Безотметочное обучение: плюсы и минусы. Почему сегодня российское общество не готово к безотметочному обучению
Действующая сегодня пятибалльная система оценивания давно перестала устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ или письменную работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5». Иногда эмоции и вовсе выражаются восклицательными или вопросительными знаками. Но ведь в журнал такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или полугодия) нередко «бегают» за учителем, выпрашивая лучшую итоговую оценку.
Мало того, выставляя одну и ту же отметку разным детям, учитель далеко не всегда может остаться объективным. Нет никакого секрета в том, что администрация школы, контролирующие органы «не погладят по голове» педагога, если у того будут неуспевающие по предмету. Вот и приходится «натягивать» тройку. И в то же время этот же учитель ставит ту же самую «тройку» ученику, который может учиться на «4» и «5», но неудачно ответил, что-то не выполнил и пр.
Родители тоже не остаются в стороне, поскольку им часто не понятно, почему ребенок получил ту или иную отметку, что нужно исправить, над чем поработать, чтобы успеваемость сына или дочери улучшилась. Или они просто не согласны с оценкой.
Поэтому сегодня идея безотметочного обсуждается все чаще. Мало того, первые классы уже несколько лет учатся по этому принципу, т.к. такая норма закреплена законодательно. Однако до сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет четкого понимания, как обойтись без отметок. Вот и придумывают вместо баллов все, что угодно: картинки и печати, ленточки и ордена и т.д. – все, подскажет воображение учителя.
Но наша статья не ставит целью привести глобальные философские выкладки, это, скорее, попытка диалога с нашими читателями: как же нам оценивать знания учеников? И оценивать ли в традиционном понимании этого слова?
«Плюсы» безотметочного обучения
И исследователи-теоретики, и практикующие педагоги отмечают несколько неоспоримых достоинств введения безотметочного обучения.
Труд Ш.А. Амонашвили об оценках: Основы гуманной педагогики. Об оценках (OZON.ru, Лабиринт).
«Минусы» безотметочного обучения
Как у любой идеи, у обучения без отметок имеются свои отрицательные стороны. О них, в том числе, говорят педагоги, уже использовавшие в своей системе работы отсутствие отметок.
Таким образом, в реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и отрицательных моментов. Понятно, что основной целью его применения считают гуманизацию образования, ориентацию на личностно-ориентированный подход в обучении. Однако для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся и решены некоторые вопросы на законодательном уровне. А как считаете вы? Каков ваш опыт? Напишите в комментариях к статье.
Безотметочное обучение как условие формирования качеств субъекта учебной деятельности
Описание разработки
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников. Главным результатом учебной деятельности современного урока является изменение личности самого ученика. На уроках перед ребёнком ставится задача оценивания результатов собственной деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. Учащимся должна быть открыта общая картина совершаемой ими деятельности, чтобы они могли осознать себя субъектами этой деятельности, понять её содержание, цель, а также необходимость использования определённых средств её совершения, оценивать свои возможности в ней.
Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.
Таким образом, необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Впервые о безотметочном обучении заговорил Шалва Александрович Амонашвили. В основном все дети с радостью идут в первый класс, но по целому ряду объективных и субъективных причин (способности, уровень подготовки, здоровье, психологические особенности ребенка) по–разному усваивают материал и, соответственно, имеют разную успеваемость. Амонашвили говорил: «Для одних детей отметка – Баба Яга, а для других – добрая фея. »
Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение количественного и качественного результата процесса обучения, который определяется степенью усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровнем развития учащихся.
Отказ от использования отметок в I классе связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.
Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
В основу подходов к оцениванию при безотметочном обучении положены следующие вопросы:
Что оценивать (т. е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)?
Как оценивать (т. е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)?
Каким образом оценивать (т. е. какой должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления)?
Что нужно учитывать при таком оценивании (т. е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания)?
Проблемами внедрения безотметочного обучения в практику занимается психолог Галина Анатольевна Цукерман, которая разработала принципы безотметочного оценивания:
гибкость и вариативность – содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения.
приоритет самооценки – самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы ) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Безотметочное обучение в начальных классах
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.
Прежде всего, необходимо развести понятия «оценка» и «отметка». Оценка – более широкое понятие. Она может быть устной (похвала) или письменной (за-пись в тетради, содержащая конкретные замечания или отмечающая успехи). Она бывает словесной (Умница! Спасибо! Это класс! Хорошо! Молодец! Как приятно смотреть на эту работу! и т. д.) или знаковой (отметка в баллах, а так же любимые нашими учителями ракеты, быстроногие кони, ослики и черепахи). Иногда учите-ля рисовали что-нибудь, чтобы отметить удачу ребенка (звездочки, солнышко). Вводили заранее обусловленные рисунки типа мордочек или масок с разными вы-ражениями – веселым, нейтральным, грустным, плачущим. Эти мордочки быстро и прочно начинали ассоциироваться с обыкновенными двойками, тройками, чет-верками и пятерками. Начиналась обычная история (подсчет веселых и грустных мордочек, стремление получить как можно больше первых и как можно меньше вторых), т.е. игнорирование требования учителя или учеба только ради отметок.
Вероятно, именно ввиду такого обычно существующего в начальной школе хода вещей и были отмечены бальные оценки на этом этапе обучения.
«Отметка», т.е. количественное, бальное выражение оценки, принятая в нашей системе образования – вещь очень узкая и жесткая, по сравнению с понятием оценки.
Существующая в настоящее время пятибалльная система оценивания на первой ступени общеобразовательной школы (кроме первого класса) выполняет функцию внешнего контроля за результатами обучения в начальной школе со сто-роны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащего-ся: за три и за пять ошибок в диктанте мы ставим одну и ту же отметку. А для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше.
Из-за скрытности критериев по отметке очень часто нельзя судить о дейст-вительном уровне знаний, соответственно, сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Справедливо заметить, что отметка является травмирующим элементом начального обучения. При этом ее основными дефектами считаются:
Искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное с самим собой;
Искажение учебной мотивации;
Повышение тревожности и невротизация детей;
Закладка с помощью отметки ложной основы детской самооценки;
Невозможность отслеживания динамики школьной успеваемости ученика.
Школьники ежедневно сталкиваются с пресловутыми отметками. О чем дума-ют дети, впервые поняв, что взрослый человек недобр с ними, потому что… они именно такие, какие они есть? Для маленьких школьников пятерка не означает «Я хорошо пишу», а значит «Я хороший. Меня любят». Двойка означает «Меня не любят, я плохой». Тем самым с помощью оценки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начина-ет в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки. Для «слабых» учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспеваемость в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для «сильных» учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, ста-новится главной задачей учебы. Совершенно очевидно, что с такимии последова-телями отметочной системы мириться нельзя. Необходимо снять с детей угрозу «вечного дамоклова меча» отметок.
Вместе с тем, не вызывает сомнения и то, что оценивать детские работы нужно обязательно. Вопрос только в том – как именно.
Сделать оценку деятельности учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной возможно в условиях безотметочного обучения.
Важнейшими задачами в процессе реализации безотметочной системы оценивания в начальной школе является:
Развитие адаптивности здоровья учащихся;
Максимальное снижение уровня тревожности младших школьников;
Сохранение общего эмоционального здоровья учеников.
Соблюдение открытости в осуществлении контрольно-оценочной деятельнос-ти, ознакомление учащихся с критериями оценки, создание положительного микроклимата в классе в ходе оценивания способствует формированию у детей состояния внутреннего комфорта, уверенности, самоуважения.
При безотметочном обучении отметки учащимся не ставят. Однако это не зна-чит, что с ученика снимается ответственность за результаты его пребывания в школе. В силу вступает ОЦЕНКА как процесс отслеживания продвижения каждого ребенка. И здесь нужно четко определить:
Средства и способы фиксации того, что подлежит оцениванию (не долж-ны использоваться заместители оценочной системы – зайчики, флажки, звездочки и т.п; средства оценивания направлены на фиксирование инди-видуального продвижения каждого ребенка, но не на сравнение детей между собой по успеваемости и другим показателям, и является личным достоянием ребенка и его родителей);
Процедуру оценивания (в первую очередь выполняется дифференцирован-ная самооценка учеником самостоятельно выбранной для предъявления на контроль части работы, затем оценка качества выполнения этой части учи-телем; в случае несовпадения данных оценок осуществляются обсуждение и кориктировка);
Необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания (добровольность педагогов на уровне осознания необ-ходимости, преемственность оценочной политики между начальным и средним звеньями, согласованность оценочной политики между семьей и школой, договоренность об оценочных требованиях и формах внутриш-кольного контроля между администрацией школы и учителями).
Принципы безотметочного оценивания
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться.
Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило «Добавлять, а не вычитать».
Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий.
Оцениваться, прежде всего, должна динамика успешности учащихся относительно самих себя.
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
Правила оценочной безопасности
Оценивание в условиях безотметочного обучения предусматривают высочай-ший уровень профессионализма и специальную подготовку педагогов, т.к. пере-ход на безотметочное обучение требует полного пересмотра позиции учителя на-чальных классов по поводу системы оценивания. Только учитель со здоровой об-щей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и не-удачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий. Но поскольку учителя в новых условиях поставлены в неестественную позицию «оценивателей» и почти не имея механизмов для развития своей самооценки, в «Рекомендациях по организации опытно – экспериментальной работы» в условиях безотметочного обучения раз-работаны «Правила оценочной безопасности ». Правила эти обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов Взрослые обязаны их соб-людать, учителя учат их соблюдению детей. Нарушение правил оценочной безо-пасности обусловлено прежде всего эмоциональными проблемами ребенка или взрослого. Поэтому знание этих правил- это далеко не достаточное условие их соблюдения.
Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом сообществе, а в частности – в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот эти правила:
1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.)
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо: «Ты сделал три ошибки в этом примере»,- лучше сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки».
3. «На ложку дегтя – бочка меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
5. «За двумя зайцами …». Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
7. Формула «опять ты НЕ…»- верный способ выращивания Неудачника.
8. «Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки».
И хотя главное правило: учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной оценки, стоит почти незаметным на последнем месте, хочется, чтобы в школах каждого ученика встретили именно такие учителя, которые смогут соблюдать эти правила.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает создание новой модели начальной школы, одним из существенных моментов которой предлагается именно безотметочная система обучения с 1 по 4 класс. То, что сегодня на государственном уровне заговорили об отмене отметок, о развитии самоконтроля и самооценке не просто хорошо, а великолепно. Остает-ся только сделать следующий шаг, необходимый и честный: заговорить о спосо-бах и механизмах выведения каждого учителя в обычную для всех людей пози-цию: критически оценивающего и развивающего себя, свои действия, а не крити-кующего и оценивающего своих клиентов. Тем более, что наши «клиенты» так малы и ранимы.
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов
Система безотметочного обучения в начальной школе
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе и первом триместре 2-го класса начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
сочетание качественной и количественной составляющих оценки качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
Никакому оцениванию не подлежат:
темп работы ученика;
личностные качества школьников;
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Возможные приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна: осуществлять обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, и о слабых сторонах усвоения знаний. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение; отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.
Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения. Традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного образования.
С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.
Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.
Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе.
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную деятельность у детей. Делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становится и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.
Принципы безотметочного обучения ( Г.А. Цукерман )
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться.
Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило « Добавлять, а не вычитать».
Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий.
Оценивается, прежде всего, должна динамика успешности учащихся относительно самих себя.
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок есть предмет особого обсуждения, в котором и зарождается объективация критериев оценки.
2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. Уже в первом классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».
4. Содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
Принципы безотметочного обучения ( А.Э.Симановский)
1. Принцип градации трудности учебного материала, который предполагает в структуре любого учебного материала предусмотреть виды заданий, с которыми способны справиться учащиеся любого уровня подготовки.
2. Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания, реализация которого позволяет ему осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и сформировать адекватную самооценку. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие — выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).
3. Принцип постепенного накопления достижений: учащиеся с низким темпом обучения смогут почувствовать себя успешными даже на первых этапах формирования учебных умений, если не ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
4. Принцип свободы: в любой момент времени учащийся должен иметь возможность улучшить свои достижения. Для этого учащимся время от времени предлагают вернуться к заданиям пройденных учебных тем или к ранее оцененным умениям.
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий.
Если образовательное учреждение переходит на безотметочную систему, необходимо продумать следующие вопросы:
1. Соотношение общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой.
! Если в школе нет единой оценочной системы, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями.
2. Соотношение оценочной политики школы и семьи.
! Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.
Функции безотметочного оценивания в начальном образовании
Здоровьесберегающая — опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.
Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребенку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетенность и т. д.
Динамическая — связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видах и формах Оценивания дает возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами. Присвоение коэффициента эффективности обучения реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.
Осуществление здоровьесберегающей, психологической и динами
ческой функций невозможно без реализации методологической функ
ции. В качестве центрального звена по осуществлению данной функции
мы рассматриваем администрацию школы, методическую и психологи
ческую службы, которые организуют обучение учителей и родителей на
всех этапах учебного процесса и выступают координаторами их педаго
гической деятельности.
При использовании безотметочной системы важно увидеть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно. Нельзя оценивать личностные качества ученика: особенности памяти, восприятие, внимание. Необходимо четко определить, что можно оценивать, какие это компетенции.
По математике может быть оценка следующих компетенции:
— умение выполнять арифметические действия;
— умение составлять краткую запись;
— умение решать задачу;
— умение составлять схему;
— умение считать устно.
При введении безотметочного обучения особая работа должна проводиться с родителями. С появлением безотметочного оценивания в школе родителям не следует дома выставлять ребенку свои отметки, но они должны видеть успехи и неудачи своего ребенка, чтобы по возможности решить их.
Безусловно, система оценивания учебных достижений младших школьников должна улучшить психологическое состояние детей, устранить тревожность, побудить исправить свой прежний результат, помочь ребенку найти себя не только в учебной, но и в других видах деятельности, подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка.