Падежные окончания имен существительных
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
-ей (-ею)
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
Понаблюдаем:
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе
Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.
Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?
Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.
Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.
На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит
от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).
При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.
Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.
Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?
Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.
А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате, по деревне – по воде).
Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.
Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.
В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.
Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.
Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” ( Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)
В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.
Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:
Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”
Объяснение нового материала
Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.
1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.
3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)
Выписать в тетрадь в три столбика окончания имён
существительных (по падежам)
(Работа детей 1-го уровня)
Используя пример в табли-це, просклонять им. сущ.:
струя, пень, тень. Поставьте ударение, выделите окончание.
Используя данные табли-цы просклонять слова: зарядка, класс, тетрадь.
Поставьте ударение, выделите окончание.
1-скл. И. зарядка Р. зарядки Д. зарядке В. зарядку Т. зарядкой П. о зарядке | 2- скл. класс класса классу класс классом о классе | 3- скл. тетрадь тетради тетради тетрадь тетрадью о тетради |
2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).
— Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? ( просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
— Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
— В окончании.
— Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
— Окончания ударные.
— Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
— На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
— Кто заметил ещё одну особенность?
— Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
— Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
— Прочитайте вывод на 82 странице учебника.
Первичная проверка нового материала
(дифференциация по уровню трудности)
2-й уровень
1- скл. И. куколка Р. куколк.. Д. куколк.. В. куколк.. Т. куколк.. П. куколк.. | 2 – скл. пожар пожар.. пожар.. пожар.. пожар.. пожар.. | 3-скл. жизнь жизн.. жизн.. жизнь.. жизн.. жизн.. |
Закрепление изученного материала
(задание можно проработать в двух вариантах)
В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)
В – 2.
( Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.Формирование умений и навыков
В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.
На снег… _____________________________
записать только окончания мякоть пустыня пароход радость берлога победа горизонт капель Волга Театр Радость | река земля двор конь окно степь | Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
Подобрать синонимы к словам : солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.
Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на ( машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).
Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.
Первичное закрепление темы:
“Правописание безударных окончаний имён существительных”
К- №10 (дифференциация по степени трудности)
1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.
а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние.2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга( ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань( ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.
Склонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.
Существительные могут относиться к женскому, мужскому и среднему роду и делятся на 3 типа склонения, то есть изменения по падежам: 1-ое, 2-ое, 3-е. Эти части речи встречаются в устной и письменной речи чаще всех остальных слов. Но это очень коварная часть речи. Они имеют свойство постоянно изменяться. Вероятность сделать ошибку в них очень высока, и особенно в окончаниях, которые зависят от падежа существительного и числа.
Склонения имен существительных
Таблица окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения по падежам
Падежи
Если на окончание падает ударение, гласная слышится отчетливо, и мы вряд ли ошибемся. Безударные окончания — самые коварные места. Кажется, что слышится, то и надо писать. Но к окончаниям нужно относиться внимательно. Одна ошибка в окончании меняет смысл целой фразы. Например, подарок подруг и (Р.п.) и подарок подруг е (Д.п.). Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать следующие правила.
Буква — Е употребляется в окончании существительных:
Поется в песн е (1-ое, П. п.), думать о мир е (2-ое, П.п.), мечтать о поездк е (1 скл., Пр.п.)
Буква — И (ы) ставится в окончаниях существительных:
Половина площадки (1 скл., Р.п.), выступать по очереди (3 скл., Д.п.), мечтать об осени (3 скл., Пр.п.)
Алгоритм рассуждения:
Играя на улиц… На улиц.. – улица, 1 склонение, играя (где?) на улиц.. — существительное стоит в предложном падеже, поэтому пишем букву е: играя на улице.
Среди имен существительных есть особая группа слов на – ия, имеющих во всех падежах, кроме именительного и винительного, окончание –и.
Секция – нет секции, к секции, о секции.
Существительные мужского рода на –ий и среднего рода на – ие в предложном падеже оканчиваются на –ии.
Планетарий – в планетарии, растение – о растении;
Алгоритм рассуждения:
Написать в объявлени… Объявление – сущ. на –ие, стоит в предложном падеже, значит, пишем –и.
Существительных, оканчивающихся на – ий, в русском языке немного и пришли они к нам, в основном, из латинского языка, например: алюминий, планетарий, магний, калий. Существительных на –ия и –ие больше: обсерватория, кавалерия, артиллерия, молния, выделение, заявление, объявление. Все эти слова заимствованы из других языков.
Существительные общего рода
Существительные общего рода – это одушевленные имена существительные 1 склонения с окончанием —а/-я, которые обозначают пол лица в зависимости от контекста.
Примеры: Валентина Ивановна – моя коллега, Василий Петрович – мой коллега;
Все имена существительные общего рода можно разделить на две группы:
Для того чтобы определить лицо какого пола обозначает существительное общего рода, необходимо определить род прилагательного/местоимения/глагола, с которым оно согласуется: навстречу выбежал задира (м.р.); Настя – большая привереда (ж.р.); ваш сын – большой умница (м.р.).
Примеры имен существительных общего рода
Разносклоняемые имена существительные
Разносклоняемые имена существительные – это 10 слов, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), а также существительные путь и дитя, имеющие смешанное склонение.
Разносклоняемые имена существительные нельзя отнести ни к одному из трех склонений. Эта группа имен существительных имеет падежные окончания разных склонений: в Т.п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д.п. и П.п. единственного числа – как существительное 3 склонения.
Примеры изменения по падежам разносклоняемых имен существительных
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. п. | Что? | Время, имя, дитя, путь | Времена, имена, дети, пути |
Р. п. | Чего? | Времени, имени, дитяти, пути | Времён, имен, детей, путей |
Д. п. | Чему? | Времени, имени, дитяти, пути | Временам, именам, детям, путям |
В. п. | Что? | Время, имя, дитя, путь | Времена, имена, детей, пути |
Т. п. | Чем? | Временем, именем, дитятей (дитятею), путем | Временами, именами, детьми, путями |
П. п. | О чём? | о времени, об имени, о дитяти, о пути | о временах, об именах, о детях, о путях |
Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые имена существительные – это заимствованные слова, которые в русском языке остаются в одной и той же грамматической форме во всех падежах, например:
Следовательно, в составе таких слов нельзя выделить окончание. Поэтому падежную форму несклоняемых имен существительных можно определить только при помощи заданного вопроса: еду на (чем) такси – П.п., наложили (что?) вето – В.п., радуюсь (чему?) эскимо.
Несклоняемыми бывают нарицательные и собственные имена существительные. Их можно разделить по группам в зависимости от признаков:
Безударные падежные окончания имен существительных: правила правописания и способы проверки
От чего зависит правописание безударных окончаний имен существительных?
Три склонения имен существительных
В русском языке большинство ИС относятся к одному из трех склонений. Для каждого – свои нормы написания флексий: принимая форму того или иного падежа, ИС имеет окончание, характерное только для этого склонения. Поэтому первый шаг к грамотному письму – узнать, по какому типу склоняется анализируемое ИС:
Правописание падежных и родовых окончаний у существительных
Чтобы правильно написать окончание у имени существительного, нужно определить его склонение и падеж, в котором оно стоит.
Падежи и склонения
В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).
В русском языке есть три типа склонения существительных, а также разносклоняемые и несклоняемые существительные. Последняя группа не изменяется по падежам.
Существительные могут быть мужского рода (он, мой), женского (она, моя), общего рода (могут быть и мужского, и женского) или среднего рода (оно, моё). В зависимости от этого определяется их тип склонения.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Окончания падежей существительных 2 склонения
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
школьники
школьников
Падежные окончания в фамилиях и названиях
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы правильно выбрать безударное окончание «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа существительных, воспользуемся следующим алгоритмом:
Алгоритм проверки безударных окончаний
Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».
Алгоритм действий представлен в таблице:
Особенности правописания и исключения
Следует обратить внимание на окончания падежей, написание которых не совпадает с транскрипцией. У каждого склонения свои трудные падежи. Примеры приведены в таблице.
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3 склонение | Разносклоняемые |
Именительный. Кто? Что? | Ветка | Иней | Прорубь | Время |
Родительный. Кого? Чего? | Ветки | Инея | Проруби | Времени |
Дательный. Кому? Чему? | Ветке | Инею | Проруби | Времени |
Винительный. Кого? Что? | Ветку | Иней | Прорубь | Время |
Творительный. Кем? Чем? | Веткой | Инеем | Прорубью | Временем |
Предложный. О ком? О чём? | О ветке | Об инее | О прорубе | О времени |
Гласная в безударном положении = гласная под ударением в том же склонении.
Достаточно запомнить по одному слову с ударным окончанием на каждое склонение и пользоваться ими, если возникают сомнения:
Пример: Воробей сидел на ветк (?). «Ветка» первого склонения, гласная на конце безударная. Проверочное: конь — на коне. Это слово тоже первого склонения, но с ударением на последнем слоге. Чётко слышно, какую гласную следует выбрать.
Таблица окончаний существительных по падежам и склонениям
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | разносклоняемые |
Именительный | рука берёза дядя | конь солнце окно | степь кровать | время путь |
Родительный | руки берёзы дяди | коня солнца окна | степи кровати | времени пути |
Дательный | руке берёзе дяде | коню солнцу окну | степи кровати | времени пути |
Винительный | руку берёзу дядю | коня солнце окно | степь кровать | время путь |
Творительный | рукой берёзой дядей | конём солнцем окном | степью кроватью | временем путём |
Предложный | о руке о берёзе о дяде | о коне о солнце об окне | о степи о кровати | о времени о пути |
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишутся ударные и безударные падежные окончания существительных, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишутся ударные и безударные падежные окончания существительных", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.