Как научиться писать грамотно: простые приемы для начинающих копирайтеров
Приветствую, дорогие читатели!
Многие талантливые копирайтеры-новички сталкиваются с неприятной проблемой: допускают много ошибок в тексте. Они легко и с вдохновением создают увлекательные статьи, но часто их возвращают им на доработку. А иногда заказчики и вовсе прекращают сотрудничество.
В этой статье я расскажу, как писать грамотно. Поделюсь с вами полезными приемами, которые не только научат писать слова правильно, но и повысят уровень профессионализма. Ведь далеко не каждый квалифицированный копирайтер имеет диплом филолога, лингвиста или журналиста. Однако даже если это так, далеко не каждый автор обладает знаниями на уровне корректора или редактора.
Чтобы добиться результата в совершенствовании русского языка, важно набраться терпения и морально настроиться. Вы должны понимать, что грамотность – важное требование, предъявляемое работодателями в сфере копирайтинга. Старайтесь получать удовольствие от процесса обучения и подбадривайте себя мыслями о будущем успехе в профессии. Только грамотный человек способен создать впечатление образованного, ответственного и заинтересованного в работе исполнителя.
Способы повышения грамотности
Здесь мы рассмотрим эффективные методики повышения грамотности. Все люди от рождения обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита слуховая память, у другого – зрительная, у третьего – моторная. Довольно часто преобладает смешанная форма (например, зрительно-слуховая). Поэтому выбирайте те рекомендации, которые наиболее эффективны именно для вас, и учитесь писать без ошибок.
Тренировка зрительной памяти
Чтобы улучшить зрительную память, читайте классическую литературу. В современных изданиях и электронных книгах часто можно встретить опечатки и прочие ошибки, что негативно отразится на процессе повышения грамотности. При чтении классики вы будете запоминать написание слов и бессознательно откладывать в памяти художественные литературные приемы. Это поможет сделать вашу письменную речь более богатой, интересной и живой.
Чтобы занятия приносили успех, важно подобрать книги по интересам. Это может быть фантастика, приключения или поэзия. Главное – читайте в тишине, чтобы лучше сосредоточиться, и ни на что не отвлекайтесь.
Книги, которые я рекомендую к прочтению:
Чтобы сформировать отличный литературный вкус, научиться избегать штампов и тавтологии, писать без особых трудностей на любые темы, обратите внимание на следующие книги:
Приведенная подборка книг поможет вам повысить уровень грамотности и добиться прогресса в выбранной сфере деятельности.
Хотите развить интуитивную грамотность? Тогда предлагаю к просмотру видеоролик. В нем автор дает практические советы для развития грамотности.
Тренировка слуховой памяти
Для оттачивания слуховой памяти хорошо помогает чтение книг вслух. Внимательно и не торопясь читайте каждое предложение, обращайте внимание на знаки препинания, сложные для вас слова проговаривайте по слогам 2-3 раза.
Чтение вслух позволяет увеличить рабочий словарный запас, улучшить дикцию и интонацию, добавить в речь яркости и эмоциональной окраски. Старайтесь произносить текст не монотонно, а с выражением, расставляя акценты, будто вы выражаете собственные мысли. Если ежедневно читать вслух 15–20 минут, то спустя месяц вы заметите улучшения как в слуховой памяти, так и в вашей речи.
Предельно важно развивать память. Ведь если ваша способность к запоминанию развита недостаточно, то вам не удастся овладеть правилами правописания, ораторским мастерством и навыками скорочтения. Развитие памяти требует внимательности, терпения и осознанности.
Узнать подробнее об упражнениях для тренировки памяти можно в предыдущем материале.
Переписывание книг
Тренировать грамотность можно с помощью регулярного переписывания 5–10 страниц классической литературы. Выберите отрывок с длинными предложениями и сложными оборотами и перепишите его. Преподаватели русского языка рекомендуют использовать для этой цели книгу Льва Толстого “Война и мир”.
Кроме повышения грамотности, переписывание книг положительно влияет на концентрацию. Если уделять процессу по 2–3 часа в день, то вы ощутите спокойствие и сосредоточенность на одном деле. Вы станете более вдумчивым и серьезным. Главное – писать медленно и думать над тем, что записываете. Когда закончите, перечитайте написанное и проверьте, не допустили ли вы ошибки.
Запись информации благотворно воздействует на память. Ежедневно у нас идет информационное перенасыщение, из которого мозг не выносит ничего полезного, хотя мог бы в это время сфокусироваться на чем-то важном. Углубленное чтение и переписывание книг вызывает размышления о персонажах и сюжете, позволяет анализировать. Со временем это занятие становится привычкой и остается с человеком надолго.
Заучивание стихотворений наизусть
Стихотворения – давний способ передачи информации потомкам. Благодаря рифме, красоте речи и мелодичности жанр считается легким для заучивания наизусть. Регулярное чтение стихов расширяет словарный запас и улучшает память. Для развития интеллекта подойдет поэзия Есенина, Бродского, Шекспира, Лермонтова, Ахматовой.
Чтобы быстро выучить стихотворение, воспользуйтесь следующей методикой:
Если описанный способ запоминания не приносит желаемого результата, можете задействовать зрительную память и медленно переписать текст на лист бумаги. Во время чтения стихотворения представьте себе события и героев, проникнитесь теми чувствами, что хотел передать автор, акцентируйте внимание на словах, их времени и форме. Затем читайте первую строку 3–5 раз и запоминайте. Далее перейдите к следующей. И так до конца. Учите стих вслух, проговаривая текст громко и с выражением.
Думаю, вам будет полезно ознакомиться с популярными и необычными методиками развития памяти у взрослых людей.
Написание текстовых и словарных диктантов
Проверить свои знания правил русской орфографии и пунктуации помогут диктанты. Попросите близкого человека побыть в роли учителя и продиктовать вам текст или используйте специальные программы для проверки грамотности.
После написания проверьте внимательно текст на ошибки, сделайте выводы и перечитайте необходимые правила правописания.
Для улучшения качества письма рекомендую завести тетрадь, в которой каждую страницу нужно разделить на 2 колонки. В левый столбец выписывайте все слова, в которых вы постоянно допускаете ошибки, а в правый – объяснение с примерами употребления слов.
Ведение диалогов
Чтобы получить наиболее эффективный результат, во время обучения русскому языку постарайтесь привлечь к занятиям кого-нибудь еще. Активно ведя диалог, вы научитесь грамотно высказываться, а ваша речь станет чистой и выразительной.
Работа с орфографическим словарем
Эффективным способом научиться правильно писать считается обращение к орфографическому словарю. При любых затруднениях вы сможете проверить правописание. Работать со словарем нужно систематически. При наличии малейших сомнений вы также можете использовать учебники и другие справочные материалы.
Я подготовила список лучших словарей и пособий, которые помогут вам не только научиться грамотно писать, но и красиво говорить:
Выписывайте слова, в которых делаете ошибки чаще всего, и сверяйте их со словарем.
Изучение правил правописания
По-настоящему грамотный человек должен не только знать правила, но и уметь применять их, не надеясь исключительно на интуицию. Чтобы быстро выучить правило и суметь его использовать на практике, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Чтобы применять правила, вам нужно научиться определять структуру слова и понимать, в приставке или суффиксе допущена ошибка. Кроме того, учитесь четко различать части речи, например, где в предложении существительное, а где использовано наречие.
Чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно уметь определять главные и второстепенные члены предложения. Также важно обратить внимание на наличие обращений, междометий, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.
Выполнение практических работ для закрепления теории
Просто читать и заучивать правила грамматики не только скучно, но и малоэффективно. Купите сборник заданий по русскому языку для школьников или студентов. В нем представлены упражнения, в которых нужно вставить пропущенные буквы или слова, расставить знаки препинания. Также в сборнике вы найдете краткое изложение основных правил с примерами. С их помощью вы сможете себя проверять.
После выполнения практических заданий можно попросить близкого человека, в чьей грамотности вы уверены, проверить вашу работу. Пусть он ее не просто прочитает, но и ручкой пометит ошибки, чтобы вы могли сделать работу над ошибками.
Обучение на курсах по русскому языку
Если вам сложно самостоятельно освоить русский язык, вы можете записаться на курсы русского языка.
При выборе курса внимательно ознакомьтесь с программой и сроками обучения, отзывами учеников. Вы можете выбрать индивидуальные или групповые занятия. Выясните, подходит ли вам график занятий, есть ли у курса своя методика, насколько квалифицирован преподавательский состав и соответствует ли обучающая программа вашим целям.
Если обучение в режиме онлайн не для вас, можно воспользоваться услугами репетитора офлайн. Преподаватель сможет доступным языком и в сжатые сроки объяснить вам основные правила грамматики русского языка.
Заключение
Регулярные тренировки, чтение книг, тесты, диктанты и упражнения помогут достичь успеха в изучении русского языка. Набить руку и повысить грамотность вы можете на биржах копирайтинга, где представлены тысячи заказов на разные темы. Нарабатывая практический опыт и пополняя портфолио, вы становитесь более востребованным специалистом.
А как вы боретесь со своими ошибками? Считаете ли вы грамотность важным навыком для копирайтера? Поделитесь опытом в комментариях.
Как научиться писать красивые тексты? Стили речи
Умение писать красивые тексты — это не обязательно дар природы. Сейчас время интеллектуального подъема. И практически каждый из нас может выработать в себе полезный навык копирайтинга.
Как писать красивые тексты, привлекательные для читателя?
Привлекательный стиль письма — это не просто соответствие жанру. Значение имеет интересное построение структуры текста, использование специальных слов, оборотов и других «фишек».
Чтобы писать красивые тексты, нужно красиво думать.
Как показывает опыт, без творческой страсти сложно создать убедительную, продающую уникальную статью. И не важно – это женские популярные темы или узкое направление технической сферы.
Собирая материал, можно найти и для себя массу интересных, полезных вещей. Информация — неисчерпаема!
Перед написанием статьи, займитесь тем, что вас особенно вдохновляет. Устройте прогулку в парке, испытайте на скорость свой автомобиль, отдохните в компьютерной игре, с любимым журналом, фильмом, покатайтесь на роликах, потанцуйте, наконец.
Выберите то, что всколыхнет ваши лучшие чувства, держите этот настрой и садитесь за создание статьи. Вы удивитесь, как быстро и легко восторженные ощущения от прогулки обратятся в нужные слова. Этим методом издавна пользовались великие писатели и творцы.
Как научиться писать красивые тексты?
Какая стилистика письменной речи используется в копирайтинге?
Стиль речи – это выборочная манера передачи мыслей, которая относится к определённой теме общения. То есть, специальные инструменты, определяющие качество и скорость донесения информации.
Устная речь – самое первичное воспроизведение наших мыслей. Она естественна, эмоциональна, а порой субъективна и хаотична.
Это спонтанная или подготовленная форма передачи информации, часто с применением невербальных средств общения (мимика, интонация, жесты, позы), усиливающих смысловой эффект.
Несмотря на явное несовершенство устной речи по сравнению с письменной, она все же часто выигрывает за счет подлинности чувств, то есть — «живых», неподдельных эмоций.
Письменная речь – более контентна, приоритетна, «аккуратно причесана», логична и содержательна. При этом важно красиво оформить текст и не перегружать лишней информацией. Цель — вызвать конкретный отклик, получить результат.
Сегодня письменные формы речи нередко заменяют устное воспроизведение мыслей, мы общаемся по заранее подготовленной «бумажке» и многие ораторы с трудом обходятся без специальной шпаргалки или подсказки.
Чтобы научиться писать красиво, нужно знать несколько главных стилей:
Он предназначен для получения новых знаний. Для создания таких статей используются профессиональные термины, монографии, научные цитаты и выдержки из первоисточников, приемлемых для данной читательской аудитории (ЦА). Здесь чаще употребляются существительные, чем глагольные части речи.
Характерными чертами научного стиля являются сложно-составные предложения, длинные абзацы, структурные словообразования, допускается аббревиатура и сокращения некоторых общепринятых конструкций. Например: то есть — т.е., и так далее – и т.д., и прочее — проч., таким образом — т.о., вторая стадия — 2-я.
Главные функции этой стилистики письменной речи – воздействие на чувства и поведение читателей (потенциальных клиентов). Чаще используется в информационных, аналитических, рекламных и продающих текстах, в общественно-политической сфере.
Публицистический стиль письменной речи, обычно, передается посредством СМИ. Это газетные сообщения, PR статьи для журналов, ТВ и радио передач, для публичных выступлений на митингах, презентациях, съездах, собраниях и т.п.
Такие статьи рассчитаны на массовое восприятие. Информационный жанр характеризуется краткими формами речи и логичным построением фраз.
Как правило, это репортажи, интервью, толкования и т.д. К аналитическому жанру относятся очерки, рецензии, письма, обзоры, технические сравнения и др.
Предназначен для аудитории социально-бытовой сферы, для простой повседневной беседы и диалогов между людьми. Он обладает оттенками разных эмоций, непринужденностью и доступностью.
Допускается использование юмора, иронии, некоторой фамильярности, легких жаргонизмов, авторских личных приемов для создания уникальных словообразований.
Тексты, написанные в разговорной стилистике, чаще всего имеют яркую эмоциональную окраску (угрожающую или шутливую, интимную, иносказательную и т.п.)
В изложении может присутствовать личная позиция автора с применением всевозможных метафор, идиом, крылатых фраз, цитат, художественных описаний. Такие тексты можно дополнять любыми формами прилагательных разной степени.
В этом случае характерно проявление лаконизма, точности, компактности и краткости изложения информации, исключение субъективного мнения автора.
В основном, подобные статьи создаются для официальных лиц и предприятий общественно-правовой сферы. В стиле письменной речи создаются различные документы, акты, инструкции, приказы, соглашения, договоры и другие деловые бумаги.
5 основных критериев качественного текста:
Красивых вам текстов, друзья!
Поделитесь этой новостью в социальных сетях
Как правильно и красиво написать текст
Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.
Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.
Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»
Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.
Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.
Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.
Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?
Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.
Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).
В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.
Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.
Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.
Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.
Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.
Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».
Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.
Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».
Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.
Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.
Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.
Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.
Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:
Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.
Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).
Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.
Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.
Ремесло писателя. Как научиться писать?
Писатель мало чем отличается от плотника: один тешет доски, другой – слова. Постараюсь это доказать. За все время моей трудовой деятельности, моя работа так или иначе была связанна с написанием текстов. Нужно было учиться писать. Постараюсь поделиться своим опытом в получении навыка в данном деле.
На моем пути встречались самые разные люди пишущих профессий: от редакторов, копирайтеров, райтеров просто до настоящих писателей. Приставал ко всем с просьбой научить писать, и вразумительного ответа, как жеж таки писать? — я не услышал, но все ответы можно как-то ранжировать.
«Это не всем дано…»
Вот этот ответ самый ужасный. Причин этому две (на выбор): а) осознанно или нет человек видит в тебе конкурента б) человек не владеет технологией, а использует приемы на уровне интуиции.
«Ну, это ж искусство…»
Любое творчество или искусство, называйте как хотите, можно назвать процессом, и как процесс можно назвать технологией. Именно технологией писательства мало кто владеет, и о ней мало кто говорит и рассказывает. Нет это не искусство, у художника есть краски, техника, не рисует же он воздухом?
«Ну почитай что-нибудь для примера…»
Можно всю жизнь читать, а писать когда? Да и если почитать «Фауста» — как можно что-то писать после этого? Чувствуешь себя мошкой безгласной, которой нужно только молчать и слушать, то есть читать. Есть масса примеров когда человек никак не связанный с писательством становился писателем.
По счастливой случайности мне встретился писатель, который зарабатывал на жизнь чем писал. Он направил меня в правильное русло, что писательство является такой же профессией или, точнее, ремеслом.
С чего начинается мастерство?
С упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Например открываем Ремарка «На западном фронте без перемен» — сидят в окопе – эссе на полстраницы, полстраницы – эссе о воспоминании о доме, затем полстраницы о бомбежке – из таких эссе у Ремарка получались толстенные романы. Темой для эссе может что угодно – столб, мысли бездомного пса, да хоть прожитый день – эссе будет записью в дневнике. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта.
Я попытаюсь изложить несколько принципов, которые мне помогли в освоении ремесла:
1. Не врать. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. Здесь необходим навык не врать хотя бы себе, а не окружающим. Есть 2 крайности: а) стриптиз (сюда же входит негативное подсознательное) б)страх вообще говорить что-то, ведь мы врем часто не задумываясь. Нет, пишите максимально искренне, даже если вы искренне заблуждаетесь, это будет вашей правдой. Но если вы будете предавать правду, которая внутри вас – это чревато не только для ваших текстов, но и для вашей головы.
2. Благозвучие. Писать благозвучно. Созвучия должны быть приятны для внешнего и внутреннего слуха. «Игра или дело – ешь Марс смело» — сочетание глухих и шипящих – не самое приятное в русском языке. Таких сочетаний лучше избегать: «Дизайн – красота в функциональности» — эта фраза не функциональна, из-за чудовищного сочетания звуков. Значит нужно искать другие варианты – они есть, нужно только искать. Проверить благозвучность легко – прочитать то, что написал – если режет слух – переписывай.
3. Семь слов в предложении. Да-да, я знаю, набежит сейчас куча народу – дескать, у нас, есть багатый и могучий, что есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Спасибо, я в курсе – сложные предложения прекрасны, я не спорю, но мы говорим о начале. Сразу писать/играть симфонии, сразу мыслить/писать сложными конструкциями, и удобочитаемыми, более того – чтобы их было приятно читать – за это никто не берется – не получится. Нужно вначале научиться кирпичи обжигать, а потом уже браться за что-то посложнее. Писать длинными предложениями – высший пилотаж, не каждый писатель это умеет. Вспомнить километровые предложения у Толстого в «Войне и мире», не уверен что всех эти фразы вдохновляют. Советую еще раз послушать и посчитать слова: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» и т.д.
4. Никакого вдохновения. Это слово настолько изнасиловано, что просто уже стыдно его использовать. Есть объективная реальность, и думать что нам что-то «свыше» будет падать в голову, или на голову – наивно. У нас есть огромная и мощная машина – подсознание, его нужно правильно загрузить, и оно будет выдавать качественные и нужные вещи. Я имею в виду вот что: какими вопросами вы задаетесь? Над чем раздумываете? О чем читаете? О чем мечтаете? Как смотрите на окружающих, на мир? Что у вас «варится» в голове? – От этого зависит то, что и как вы будете выдавать на бумаге. Человек «под вдохновением» все равно что «под кайфом» — ничего не соображает, захвачен своим состоянием и не видит ничего вокруг – можно, долго гнать велосипед, а можно спокойно ехать на грузовике. Вдохновение – это шизофрения творческого человека, поменьше вдохновения.
Откройте любые воспоминания признанных классиков о том, как они писали. Вы там не найдете ни слова о «вдохновении». Вы найдете сведения о том, как они настраивали процесс. Именно технологический процесс: как записывали мысли, как работали с черновиками, как и когда возвращались к тексту, как находили темы для писания, как обрабатывали и дошлифовывали текст. Вот о чем речь идет, а не о вдохновении, которое никогда не дождёшься. Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли.
Обычно все то, что было записано, когда шел поток, требует суровой и жесткой проверки. После этого нужно успокоится, и выбрать все самое ценное тогда, когда вы уже не под «вдохновением». Вроде того, что «о! я такую классную штуку написал! Вау, какая круть!» Звонишь другу чтобы почитать ему свое творение, а он, как назло не берет трубку. Вот блин, да это же шедевр, вот с…, не берет трубку! Потом встаешь утром, идешь в туалет, попадается на глаза твое творение, и думаешь – как хорошо, что вчера не взяли трубку…
5. «Любая драка начинается с первого удара» — как говорил мой тренер, так и любой текст начинается с ударной фразы. Вложите в одно предложение все, что вы хотите сказать и даже больше. Сделайте это слоганом вашего текста. Ударной фразой вы ставите точку и ведете линию – вы иллюстрируете/раскрываете/расшифровываете ударную фразу. Например, в ударной фразе к этому тексту я уложил все то, что доказываю, показываю что ремесло писателя такое же земное, как и все остальные профессии. Ударная фраза может состоять из нескольких слов, так и из одного слова: «Москва. Сколь много в этом звуке, для сердца русского слилось». Ударная фраза – Москва. Если в разговоре вы нужной интонацией, чувством попытаетесь уложить все это в одном слове – то всем будет понятен тот смысл что вы вложили. А здесь только бумага и читатель, вас рядом нет чтоб прокомментировать – вот нужно так уложить все в первой фразе, чтобы задать нужный камертон читателю для чтения уже не вашего текста. Он уже принадлежит читателю, и он волен его читать как хочет.
Ударная фраза, кстати, решают вечную дилемму — «О чем написать?» и «С чего начать?». Придумайте ударную фразу – и все, дальше уже дело техники эту ударную фразу расписать в тексте.
6. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте.
7. Выход за пределы формы. Словами в тексте нужно пользоваться так, чтобы вы вышли за обыденное значение слов. Вроде как в поэзии – когда те же слова получают новый смысл и звучание. Этот пункт сложно объяснить, нужна работа в офлайне и примеры. Одним словом, это увязывается с предыдущим: нет открытия – значит, не вышли за пределы формы, не вышли за пределы формы – не будет открытия.
8. Ценить бумагу. В наш век терабайтов это сложно объяснить. Бумага стала не то что дешевой, а вообще бесплатной. А вы представьте что бумагу на которой вы хотите что-то написать выделывали из шкуры антилопы целый месяц. Вот один или несколько человек целый месяц трудились чтобы вы могли там что-то написать, или еще лучше вы сами долго вкалывали чтобы эту бумагу сделать? После этого вы фигню писать не будете, и много-много раз подумаете, потренируетесь на песочке, прежде чем на такую бумагу что-то написать. А так! Сел! Обрушился на клавиатуру – и вуаля! Бац! Слабал, да что ты, вот держи, все готово. Слово обесценивается вместе с бумагой. Так вот для тренировки лучше писать на бумаге, а не на компе – будете больше бумагу ценить, и слова, соответственно. Хабр, в этом отношении тоже очень хорошая штука – написал что-то не то, уже права пересдачи не будет, или нужно очень стараться.
Прошу не удивляться примитивности этих принципов – но они работают. Это только начало, только старт, для пишущего человека, чтобы он знал с чего начать, чтобы у него в руках была технология для делания чего-то. Понятно, что стать большим мастером соблюдая только эти принципы нельзя, но начать осваивать ремесло вполне можно.
Упражнения для мозга
Еще одним важным упражнением для писателя является перевод абстрактных вещей в конкретные и наоборот. Т.е. если у вас хорошее настроение – вы должны написать в чем конкретном это выражается (учащенное серцебиение или в чем-то другом), или у вас что-то случилось, вы что-то сделали – вы должны высказать для самого себя вывести абстрактные выводы, обобщения по этому поводу. Говоря языком интернета – онлайн (мысли) нужно переводить в офлайн (конкретику), и офлайн переводить в онлайн.
Кстати о философии. Хотите вы или нет, но когда вы пишите будет видна ваша философия. Поэтому чаще всего писательство – это дисциплина ума. Если не будет стройных суждений в вашей голове, то не питайте иллюзий – их не будет и на бумаге. Если буду провалы где-то, то на бумаге они будут так ярко видны, что самому тошно становится от этих ошибок. Но тогда есть большой плюс – мы можем с этим работать.
Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге о чем вы думаете – сразу все станет ясно.
Какие ошибки у начинающих писателей?
Самая первая и главная: быть писателем. Я имею в виду – будет ошибкой постоянно помнить «что я писатель» и делать вид. Нет, нужно просто писать. Иначе это позерство очень быстро читается и надоедает. Если спросить у ныне действующих писателей – кем они себя ощущают, многие просто скажут – я пишу и все, и мне за это платят.
Хороший способ проверить свои писания – пойти с ними по редакциям, если заплатят хоть 10 дол – значит оно того стоит. Если нет – все равно нужно продолжать.
Еще раз скажу – эти рекомендации не панацея, это то, что мне лично помогло начать писать, и я искренне считаю, что если человек хочет научиться писать, он должен относится к писательству как ремеслу. Конечно, не все ремесленники становятся мастерами, но не став ремесленником, у тебя не будет ни одного шанса стать мастером.
Я не хочу выдавать себя за умного, и говорить что это все мои идеи – это будет неправдой. приведены книги и источники откуда взяты некоторые идеи для этой заметки. Но точных ссылок я привести не могу – уже не помню, где мое, а что переосмыслил и выдаю за свое. Поэтому просто ссылки:
Айн Рэнд. Искусство беллетристики
Густав Водичка. Курсы писательского мастерства
Нора Галь. Слово живое и мертвое
Дитмар Эльяшевич Розенталь. Практическая стилистика русского языка
UPD от комментаторов (сам не читал):
Марио Варгас Льоса. Письма молодому романисту
Юрий Никитин. Как стать писателем
Леонид Каганов. Лекция про идеи
Он же. КАК ДОСТОВЕРНО ОПИСЫВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ
Владимир Маяковский. Как делать стихи
Стивен Кинг. Как писать книги