Главная » Правописание слов » Как пишутся безударные окончания слов разных частей речи

Слово Как пишутся безударные окончания слов разных частей речи - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Источник

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Буквы Е/И в падежных окончаниях имён существительных

Чтобы проверить падежное окончание имени существительного, надо определить его склонение (по форме Им. п. и роду) и падеж.

Думать о лошади (3 скл., П.п.) — думать о лошадке (1 скл., П.п.), гулять по площади (3 скл., Д.п.) — гулять по площадке (1 скл., Д.п.), деревья в инее (2 скл., П.п.), скучать по матери (3 скл., Д.п.) — скучать по маме (1 скл., Д.п.).

ИСКЛ. к дитяти (Д.п.), о дитяти (П.п.); на острие (П.п.); в забытьи (П.п.).

В русских фамилиях

1. В наименованиях населённых пунктов

2. В нерусских фамилиях

Под Бородином, над Саратовом

1. У сущ. общего рода

Ножища (большая нога)

Ножище (большой нож), заборище

Окончания имён существительных Р.п. мн.ч.

1. В названиях некоторых единиц измерений

2. В названиях некоторых парных предметов

Татар, болгар, англичан

Запомните: ботинок, валенок, погон, сапог, чулок, башкир, бурят, румын, туркмен, турок, цыган, барж, вафель, оглобель, оладий, кочерег, яблок, блюдец, полотенец, макарон, туфель, нет простынь и простыней

1. В названиях некоторых единиц измерений

2. В названиях некоторых парных предметов

3. В названиях плодов

Килограммов, гектаров, байтов

Носков, гольфов, клипсов

Апельсинов, помидоров, томатов, баклажанов

Калмыков, таджиков, узбеков, якутов, монголов,

Запомните: рельсов, долей, свечей, доньев, верховьев, низовьев, платьев, подмастерьев, устьев

Окончания имён прилагательных и причастий

Окончания имён прилагательных и причастий следует проверять по вопросу, поставленному от определяемого слова: над океаном (каким?) бушующим, хлеба (какого?) ржаного.

ПРИМ. 1. Надо обратить внимание на созвучие прилагательных (причастий) Тв.п. и П.п. м.р. и ср.р.: восходящим солнцем (каким?) — о восходящем солнце (о каком?), а также прилагательных (причастий) В.п. и Тв.п. ж.р.: опавшую листву (какую?) — опавшею листвою (какою?)

ПРИМ. 2. Окончания прилагательных (причастий) Им.п. надо запоминать, а не проверять по вопросам:

Личные окончания глаголов

Написание личных окончаний у глаголов н. вр. или буд. вр. зависит от спряжения:

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо:

1) определить, что слово является глаголом наст. вр. или буд. вр.;

2) определить лицо и число глагола;

3) задать к глаголу вопрос, определить вид (сов.в. — что сделает? несов.в. — что делает? и т.п.);

4) не перепутав вид, найти инфинитив;

5) определить, на что оканчивается инфинитив;

6) по таблице определить спряжение.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями

Глаголы, оканчивающиеся на –ить: строить, доить, просить

брить, стелить, зиждиться

гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть

ПРИМ. 1. Глаголы, образованные от исключений с помощью приставки и/или постфикса, остаются исключениями: выбрить (I спр.), расстелить (I спр.), возненавидеть (II спр.), не угнаться (II спр.), насмотреться (II спр.), развертеться (II спр.) и др.

7) по таблице выбрать окончание с учётом лица, числа и спряжения:

колышет — колыхать (I спр.), не угонишься — Не угнаться (II спр.).

ПРИМ. 2. Глаголы с приставкой вы-, на которую всегда падает ударение, проверяются по бесприставочному глаголу: выспится — спит, высеют — сеют (сеять, I спр.).

ПРИМ. 4. Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений.

Источник

Определение термина

Каждое изменяемое слово русского языка можно разобрать по составу, выделив структурные элементы, основными из которых являются основа и окончание (синоним — флексия). В основу, в свою очередь, включаются приставка, корень, суффикс. Неизменяемые слова окончания не имеют, в их структуре присутствует только основа.

Таким образом, чтобы найти окончание, необходимо изменить слово по числу, падежу, роду или лицу, та его часть, которая останется в первоначальном виде, — это основа, а изменяемый элемент представляет собой флексию.

Основное предназначение этой морфемы — выражение грамматических значений значимых частей речи:

У некоторых слов, чаще всего имен мужского рода, может быть нулевое окончание — то есть такое, которое не выражено конкретной буквой. Примеры: стол, дом, кот, вол, мальчик. При морфемном разборе слова такая флексия обозначается квадратом, расположенным за границами основы.

Многообразие и типология

Подборка окончаний достаточно разнообразна и напрямую зависит от части речи. При этом глагольные формы имеют личные флексии, причастия и прилагательные — родовые, существительные — падежные. Такие части речи, как наречие, деепричастие, некоторые местоимения, окончаний не имеют, поскольку относятся к неизменяемым. Предлоги, частицы и союзы также не имеют флексий, кроме того, их нельзя разобрать по составу.

Окончания имен существительных разнообразны, но есть несколько основных вариантов, которые представлены в таблице (в зависимости от рода):

При изменении существительных по падежам они получают различные окончания в зависимости от типа склонения. Принято разграничивать:

Склонение у существительных представляет собой постоянный грамматический признак.

Нормы правописания

Изучение морфемики в классе и при выполнении домашних заданий имеет одну цель — научить школьников грамотно писать, поскольку существует достаточно большое количество правил, в которых важно уметь выделять окончание.

Для имен существительных следует помнить следующее:

При возникновении затруднений следует обратиться к словарям, тем более что современные интернет-ресурсы позволяют проверить правильность написания слов в режиме онлайн.

Определенные трудности может вызывать написание имен собственных. Чтобы не запутаться, можно воспользоваться такой подсказкой:

Вариант написания слова находится в зависимости от значения и происхождения.

Имена прилагательные

При грамматическом разборе и правописании прилагательных важно правильно выделять окончание. Основные правила таковы:

Для отработки навыка грамотного письма следует выполнить несколько упражнений. Основное — переписать предложения или отдельные слова, вставляя верную букву в окончании и объясняя, какое правило при этом использовалось.

Далее — научиться исправлять чужие ошибки. Для этого учитель готовит карточки, в которых изучаемые части речи написаны с ошибками. Задача школьников — обнаружить их и исправить. Еще одно интересное задание — тест, позволяющий действенно подготовиться к ЕГЭ. Варианты заданий могут быть различны: выбрать тот вариант, в котором все слова употребляются с ошибками или, напротив, без них.

Флексии глаголов

Особых сложностей правописание глагольных окончаний у школьников, как правило, не вызывает. Однако периодически повторять нормы будет нелишним.

Во флексиях 2-го лица ед. ч. будущего и настоящего времен следует употреблять мягкий знак: читаешь, пишешь. Это же правило действует в отношении возвратных глаголов: смотришься, смеешься.

Правописание безударных гласных в личных глагольных окончаниях зависит от спряжения, поэтому важно научиться отличать первое от второго. Поможет такая подсказка:

В глаголах первого спряжения следует писать во флексиях гласную Е (управляет — управляете — управляешь), второго спряжения — И (служишь — служит — служите). Проверка безударных окончаний производится инфинитивом — какая буква в начальной форме, такая же и в остальных формах.

Это основные правила написания окончаний. Часть слова играет важную роль, поскольку помогает верно определить грамматический разряд слова и понять, какое правило следует использовать для его верного написания.

Источник

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия) Р.

Д.

П.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Окончания имен существительных

Правописание окончаний имен существительных

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).

В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишутся безударные окончания слов разных частей речи, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишутся безударные окончания слов разных частей речи", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишутся безударные окончания слов разных частей речи:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *