Правильное правописание: “экскаватор”, “эксковатор” или “эскалатор”
Определение и разбор слова
Данное слово является существительным, которое употребляется в значении “выемочно-погрузочная машина для производства земляных и горных работ, рабочим элементом которой является ковш или система ковшей”.
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
Как правильно пишется: “экскаватор”, “эксковатор” или “эскалатор”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Отметим, что сомнительная гласная находится в корне слова.
В русском языке для проверки безударной гласной в корне слова необходимо подобрать поверочное однокоренное слово, в котором сомнительная гласная займет ударное положение.
В данном случае подобрать проверочное слово не представляется возможным, так как “экскаватор” – это словарное слово и его правописание следует запомнить.
Если немного углубиться в этимологию данной лексемы, то мы узнаем, что слово “экскаватор” происходит от английского слова excavator. Как мы видим, русский язык сохранил данную норму написания.
Важно знать, что в русском языке существует также иноязычное слово “эскалатор”, которое означает наклонную лестницу с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей в метрополитенах, крупных зданиях между уровнями или этажами.
Таким образом, не стоит путать два совершенно разных слова:
экскав атор – выемочно-погрузочная машина для производства земляных и горных работ.
эскал атор – наклонная лестница с непрерывно движущимися ступенями.
Словари
Непрерывно движущаяся наклонная лестница для подъема и спуска людей.
Я сбежал по эскалатору на платформу станции.
Непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей.
Первый действующий эскалатор был изготовлен компанией «Отис элевейтор» по соглашению с его изобретателем К.Зеебергером и экспонирован на Парижской выставке 1900. У него были горизонтальные ступени, которые выходили из-под ограждения на одной входной площадке и уходили под такое же ограждение на другой входной площадке. Позднее он был установлен в филадельфийском универсальном магазине фирмы «Гимбел», где эксплуатировался до 1938. Когда Зеебергер разрабатывал свое устройство, которому он дал название «эскалатор», движущуюся лестницу другого типа создал Дж.Рено. Вместо ступенек на бесконечной ленте ее лестничного полотна были продольные рифли, так что на входных площадках не требовались сложные ограждающие устройства, поскольку рифли могли выходить из-под пола и уходить под пол через промежутки горизонтальной «гребенки». В 1921 оба варианта были объединены в новой конструкции с горизонтальными ступенями и продольным рифлением, после чего выпускались эскалаторы только такой конструкции. Ступени большинства эскалаторов движутся на бегунках по направляющим, закрепленным внутри жесткой стальной металлоконструкции эскалатора. Обратно они проходят с нижней стороны, так что их не видно. Для удобства пассажиров предусматривается поручень, движущийся с той же скоростью, что и ступени. Все устройство работает с одним приводным электродвигателем, который обычно располагается в небольшом машинном отделении под полом рядом с верхней входной площадкой. Каждый эскалатор снабжается аварийным тормозом, регулятором скорости и средствами защиты, автоматически останавливающими его в случае обрыва тяговой цепи или поручня, а также в случае непредвиденного реверсирования.
Олейник А.М., Поминов И.Н. Эскалаторы. М., 1973 Технические характеристики эскалаторов метрополитенов. М., 1985
эскала́тор, эскала́торы, эскала́тора, эскала́торов, эскала́тору, эскала́торам, эскала́тором, эскала́торами, эскала́торе, эскала́торах
Значение слова «эскалатор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых объектах, в подземных переходах; иногда применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.
Движущиеся бесступенчатые дорожки называются траволаторами.
ЭСКАЛА’ТОР, а, м. [от фр. escalader — взбираться, с латин. scala — лестница]. Непрерывно движущаяся лестница. Эскалаторы на станции метро.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эскала́тор
1. наклонная лестница с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей в метрополитенах, крупных зданиях между уровнями или этажами ◆ Ближайший буфет был этажом выше, они встали на безлюдный эскалатор, шустро и беззвучно струившийся поперек прозрачной стены, за которой зеленым и золотистым полотном стелилась чуть всхолмленная степь. Вячеслав Рыбаков, «Вода и кораблики», 1992 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова команданте (существительное):
Экскаватор, эксковатор или эскалатор — как правильно пишется слово
Определение и разбор слова
Данное слово является существительным, которое употребляется в значении “выемочно-погрузочная машина для производства земляных и горных работ, рабочим элементом которой является ковш или система ковшей”.
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
Как правильно пишется: “экскаватор”, “эксковатор” или “эскалатор”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Отметим, что сомнительная гласная находится в корне слова.
В русском языке для проверки безударной гласной в корне слова необходимо подобрать поверочное однокоренное слово, в котором сомнительная гласная займет ударное положение.
В данном случае подобрать проверочное слово не представляется возможным, так как “экскаватор” – это словарное слово и его правописание следует запомнить.
Если немного углубиться в этимологию данной лексемы, то мы узнаем, что слово “экскаватор” происходит от английского слова excavator. Как мы видим, русский язык сохранил данную норму написания.
Важно знать, что в русском языке существует также иноязычное слово “эскалатор”, которое означает наклонную лестницу с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей в метрополитенах, крупных зданиях между уровнями или этажами.
Таким образом, не стоит путать два совершенно разных слова:
экскав атор – выемочно-погрузочная машина для производства земляных и горных работ.
эскал атор – наклонная лестница с непрерывно движущимися ступенями.
Эскалатор
Эскалатор (англ. escalator, от лат. scala — лестница) — наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.
Содержание
Классификация
Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.
Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого заложения. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.
Поэтажные эскалаторы используются на станциях метро мелкого заложения и в других неглубоких подземных пространствах, в офисных и торгово-развлекательных центрах. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны.
Параметры
Угол наклона эскалатора к горизонту составляет 30°. В этом случае ходовое полотно имеет рациональное соотношение размеров ступени: её высоты (подступи), равной 200 мм, и глубины — площадки (проступи), равной 400 мм. При углах наклона 45° и 60° соотношение размеров ступени не обеспечивает безопасной перевозки пассажиров. Ширина ступени для тоннельных эскалаторов принята равной 1 м, для поэтажных эскалаторов — 0,6 м. Высота эскалаторов по вертикали может быть различной в зависимости от глубины заложения станции. Наибольшая высота подъёма эскалатора ЛТ-2 достигает 65 м. При большей высоте подъёма на поверхность устанавливают последовательно два эскалатора (два марша).
Скорость движения лестничного полотна установлена с учётом обеспечения безопасности входа на эскалатор, выхода с него, а также максимальной производительности по перевозке пассажиров. Она принята равной 0,72; 0,94 и 1 м/с. Дальнейшее увеличение скорости ходового полотна эскалаторов находится в стадии изучения.
Величина ускорения лестничного полотна при пуске и торможении должна обеспечивать безопасность пассажиров, находящихся на эскалаторе. Исходя из этого, ускорение в начальный момент не должно превышать 0,6 м/с² и в процессе пуска — 0,75 м/с², независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами. Величина замедления при торможении рабочими тормозами — не более 0,6 м/с² на спуск и не более 1 м/с² на подъём. При торможении аварийным тормозом на спуск величина замедления не должна превышать 2 м/с².
Производительность
Провозная способность (производительность) — это число пассажиров, перевозимых в единицу времени (за 1 час или 15 минут).
провозная способность эскалатора составляет 8 100 чел./ч.
Эта величина установлена строительными нормами и правилами для расчёта числа эскалаторных лент на станциях метрополитена в зависимости от ожидаемого пассажиропотока. Провозная способность эскалатора не зависит от высоты подъёма, а находится в прямой зависимости от скорости движения и коэффициента заполнения ступеней эскалатора пассажирами.
Подсчёты на основе натурного обследования показывают, что на ряде станций при коэффициенте заполнения ступеней полотна 0,7—0,8 (что не всегда возможно) один эскалатор может перевезти до 10—12 тыс. чел./ч.
При проектировании в выборе числа эскалаторных лент более правильно исходить из условий максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик».
Как правило, на станциях число эскалаторных лент должно быть не менее трёх на каждом вестибюле. На привокзальных станциях, где поступление пассажиров имеет резко неравномерный характер (например, при на прибытии поездов), наклонный ход сооружают на четыре эскалаторные ленты. Четырёхленточные эскалаторные наклоны, как правило, делают также на пересадках с одной линии на другую, где в часы «пик» всегда бывают большие пассажиропотоки.
Эскалаторы систем внеуличного транспорта бывшего СССР
Впервые эскалатор ступенчатого типа был создан в США в 1900 году. В СССР эскалаторостроение развивалось и совершенствовалось одновременно со строительством метрополитенов.
Первые отечественные эскалаторы Э-1 (Н-10) и Н-30-1 были установлены на станциях первой очереди Московского метрополитена в 1935 году.
На второй очереди метрополитена в 1938 году были установлены двухприводные эскалаторы Н-40 высотой до 40 м. С 1941 по 1951 годы выпускались модернизированные варианты этих эскалаторов.
На четвёртой очереди (Кольцевая линия) Московского метрополитена установлены эскалаторы ЭМ-1, ЭМ-4 и ЭМ-5. На этих машинах применена новая кинематическая схема лестничного полотна, новая конструкция приводной группы и поручневой установки.
На первой очереди Петербургского метрополитена установлены эскалаторы ЛТ-1, предназначенные для использования на линиях глубокого заложения. В последующие годы был выпущен новый типовой ряд эскалаторов ЛТ-2, ЛТ-3, ЛТ-4 и ЛТ-5 на высоту подъёма от 5 до 65 м при скорости движения ленты 0,9 м/с и ширине ступени 1 м. Начиная с 1963 года, при высоте подъёма до 7 м устанавливали поэтажные эскалаторы ЛП-6, ЛП-6А и ЛП-6К.
Тип | Годы выпуска | Завод-изготовитель | Высота подъёма | Мощность | Скорость |
---|---|---|---|---|---|
Э-1 | 1934—1935 | «Подъёмник» (Москва) | 10 м | ||
Н-10 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 7—10 м | 56—65 кВт | 0,75 м/с |
Н-20 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 10—20 м | 0,75 м/с | |
Н-30 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 20—30 м | 110 кВт | 0,75 м/с |
Н-40 | 1934—1941 | «Красный металлист» (Ленинград) | 30—40 м | 2×75 кВт | 0,75 м/с |
Н-40М | 1942—1960 | Перовский машиностроительный завод | до 40 м | 0,75 м/с | |
ЭМ-1 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 14 м | 0,75 м/с | |
ЭМ-4 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 43 м | 125—160 кВт | 0,75 м/с |
ЭМ-5 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 50 м | 125—160 кВт | 0,75 м/с |
ЭМ-5,5 | 1952—1966 | Перовский машиностроительный завод | до 55 м | 125—160 кВт | 0,75 м/с |
ЛТ-1 | 1954—1959 | «Красный металлист» (Ленинград) | до 65 м | 0,9 м/с | |
ЛТ-2 | 1954—1959 | «Красный металлист» (Ленинград) | 45,2—65 м | 200 кВт | 0,9 м/с |
ЛТ-3 | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 25,2—45 м | 125 кВт | 0,9 м/с |
ЛТ-4 | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 12,2—25 м | 75 кВт | 0,9 м/с |
ЛП-6, ЛП-6А ЛП-6К, ЛП-7К | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | до 6 м | ||
1967—1991 | Стахановский машиностроительный завод | ||||
ЛТ-5 | 1959—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 3,2—12 м | 40 кВт | 0,9 м/с |
ЭТ-2 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 45,2—65 м | 200 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-3 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 30—45 м | 132 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-4 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 15—30 м | 90 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-5 | 1978—1997 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 3—15 м | 45 кВт | 0,94 м/с |
ЭТ-6 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | до 7 м | 22 кВт | 0,94 м/с | |
ЭТ-2М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 45,2—65 м | ||
ЭТ-3М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 30—45 м | ||
ЭТ-4М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 15—30 м | ||
ЭТ-5М | 1997—2003 | Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) | 3—15 м | ||
ЭТ-12, ЭТ-12П | ЗАО «ЭЛЭС», ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург) | до 12 м | |||
ЭТ-30 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | до 30 м | |||
Е25Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 3,2—25 м | 30; 55 кВт | |
Е40Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 25—40 м | 90 кВт | |
Е55Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 40—55 м | 110; 132 кВт | |
Е75Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 55—75 м | 160; 200 кВт | |
Е900Т | с 2003 | ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) | 2,5—9,6 м | 7,5; 11; 15; 18,5; 22 кВт | 0,5; 0,65 м/с |
LE6 | с 2005 | ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург) | 1,5—9 м [1] | ||
ЭС04 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 3—12 м | 18,5; 30; 37,5 кВт | 0,75 м/с |
ЭС03 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 3—25 м | 30; 45; 55 кВт | 0,75 м/с |
ЭС02 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 25—48 м | 110 кВт | 0,75 м/с |
ТК65 | с 2014 | ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) | 45—65 м | 160 кВт | 0,75 м/с |
ЭТХ-3/75 | с 2008 | ООО «Конструктор» совместно с ОАО «Кировский завод» (Санкт-Петербург) | 3—75 м | ||
2009 | ThyssenKrupp Elevator | 0,5; 0,65 м/с |
Указанные типы эскалаторов различаются высотой подъёма и конструкций основных узлов привода, главного вала, направляющих, ходового полотна, поручневого устройства, натяжной станции, схемой электропривода.
Конструкция тоннельного эскалатора
Ферма эскалатора закреплена в наклонном тоннеле станции на железобетонном фундаменте. Эта сварная металлоконструкция состоит из уголков, швеллеров и полос металлического проката и литья, изготовленных в виде отдельных секций и состыкованных друг с другом болтовыми соединениями или сваркой. На ферме или непосредственно на железобетонном фундаменте размещены основные узлы эскалатора.
Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звёздочки, и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звёздочек состоит из электродвигателя, редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными передачами и соединительных муфт. Для безопасности и удобства использования эскалатора оборудован входными площадками с гребёнками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады поручнями на высоте 0,9—1 м от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звёздочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2 м, а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных эскалаторов до 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановке эскалатора.
Полотно эскалатора состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей.
Унифицированные отечественные эскалаторы имеют:
Привод эскалатора оборудован рабочими и аварийными тормозами. Эскалатор снабжён системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для поэтажных эскалаторов). Расчётная производительность эскалатора для широких ступеней составляет при скорости 0,5 м/с — 8 000 чел./ч, а при скорости 0,9 м/с — 11 000 чел./ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров.
Электропривод эскалаторов, как правило, имеет один главный двигатель и один вспомогательный электродвигатель малой мощности, используемый для перемещения ленты с малой скоростью во время ремонтно-наладочных работ. Для станций глубокого заложения в качестве главных применяются промышленные асинхронные электродвигатели с фазной обмоткой мощностью 70—200 кВт, для станций мелкого заложения и переходов — двигатели с короткозамкнутой обмоткой мощностью 14—55 кВт. Мощность двигателей вспомогательного привода составляет 1,1—6,2 кВт. Для большинства типов эскалаторов скорость движения от вспомогательного привода составляет 0,04 м/с. Мощность, требуемая для подъёма одного пассажира на 1 м, составляет, как правило, 250—350 Вт, а расход энергии — 0,1—0,15 Вт·ч.