Главная » Правописание слов » Как пишется слово веер или вейер

Слово Как пишется слово веер или вейер - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как пишется слово веер или вейер

Смотреть что такое «ВЕЕР» в других словарях:

Веер — (из нем. Fächer) небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на… … Википедия

веер — веерок, опахало, веерочек Словарь русских синонимов. веер опахало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ВЕЕР — небольшое ручное, обычно складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой). Складной веер, впервые появившийся в Японии и… … Большой Энциклопедический словарь

ВЕЕР — ВЕЕР, веерный, см. веять. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

веер — ВЕЕР, высок. опахало … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ВЕЕР — ВЕЕР, веера, мн. веера, муж. (чешск. vejir от нем. Facher). Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Веер — И взял ученик из рук Будды горсть листьев и прижал их к своей груди и никогда с ними не расставался. После смерти Учителя он разложил эти листья веером их было восемь и попытался, вспоминая проповеди Будды, закрепить за каждым из них одну … Энциклопедия мифологии

Веер — (от нем. Facher), опахало, известен с древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай). Первоначально веерами служили листья (пальм, лотосов). Форму листьев в дальнейшем приняли плетёные веера (распространены в Полинезии,… … Художественная энциклопедия

ВЕЕР — группа тупиковых путей небольшой длины, расходящихся в разные стороны от одного пункта и имеющих общую сортировочную вытяжку. В. предназначается для сортировки небольших количеств вагонов, но с разбивкой на большое число назначений, или для… … Технический железнодорожный словарь

веер — веера, мн. веера, м. [чешск. vejir от нем. Facher]. Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Как пишется слово веер или вейер

Веер (из нем. Fächer ) — небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать.

Как техническое приспособление веер является лопаткой, прикрепленной к рукояти.

Содержание

Первые упоминания о веере

Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности — они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти.

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также вееры из тростника, лотоса.

В императорском дворце вееры украшались шёлковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец — опахала-вееры были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.

Особое значение приобрёл веер в эпоху Нара и в эпоху Хэйан. Знаменитая придворная дама и писательница Сэй Сёнагон причисляет веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью».

Эпоха барокко — искусство церемоний

В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии, из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент.

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны — шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде вееры с зеркальцами посередине (такие вееры не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой.

При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.

Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.

Со временем веер из опахала и «знакового предмета» аристократки превратился в настоящее орудие флирта.

Рококо — флирт и лёгкость бытия

В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии.

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты — теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).

Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри» (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая.

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

В капиталистической Англии производство вееров было поставлено на промышленную основу. Помимо традиционных художественных сюжетов, английские мастера использовали рекламу товаров или правила игры в вист.

В России веер стал популярен в эпоху петровских реформ.

Век XIX — страусовый «бум»

В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке вееры стали изготавливаться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.

Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.

В это же время наметилась новая тенденция — теперь вееры заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь пасторальные и галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.

Самыми стильными были, по прежнему, французские вееры, однако Германия и Голландия также производят весьма достойную продукцию.

Существовали также вееры-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как вееры-меню и вееры-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.

Модерн, ар-деко и нью-лук — повторение пройденного

Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком (особенно после успеха балета «Шехерезада»). На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.

Другим направлением было возвращение к эстетике рококо в том виде, как её понимали Константин Сомов и «мирискуссники». Таким образом, возникла кратковременная мода на вееры с пасторальными сюжетами и многочисленными рокайлями.

В моду входят неудобные вееры из павлиньих перьев.

А вот Art-deco с его строгой роскошью, яркими цветами и стремлением к концептуальности предлагает женщине настоящие вееры-концепции.

Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».

По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.

Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными — здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.

После окончания Второй мировой войны, как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль New Look, на короткий срок возродивший корсеты, кринолин и, разумеется, вееры.

Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль — его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой.

Особой популярностью пользовались вееры с кружевным, полупрозрачным экраном (в эпоху New Look кружево весьма широко использовалось в индустрии моды).

Художники, работавшие в стиле pin-up, также довольно часто обыгрывали тему веера.

В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта. Кроме того, вееры используются в постановках костюмных и исторических пьес, в экранизациях литературных произведений, в концептуальных фотосессиях журналов Vogue и ELLE.

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй, веер начали использовать и как средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные вееры могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Огненные веера

Конструкция называемая веерами также используется в фаер-шоу. Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями изготовленными из кевлара расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также жонглировании.

Источник

Значение слова веер

Словарь Ушакова

в е ер, веера, мн. веера, муж. (чешск. vejir от нем. Facher). Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады.

Энциклопедия моды и одежды

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Словарь охотничьих терминов и выражений

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ВЕЕР, а, мн. а, ов и (устар.) ы, ов, м.

1. Небольшое, обычно складное опахало, раскрывающееся полукругом. В. из страусовых перьев.

2. перен. То, что имеет форму полукруга, усечённого с боков и книзу. В. искр.

| прил. веерный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина В. — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы («Магабгарата» и «Рамаяна»). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые В. делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски В. называется панк-ха , и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке В. из павлиньих перьев. В. из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять В. из павлиньих перьев «с глазами Аргуса», с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских В. — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п.

В Японии, как и в Китае, В. употребляется с незапамятных времен. В. — нераздельная часть японского национального костюма, а временами служит вместо записной книжки. Полагают, что В. изобретение японское, так как в обиходе японца он положительно незаменим: опусканием В. изъявляется почтение вельможе, движением В. японцы приветствуют друг друга, на В. японец подает бедному милостыню, на нем он принимает лакомства и т. п.; В. служит символом военной власти и употребляется генералами при командовании (на таком В. изображается серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандальное дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служат материалами для японских В. Самыми ценными и красивыми, однако, считаются В. из белой пеньковой бумаги с живописью. Изумительная ловкость и изящество японских художников в деле расписывания В. недаром доставили им всесветную известность. В 1866 г. такие В. продавались в Лондоне по 900 фунт. стерл. (около 9000 руб.) за штуку. Японские В. ныне в большой моде. Они, как и китайские, имеют легкую, изящную форму.

В Китае В. составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с В. в руках. Если верить стихотворению китайского поэта Ло-ки, то изобретение В. восходит до царствования императора Ву-ванг (1134 г. до Р. X.). Сначала В. делались из бамбука и перьев павлина; впоследствии их стали делать более из белой шелковой материи или из тканей, шитых шелком; их сменяют расписанные экраны (впоследствии складные) в форме круга или округлой трапеции. Они служат и для опахивания и для защиты от лучей палящего солнца. Излюбленный рисунок — древние китаянки, а также птицы и бабочки среди зелени и цветов. Если китайский В. делается из серебра, то основа его обыкновенно позолочена, а внутренние ветви состоят из филигранной работы, с синею эмалью. В. из слоновой кости, раковин и перламутра. сандального дерева и т. п. всегда а основе покрыты скульптурными украшениями, а ветви — ажурной работой. На открытых бумажных В. бывают надписи и рисунки; на таких альбомах-веерах иногда находятся автографы замечательных людей. Историческою известностью пользуется китайский В., подаренный в 1804 г. китайским послом графине Клозель, по случаю коронования Наполеона, и. В. этот хранится в коллекции Виль де Сардели, внучки графини Клозель. Грандиозной формы В. встречаются в древнем Египте. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках В. из страусовых перьев, в надписи названы «веероносцами с левой стороны царя». В египетской космогонии В. — эмблема счастья и небесного покоя. Один из изящных египетских В. полукруглой формы изображен на барельефе, представляющем триумф царя Горуса (1657 г. до Р. Хр.; см. таблицу «Bеepa», фиг. 1). В Булакском музее (см.) хранится замечательный В. царицы Аа-Хотены, жены Камеса и матери Ахмезиса, основателя XVIII династии (1703 г. до Р. X.). Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на В. надписи. В наше время В. в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где В. из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил В. французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике В. также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два В., украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

Через финикиян и фригийцев В. перешел из Ассирии к грекам, у которых первые В. делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение В. из перьев павлина (как известно, носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный В. из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (Лувр, см. фиг. 2). От этрусков В. под именем флабеллума переходит к римлянам (Теренций в своей комедии «Евнух» называет В. — flabellum). К В. прибегали преимущественно в термах и в театре. Римские В. делались с длинной ручкой, чтобы самому нельзя было обмахиваться; для этого имелся молодой раб — flabellifer, — обязанный опахивать свою госпожу даже во время сна (Плавт в комедии «Тринумус»). На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род В. — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев. Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи готовили В., и есть вероятие предположить, что даже св. Иероним делал В. в пустыне. Позже стали употреблять В. в церковных обрядах. В так называемых «Апостолических конституциях» говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два В. из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения. Во Франции в XIII столетии веер назывался «es mouchoir». Во всеобщее употребление В. входит в XVI ст. Его делают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла; но вскоре в Испанию и Португалию В. стали привозиться из Китая. Итальянские В. круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Итальянские В. готовились разнообразной формы: а) в виде древесного листа, украшенного искусственными цветами и листьями, б) или складные, в современной форме; такой В. (XVI в.) принадлежал принцессе Элеоноре д’Эсте, прославленной любовью к ней Торквато Тассо (см. табл., фиг. 3); в) или в виде знамени — В.-флюгер, — из шитых парчи и шелка. Знаменитая «Жена Тициана» (Дрезденская галерея) держит в руках такой В. Эти В. были в большом ходу в Падуе, Венеции и Неаполе. В.-флюгера — употреблялись только замужними женщинами. В конце XVI в. во Франции складной В. носится у пояса на длинной цепочке или щнурке. В Англии В. во всеобщее употребление вводятся при Генpиxе III. Королева Елизавета установила обычай, что английская королева от своих подданных может принять единственный подарок — веер; поэтому она названа «покровительницею В.». В эпоху Людовика XIV В. во Франции достигли необыкновенного совершенства. При Людовике XV вместе с В. французского изделия успешно обращаются индийские и китайские В., давшие начало производству В., так назыв, brises. Прекрасный образец веepa г-жи Дюбуа, в стиле Людовика XV, из слоновой кости, замечательной разной работы — см. на фиг. 4 (табл.). Лучший образец В. XVIII в. представляет собою В. маркизы Помпадур, как полагают, подаренный ей Людовиком XV (в коллекции г-жи Жюбиналь). От него сохранилось только богатое кружево, своего рода высокое произведение искусства. К той же эпохе относится В. Марии-Антуанетты (см. табл., фиг. 5), поднесенный ей городом Диепом 25 мая 1785 г., в день рождения дофина, впоследствии Людовика XVII. Несчастная королева, во время событий 5 и 6 октября, оставляя Версаль, подарила его своей хранительнице кружев. В. этот состоит из 20 пластинок цейлонской слоновой кости, связанных голубою лентой; резная работа (по рисунку Вьена) изображает эпизоды свидания Александра Великого с индейским царем Пором (IV в. до Р. X.). Благодаря влиянию маркизы Помпадур рисунок В. значительно совершенствуется (Буше и др.); на В. появляются красивые цветы, амуры и пастушки, с революцией уступающие свое место портретам прославленных политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий (открытие генеральных штатов Франции и др. сцены). Республика вводит В. из грубой материи с грубым рисунком заступа и грабель, под которыми выставлен девиз: » Смерть или свобода » . При директории В. душатся, рисунок становится сантиментальным. В обращение входят В.-лилипуты, небольших размеров, мода на которые продолжается и с наступлением Империи, когда фабрикация вееров значительно падает. Временем возрождения художественного В. должно считать реставрацию. Производство В. в Париже распространилось чрезвычайно, и с этих пор Франция снабжает Европу и Америку лучшими веерами. В. в стиле Людовиков XIV, ХV и XVI благодаря нескольким талантливым художникам сделались типами современного В. Вскоре и хромолитография была применена к В. Были пущены в ход новые В.: éventaile a coulisse, в подражание китайским, é v.-palme, év.— écran, év.-bouquet. év.-necessaи re, ev.-pochettes и др. Дероше — один из главных парижских фабрикантов В., приглашая лучших художников и платя им за рисунки для В. громадные деньги, стремился усовершенствовать современный стиль В. Эти художники — Энгр, Гамон, Куанье, Роза Бонер, Лами, Барон, Коламот, Говарт, Жером и др. Ныне в деле производства В. с Франциею конкурируют только Китай и Япония. Испанские В. уступают французским.

Ср. Г. Вейс, «История одежды, вооружения и пр.» (в перев. Васильева и Чаева, Москва, 1873-79); «История В.» («Ваза», 1875, №№ 8, 10, 12, 13, 15 и 19); В. Чуйко, «Из истории В.» («Новь», 1885, № 16); Blondel, «Histoire des é ve ntails» (Пар., 1875); Frauberger, «Geschichte des Fächers» (Лейпц., 1877); Uzanne, «Le eventail» (Париж, 1881, иллюстрировано).

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово веер или вейер, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово веер или вейер", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово веер или вейер:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *