Главная » Правописание слов » Как пишутся имена в церковных записках список имен

Слово Как пишутся имена в церковных записках список имен - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

3. О церковных записках

3.1. Зачем в храмах пишут записки?

– Записка о здравии или упокоении – это просьба верующего человека к священнослужителям вознести свою молитву о конкретном человеке во время богослужения. Фактически это стремление прихожан молиться о своих близких вместе со всей Церковью.

3.2. Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «Об упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании.

К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). Имена детей следует писать в полной, соответствующей святцам (не сокращенной или уменьшительно-ласкательной) форме, например, «Михаила», а не «Миши» или «Мишеньки».

Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного».

3.3. За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

3.4. Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии (в переводе с греческого «принесение») – подготовительной части Литургии – за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и об упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

3.5. До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это можно указать сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

3.6. Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– Так писать не принято. Ведь лишь один Бог в полной мере знает духовное состояние каждого человека.

3.7. Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгия; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.

В том случае, если не известно, с каким именем был крещен человек, следует написать имя, данное при рождении, с указанием, что этот человек был крещен (например, «о здравии Артура (крещ.)»).

3.8. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Неродившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

В этом случае следует подавать записки о здравии беременной женщины (например: «о здравии непраздной Елены»).

3.9. Что такое «заказная обедня»?

– Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне или об упокоении на панихиде.

Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.

3.10. Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или об упокоении во время Литургии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

3.11. Что такое годовое, полугодовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение определенного периода времени: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Источник

Как пишутся имена в церковных записках список имен

В этом обсуждении вы можете написать имена православных христиан, о которых следует молиться.

Пожалуйста, озаглавьте записку «О ЗДРАВИИ» / «ОБ УПОКОЕНИИ».

В подаваемых записках необходимо записывать церковные имена (данные при Святом Крещении), указывая их в родительном падеже («Михаила», «Анастасии», «Антония», «Фотинии», «Петра», «Марии»). Мы просим не указывать имена некрещеных людей.

Пожертвование можно внести здесь: https://vk.com/app5727453_-98778118
Все пожертвования добровольные.

О ЗДРАВИИ
Льва
Нины
Александра
Марины
Инны
Александра
Мл. Феодоры
Мл. Василия
Артемия
Иоанна

О ЗДРАВИИ (на Пасху):
Елены (тяжело болящей)
Андрея
Александра
Александры
Георгия
Татьяны
Станислава
Надежды
Людмилы
Алексея

ОБ УПОКОЕНИИ (на 16/04):
Марии
Василия
Григория
Лидии
Александры
Нины
Евгения
Юрия
Натальи
Евгении
Дарьи

О ЗДРАВИИ:
Вячеслава
Елены
Марии
Стефана
бол. Маргариты
Димитрия
Димитрия
Юлии
отр. Таисии
мл. Луки
Марины
Ростислава
Инны

О здравии
Прот. Андрея
Владимира
Алексия
Григория
Мл. Феодора
Мл. Марины
Мл. Иулии
Мл. Георгия
Татианы
Михаила
Бол. Павла
Татианы
Анны
Отр. Татианы
Мл. Антония
Наталии

Источник

Как правильно писать и подавать записки о здравии в церкви

У каждого православного христианина есть воистину драгоценная возможность обращения к Богу с различными нуждами и просьбами. Приходя в храм Божий помолиться о себе и о близких, очень спасительно подавать записки о здравии. Причём под «здравием» Церковью подразумевается не только физическое благосостояние и здоровье, но и в первую очередь духовное состояние того человека, за кого подана записка. Как писал Иоанн Златоуст: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев «(1 Ин. 3: 16).

Как происходит поминовение по запискам

Поэтому подавать их лучше всего до начала богослужения (или вечером, в канун Литургии), тогда их успеют передать в алтарь и имена, указанные в ней, будут упомянуты священником во время службы.

Проскомидия — особая часть богослужения

Ответ на вопрос «Что такое проскомидия в Православии» можно получить, если обратиться к истории Церкви. Само название «проскомидия» (в переводе с греческого значит «принесение») дошло до сегодняшних дней, как память об обычаях первых христиан в Иерусалиме приносить в храм на богослужения хлеб и вино как необходимые блага для совершения Божественной литургии.

Проскомидия — это первая часть Божественной литургии, на которой особыми молитвами бескровные жертвы — хлеб и вино — превращаются в Тело и Кровь Христову. Тогда и происходит поминовение всех живых и усопших православных христиан. Хлеб, применяемый на Литургии при таинстве Евхаристии или Причащения Святых Тела и Крови Господней, называется просфорой (от греческого «приношение»). Изготавливают просфоры из дрожжевого теста на пшеничной муке.

Таким образом, проскомидия — важнейшая часть Божественной литургии, имеющая глубокий символический смысл для Православной церкви.

Правила заполнения записок о здравии

Заполняем записки правильно

При написании необходимо руководствоваться следующими правилами. Их соблюдение очень поможет священнику при прочтении.

Перед именем нужно сделать уточнение и написать, за кого подаётся прошение :

Обычно образцы записочек о здравии и упокоении можно увидеть возле свечного ящика.

Последовательность упоминания имён

Очень верно в числе первых имён указывать имя духовника или духовного отца, или того священника, который своими молитвами помогает в жизни, не оставляет своими советами и благословением.

После указываются имена родителей, членов семьи и родных. Здесь же можно указать и своё имя. Затем следует указать имена благодетелей, то есть тех, кто своими добрыми делами оказывает всяческую помощь и поддержку. За недоброжелателей также следует молиться, как предписывает нам Господь, показав образец Своей земной жизнью.

Кого нельзя упоминать в записках

В храмах упоминаются исключительно крещёные православные христиане. Нельзя упоминать некрещёных людей. О них также можно и нужно молиться, но келейно, сть дома перед иконами. Имена самоубийц также не упоминают! Если по неведению это произошло, то в этом факте необходимо покаяться на исповеди. Упоминание имён самоубийц допустимо только в домашней молитве.

Виды записок о здравии

Сорокоуст. В отличие от вышеперечисленных одноразовых записок, сорокоуст читается ежедневно, на протяжении 40 дней. При этом на проскомидии совершается поминовение лица, чьё имя упомянуто в записке.

Кроме этого, существуют полугодовые, годовые, а также вечные поминовения. Очень часто такие требы заказываются в монастырях.

Заказываем молебен о здравии

Часто в храме после окончания Божественной литургии служат молебен — особую молитву, пропеваемую ко Господу, Матери Божией Пресвятой Богородице или к святому. Очень благоприятно для душевного здоровья и благополучия христианина заказать молебен о здравии.

Различают следующие виды молебнов: о здравии и об упокоении (панихида). Кроме этого, молебен может быть:

Разница между ними в том, что на водосвятном молебне совершается обряд Малого освящения воды, раздаваемой по завершении молебна всем прихожанам.

Записки на молебны также подаются заранее. При этом необходимо указать, какой молебен требуется. Например, Благодарственный молебен (его служат только Господу), о путешествующих, об исцелении от болезни и т. д. После этого необходимо указать имена православных христиан, за которых нужно помолиться. Как и на Божественной Литургии, записка, подаваемая на молебен, также обязательно должна содержать восьмиконечный православный крест и быть соответствующим образом оформлена.

Когда подаём записки

Всегда, в любую минуту жизни и после окончания земного пути, нам необходимы милости Господа. Именно поэтому желательно как можно чаще быть достойными молитв святой церкви и обязательно в те дни, которые имеют особое значение в жизни каждого: в день рождения, в крестины, в день Ангела (в именины) и не только в свои, но и в именины каждого члена семьи, особенно если это день рождения или день крестин вашего ребёнка.

Во всех напастях, искушениях, бедах и болезнях молитва Церкви — самое верное средство к получению прощения, облегчения и утешения

Источник

Записка церковная

Церко́вная запи́ска (ранее: диптих, сино­дик) – разо­вый помян­ник «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии», пода­ва­е­мый в храме для поми­но­ве­ния на про­ско­ми­дии или екте­нии, на молеб­нах и пани­хи­дах.
Поми­но­ве­ние живых и усоп­ших при­нято также еже­дневно в домаш­них молит­вах.

В чем пре­иму­ще­ство молитв о наших родных и близ­ких в храме

Домаш­няя молитва, как пра­вило, не имеет такой бла­го­дат­ной силы как молитва общая, собор­ная, то есть молитва Церкви.

Цер­ков­ная молитва – эта та молитва, о кото­рой Гос­подь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небес­ного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:19-20 ).

В храме для сов­мест­ной молитвы соби­ра­ются веру­ю­щие. В храме таин­ственно пре­бы­вает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме свя­щен­ники при­но­сят Свя­тей­шую Бес­кров­ную Жертву. Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена молитвы сопро­вож­да­лись при­не­се­нием в жертву живот­ных во очи­ще­ние от грехов и уми­ло­стив­ле­ние Бога. В Церкви же Нового Завета жерт­во­при­но­ше­ния живот­ных не суще­ствует, ибо «Хри­стос умер за грехи наши» ( 1Кор.15:3 ). «Он и есть уми­ло­стив­ле­ние за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ).

Он принес в жертву за всех Свою Пре­чи­стую Кровь и Плоть и уста­но­вил на Тайной Вечере Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния, при­не­се­ние под видом бес­кров­ных даров – хлеба и вина, – Его Пре­чи­стой Плоти и Крови во остав­ле­ние грехов, что и совер­ша­ется в храмах на Боже­ствен­ной литур­гии.

Цер­ков­ная молитва имеет осо­бен­ную силу еще и потому, что она воз­но­сится свя­щен­ни­ком, спе­ци­ально постав­лен­ным для того, чтобы совер­шать свя­щен­но­дей­ствия, воз­но­сить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поста­вил вас, – гово­рит Спа­си­тель Своим Апо­сто­лам, – чтобы… чего ни попро­сите от Отца во имя Мое, Он дал вам» ( Ин.15:16 ).

Данные от Гос­пода апо­сто­лам права и воз­ло­жен­ные на них обя­зан­но­сти и пол­но­мо­чия они пере­дали постав­лен­ным ими пре­ем­ни­кам: епи­ско­пам и пре­сви­те­рам, заве­щав им и власть, и право, и непре­мен­ный долг прежде всего… «совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков» ( 1Тим.2:1 ).

Потому святой апо­стол Иаков и гово­рит хри­сти­а­нам: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним» ( Иак.5:14 ).

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский вспо­ми­нал, как его, еще моло­дого свя­щен­ника, незна­ко­мая жен­щина попро­сила помо­литься об успехе одного ее дела.

– Я не умею молиться, – сми­ренно отве­чал отец Иоанн.

– Помо­ли­тесь, – про­дол­жала про­сить жен­щина. – Я верю, что по вашим молит­вам Гос­подь помо­жет мне.

Отец Иоанн, видя, что она воз­ла­гает такие боль­шие надежды на его молитву, еще больше сму­тился, снова утвер­ждая, что он не умеет молиться, но жен­щина ска­зала:

– Вы, батюшка, только помо­ли­тесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Гос­подь услы­шит.

Отец Иоанн стал поми­нать за литур­гией эту жен­щину. Через неко­то­рое время батюшка снова встре­тил ее, и она ска­зала:

– Вот вы, батюшка, только помо­ли­лись за меня, и Гос­подь послал мне по вашим молит­вам, что я про­сила.

Этот случай так повлиял на моло­дого свя­щен­ника, что он понял всю силу иерей­ской молитвы.

Кого нужно и можно поми­нать в запис­ках

В запис­ках, пода­ва­е­мых для поми­на­ния, пишут имена только тех, кто крещен в Пра­во­слав­ной Церкви.

Первая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О здра­вии».

Поня­тие «здра­вие» вклю­чает не только здо­ро­вье, физи­че­ское состо­я­ние чело­века, но и его духов­ное состо­я­ние. И если мы молимся о здра­вии чело­века, кото­рый сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в даль­ней­шем пре­бы­вал в таком же состо­я­нии – нет, мы молим Бога, чтобы Он пере­ме­нил его наме­ре­ния и внут­рен­нюю неустро­ен­ность, сделал так, чтобы наш недоб­ро­же­ла­тель или даже враг стал пре­бы­вать в гар­мо­нии с Богом, с Цер­ко­вью, с окру­жа­ю­щими.

В эту записку сле­дует запи­сать всех хри­стиан, кому мы желаем здра­вия, спа­се­ния и бла­го­ден­ствия.

Слово Божие учит, что каж­дому необ­хо­димо молиться не только за себя, но и за других: «моли­тесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). На этой общей молитве друг за друга и стро­ится Цер­ковь.

В импе­ра­тор­ской России все молебны начи­на­лись с имени Госу­даря Импе­ра­тора, от «здра­вия» кото­рого зави­села судьба не только России, но и каждой семьи, каж­дого пра­во­слав­ного. Сейчас мы должны первым напи­сать имя нашего Пат­ри­арха, а за ним – епар­хи­аль­ного архи­ерея (мит­ро­по­лита, епи­скопа), забо­тя­ще­гося и при­но­ся­щего Гос­поду молитвы и жертвы за вру­чен­ную ему паству. Так посту­пают многие хри­сти­ане, так учит Свя­щен­ное Писа­ние: «прежде всего прошу совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков, за царей и за всех началь­ству­ю­щих, дабы про­во­дить нам жизнь тихую и без­мя­теж­ную во всяком бла­го­че­стии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спа­си­телю нашему Богу, Кото­рый хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» ( 1Тим.2:1-4 ).

Затем пишется имя вашего духов­ного отца, свя­щен­ника, кото­рый вас настав­ляет, забо­тится о спа­се­нии вашей души, молит о вас Гос­пода: «Поми­найте настав­ни­ков ваших» ( Евр.13:7 ).

Затем пишутся имена роди­те­лей, свое имя, имена членов своей семьи, близ­ких и родных. Каждый должен молиться о здра­вии и бла­го­по­лу­чии своей семьи: «Если же кто о своих и осо­бенно о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» ( 1Тим.5:8 ).

За своей семьей и род­ными впи­шите имена ваших бла­го­де­те­лей. Если они сде­лали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Гос­пода, чтобы не оста­ваться перед ними в долгу: «отда­вайте вся­кому долж­ное… Не оста­вай­тесь долж­ными никому ничем, кроме вза­им­ной любви; ибо любя­щий дру­гого испол­нил закон» ( Рим.13:7-8 ).

Нако­нец, если у вас есть недоб­ро­же­ла­тель, обид­чик, завист­ник или даже враг, впи­шите его имя для молит­вен­ного поми­но­ве­ния, по запо­веди Гос­пода: «любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас» ( Мф.5:44 ).

Молитва за врагов, за враж­ду­ю­щих – вели­кая сила для пре­кра­ще­ния вражды и водво­ре­ния мира. Сам Спа­си­тель молился за врагов. Известно мно­же­ство слу­чаев, когда один из враж­ду­ю­щих впи­сы­вал имя своего недоб­ро­же­ла­теля в записку о здра­вии рядом со своим именем – и вражда пре­кра­ща­лась, бывший враг ста­но­вился доб­ро­же­ла­те­лем.

Вторая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О упо­ко­е­нии». В ней мы пишем имена усоп­ших срод­ни­ков, зна­ко­мых, учи­те­лей, бла­го­же­ла­те­лей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умер­ших – и не только за бли­жай­ших срод­ни­ков, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умер­шие, хотя и отошли от нас, хотя и пре­бы­вают плотью в земле, а душой у Гос­пода, не исчезли, про­дол­жают жить неви­ди­мой для нас духов­ной жизнью пред очами Божи­ими, так как Сам Гос­подь гово­рит в Святом Еван­ге­лии: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ).

Мы верим, что наши усоп­шие срод­ники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потом­ках.

Мы, живу­щие на земле, состав­ляем с отшед­шими от нас одну Цер­ковь, одно тело, име­ю­щее Одну Главу – Гос­пода Иисуса Христа. «Живем ли – для Гос­пода живем; уми­раем ли – для Гос­пода уми­раем: и потому, живем ли или уми­раем, – всегда Гос­подни. Ибо Хри­стос для того и умер, и вос­крес, и ожил, чтобы вла­ды­че­ство­вать и над мерт­выми и над живыми» ( Рим.14:8-9 ).

Един­ство и обще­ние наше с умер­шими осо­бенно чув­ству­ется во время усерд­ной молитвы за них. Она про­из­во­дит на душу моля­ще­гося чрез­вы­чайно глу­бо­кое дей­ствие и впе­чат­ле­ние, дока­зы­вая дей­стви­тель­ное обще­ние души моля­ще­гося с душами тех, за кого воз­но­сится молитва.

Как совер­ша­ется в Церкви поми­но­ве­ние живых и усоп­ших на про­ско­ми­дии

Как же совер­ша­ется в храме воз­но­ше­ние Жертвы по нашим запис­кам?

При­го­тов­ле­ние к Ней начи­на­ется во время про­ско­ми­дии.

Про­ско­ми­дия – это часть литур­гии, во время кото­рой при­го­тов­ляют хлеб и вино для Таин­ства.

В пере­воде с гре­че­ского это слово озна­чает «при­не­се­ние» – древ­ние хри­сти­ане сами при­но­сили в храм хлеб, вино, необ­хо­ди­мые для литур­гии.

Про­ско­ми­дия, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая рож­де­ство Иисуса Христа, совер­ша­ется в алтаре скрытно для веру­ю­щих, нахо­дя­щихся в храме, – так же, как скрытно, неве­домо для мира про­изо­шло рож­де­ние Спа­си­теля.

Для про­ско­ми­дии упо­треб­ля­ется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв свя­щен­ник выре­зает сере­дину в форме куба – этой части просфоры при­дано назва­ние Агнец. Эта просфора, «агнич­ная», пола­га­ется на дискос, круг­лое блюдо на под­ставке, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее ясли, в кото­рых родился Спа­си­тель. Агнич­ная просфора и служит соб­ственно для При­ча­ще­ния.

Из второй просфоры, «бого­ро­дич­ной», свя­щен­ник выни­мает часть в честь Божией Матери. Эта частица укла­ды­ва­ется на дис­косе по левую сто­рону от Агнца.

Из тре­тьей просфоры, «девя­ти­чин­ной», выни­ма­ются девять частиц – в честь святых: Иоанна Кре­сти­теля, про­ро­ков, апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, муче­ни­ков и пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков, Иоакима и Анны и того свя­ти­теля, имени кото­рого совер­ша­ется литур­гия. Эти выну­тые частицы пола­га­ются по правую сто­рону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого свя­щен­но­слу­жи­тель при­сту­пает к чет­вер­той просфоре, из кото­рой выни­мают частицы о живых – о Пат­ри­архе, епи­ско­пах, пре­сви­те­рах и диа­ко­нах. Из пятой просфоры выни­мают частицы об усоп­ших – Пат­ри­ар­хах, созда­те­лях храмов, епи­ско­пах, свя­щен­ни­ках.

На дискос укла­ды­ва­ются и эти выну­тые частицы – сна­чала за живых, ниже – за усоп­ших.

Затем свя­щен­ни­ком выни­ма­ются частицы из просфор, подан­ных веру­ю­щими.

В это время и чита­ются поми­на­ния – записки, книжки-помян­ники, кото­рые поданы нами в свеч­ной ящик на про­ско­ми­дию.

После про­чте­ния каж­дого имени, ука­зан­ного в записке, свя­щен­но­слу­жи­тель выни­мает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Гос­поди, (ука­зы­ва­ется напи­сан­ное нами имя)».

Эти выну­тые по нашим запис­кам частицы также кла­дутся на дискос вместе с части­цами, выну­тыми из бого­слу­жеб­ных просфор.

Это – первое, неви­ди­мое моля­щи­мися поми­но­ве­ние тех, чьи имена напи­саны в подан­ных нами запис­ках.

Итак, частицы, выну­тые по нашим запис­кам, лежат на дис­косе, рядом с части­цами, выну­тыми из особых бого­слу­жеб­ных просфор.

Это – вели­кое, святое место! Частицы, лежа­щие в этом порядке на дис­косе, сим­во­ли­зи­руют всю Цер­ковь Хри­стову.

«На про­ско­ми­дии образно пред­став­ля­ется собран­ной около Агнца, взем­лю­щего грехи мира, вся Цер­ковь небес­ная и земная… Какая тесная связь нахо­дится между Гос­по­дом и свя­тыми Его, между Ним и бла­го­честно живу­щими на земле и умер­шими в вере и бла­го­че­стии: помни, какая тесная связь между нами и свя­тыми и умер­шими во Христе, и всех воз­люби, как членов Гос­пода и своих членов – пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский о части­цах, выну­тых из просфор и воз­ло­жен­ных на дискос. – В какой бли­зо­сти друг к другу нахо­дятся и небо­жи­тели и зем­ле­жи­тели, и Божия Матерь и все святые, и все мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, когда совер­ша­ется боже­ствен­ная, все­мир­ная, пре­не­бес­ная, все­об­щи­тель­ная Литур­гия! Боже мой! Какое пре­ра­дост­ное, живо­твор­ное обще­ние!»

Многие счи­тают, что частицы, при­но­си­мые о живых и умер­ших, явля­ются очи­сти­тель­ной жерт­вой наших грехов.

Это – заблуж­де­ние. От греха можно очи­ститься только пока­я­нием, исправ­ле­нием жизни, мило­стью, доб­рыми делами.

Частицы, выну­тые из подан­ных нами просфор, не освя­ща­ются в тело Гос­подне, при извле­че­нии их не бывает вос­по­ми­на­ние Хри­сто­вых стра­да­ний: при воз­но­ше­нии Свя­того Агнца, во время воз­гла­ше­ния «Святая Святым» эти частицы не под­ни­ма­ются для таин­ствен­ного воз­дви­же­ния на крест с плотью Спа­си­теля. Эти частицы не даются в при­об­ще­ние Плоти Спа­си­теля. Для чего же они при­но­сятся? Для того, чтобы посред­ством их веру­ю­щие, имена кото­рых напи­саны в наших запис­ках, полу­чили бла­го­дать, освя­ще­ние и отпу­ще­ние грехов от при­но­си­мой на Пре­столе очи­сти­тель­ной жертвы.

Частица, выну­тая из нашей просфоры, воз­лежа возле пре­чи­стого Тела Гос­подня, будучи вне­сена в потир, напо­ена Боже­ствен­ной кровью, вся испол­ня­ется свя­тыни и духов­ных даро­ва­ний и нис­по­сы­лает их тому, о имени кото­рого воз­но­сится. После того, как все при­част­ники при­об­щатся Святых Тайн, диакон вла­гает в потир воз­ле­жа­щие на дис­косе частицы о святых, о живых и мерт­вых.

Это дела­ется для того, чтобы святые в бли­жай­шем соеди­не­нии с Богом воз– радо­ва­лись на небе­сах, живые же и мерт­вые, чьи имена ука­заны в запис­ках, омыв­шись самой Пре­чи­стой кровью Божия Сына, полу­чили остав­ле­ние грехов и жизнь вечную.

Об этом гово­рят и слова, про­из­но­си­мые при этом свя­щен­ни­ком: «Отмый, Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде, Кровию Твоею Чест­ною».

Вот почему необ­хо­димо совер­шать поми­но­ве­ние живых и усоп­ших именно в Церкви, на литур­гии – ведь именно здесь про­ис­хо­дит очи­ще­ние Кровию Хри­сто­вой совер­ша­е­мых нами еже­дневно грехов.

Жертва, при­не­сен­ная Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом на Гол­гофе и еже­дневно во время литур­гии при­но­си­мая на святом Пре­столе, явля­ется полной и совер­шенно исчер­пы­ва­ю­щей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попа­лить в чело­веке все его пре­гре­ше­ния.

Соро­ко­уст – поми­но­ве­ние, совер­ша­е­мое Цер­ко­вью еже­дневно в тече­ние сорока дней. Каждый день в тече­ние этого срока про­ис­хо­дит изъ­я­тие частиц из просфоры.

«Соро­ко­усты, – пишет св. Симеон Солун­ский, – совер­ша­ются в вос­по­ми­на­ние воз­не­се­ния Гос­подня, слу­чив­ше­гося в соро­ко­вой день после вос­кре­се­ния, – и с той целью, чтобы и он (умер­ший), вос­став из гроба, воз­несся в сре­те­ние (то есть навстречу – ред.). Судии, был вос­хи­щен на обла­цех, и так был всегда с Гос­по­дом».

Соро­ко­усты зака­зы­ва­ются не только о упо­ко­е­нии, но и о здра­вии, осо­бенно о тяже­ло­боль­ных.

Моле­бен – это особое Бого­слу­же­ние, при кото­ром просят Гос­пода, Бого­ро­дицу, святых о нис­по­сла­нии мило­сти или бла­го­да­рят Бога за полу­че­ние благ.

Обще­ствен­ные молебны совер­ша­ются в дни хра­мо­вых празд­ни­ков, на Новый год, перед нача­лом учения отро­ков, при сти­хий­ных бед­ствиях, в наше­ствии ино­пле­мен­ни­ков, при эпи­де­миях, в без­до­ж­дие и т. д.

Другие молебны при­над­ле­жат к част­ному Бого­слу­же­нию и совер­ша­ются по прось­бам и нуждам отдель­ных веру­ю­щих. Часто во время этих молеб­нов про­ис­хо­дит малое освя­ще­ние воды.

Записка на моле­бен начи­на­ется с ука­за­ния, какому свя­тому воз­но­сится моле­бен, пишется, о здра­вии он или о упо­ко­е­нии. Затем пере­чис­ля­ются имена тех, о ком будет воз­но­ситься молеб­ное пение.

Можно зака­зать поми­но­ве­ние живых или усоп­ших на месяц, на полу­го­дие, на год.

В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях при­ни­ма­ются записки на вечное поми­но­ве­ние.

Если вы подали заказ­ную записку, то имена, напи­сан­ные в запис­ках, про­из­но­сятся на моле­нии вскоре после чтения Еван­ге­лия.

По окон­ча­нии Еван­ге­лия начи­на­ется сугу­бая (то есть уси­лен­ная) екте­ния – общий вопль к Богу, трое­крат­ное «Гос­поди, поми­луй!»

Диакон при­зы­вает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, гово­рить) вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем!»

В двух про­ше­ниях мы уси­ленно просим Гос­пода услы­шать нашу молитву и поми­ло­вать нас: «Гос­поди, Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, моли­тися (то есть молится Тебе), услыши и поми­луй. – Поми­луй нас, Боже…»

Все нахо­дя­щи­еся в храме просят о Пат­ри­архе, о епи­скопе, о свя­щен­но­слу­жеб­ном брат­стве (причте цер­ков­ном) и о всей «во Христе братии нашей», о вла­стях и воин­стве…

Цер­ковь молится о мило­сти (чтобы Гос­подь уми­ло­сти­вился над нами), о жизни, мире, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии (то есть чтобы Гос­подь посе­тил, не оста­вил своими мило­стями), про­ще­нии, остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии свя­того храма сего.

В послед­нем про­ше­нии сугу­бой екте­ний диакон уси­ленно при­зы­вает помо­литься о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ла­ю­щих во святом и все­чест­ном храме сем, труж­да­ю­щихся (для храма), поющих и пред­сто­я­щих людях, ожи­да­ю­щих от Бога вели­кие и бога­тые мило­сти.

Пло­до­но­ся­щие и доб­ро­де­ла­ю­щие – это веру­ю­щие, кото­рые при­но­сят в храм все необ­хо­ди­мое для Бого­слу­же­ния (елей, ладан, просфоры и прочее), кото­рые жерт­вуют день­гами и вещами на бла­го­ле­пие храма, на содер­жа­ние труж­да­ю­щихся в нем.

В опре­де­лен­ные дни за сугу­бой екте­нией сле­дует особая екте­ния об умер­ших, в кото­рой мы молимся за всех усоп­ших отцов и бра­тьев наших, просим Христа, бес­смерт­ного Царя и Бога нашего, про­стить им все пре­гре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, упо­ко­ить их в селе­ниях пра­вед­ных и, при­зна­вая, что нет чело­века, кото­рый бы не согре­шил в своей жизни, умо­ляем Гос­пода даро­вать нашим усоп­шим Цар­ствие Небес­ное, где все пра­вед­ные упо­ко­е­ва­ются.

Во время екте­ний диакон про­из­но­сит имена тех, кто указан в заказ­ной записке, и при­зы­вает на них бла­го­сло­ве­ние Божие, а свя­щен­ник читает молитвы.

Затем свя­щен­ник про­из­но­сит молитву перед Пре­сто­лом, громко назы­вая имена из запи­сок.

Обычай чтения запи­сок с име­нами во время сугу­бой екте­ний идет еще с древ­них, апо­столь­ских времен – «диакон поми­нает диптихи, сиречь помян­ник усоп­ших». Диптихи – это две таб­лички, сде­лан­ные из бумаги или пер­га­мента, сло­жен­ные как скри­жали Моисея. На одной из них писа­лись для чтения во время свя­щен­но­дей­ствия имена живых, на другой – усоп­ших.

Почему необ­хо­димо молиться об усоп­ших

Наши молитвы о усоп­ших – это про­дол­же­ние наших отно­ше­ний с ближ­ними. Мы, веру­ю­щие в то, что наши усоп­шие не умерли, веруем и в то, что Пре­ми­ло­серд­ный Гос­подь по молитве нашей про­стит души, умер­шие хотя и во грехах, но с верой и надеж­дой на спа­се­ние.

Цер­ковь – это живой орга­низм, по выра­же­нию апо­стола Павла, Тело, Главу кото­рого состав­ляет Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

К Церкви при­над­ле­жат не только веру­ю­щие, живу­щие на земле, но и те, кто скон­чался в правой вере.

Между живыми и усоп­шими должно про­ис­хо­дить живое, орга­ни­че­ское еди­не­ние, – ведь и в живом орга­низме все члены свя­заны друг с другом, каждый испол­няет что-либо для жиз­не­де­я­тель­но­сти всего орга­низма.

Наша обя­зан­ность – забо­титься о тех членах Церкви, кото­рые окон­чили свое земное суще­ство­ва­ние, и нашей молит­вой облег­чить состо­я­ние усоп­ших.

Многие перед смер­тью не успели спо­до­биться таин­ства пока­я­ния и свя­того при­ча­ще­ния, умерли неожи­дан­ной или насиль­ствен­ной смер­тью. Усоп­шие уже не могут сами пока­яться, дать мило­стыню. Только при­не­се­ние о них Бес­кров­ной Жертвы, молитвы Церкви, мило­стыня и бла­го­тво­ре­ние за них могут облег­чить их загроб­ную участь.

Поми­но­ве­ние усоп­ших прежде всего состав­ляет молитва за них – домаш­няя, и осо­бенно цер­ков­ная, соеди­нен­ная с при­не­се­нием бес­кров­ной жертвы на боже­ствен­ной литур­гии.

«Когда весь народ и свя­щен­ный лик стоит с воз­да­я­нием рук, и когда пред­ле­жит страш­ная жертва, то как не умолим Бога, прося за умер­ших?» – пишет свя­ти­тель Иоанн зла­то­уст.

Но кроме молитвы о усоп­ших мы должны вся­че­ски про­яв­лять милость и совер­шать бла­го­тво­ре­ния, потому что «мило­стыня от смерти избав­ляет и может очи­щать всякий грех» ( Тов.12:9 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст сове­тует: «Почти умер­шего мило­сты­нями и бла­го­тво­ре­ни­ями: ибо мило­стыня служит к избав­ле­нию от вечных мук».

Пре­по­доб­ная Афа­на­сия, сказав, что «если грешны души усоп­ших, то за бла­го­тво­ре­ния живых в память их при­ем­лют от Бога отпу­ще­ние грехов», добав­ляет: «если пра­ведны, то бла­го­тво­ри­тель­ность за них служит к спа­се­нию самим бла­го­тво­ри­те­лям».

Поэтому необ­хо­димо, чтобы за наших усоп­ших как можно чаще воз­но­си­лась молитва и Бес­кров­ная Жертва.

При­не­се­ние за умер­ших Бес­кров­ной Жертвы облег­чает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бес­кров­ные Дары, при­но­си­мые к жертву, пре­ла­га­ются в Плоть и Кровь Хри­стовы, так что Он Сам при­но­сится в жертву ради спа­се­ния нашего.

Как пра­вильно поми­нать усоп­ших

Обычай поми­нать усоп­ших встре­ча­ется уже в Церкви вет­хо­за­вет­ной.

Таким обра­зом, поми­но­ве­ние усоп­ших – это апо­столь­ское уста­нов­ле­ние, оно соблю­да­ется во всей Церкви и литур­гия за усоп­ших, при­не­се­ние о спа­се­нии их Бес­кров­ной Жертвы есть самое силь­ное и дей­ствен­ное сред­ство к испра­ше­нию усоп­шим мило­сти Божией.

Цер­ков­ное поми­но­ве­ние совер­ша­ется только о тех, кто был крещен в пра­во­слав­ной вере.

Пани­хиды по само­убий­цам, а также по не кре­щен­ным в пра­во­слав­ной вере, не совер­ша­ются. Тем более эти лица не могут быть поми­на­емы на литур­гии. Святая Цер­ковь воз­но­сит непре­стан­ные молитвы об отшед­ших отцах и бра­тьях наших при всяком бого­слу­же­нии и осо­бенно литур­гии.

Но кроме этого Святая Цер­ковь творит в опре­де­лен­ные вре­мена особое поми­но­ве­ние всех от века пре­ста­вив­шихся отцев и братий по вере, спо­до­бив­шихся хри­сти­ан­ской кон­чины, равно и тех, кото­рые, быв застиг­нуты вне­зап­ной смер­тью, не были напут­ство­ваны в загроб­ную жизнь молит­вами Церкви. Совер­ша­е­мые при этом пани­хиды назы­ва­ются все­лен­скими.

В суб­боту мясо­пуст­ную, перед сырной неде­лей, нака­нуне вос­по­ми­на­ний Страш­ного суда, мы молим Гос­пода, чтобы Он явил Свою милость всем усоп­шим в день, когда насту­пит Страш­ный суд.

В эту суб­боту Пра­во­слав­ная Цер­ковь молится о всех усоп­ших в Пра­во­слав­ной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему соци­аль­ному про­ис­хож­де­нию и поло­же­нию в земной жизни.

Молитвы воз­но­сятся о людях «от Адама до днесь усоп­ших в бла­го­че­стии и правой вере».

Три суб­боты Вели­кого Поста – суб­боты второй, тре­тьей, чет­вер­той недель Вели­кого поста – уста­нов­лены потому, что во время пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии не бывает такого поми­но­ве­ния, какое совер­ша­ется во всякое другое время года. Чтобы не лишить умер­ших спа­си­тель­ного пред­ста­тель­ства Церкви, и уста­нов­лены эти роди­тель­ские суб­боты. Цер­ковь во время Вели­кого поста хода­тай­ствует об усоп­ших, чтобы и им Гос­подь про­стил грехи и вос­кре­сил их в жизнь вечную.

В Радо­ницу – втор­ник второй сед­мицы по Пасхе – с усоп­шими делятся радо­стью Вос­кре­се­ния Гос­пода, в надежде вос­кре­се­ния и наших усоп­ших. Сам Спа­си­тель сошел во ад про­по­ве­дать победу над смер­тью и извел оттуда души вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков. От этой вели­кой духов­ной радо­сти день этого поми­но­ве­ния и носит назва­ние «раду­ница», или «радо­ница».

Тро­иц­кая роди­тель­ская суб­бота – в этот день Святая Цер­ковь при­зы­вает нас совер­шать поми­но­ве­ние усоп­ших, чтобы спа­си­тель­ная бла­го­дать Свя­того Духа очи­стила грехи душ всех от века усоп­ших пра­от­цов, отцов и братий наших и, хода­тай­ствуя о собра­нии всех в Цар­ство Хри­стово, молясь об искуп­ле­нии живых, о воз­вра­ще­нии пле­не­ния душ их, просит «упо­ко­ить души прежде отшед­ших на месте про­хла­жде­ния, яко не мерт­вии вос­хва­лят Тя, Гос­поди, ниже сущий во аде испо­ве­да­ния дерз­нут при­не­сти Тебе: но мы, живые, бла­го­сло­вим Тя и молим, и очи­сти­тель­ный молитвы и жертвы при­но­сим Тебе о душах наших».

Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бота – в этот день совер­ша­ется поми­но­ве­ние о всех пра­во­слав­ных уби­ен­ных воинах. Оно уста­нов­лено святым бла­го­вер­ным князем Димит­рием Дон­ским по вну­ше­нию и бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского в 1380 году, когда он одер­жал слав­ную, зна­ме­ни­тую победу над тата­рами на Кули­ко­вом поле. Поми­но­ве­ние совер­ша­ется в суб­боту перед Димит­ри­е­вым днем (26 октября по ста­рому стилю). Впо­след­ствии в эту суб­боту пра­во­слав­ные хри­сти­ане стали тво­рить поми­но­ве­ние не только воинов, за веру и оте­че­ство поло­жив­ших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех пра­во­слав­ных хри­стиан.

Поми­но­ве­ние усоп­ших воинов совер­ша­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 26 апреля (9 мая по новому стилю), а также 29 авгу­ста, в день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи.

Обя­за­тельно надо поми­нать усоп­шего в день его смерти, рож­де­ния и именин.

Дни поми­но­ве­ния надо про­во­дить чинно, бла­го­го­вейно, в молитве, бла­го­тво­ре­нии нищим и близ­ким, в раз­мыш­ле­нии и о нашей смерти и буду­щей жизни.

Пра­вила подачи запи­сок «О упо­ко­е­нии» такие же, как и запи­сок «О здра­вии».

«На екте­ний же больше поми­на­ются ново­пре­став­лен­ные или зна­чи­тель­ные стро­и­тели оби­тели, и то не более одно или два имя. Но про­ско­ми­дия самое важное поми­но­ве­ние, ибо выну­тые части за усоп­ших погру­жа­ются в кровь Хри­стову и очи­ща­ются грехи сею вели­кою жерт­вою; а когда слу­ча­ется память кого из родных, то можешь подать записку и помя­нуть на екте­ний», – писал в одном из писем пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский.

Как часто сле­дует пода­вать записки для поми­на­ния

Молитва Церкви и Свя­тей­шая Жертва при­вле­кают на нас бла­го­дать Гос­пода, очи­ща­ю­щую и спа­са­ю­щую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуж­да­емся в мило­сти Божией к нам.

Поэтому удо­ста­и­ваться молитв Церкви и при­не­се­ния о нас или наших близ­ких, живых и усоп­ших, жертвы Святых Даров, необ­хо­димо как можно чаще, и обя­за­тельно в те дни, кото­рые имеют особое зна­че­ние: в день рож­де­ния, день кре­ще­ния, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почи­тая память свя­того, чье имя мы носим, мы этим при­зы­ваем своего покро­ви­теля на молитву и хода­тай­ство пред Богом, потому что, как гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии, много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного ( Иак.5:16 ).

Обя­за­тельно надо пода­вать записку на поми­на­ние в дни рож­де­ния и кре­ще­ния вашего ребенка.

За этим должны тща­тельно сле­дить матери, ибо забота о ребенке состав­ляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овла­де­вает ли нами какая страсть, иску­шает ли диавол, пости­гает ли нас отча­я­ние или неутеш­ная скорбь, посе­тили беда, нужда, болезнь – в таких слу­чаях молитва Церкви с при­не­се­нием Бес­кров­ной Жертвы служит самым верным сред­ством к избав­ле­нию, укреп­ле­нию и уте­ше­нию.

Памятка для жела­ю­щего подать записку о живых и усоп­ших

Можно ли напи­сать в запис­ках «За здра­вие» и «За упокой» людей, в отно­ше­нии кото­рых неиз­вестно, кре­щены ли они?

В запис­ках, кото­рые пода­ются в алтарь на про­ско­ми­дию, пере­чис­ля­ются люди, за кото­рых Святая Цер­ковь на литур­гии при­но­сит Бес­кров­ную Жертву. Поэтому под­ра­зу­ме­ва­ется, что все эти люди не только кре­щены, но и осо­знают себя чле­нами Церкви.

Если же люди кре­щены, но не живут цер­ков­ной жизнью (отпав­шие), то умест­нее пода­вать за них записки на поми­но­ве­ние при чтении Псал­тири.

Как писать в запис­ках имена людей, имён кото­рых нет в свят­цах?

Тра­ди­ция кре­стить с именем “из цер­ков­ного кален­даря”, т.е. по свят­цам — это лишь хоро­шая рус­ская тра­ди­ция, не исклю­ча­ю­щая поми­но­ве­ния тех хри­стиан, чьи имена ей не соот­вет­ствуют.

Журнал 165 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода от 26 декабря 2019 года:

ИМЕЛИ СУЖ­ДЕ­НИЕ о раз­ра­ботке в Меж­со­бор­ном При­сут­ствии доку­мента «О воз­мож­но­сти при­ня­тия Кре­ще­ния с сохра­не­нием наци­о­наль­ного имени».

Тема «Наре­че­ние имени ново­рож­ден­ным; вопрос о воз­мож­но­сти при­ня­тия Кре­ще­ния с сохра­не­нием наци­о­наль­ного имени» была вклю­чена в повестку дня комис­сии Меж­со­бор­ного При­сут­ствия по вопро­сам орга­ни­за­ции цер­ков­ной миссии (позд­нее объ­еди­нена с другой комис­сией в составе комис­сии по цер­ков­ному про­све­ще­нию и диа­ко­нии) реше­нием Пре­зи­ди­ума Меж­со­бор­ного При­сут­ствия от 28 января 2015 года.

Комис­сия по цер­ков­ному про­све­ще­нию и диа­ко­нии под пред­се­да­тель­ством Прео­свя­щен­ного мит­ро­по­лита Мин­ского и Заслав­ского Павла рабо­тала над данной темой с конца 2017 года и пред­ста­вила свои раз­ра­ботки в сек­ре­та­риат Меж­со­бор­ного При­сут­ствия к сере­дине 2019 года.

Изучив про­бле­ма­тику вопроса, комис­сия пришла к выводу, что сло­жив­ша­яся в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви тра­ди­ция наре­че­ния имени по свят­цам не всегда учи­ты­вает мно­го­об­ра­зие прак­тик и тра­ди­ций, сло­жив­шихся в других Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах, в том числе в связи с тем, что меся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви не содер­жит имен всех святых, про­слав­лен­ных Помест­ными Пра­во­слав­ными Церк­вами.

Кроме того, было отме­чено, что, согласно биб­лей­ской тра­ди­ции, наре­че­ние имени ново­рож­ден­ному мла­денцу явля­лось пре­ро­га­ти­вой роди­те­лей. Об этом, в част­но­сти, сви­де­тель­ствует наре­че­ние имени про­рока Иоанна Кре­сти­теля его отцом — свя­щен­ни­ком Заха­рии ( Лк. 1:63 ), а также свя­ти­тель Симеон Солун­ский в сочи­не­нии «О свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах цер­ков­ных»: «запе­чат­ле­вает его иерей крест­ным зна­ме­нем на челе, устах и груди и со свя­щен­ной молит­вой дает ему имя, избран­ное роди­те­лями, кото­рые участ­вуют в обряде кре­ще­ния».

Комис­сия также отме­тила, что не суще­ствует пре­пят­ствий к при­ня­тию в таин­стве Кре­ще­ния имени в ином, чем при­выч­ное, наци­о­наль­ном зву­ча­нии (к при­меру: Иоанн — Джон; Иоанна — Жанна), а также к уча­стию в таин­ствах с этим именем, в тех слу­чаях, когда чело­век носил имя в данном зву­ча­нии до кре­ще­ния или когда был крещен с именем в тако­вом зву­ча­нии. Эти иные наци­о­наль­ные зву­ча­ния имен, нахо­дя­щихся в пра­во­слав­ных меся­це­сло­вах, сле­дует отли­чать от ново­из­мыш­лен­ных имен, кото­рые в своей основе не имеют связи с куль­ту­рой пра­во­слав­ных наро­дов.

На осно­ва­нии раз­ра­бо­ток комис­сии по цер­ков­ному про­све­ще­нию и диа­ко­нии сек­ре­та­ри­а­том Меж­со­бор­ного При­сут­ствия пред­ло­жен проект реше­ния Свя­щен­ного Синода.

ПОСТА­НО­ВИЛИ:

1. Имея в виду, что Свя­щен­ное Писа­ние отно­сит наре­че­ние имени ново­рож­ден­ного мла­денца к правам роди­те­лей, и учи­ты­вая, при этом, тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, обра­тить вни­ма­ние духо­вен­ства на воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­ного — по усмот­ре­нию роди­те­лей — наре­че­ния мла­ден­цев (и после­ду­ю­щего их кре­ще­ния) име­нами святых, почи­та­е­мых в любой из Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей.

2. Под­черк­нуть недо­пу­сти­мость каких-либо огра­ни­че­ний в бого­слу­жеб­ном поми­но­ве­нии и допу­ще­нии к цер­ков­ным таин­ствам веру­ю­щих, нося­щих наци­о­наль­ные имена, тра­ди­ци­он­ные для других Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей (или имена в иных наци­о­наль­ных зву­ча­ниях).

3. При кре­ще­нии или при­со­еди­не­нии к Пра­во­слав­ной Церкви взрос­лого чело­века, нося­щего имя, не име­ю­щее ана­лога в меся­це­сло­вах Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей и не явля­ю­ще­еся иным наци­о­наль­ным зву­ча­нием имени из пра­во­слав­ного меся­це­слова, предо­став­лять тако­вому чело­веку само­сто­я­тель­ного изби­рать кре­стиль­ное имя из пра­во­слав­ного меся­це­слова, причем жела­тельно, чтобы оно было близко по зву­ча­нию с граж­дан­ским именем.

Что делать если записка подана за здра­вие на вечное поми­но­ве­ние, а чело­век скон­чался?

Сле­дует сооб­щить в соот­вет­ству­ю­щий храм о кон­чине и пере­дать имя усоп­шего и дату, когда пода­вали записку о здра­вии. Там пере­не­сут имя в список для заупо­кой­ного поми­но­ве­ния.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишутся имена в церковных записках список имен, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишутся имена в церковных записках список имен", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишутся имена в церковных записках список имен:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *