Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»
В центре комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — описание уклада жизни московского консервативного дворянства. Основной идеей пьесы выступает обличение устаревших, отживших свое взглядов аристократов на многие социальные вопросы. Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» собрало в себе все отрицательные черты помещиков, живших в начале 19 века.
Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов — один из центральных персонажей пьесы. В честь него и появилось такое выражение, как «фамусовское общество» (название пишется с маленькой буквы, хоть и образовано от фамилии). Он больше остальных отстаивает идеи старого порядка. Мужчина занимает влиятельную должность, он на хорошем счету в приличном обществе и довольно богат. Действие комедии разворачивается именно в доме Павла Афанасьевича. В его образе были собраны основные черты аристократии 19 века.
Можно описать главные ценности дворян тех времен:
Как видно, для аристократов личные качества человека ничего не значили. Сам Павел Афанасьевич однажды сказал своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». В этой краткой цитате отражаются все ценности московской элиты. Он, как и другие дворяне, не хотел видеть в роли своего зятя какого-то бедняка. Фамусову не было дела до характера и даже внешности будущего жениха дочери. Для того чтобы заслужить его расположение, молодцу было достаточно иметь несколько тысяч крестьян в подчинении. В расписании мужчины — только праздные мероприятия.
Легкомыслие героя по отношению к своей работе поражает. Он не читает бумаг, на которых ставит свою подпись, и не пытается вникнуть в вопросы бухгалтерии. Осуждается в произведении также любовь дворян брать на работу людей только из-за дворянских родственных или дружеских связей. Для Фамусова, как и для всех дворян, абсолютно никакой ценности в сотруднике не представляло его образование или профессиональные навыки. Поэтому на должности они брали родственников.
Характерные черты фамусовского общества собрались в образе Павла Афанасьевича:
Дворяне часто играют в дружбу и уважение к своим знакомым. Примерять роль друга и товарища для них стало обычным делом. На самом же деле за доброжелательностью часто скрываются равнодушие и желание угодить сильному и влиятельному человеку.
Идеал дворянина
Фамусов в лице Скалозуба видел идеального мужа для своей дочери Софии. Персонаж предстает перед читателем как глупый солдафон, но Павла Афанасьевича это мало интересует. Ведь Скалозуб дослужился до звания полковника, а также является очень перспективным и богатым человеком.
Он поддерживает связь с множеством своих знакомых и не забывает о родственниках. Чтобы получить свое звание, полковник ничего не делал. Он добился всего за счет использования своих связей. Сам Скалозуб однажды похлопотал о том, чтобы его двоюродный брат продвинулся по карьерной лестнице. Но тот, когда его хотели повысить, бросил все дела и переехал в село, чтобы вести спокойную жизнь, далекую от этой элиты.
Ни Фамусов, ни Скалозуб этого поступка понять не смогли. Ведь для них главными целями в жизни всегда были высокие звания, уважение в обществе и достаток.
Роль Молчалина
Среди представителей фамусовского общества встречались и бедные аристократы без высоких званий, которые только стремились к ним. На примере таких героев автор показывает поклонение старшему богатому поколению и попытки выслужиться перед людьми, стоящими выше. Именно такую роль играет в комедии Молчалин.
В начале произведения герой кажется читателю немногословным и скромным молодым человеком Софии. Но сразу же после того, как девушка не смогла сдержать свои душевные порывы к возлюбленному на людях, ей стало открываться его настоящее лицо. Герой, подобно ее отцу, очень боится сплетен окружающих и неверных выводов о себе. Связь с Софьей сильнее всего раскрывает героя. Он не питает к ней никаких чувств, а лишь играет в них, чтобы угодить дочери высокопоставленного чиновника.
Жизненным кредо героя с детства было «угождать… хозяину, где доведется жить» и «начальнику», у которого он будет работать. Это был главный закон, которому обучил его отец, — прогибаться под сильных людей. Ведь это позволит ему, бедному дворянину, входить в состав элитного общества. Потому и безмолвен Молчалин, что не имеет высокого звания. Его фамилия «говорящая», как и у многих других персонажей произведения. Герой не выражает своего мнения, лишь бы угодить другим.
Ему приходится зависеть от ласки и мнения других о себе. Потому и блаженствуют такие люди на свете, ведь аристократия всегда будет ждать только услужливости в свой адрес.
Второстепенные персонажи
В сочинении нельзя не вспомнить о том, что в «Горе от ума» присутствует большое количество второстепенных героев. Все они позволили Грибоедову как можно глубже продемонстрировать, каковы были взгляды и идеалы московского дворянства. Самые яркие второстепенные персонажи:
Загорецкий в пьесе выступает воплощением непорядочного и низкого человека. Платон Горич говорил о герое, что он тот еще мошенник. Но несмотря на это, его повсюду принимают, а Чацкий при этом, порядочный и добрый человек, был в московском обществе изгоем.
Все до единого перечисленные персонажи быстро распространяют злословие о Чацком. Герои считают, что герой обезумел, и быстро доносят это сообщение до остальных. А причинами этого стали его образованность и либеральные идеи. Общество, в котором он оказался, можно охарактеризовать как людей, не стремящихся к знаниям. Они не понимали, зачем нужно образование, если всего можно добиться при помощи полезных знакомств. Особенно ярко это показывается в момент всеобщего осуждения Чацкого.
Господин Репетилов
Этот герой был введен в комедию только в поздней ее редакции. Первое появление Репетилова происходит в четвертом действии. У него, как и у других персонажей, «говорящая фамилия». Она была образована от французского слова «повторять». И это неудивительно, ведь герой очень любит говорить попусту. Он увлекся идеями либералов и вовсю их распространяет.
Этот герой, с одной стороны, показывает одиночество Чацкого. Ведь в основном все единомышленники Александра Андреевича были такими же пустыми болтунами, как и Репетилов, хотя сам Чацкий был образован и действительно верил в свои идеи. Оттого и был одиноким в окружении псевдолибералов.
Но, с другой стороны, во время создания образа Александр Грибоедов хотел показать, что он со скептицизмом относится ко всему оппозиционному дворянству. В этом отношении Репетилов — «двойник» Чацкого. И обличая Репетилова, Грибоедов показывает также недостатки главного героя пьесы.
Конфликт с Чацким
В произведении описывается конфликт между обществом и Чацким. Автор показывает, как велико различие между ним и дворянством. Познакомившись в доме Фамусова с аристократами, молодой человек во время беседы с окружающими пытается отстаивать общечеловеческие принципы, говорит о ценностях.
Он пытается обсудить с Фамусовым его образ жизни и доказать, что советы отцов не всегда бывают верны, не стоит им слепо следовать. Он поднимает тему новой жизни и любви. Но хозяин дома не понимает его мыслей, он убежден в том, что служба и богатство — это главное. Чацкий же таких взглядов не поддерживает, а потому все дворянство объединяется против него. Они распустили сплетни о его сумасшествии.
Однако Чацкий не испугался и продолжил отстаивать свои взгляды и ценности. Он обвинил аристократию во вранье и лицемерии. Герой высмеивает пороки общества и старается донести до окружающих, что поклонение всему зарубежному нелепо, поскольку гораздо лучше преданно служить своей родине. Но никто не прислушался к доводам Чацкого, и поэтому ему пришлось уехать из Москвы.
Грибоедов использовал сатиру в изображении фамусовского общества и в описании дворян, которые боятся прогресса и не стремятся к новому. Они считают, что любые перемены угрожают их материальному достатку и призрачному счастью. Но и в их кругах уже возникли противоречия, в результате которых старые ценности сменятся новыми.
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»: характеристика московского общества
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» Грибоедова
«Комедия «Горе от ума» прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.
«. А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой. «
Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.
Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, «сгибался в перегиб» и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.
«. При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку. «
Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.
Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.
Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.
Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:
«. набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле. «
«. Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених. «
«Кто беден, тот тебе не пара», замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.
Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.
Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.
К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.
По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.
«. Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья. «
Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:
Фамусов в одном месте комедии говорит:
«. Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед. «
то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.
В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.
Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне. Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.
Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни.
Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.
Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.
Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды.
«. От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку. «
(С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», глава «Фамусов и его кружок», 1891 г.)
Как пишется фамусовское общество с большой или маленькой буквы
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
5.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
5.2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. (По 2−3 стихотворениям поэта.)
5.3. Какие человеческие пороки осмеяны в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?
5.4. Произведения какого русского писателя второй половины XX века интересны Вам и почему?
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
1.1.1. В чём заключается смысл реплики Чацкого, завершающей данный фрагмент?
1.2.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина раскрывается тема свободы?
1.1.1. Чацкий, влюбленный в Софью, вынужден узнать, что ему предпочли другого. И кого? Молчалина, человека с «такими чувствами, с такой душою»! Чацкий понимает, что Молчалин низкий человек, способный предать, переступить через любого для достижения своих корыстных целей. От этого еще невыносимее боль от измены и разочарование в любимой.
1.2.1. На первый взгляд ясно — это его лирический герой. Но! Может, такой же узник — это орёл? Птица, которой по определению предназначено проводить жизнь в вольном полёте, превращена в узника. И своего товарища орёл зовёт улететь! Однако что за темница, что за решётка? Возможно, не стоит это понимать буквально. Решётка — это, возможно, привычный взгляд на мир, который мешает освободиться. Темница — наши страхи, заблуждения. А орёл – это как напоминание бессмертной душе, что она свободна, что мысли должны быть свободны, и им не страшны никакие темницы.
1.1. В чём заключается смысл реплики Чацкого, завершающей данный фрагмент?
1.2. Какую роль в приведённой сцене играет приём антитезы?
1.1. Чацкий, влюбленный в Софью, вынужден узнать, что ему предпочли другого. И кого? Молчалина, человека с «такими чувствами, с такой душою»! Чацкий понимает, что Молчалин низкий человек, способный предать, переступить через любого для достижения своих корыстных целей. От этого еще невыносимее боль от измены и разочарование в любимой.
1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Контраст — резкая противоположность. В приведенной сцене противопоставляются друг другу Молчалин и Чацкий. Это антиподы во всем. Даже в оценке людей, например, Татьяны Юрьевны они прямая противоположность друг другу, потому что у них разные ценности и ориентиры.
Комментарии к сочинениям
5.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, то-гдашний ее дух, исторический момент и нравы.
5.2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. (По 2−3 стихотворениям поэта.)
Лирика дружбы занимает одно из центральных мест в лирике А. С.Пушкина. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю его жизнь. Но сгодами представление о дружбе менялось. При написании сочинения по данной теме необходимо помнить, что дружба у Пушкина рассматривается в трех вариантах: 1) дружба как прочный братский союз («19 октября», «Разлука», «Пирующие студенты», «И. И.Пущину»); 2) дружба как союз единомышленников («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»); 3) дружба-вражда («Коварность»).
5.3. Какие человеческие пороки осмеяны в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Главной задачей сатиры сам писатель считал исследование явлений общественной жизни, социальных язв и пороков. Зачастую Салтыков-Щедрин прибегал к гротеску — изображению действительности в преувеличенном, уродливо−комическом виде, сочетавшем реальное и фантастическое, страшное и смешное. Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
Не потеряла своей актуальности и сказка «Премудрый пескарь», высмеивающая ме-щанский подход к жизни. «Как бы чего не вышло» — жизненное кредо щедринского пескаря. Его боязнь всего и вся стало причиной того, что жизнь прошла мимо пескаря. Боялся, чтобы жить, а оказалось, что и не жил вовсе.
Щедринская сатира проникнута тоской по правде, по свободе и пониманием того, что окружающая действительность безобразна и с ней трудно, но необходимо бороться.
5.4. Произведения какого русского писателя второй половины XX века интересны Вам и почему?
Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 13 |
Критерии оценивания грамотности
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).