкусовые предпочтения никто не отменял: в любом случае, главное — чтобы нравилось лично вам.
Выводы
Мы давно свыклись с мыслью о том, что сабвуфер в кинотеатральной системе — неотъемлемое звено. О его роли в Hi-Fi-системе споры не утихают уже достаточно долгое время. Счастливчики, которые имеют правильно настроенный трифоник или систему «2+2», неустанно стараются убедить остальных, что «жить стало лучше, жить стало веселее». К сожалению, очень часто — безрезультатно.
Со своей стороны могу добавить: после того, как однажды услышал хорошо настроенный трифоник, большинство АС для меня стали не так привлекательны в низкочастотном диапазоне. Многие из них нуждаются в сабовой поддержке — и это слышно невооруженным ухом. Но выбор, как всегда, остается за вами.