Почему подросток пишется через О, ведь перед СТ пишется А?
5 ответов 5
В нашем случае гласная ударная. А под ударением мы пишем, что слышим.
Правило о правописании корней с чередованием относится к безударным гласным. Но здесь стоит сказать не столько о слове «подросток», сколько о слове «подростковый». Вот здесь действительно в безударном положении пишется О, хотя перед СТ. Можно, конечно, сослаться на «подрОсток», но ведь говорим же, что корни с чередованием ударением проверять нельзя (зАрево, зОрька). Значит, действительно стоит внести слово «подростковый» в список исключений.
Я что-то не поняла, почему удалён мой ответ (а он был первым) и мой комментарий, где я как раз писала про безударные гласные. Честно говоря, очень неприятная неожиданность.(((
Очередной пример того, что вопросы, начинающиеся с «почему» обычно не имеют правильного ответа. Можно было бы еще попытаться ответить на вопрос, почему при формулировке «детской» запоминалки с чередованием рос/раст/ращ не позаботились о списке всех исключений. Ну понятно, что о словах с гласной под ударением традиционно забывают. Но хотя бы упомянуть о подобных случаях вполне можно.
//————————
Я еще забыл сказать, что отсылка на ударность гласной тоже не закрывает вопроса. Надо еще упомянуть, что производные от «рост» в значении «длина одежды» всегда с О: ростОвой, ростОвка и проч. Хотя «ростовой» годится для обоих значений. Чума, короче, с этим правилом.
Поиск ответа
Вопрос № 298993 |
Добрый день. Подскажите пожалуйста, правильно ли построение фразы «Почему подростковый опыт влияет на всю оставшуюся жизнь». Если нет, то почему?
Ответ справочной службы русского языка
Что-то часто слышу » подростковый возраст». Неужели это не тавтология?
Ответ справочной службы русского языка
Это сочетание корректно и зафиксировано в словарях.
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему в слове » подростковый » в корне пишется буква о, ведь по правилу о чередовании гласных в корне при наличии букв ст должна писаться буква а. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Слово подростк о вый является исключением из правила. Раньше это слово произносилось с ударением на корне: подр о стковый. Произносительная норма изменилась, а написание – нет.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Думаем, что речевой (именно речевой) ошибки здесь все же нет, несмотря на определенные содержательные противоречия.
Здравствуйте.Как правильно произносить: подрОстковый или подросткОвый ; дЕньгами или деньгАми; допустимо ли выражение: «про тебя, про это» или только «о тебе, об этом»? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, вопользуйтесь окном «Проверка слова» на нашем портале. Вариант _про тебя, про это_ уместен в разговорной речи, вариант _о тебе, об этом_ общеупотребителен.
Ответ справочной службы русского языка
Приветствую вас! Помогите в расстановке знаков: Прежде всего хочу обратить ваше внимание на фактор доверия.Поступишь правильно, если будешь следовать не чувствам, но прежде всего указаниям свыше.(выделяется ли «прежде всего»).Юность можно описать как переходный период из организованного детства через неорганизованный подростковый период к реорганизованной зрелости( скажите свое мнение по поводу смысла!).Недавно я посадил дерево перед домом()неуклюжее маленькое деревце с тремя веточками. Не\ни: Во время свиданий нужно выяснить не\ни что она умеет делать (,)и даже не\ни какая она, хотя это немаловажно. Правильное написание «масс-медиа». Извините за многовопросие,понесло.Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Где ставить ударение в слове подростковый?
Подростковый — ударение в слове
Давайте разбираться, где на какую гласную ставится ударение в слове «подростковый»
Подростковый (прилагательное)
Верно
ПОДР О́ СТКОВЫЙ,
ПОДРОСТК О́ ВЫЙ оба варианта
Источник: орфоэпический словарь Русского языка. Необходимо запомнить на какой слог падает ударение что бы не ошибаться в произношении.
Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | подро́стко́вый | подро́стко́вое | подро́стко́вая | подро́стко́вые | |
Р. | подро́стко́вого | подро́стко́вого | подро́стко́вой | подро́стко́вых | |
Д. | подро́стко́вому | подро́стко́вому | подро́стко́вой | подро́стко́вым | |
В. | одуш. | подро́стко́вого | подро́стко́вое | подро́стко́вую | подро́стко́вых |
неод. | подро́стко́вый | подро́стко́вые | |||
Т. | подро́стко́вым | подро́стко́вым | подро́стко́вой подро́стко́вою | подро́стко́выми | |
П. | подро́стко́вом | подро́стко́вом | подро́стко́вой | подро́стко́вых |
Подростковый в контексте.
С этого начинается так называемый подростковый комплекс.
Мама говорит: подростковый максимализм. Может быть, я перерасту?
Значение слова «подростковый»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОДРО’СТКОВЫЙ, ая, ое (нов.). Прил. к подросток. Подростковая обувь.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
подро́стко́вый
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным подросток ◆ Книги были, по-видимому, первым шагом к приручению мальчишек-сорванцов, вступающих в сложный подростковый возраст. В. А. Солоухин, «Капля росы», 1959 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У меня было несметное количество игрушек, весёлых книг с картинками, подростковый велосипед, узкоплёночный кинопроектор, высококалорийное, витаминизированное, надоевшее мне до смерти питание и другие блага. Марк Захаров, «Суперпрофессия», 1988–2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. свойственный подросткам ◆ Дочь была её точным повторением — поразительная копия, с материнской походкой, теми же подростковыми ухватками, той же манерой сидеть, задрав ногу на ногу. Дина Рубина, «Высокая вода венецианцев», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда уже пройдет этот подростковый идеализм, заставляющий предполагать в дураках высшие человеческие начала! Дмитрий Быков, «Орфография», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Детский и подростковый инфантилизм больше заметен у мальчиков. Александр Фадин, «Слишком дети», 2002 г. // «Домовой» (цитата из НКРЯ) ◆ За время моего годовалого отсутствия у Лии пропала подростковая угловатость, сгладились линии, округлились формы. Андрей Белянин, «Свирепый ландграф», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Как пишется слово подростковый или подростковый
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.
Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.