План (структура) эссе по обществознанию
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.
Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.
Алгоритм написания эссе по обществознанию:
Примерный план сочинения
Теперь более подробно о структуре:
1. Цитата.
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.
Используйте клише:
Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.
В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.
преподаёт обществознание в Фоксфорде
Структура эссе по обществознанию
✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор
✏️ Теоретическая аргументация
✏️ Фактическая аргументация
✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог
Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:
«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).
Раскрытие проблемы
Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.
Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.
В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.
Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.
То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
? Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
? Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
?️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
? Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Вывод
В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.
Полезные советы
? Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.
? Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
? Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
? Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
? Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.
? Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
План и структура эссе по обществознанию 2021
Всё актуально для 2021 года. Изменений по обществознанию в 2021 году НЕТ!
РЕКОМЕНДУЕМ:
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020-2021 ГОДУ
Кратко о структуре эссе 2021
1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.
3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)
4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!
5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.
6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.
ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!
7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.
ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.
Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!
ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)
АБЗАЦ – КОНЦОВКА
10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.
Эссе это вариант творческой работы:
Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.
План написания эссе
А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментируем каждый пункт нашего плана для эссе.
Дополнительные ссылки:
1. Выбор высказывания
2. Определение проблемы высказывания.
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.
После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:
Структура, план, шаблон эссе по обществознанию
Качественное эссе по обществознанию должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы выпускника.
Ниже приведен план (структура) написания эссе по обществознанию, а также те шаблоны (клише), которые можно использовать как вводные и связующие элементы.
1. Вступление с раскрытием смысла высказывания
В первом абзаце выпускник должен раскрыть смысл выбранного им высказывания, выделить его основную идею.
Клише для раскрытия смысла высказывания:
Обратите внимание!
Если смысл высказывания не раскрыт или раскрыт неверно, то эксперт ставит 0 баллов и дальше сочинение не проверяется, соответственно, общий балл за работу будет равен 0!
После того как выпускник раскрыл смысл высказывания, он может выразить свое согласие/несогласие с автором. Это лучше всего делать в рамках одного предложения:
Также во вступительной части эссе можно указать на актуальность проблемы, поднятой автором:
Следует помнить, что выражение согласия/несогласия с автором и упоминание актуальности не являются обязательными условиями написания эссе. Критерия, который оценивает эти пункты, нет (то есть вы не получите дополнительные баллы, если пропишите «согласие» и «актуальность», но и не потеряете баллы при указании данных пунктов). Как правило, эти пункты присутствуют в эссе для большей цельности работы и придания её дополнительного объема.
2. Теоретическое обоснование высказывания
В этой части эссе необходимо привести теорию, соответствующую высказыванию. Для этого нужно определить, какие теоретические понятия (термины) есть в высказывании, и какие (возможно) в нем подразумеваются. Все понятия нужно раскрыть глубоко, используя теоретические знания.
Как мы уже отметили, помимо понятий, встретившихся в самом высказывании, нужно постараться привести другие понятия, связанные с выделенными терминами или вытекающие из них.
Разберем на примере высказывания по социологии:
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский
Пошаговая работа с теоретическим обоснованием:
Таким образом, раскрывая теоретическое обоснование высказывания, можно написать о «человеке» (дав определение и указав присущие ему особенности), «обществе» (то же самое, но можно ограничиться только определением) и логически перейти к «социализации», указав, что это, и, например, какой она бывает (первичной и вторичной).
Клише для теоретического обоснования проблемы:
Обратите внимание!
Нельзя ограничиться написанием определений трех понятии (в данном случае «человек», «общество» и «социализация») и на этом закончить теоретическое обоснование. Их нужно связать, логически соединить, обозначить особенности социализации, чтобы теоретическое обоснование выстраивалось в единую картину и не было отрывочным и куцым.
В конце теоретического обоснования обязательно нужно сделать вывод. Без этого Вы не получите балл по критерию К3 «Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов».
Для получения балла требуется не делать смысловых ошибок, давать релевантные определения понятиям и подводить итог в теоретической части.
3. Аргументация
После теоретической части выпускнику необходимо привести два аргумента (примера), раскрывающих идею высказывания.
Аргументы должны быть развернутыми: объем каждого примера 5-8 предложений (больше можно, меньше нежелательно).
Важным является приведение примеров из РАЗНЫХ источников.
Что является источником?
Обратите внимание!
Клише для аргументации:
4. Вывод
Критерия, который оценивает сделанный выпускником вывод, нет. Это значит, что отсутствие вывода не приведет к потере балла.
Однако если у выпускника достаточно времени, то сделать короткий вывод, состоящий из одного-двух предложений будет несложно, при этом сочинение будет выглядеть более опрятным и законченным.
Клише для вывода:
Если Вы будете следовать этому подробному плану написания эссе и используете все советы, то получите максимальный балл за работу.
Как писать сочинение по обществознанию: алгоритм с примерами
Критерии
Сперва вам стоит понять, что проверяющий будет искать в вашем эссе, за что он имеет право поощрить вас, а за что нет. Хотя мини-сочинение и является творческим заданием, оно при этом предполагает наличие конкретики и чёткое выполнение задач, поставленных перед вами.
Так, за красноречивые рассуждения общего характера вы рискуете получить 0 баллов, а работа с изобилием пунктуационных ошибок в то же время может быть оценена высоко. Однако специально демонстрировать свои пробелы в знании русского языка, конечно, вовсе не рекомендуется, ведь вы таким образом затрудните процесс проверки.
Внимательно изучите официальные критерии, опубликованные разработчиками ЕГЭ по обществознанию. Не зная их, хорошо написать 29 задание будет очень затруднительно. Очень кратко!
План мини-сочинения
Введение
В начале сочинения вы должны раскрыть смысл высказывания. При этом нельзя просто переставлять местами слова, либо обходиться непонятными и размытыми фразами.
Для примера возьмём известный афоризм Аристотеля.
Человек вне общества – либо Бог, либо зверь
Прежде всего определим проблему высказывания, попробуем догадаться какой раздел обществознания, тему затрагивает древнегреческий философ. Очевидно, что мыслитель говорит о сущности человека, неразрывном сочетании в нём биологических и социальных начал. Вспомним немного теории: все мы не смогли бы стать людьми в полном смысле этого слова без связи с обществом, а равно продолжать полноценно жить без него… Вот мы уже и пришли к главному тезису, который необходимо обязательно зафиксировать в эссе.
Кроме того, в первом абзаце своего сочинения укажите, поддерживаете ли вы предложенную позицию. Выражать полное несогласие с мнением лучших умов крайне не рекомендуется, однако подчеркнуть частичное возражение, если оно имеется, даже нужно: в дальнейшем это позволит (и даже обяжет) рассмотреть вопрос с разных сторон. В любом случае ориентируйтесь, прежде всего, на свою аргументацию, вообще возможность дискуссии по теме (иногда она просто невозможна; так, нельзя отрицать биосоциальную сущность человека, говоря о цитате, которую мы взяли в качестве образца).
Актуальность же, согласно критериям, писать не стоит. Не тратьте на неё своё время и не отвлекайте проверяющего от действительно важных деталей. Не будет сколь либо значимым и отсутствие информации об авторе суждения.
Основная часть
Здесь мы обосновываем свои взгляды. Многим ученикам, подготавливающимся к 29 заданию ЕГЭ по обществознанию, позволяет справиться с аргументацией формула ПОПС.
П — Позиция (я считаю…)
О — Объяснение (поскольку…)
П — Пример (факты из общественной жизни, личный социальный опыт, история)
С — Следствие, краткий вывод
Для получения максимального балла за сочинение необходимо привести корректные теоретические положения (функции, признаки, теории происхождения и т.п.) и основные понятия для этой тему, подкрепить их примерами. Так, какие объяснения можно привести, говоря о высказывании Аристотеля?
Сразу приходит на ум социализация как путь становления личности (пример от обратного — феномен маугли). Можно вспомнить про десоциализацию и распад личности в изоляции от общества (так, подобное наблюдалось в концлагерях). Упомяните особенности, отличающие человека от животного: членораздельную речь, прямохождение, способность к преобразованию окружающей среды и другие. Заметьте, что практически вся деятельность человека протекает в социальных институтах (семья, образование, государство).
Естественно, все ваши мысли должны быть более развёрнутыми и логически связанными. Ознакомьтесь с образцами эссе.
Заключение
В последнем абзаце повторите все микровыводы из основной части. Здесь же можно подчеркнуть актуальность, связь с другими проблемами. Как правило, вывод не оценивается, поэтому скрупулёзность в данном случае не к месту, хотя и противоречить себе в нём уж точно нельзя.
Клише
Согласно опыту, заучивать клише не стоит, как и перенасыщать ими своё сочинение. Формируйте свой стиль, а по началу воспользуйтесь памяткой ниже.