Чтобы усвоить это правильное написание, прочтем примеры предложений.
Таня вдруг стала понимать, что ей нужно спешить.
Видно, я не хотел понимать очевидное, как бы ни было мне тяжело.
Андрей не мог не понимать, что обстоятельства сложились не в его пользу.
А кто должен понимать твои претензии?
Необходимо понимать, что многое зависит от правильного выбора.
Уже в зрелом возрасте Алина стала понимать музыку Бетховена.
Проверочное слово к слову «понимать» невозможно подобрать из-за чередования в корне родственных слов. Чтобы узнать, что в корне слова «понимать» пишется буква «и», применим правило орфографии.
При произношении этого глагола ударным является гласный суффикса:
По этой причине возникает затруднение в написании буквы «и» или «е» в корне слова:
Чтобы убедиться в написании буквы «и» в корне исследуемого глагола, прежде обратимся к родственным словам и определим в их составе корень:
В русском языке глагол несовершенного вида «понимать» соотносится с глаголом совершенного вида «понять». Эти родственные глаголы употребляются в речи в значении:
Как видим, в корне родственных слов чередуются элементы -я-/-им-. Это историческое чередование невозможно доказать ударением с помощью проверочного слова. В написании интересующего нас слова применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как работает это правило:
Чтобы усвоить это правильное написание, прочтем примеры предложений.
Таня вдруг стала понимать, что ей нужно спешить.
Видно, я не хотел понимать очевидное, как бы ни было мне тяжело.
Андрей не мог не понимать, что обстоятельства сложились не в его пользу.
А кто должен понимать твои претензии?
Необходимо понимать, что многое зависит от правильного выбора.
Уже в зрелом возрасте Алина стала понимать музыку Бетховена.
Данное слово является действительным причастием настоящего времени (также прилагательным), которое образовано от глагола “понимать”, употребляемого в значении “подготовленный, сведущий, разбирающийся в чём-либо, выражающий понимание”. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует три варианта правописания анализируемого слова:
Согласно орфографической норме русского языка правильным являются первый и трети вариант:
Почему пишем гласную букву “ю” в суффиксе?
В данном случае мы воспользуемся следующим правилом:
Действительные причастия настоящего времени имеют суффикс “-ущ-/-ющ-“, если образованы от глагола 1-го спряжения. И, соответсвенно, пишется суффикс “-ащ-/-ящ-“, если причастие образовано от глагола 2-го спряжения.
Спряжение глагола мы определим по инфинитиву.
Слово “понимающий” образовано от глагола “понимать”.
“К первому спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на: “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”.
Глагол “понимать” оканчивается на “-ать”, значит относится к первому спряжению, поэтому мы пишем гласную “ю” в слове “понимающий”.
Почему пишем гласную “и” во втором слоге?
Причастие “понимающий” образовано от словарного слова “понимать”, правописание которого следует запомнить. Поскольку в словарном слове пишется буква “и” во втором слоге, то и в производном причастии следует писать букву “и”.
Не всем понятно, каким из правил руководствоваться при написании безударных гласных в корнях слов, которые относятся к разным частям речи. Какую букву выбрать при употреблении глагола «понемаю» или «понимаю»? Разберёмся в этом вместе.
Согласно норме русского языка, напишем слово с гласной «и» в корне – «понимаю».
«Понимаю» – это глагол, который стоит в форме 1-го лица (единственное число, настоящее время). Проверить его правописание с помощью стандартных орфографических правил не получится. Слово является словарным, поэтому правильный вариант нужно запомнить. В случае затруднения рекомендуется обратиться к словарям.
Посмотрим, на какие морфемы делится глагол «понимаю»:
Основой является часть глагола без флексии – «понима».
Прочтение контекстов с рассматриваемым глаголом поможет быстрее запомнить правильное написание:
Слова, выражающие схожие значения: «чувствую», «считаю», «полагаю», «рассматриваю», «учитываю», «ощущаю», «воспринимаю», «осознаю», «догадываюсь».
Некорректно писать «понемаю», «панимаю», панемаю», «по нимаю», «па нимаю».
Таким образом, это словарное слово, правописание которого нужно запомнить или проверять по словарю.
Во всех случаях пишем в корневой морфеме гласную букву «и» – «понимаю».
Если сомневаетесь, как пишется – «поняла», «понила» или «понела», необходимо вспомнить написание глаголов определенных форм, в которых ударением можно выделить любой слог. Давайте вспомним это правило.
В соответствии с правилом орфоэпии, ударение в последнем слоге, пишется – поняла.
Исторически в русской орфоэпии действует правило, которое говорит о том, что в глаголах ж. р. ед. ч. прошедшего времени последний слог должен быть в сильной позиции.
То есть, указанную словоформу, образованную от инфинитива «понять», необходимо всегда произносить так, чтобы конец слова был под ударением и произносился отчетливо – [пън’ила]. Это правило распространяется на большую часть подобных глагольных форм. Сравним: ушла, принесла, зажгла.
Правописание безударных гласных в слове условно можно проверить словами – понять, понял. Но лучше написание запомнить или проверить по словарю.
Я всё поняла, я всё сейчас же сделаю.
Ты, Мария Ивановна, видимо, не поняла, что я тебе сказал сейчас?
Если ты что-то не поняла – переспроси.
Ошибка – писать слово так: понила, понела, паняла.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово понимать или понемать, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово понимать или понемать", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.