литературно-художественный
Смотреть что такое «литературно-художественный» в других словарях:
Литературно-художественный — прил. Связанный с художественной литературой [литература 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
литературно-художественный — литерат урно худ ожественный … Русский орфографический словарь
литературно-художественный — … Орфографический словарь русского языка
литературно-художественный — литерату/рно худо/жественный … Слитно. Раздельно. Через дефис.
литературно-художественный — литерат/ур/н/о/ худож/еств/енн/ый … Морфемно-орфографический словарь
Литературно-художественный кружок имени Я. П. Полонского — Литературно художественный кружок имени Я. П. Полонского, образован в конце 1890 х гг. посетителями «Пятниц» Я. П. Полонского как их продолжение (наряду с «Пятницами» и «вечерами» К. К. Случевского). Цель кружка «сближение лиц,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Литературно художественный кружок — имени Я. П. Полонского, образован в конце 1890 х гг. посетителями «Пятниц» Я. П. Полонского как их продолжение (наряду с «Пятницами» и «вечерами» К. К. Случевского). Цель кружка «сближение лиц, интересующихся вопросами поэзии, изящной… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
литературно-художественный журнал — Журнал, содержащий произведения художественной литературы, а также публицистические и критические статьи и материалы. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN belles lettres journal DE Literaturzeitschrift FR magazine… … Справочник технического переводчика
литературно-художественный журнал — литературно художественный журнал: Журнал, содержащий произведения художественной литературы, а также публицистические и критические статьи и материалы. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Литературно-художественный журнал — журнал, содержащий произведения художественной литературы, а также публицистические и критические статьи и др. материалы … Реклама и полиграфия
Художественная литература
Что такое художественная литература
Понятие «литература» произошло от латинского слова «littera» — буква, письменность.
Представление о художественной литературе как особом виде искусства сложилось в эпоху романтизма — в конце XVIII-начале XIX века. Первые художественные произведения появились гораздо раньше. Одним из наиболее ярких образцов древней литературы является поэма «Одиссея», созданная Гомером в XI-VIII веках до нашей эры.
Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что включает в себя понятие
К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.
В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.
При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.
Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:
Особенности, какую роль играет в жизни человека
Для художественной литературы характерны следующие особенности:
Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:
Значение художественной литературы в развитии детей
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:
Она развивает различные познавательные процессы:
Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.
Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:
При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:
Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.
По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.
Деление на жанры
Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.
Выделяют 3 ее основных рода:
Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.
Эпические жанры:
Примеры эпических произведений:
Лирика
Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.
Лирические жанры:
По содержанию лирика бывает:
Драма
Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.
Характерные особенности:
Драматические жанры:
Примеры драматических произведений:
По структурному типу текста литература делится на:
Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.
В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.
В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.
Как написать книгу
Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.
О чём писать
Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».
Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.
Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!
Составьте план или набросайте сюжет
План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.
План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.
Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.
Как начать писать книгу
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.
Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Сначала пишите, потом редактируйте
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс — личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Как не отвлекаться
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.
Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.
Как не забросить написание книги
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.
Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.
Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Как писать интересно
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.
Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.
Где искать вдохновение
А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.
Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.
Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?
А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.
Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!
Художественная литература
Художественная литература в качестве материала использует слова и конструкции естественного человеческого языка в письменном виде. Художественные сочинения противопоставляются другим видам литературы: научным, мемуарным, публицистическим, справочным и т.д. Отличительной особенности данного вида литературы является художественный вымысел, придуманный сюжет и герои.
Помимо этого, художественными могут считаться только те произведения, у которых есть авторы или группа авторов, в том числе и анонимные, в отличие от фольклорного творчества, не имеющего конкретного создателя.
Все литературные произведения делятся на художественные и нехудожественные. Второй тип еще называют «нон-фикшн» (от англ. non-fiction – невыдуманное). К первому типу относятся романы, баллады, рассказы, новеллы, повести, пьесы и поэзия. Ко второму типу – учебники, справочники, энциклопедии, мемуары, статьи и т.д.
Жанровое разнообразие художественного текста
Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:
Для жанровых произведений главным условием является развитие сюжетной линии, вписывающейся в определенные, заранее очерченные рамки. К примеру, любой детектив формируется по схеме «преступление — расследование — разоблачение преступника»; в любом женском романе «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца».
Но это не значит, что все жанровые работы обладают одинаковым сюжетом. Задача писателя – создать в имеющихся рамках собственный неповторимый мир. Читатель должен задаваться вопросом «Что же там дальше?».
Жанры художественной литературы:
В произведениях жанра мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Monthly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.
Мейнстрим ориентирован на широкую аудиторию читателей.
В этом жанре главное — это философия и идеология, нравственное развитие героев. Читатели ждут от автора неожиданных решений. Поэтому профессиональные требования к создателю мейнстримных работ значительно выше: он должен быть серьезным мыслителем, хорошим психологом и отличным рассказчиком.
Еще один значимый признак мейнстрима — произведения пишутся на стыке жанров. К примеру, нельзя однозначно заявить, что «Унесенные ветром» М. Митчелл — это исключительно любовный роман или только историческая драма.
Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.
Художественная литература по родам
Еще в Эпоху Античности древнегреческий философ выделил три основных рода литературных произведений: эпос, лирика и драма. Данная классификация актуальна и сегодня, дополняются лишь родовые жанры.
Эпос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — в центре произведения находится рассказ о событиях, которые якобы имели место быть в прошлом. Эпические сочинения описывают объективную действительность. Характер персонажей передается через их поступки, а не описание внутреннего мира, как в лирических творениях.
Данный род литературы получил свое название от народных поэм-песен, которые были сложены в древности, и также назывались эпосом.
Эпические жанры: роман-эпопея («Война и мир» Льва Толстого, «Разве ревут волы, когда ясли полны?», «Сага о Форсайтах» Голсуорси), роман («Красное и чёрное» Стендаля, «Большая телега» Макс Фрай, «История одиночества» Джон Бойн, «Благоволительницы» Джонатан Литтелл) повесть (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»), рассказ («Тёмные аллеи» И.А. Бунина), новелла, басня, былина, баллада, поэма, сказка, художественный очерк.
Лирика — (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») литературный род, для которого характерно обращение к внутреннему миру, чувствам, переживаниям, эмоциям, сознанию, впечатлениям, духовности. Даже если в тексте имеется повествование, то оно субъективно и сконцентрировано на герое. Для лирики свойственны «сжатость», «точечность», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность».
Большая часть лирических произведений относится к поэзии: описаниям природы, чувств главного героя, философские размышления о жизни и т.д.
Лирические жанры: ода («Вольности», А. Пушкина), элегия («Прогулка», Ф.Шиллер), эпиграмма, мадригал («Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев), эпитафия (А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»), сонет («На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф. Петрарка), послание, стансы, эклога.
Драма — (др.-греч. δρᾶμα «деяние, действие») род литературы, который воспроизводит внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса форма не повествовательная, а диалогическая.
В драматических сочинениях текст от лица автора ограничивается лишь ремарками и пояснениями. Сюжет передается через разговоры, мысли, воспоминания и действия героев.
Большая часть драматических текстов пишется для театральных постановок.
Как правило, трагедия всегда заканчивается смертью главных героев, комедия – хорошим для персонажей концом, драма – финал открыт или неоднозначен.
Драматические жанры: драма (Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»), комедия (Н. В. Гоголь «Ревизор»), трагедия (В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), трагикомедия (А. Блок «Балаганчик»), водевиль (Княжнин «Несчастье от кареты»), фарс (Рабле «Школяр Мимен»), мелодрама (О.Куанье «Пигмалион»).
Структурные типы литературного текста
По своей структуре литературные разделяются на две категории: поэзия и проза.
Проза – текст, в котором речевой ритм не влияет на языковую ткань и содержание. Однако существуют примеры пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим работам некоторые признаки поэзии (зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»).
Прозаические сочинения широко применяется при написании романов, рассказов, коротких историй и т. д.
В Европе ранние романы не считались серьезной литературой, однако позже стало понятно, что для создания эстетического произведения совершенно не обязательно использовать поэтические техники. Напротив, отсутствие жестких рамок поэзии позволило авторам глубже сосредоточиться на содержании, полнее проработать детали сюжета.
Свобода прозы позволяет авторам экспериментировать с разными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия – это стихотворное произведение, для которого характерна особая ритмичность, не присущая из естественному ритму речи.
Характер данного ритма может быть разным, исходя из свойств самого языка, возникают стихотворные размеры:
Поэтическая структура сложилась раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление литературы, отличающее текст от обычной бытовой речи. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: в разное время в отдельных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Хронолгия развития и становления литературы охватывает период, начиная с бронзового век (Древний мир) и Античности до нашего времени.
Различают следующие периоды становления художественного текста:
Подробнее о каждом периоде в статье Хронология развития литературы.
В зависимости от хронологии в литературе сложились художественные методы и направления:
Таким образом, художественная литература столь многогранна и разнообразна, что не может быть описана одним жанром, родом или стилем.
Художественная литература
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Содержание
Художественная литература по родам
Структурные типы текста
Проза
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия
В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.
Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.
Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.
Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.