Новые требования маркировки Swiss Made
С 1 января 2017 года вступили в действие новые требования к часам, имеющим маркировку Swiss made. Разберем их подробнее.
Часовщики часто считают маркировку Swiss made чем-то, касающимся исключительно их. На самом деле эта маркировка регулируется законодательством о товарных знаках и применяется к широкому кругу товаров. В Швейцарии критерии для ее нанесения устанавливает законодательная власть, а вовсе не часовая федерация. Другое дело, что часы — важная отрасль промышленности конфедерации, и им в законе уделено особое место. Парламент заботится об имидже производимых в стране товаров и стремится ужесточить требования, иногда идя против мнения производителей. Именно так было с новыми правилами, касающимися признания часов швейцарскими: по словам президента Швейцарской часовой федерации Жана-Даниэля Паши, отрасль не смогла не только как-либо воздействовать на процесс, но даже информацию о готовящихся изменениях получала с опозданием и не полностью.
Положения о маркировке Swiss made касаются не всех часов в широком смысле, а только приборов измерения времени, предназначенных для ношения на запястье, основной функцией которых является измерение времени, и ширина, длина или диаметр механизма которых не превышают 60 мм, а толщина — 14 мм.
Таким образом, настольные или даже карманные часы под это регулирование не попадают. Правила не касаются многофункциональных приборов, в т.ч. навигаторов или умных часов, поскольку их основная функция — не измерение времени, а коммуникации.
ЧАСЫ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ШВЕЙЦАРСКИМИ, ЕСЛИ:
При соблюдении этих условий часы могут иметь маркировку Swiss Made.
При этом понятие «техническая разработка» для механических часов подразумевает разработку конструкции механизма и макетирование часов в целом; для остальных необходимо, чтобы на территории Швейцарии были разработаны механическая конструкция и прототип часов в целом, вместе с концепцией печатной схемы, дисплея и программного обеспечения. Таким образом, чтобы обладать маркировкой Swiss Made, программное обеспечение умных часов должно быть создано в Швейцарии.
Механизм считается швейцарским, если его техническая разработка прошла в Швейцарии; он был собран в Швейцарии; протестирован производителем в Швейцарии и как минимум 60% производственных затрат были произведены в Швейцарии. При этом не менее 50% стоимости всех составных частей, без учета сборки, должны тоже приходиться на Швейцарию. Понятие «техническая разработка» применительно к механизмам имеет тот же смысл, что и для часов в целом.
Для расчета стоимости составляющих частей швейцарского производства применяются следующие правила:
Деталь считается швейцарской, если она была проверена производителем в Швейцарии, и как минимум 60% производственных затрат было произведено в Швейцарии.
Механизм считается собранным в Швейцарии, если все его составные части собраны в Швейцарии. Для механических механизмов допускается предварительная сборка за рубежом только зубчатой передачи. В случае не исключительно механических механизмов за границей могут предсобираться электронные модули, модули электрооптического отображения, модуль сбора энергии, регулирующий орган, зубчатые передачи, двигатель или двигатели, включая роторы и катушки — т.е. практически все важные узлы.
При расчете производственных затрат не учитывается следующее:
a) стоимость натуральных продуктов, которые не могут быть произведены в Швейцарии в силу природных условий (например, крокодиловые ремешки);
б) стоимость материалов, которые недоступны в достаточном количестве в Швейцарии по объективным причинам (прежде всего — стоимость золота, из которого изготовлен корпус);
в) затраты на упаковку;
г) транспортные расходы;
д) затраты на коммерциализацию, такие как рекламные расходы и затраты послепродажного обслуживания;
е) стоимость батарейки.
Перейдем к самому важному: какие ограничения накладываются на обозначения. Закон устанавливает, что следующие термины и обозначения могут быть использованы только в часах и механизмах, считающихся швейцарскими, то есть «Swiss Made»:
Указания на Швейцарию, относящиеся к конкретной деятельности, разрешены, только если они не будут восприняты заинтересованными сторонами как указание на место производства продукта в целом.
Если часы не являются швейцарскими, обозначения, связанные со словом Swiss, все равно могут быть нанесены на швейцарский механизм, но при условии, что они не будут видны покупателям часов. На нешвейцарских часах может быть указано Swiss movement (швейцарский механизм). При этом слово movement (механизм) должно быть написано полностью, используя буквы, идентичные по типу, размеру и цвету тем, которые используются для слова Swiss. Эти правила применяются даже тогда, когда обозначения используются в переводе (в частности, «Швейцарский», «Сделано в Швейцарии», «Швейцарский механизм»), в том числе с указанием подлинного происхождения часов либо с добавлением таких слов, как «характер», «тип», «стиль» или других комбинаций слов.
Иными словами, если иностранная (корейская или китайская) компания устанавливает в часы швейцарский механизм, она обязана прикрыть механизм непрозрачной крышкой. При этом ей разрешено написать Swiss movement, но никак не Swiss parts или Swiss mov’t, как это делали ранее некоторые производители.
Помимо ограничений на размещение таких указаний на часах или на упаковке, они распространяются на продажу часов или ввод в обращение: размещение на знаках, рекламных объявлениях, проспектах, счетах-фактурах, письмах или в коммерческих документах.
Для ряда важных компонентов установлены собственные правила нанесения маркировки Swiss made. В частности, корпус часов считается швейцарским, если как минимум одна существенная производственная операция произошла в Швейцарии (штамповка, механическая обработка или полировка), он был собран в Швейцарии, проверен в Швейцарии, и как минимум 60% производственных затрат было сделано в Швейцарии.
Обозначения, соотносимые со Швейцарией как страной производства часов, могут быть размещены только на корпусах, предназначенных для наручных часов, которые удовлетворяют критериям Swiss made. Указание Swiss case (boite suisse, швейцарский корпус) или его перевод может быть помещено на корпуса, являющиеся швейцарскими, предназначенными для использования в наручных часах, не удовлетворяющих требованиям Swiss made. Когда такая индикация указывается на внешней стороне корпуса, часы должны иметь различимое указание на место производства часов или механизма. То есть рядом с надписью «швейцарский корпус» должны стоять «китайский механизм» и «сделано в России». Аналогичные правила действуют для циферблатов.
Любые другие детали могут иметь маркировку Swiss, только если они являются частью швейцарских часов. Швейцарские заготовки, которые экспортируются вместе с механизмами, изготовленными с использованием таких заготовок, могут иметь обозначение «швейцарские детали».
Невзирая на другие ограничения, циферблаты, механизмы, а также другие отдельные части могут иметь указание на Швейцарию как на место производства, если они экспортируются отдельно в виде образцов или их наборов, производятся в Швейцарии и не предназначены для продажи.
Как было сказано в начале статьи, часовщики имели минимальное влияние на принятие нового закона. Важнейший результат, которого им удалось добиться, — установление переходного периода. Наручные часы и механизмы, произведенные между 1 января 2017 года и 31 декабря 2018 года, не соответствующие новым условиям маркировки Swiss made, до 31 декабря 2020 года могут быть выпущены в коммерческое обращение с указанием места происхождения, соответствующего законодательству, которое действовало на момент их изготовления.
Часы «Swiss Made»
Что такое настоящие швейцарские часы? Преимущества того, что вы называете свои часы швейцарскими, вполне реальны. Согласно статистике, потребители готовы платить до 20% больше за модели, которые носят это обозначение. Знаменитая надпись «Swiss Made» несёт престиж и гарантию качества, но что собой представляет надпись, почему швейцарские часы – особенные? Разбираемся в вопросе вместе с командой KronosTime.
Подтверждённое качество
Механические часы изготавливаются из более чем 100 деталей, многие из которых требуют специальных знаний и профессионального производственного оборудования. Швейцария обладает такими возможностями, создавая пружинные и кварцевые механизмы с абсолютной точностью хода.
Какие часы имеют право называться швейцарскими
«Swiss Made» часы выпускают мировые бренды: Tissot, Certina, Rado, Calvin Klein, Swiss Military Hanowa. Присуждение маркировки регулирует закон 232.119, обозначение было принято для защиты оригинальной продукции швейцарских часовых марок от подделок. Надпись свидетельствует о достоверных данных, в какой стране и как была изготовлена модель.
Наручные часы действительно являются швейцарскими, если:
Механизм является швейцарским, если его техническая разработка была осуществлена в Швейцарии. Для механических аксессуаров это подразумевает создание конструкции калибра, для кварцевых моделей – концепция печатной схемы, программного обеспечения.
Если швейцарский механизм был собран заграницей, то применяют маркировку «Swiss movement» или «Swiss Quartz».
Корпус и браслет
Наручные часы «Swiss made» могут иметь обозначение и на браслете, но только при условии, что модель в совокупности с браслетом были произведены в Швейцарии. Если часы, например, австрийские, но комплектуются швейцарским браслетом – на изделие наносят маркировку «Swiss wristlet».
Назвать нельзя ошибиться. Как произносятся наименования часовых брендов
С часами иногда случаются казусы, вокруг них вырастают частоколы легенд и предрассудков. Например, лет 25 назад многие были уверены, что надпись crystal glass значит «хрустальное стекло». А приметы, связанные с ходиками, до сих пор считают народной мудростью.
Многие заблуждения в головах людей связаны и с названиями часовых брендов. Даже те, кто хорошо знает один из иностранных языков, не всегда читают зарубежные слова верно. Правила написания в разных странах отличаются. Как читаются названия часовых брендов, которые часто встречаются в интернете?
Произношение названий швейцарских часов
В Швейцарии 4 официальных языка, это связано с этническим составом населения страны и ее географическим положением. Самыми сложными правилами чтения отличается французский. Многие швейцарские марки часов имеют название французского происхождения. Человеку, незнакомому с особенностями языка, читать их особенно трудно.
Много неудобств доставляет буковка «t» в конце некоторых брендов, названных по фамилиям (и не только по ним). Обычно эта буква не читается. Например, в конце Breguet, Tissot, Bovet она теряется. Названия читаются как Бреге, Тиссо, Бове.
Hublot может похвастаться самыми неприличными вариантами названий, которые доводилось услышать. Его читают как Хубло, Хублот, Ублот и Убло. Но какое название будет правильным? Глухая буква «H» вначале по правилам французского не произносится, «t» тоже. Наименование звучит как Юбло. Понять сложно, надо просто запомнить.
Швейцарцы TAG Heuer – тоже одни из лидеров по тому, как часто их имя произносят неправильно и неприлично. Попробуйте сначала сами прочитать. Сможет тот, кто знает: основателя бренда зовут Эдуард Хойер. А наименование произносится как Таг Хойер. Иногда – Таг Еюэр. Для нас звучит странно, поэтому можно пользоваться первым вариантом.
Jaeger Le-Coultre делает потрясающие вещи, но название фирмы иностранцы обычно осилить не могут. Особенно много проблем и сомнений вызывает первое слово – Jaeger. Как верно – Жагер, Ягер или Джагер? Ни один из вариантов. Основателем марки выступил парижский мастер Эдмон Жаже. А бренд стоит читать как Жаже Лё Культр. Не забудьте пограссировать завершающей «р».
Часовой дом «Baume & Mercier» предлагает изделия класса люкс. Его основателем выступил мсье Бом (так произносится первая часть названия, Baume), а сооснователем – господин Мерьсе (вторая часть, Mercier). Значок между ними «&» называется «амперсанд» и обычно читается по-английски как «энд» (то есть союз «и»). Но название фирмы французское, поэтому «&» читается как «et» – «э». А полностью название звучит как Бом и Мерсье.
О часовой марке medium-luxury под названием Longines слышали, наверняка, все. Название у нее тоже коварное. По-французски «s» в конце не произносится, а «g» читается как мягкое «ж». Поэтому произносим «Лонж’ин».
Имя швейцарского премиум-производителя Piaget тоже часто перевирают. Первый слог растягивают, и получается что-то вроде «Пи-аже». Иногда произносят последнюю «т», хоть и не надо. Первый слог стоит смягчать и говорить «Пья-же».
Как читаются другие швейцарские названия:
Европейские модели часов
С европейскими марками тоже не все просто. Особенно с теми, которые произошли из Франции. Например, французский дом Boucheron делает ювелирные изделия и часы. Произносят его название чаще всего неправильно, стараясь соблюдать грамматику английского языка – Бучерон. В действительности буквосочетание «ch» читается как «ш». А последняя буква «n» произносится, но она назальная и ее почти не слышно. Правильнее всего будет произносить «Бушерон».
С часами немецкого производителя A.Lange & Sohne встречались? Владельцы этих ходиков часто называют их просто и понятно – «лангезоны». Если произнести на русском, наименование будет звучать как «А. Ланге и сыновья», а в транскрипции – «А Ланге унд Зёне».
А о производителе ручек, украшений и часов «Монтбланк» вы слышали? Пишется Montblanc. Это немецкая компания, названная в честь альпийского пика Монблан на границе с Францией. Поэтому правильным будет говорить – Монблан, опуская буквы «t» и «с».
С именем популярного производителя драгоценностей и часов Cartier обычно проблем не возникает, оно постоянно на слуху. Но напоминание лишним не будет: последняя буква «r» не читается, поэтому произносим «Картье».
Французский модный дом Louis Vuitton, помимо всего прочего, делает и хронометры. Нет-нет, он не Луис Вуиттон. А, скорее, Луи Витон. Иногда говорят Луи Вюттон, второй звук в слове изменчив. Названия других европейских брендов:
Японские часы и их произношения
Японские бренды, вероятно, одни из самых простых в плане выговаривания. Большинство их названий для европейца понятны и изначально европеизированы. Например, Citizen (Ситизен) – вполне привычное английское слово, которое значит «гражданин». Orient (Ориент) переводится как «восточный». Это отсылка к тому, что бренд происходит с Востока.
Название Seiko (читается Сейко) сократилось от слова Seikosha. В приблизительном переводе оно значит «Дом изысканного мастерства». Согласитесь, очень подходящее наименование для часового производителя. Тем более, в первое время он выпускал механику. Q&Q – тоже понятно, английские буквы Кью энд Кью. Casio читается, как пишется: у нас слово звучит как Касио.
Почему лучше говорить правильно
Термины и слова часто «приклеиваются» к нам намертво, достаточно пару раз сказать. К неверному произношению быстро привыкнуть, а «отлепить» его потом невозможно. Обычно в магазинах, мастерских и сервисных центрах понимают, о чем идет речь, даже если клиент говорит неправильно.
И исправлять не будут, потому что одно из правил сервиса – «разговаривать на языке, на котором общается посетитель». Поэтому кажется, что учить правильные наименования совсем необязательно.
С другой стороны, верное произношение – признак экспертности. Понятно, что такой человек хоть немного, но разбирается в часах. А не просто пришел купить самые дорогие Хублот или Картьер для поддержания имиджа. Да, мы не должны быть профи в часовом деле. Но правильные названия – часть культуры. Лучше их все-таки знать.
Надежный как швейцарские часы – откуда пошла цитата?
Швейцарские часы сегодня, это не одна марка, а торговый знак, который определяется законодательством одноименной страны. Разумеется, в создании данного вида товара, его имиджа и определяющих признаков участвовали отдельные бренды и личности, которые навсегда остались в истории национального швейцарского продукта. Среди них некоторые компании стали настоящим феноменом в мире часового бизнеса.
Покупатель при наличии опыта вполне может отличить оригинал от подделки по ряду признаков:
Особенно следует учесть последний пункт. Дорогую вещь лучше приобретать в специализированных магазинах, которые предоставляют гарантии.
Экономическая война часовщиков 19 века
Как формировалась монополия на элитарность
Справедливости ради надо сказать, что часы были действительно качественными для своего времени. Их история началась в шестнадцатом веке, когда из Франции бежали протестанты во время религиозных противостояний. Среди них были мастера часового дела. Так закончилась французская монополия на производство часов. Централизованный цех часовщиков был создан в 1601 году. Объединение специалистов в одну организацию благотворно сказалось на качестве изделий и их имидже. Так произошел обмен опытом от разных механиков, унификация норм и правил производства, определение критериев качества. То есть, уже в начале семнадцатого века именно Швейцария могла похвастать на всю Европу в том, что их часовые механизмы наиболее качественные, и их точность стандартизирована. Во второй половине восемнадцатого века светская публика была под впечатлением появлением знаменитых часов Perrelet, которые также называли вечными. Ко всеобщему удивлению они заводились самостоятельно от тряски в кармане камзола при ходьбе. А в 1801 году некто Бреге создал сложный механизм, компенсировавший земную гравитацию.
Появление торгового знака
Как бы ни была хороша слава продукта, но мануфактур было несколько, и каждая работала по своей схеме. Общий торговый знак сделал бы популярной каждую модель, которая была бы выполнена по определенным правилам с гарантией надежности. С другой стороны, это же могло бы стать защитой от подделок. Ведь до сих пор каждый мог нанести фирменную гравировку. Новый торговый знак унифицировал обязательные правила, и теперь любой опытный мастер мог определить подлинник, просто заглянув в механизм. Правительство Швейцарии, понимая выгоду в установке новых строгих правил, вводит новый закон о торговых знаках в 1880. Именно тогда родилась маркировка «Swiss Made». Надпись была составлена на английском языке из-за того, что конкуренция с товарами из США еще продолжалась. И сегодня наиболее престижными считаются часы, которые от винтика до циферблата выпускаются непосредственно на территории Швейцарии. Некоторые марки делают часть деталей вне страны, но те, кто не отступает от территориального принципа, получают право проставления дополнительных маркировок, которые выгодно скажутся на цене и спросе изделия. В мире насчитывается 16 брендов лучших швейцарских часовых марок, среди них всем известная легенда ROLEX с их узнаваемым механизмом и стилем. ROLEX – самый знаменитый часовой бренд и символ швейцарского качества Интересный факт: специалисты отмечают, что, по их мнению, существует рынок винтажных часов и отдельно рынок часов ROLEX.
Чем же отличается этот бренд?
Для старых версий ROLEX характерна простота механизма, потому сегодня мастера не берут эту марку на ремонт, если модель старше двадцати лет. За повышенную плату можно заказать грамотную реставрацию, но специалисты этого профиля по понятным причинам очень редки. Однако именно лаконичность устройства обеспечивала бесперебойную работу механизмов, что не могло не сказаться на имидже бренда. Сегодня на аукционах антиквариата и винтажных предметов продукция знаменитой компании неизбежно занимает лидирующие позиции, наряду с часами фирмы Patek Philippe. Марка ROLEX с середины прошлого столетия производит одно и то же, и по сей день продукт по старым образцам пользуется большим спросом и дорого котируется. Минимализм конструкции не просто стал классикой, а зарекомендовал себя как надежную часовую схему.