Значение слова «дециметр»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1 дм = 0,1 м = 10 см = 100 мм.
дециме́тр
1. единица измерения длины, 1/10 метра, 10 сантиметров ◆ По границам микроритмосерий выражены неровные базальные поверхности размыва, изобилующие поперечными промоинами, глубиной до нескольких дециметров или несколько более. В.И. Попов, В.Ю. Запрометов, «Генетическое учение о геологических формациях», 1985 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кабальеро (существительное):
Ассоциации к слову «дециметр»
Синонимы к слову «дециметр»
Предложения со словом «дециметр»
Каким бывает «дециметр»
Понятия со словом «дециметр»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «дециметр»
Пальцы сами сжали гашетку, и плазменный разряд испарил несколько кубических дециметров металла там, откуда по трубе ударила очередь.
Пловец внимательно изучал буквально каждый квадратный дециметр и плыл вперёд.
Рука должна была быть обычной человеческой рукой длиной в несколько дециметров, которой можно взять яблоко или бейсбольный мяч, а не пару небоскрёбов.
Синонимы к слову «дециметр»
Ассоциации к слову «дециметр»
Каким бывает «дециметр»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
ДЕЦИМЕТР
Полезное
Смотреть что такое «ДЕЦИМЕТР» в других словарях:
дециметр — дециметр … Орфографический словарь-справочник
дециметр — а,м. décimètre m. Французская мера длины, составляющая десятую часть метра. Ян. 1803 1 694. Единица длины, равная одной десятой метра. БАС 2. Десиметр. 1831. Петрушевский 321. Декаметр. Гектометр. Дециметр. Центиметр. Хилометр. Мириаметр. Ар.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Дециметр — (от деци… и метр) единица измерения расстояния равная 1/10 доле метра. Обозначения: русское «дм», международное «dm». 1 дм = 0,1 м = 10 см = 100 мм. Литр и кубический дециметр Единица измерения объёма литр с 1964 года решением 12 й… … Википедия
ДЕЦИМЕТР — десятая часть метра, обозначается дм … Большой Энциклопедический словарь
ДЕЦИМЕТР — ДЕЦИМЕТР, а, муж. Единица измерения, равная одной десятой части метра. | прил. дециметровый, ая, ое. Дециметровые радиоволны. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
дециметр — дециметр, род. мн. дециметров. Произносится [дэциметр] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
дециметр — [дэ], а; м. 1. Длина чего л., равная одной десятой доле метра. Измерить что л. в дециметрах. 2. Разг. Площадь чего л., равная одной сотой доли квадратного метра. Купить десять дециметров кожи. * * * дециметр десятая часть метра, обозначается дм.… … Энциклопедический словарь
дециметр — decimetras statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Dalinis SI ilgio matavimo vienetas. Žymimas dm: 1 dm = 0,1 m. atitikmenys: angl. decimeter vok. Dezimeter, n rus. дециметр, m pranc. décimètre, m … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
Дециметр — м. Единица длины, равная одной десятой доле метра. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ДЕЦИМЕТР»
В слове децим е́ тр:
1. 3 слога (де-ци-м е́ тр);
2. ударение падает на 3-й слог: децим е́ тр
1) Транскрипция слова «децим е́ тр»: [дэцым❜ э́ тр].
8 букв, 8 звуков
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, ц е́ нный (произносится [шэ], [жэ], [ц э́ ]).
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).
§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).
§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:
[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;
[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;
[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;
[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Как правильно пишется децеметр или дециметр?
С конца восемнадцатого века, правописание этой дольной единицы, принято безоговорочно всем научным сообществом- » деци» и баста, хоть дециметр, хоть-
децибел, мы давно свыклись, что дециметр- десятая доля метра.
Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:
Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:
Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».
Прежде всего следует определить, к какой части речи относится слово конкретно.
Оно является наречием (отвечает на вопрос как? каким образом?).
РАЗДЕЛЬНО наречие конкретно с частицей НЕ пишется, если в предложении имеется противопоставление с союзом «а».
(в данном случае наречия «неконкретно» и «талантливо» не противопоставляются друг другу, не являются антонимами).
При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь НЕ с наречием конкретно пишется раздельно.
Знакомство первоклассников с мерой длины — дециметр
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Во-первых, у нас гости, а когда приходят гости нужно обязательно поздороваться и пожелать всем и нам хорошего настроения.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу.
— Во-вторых, урок необычный. Сегодня мы будем с вами играть в игру «Крестики-нолики».
— Сегодня мы с вами будем решать задачи и уравнения, решать примеры с круглыми числами и познакомимся с новой единицей измерения длины.
— А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.
— Итак, кто же начнёт игру. Прошу подойти командиров каждой команды и угадать в какой руке у меня ключик. Начинаем игру. Самое главное помогайте друг другу. Начинает команда «Нолики».
II. Решение задач на повторение.
1) «Как хорошо уметь считать».
а) Работа в тетради.
— Число, классная работа.
— А сейчас проведём минутку чистописания. О каком числе пойдёт речь, послушайте?
Ничего нет проще
Число десять написать –
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.
— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.
б) Математический диктант (2 человека от каждой команды у доски).
— Первое слагаемое 30, второе 50. Чему равна сумма?
— Уменьшаемое 90, вычитаемое 30. Найдите сумму.
— Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 50. Чему равно другое?
— Я задумала число, к нему прибавила 30 и получила 60. Какое число я задумала?
— Я задумала число, вычла из него 60 и получила 30. Какое число я задумала?
— 80, 60, 20, 30, 90 – как можно назвать эти числа? Почему?
— Какое число самое большое? Какое число самое маленькое?
в) Работа с числами.
— Прочитайте числа: 8521, 423, 80, 14, 8.
— В каком порядке расположены числа?
— Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.
— Назовите четырёхзначное, трёхзначное, двузначное, однозначное?
— Назовите круглые числа.
г) «Кто быстрее всё решит».
— На доске записаны примеры. Вы ребята выбегаете к доске решаете пример и садитесь на место, выбегает следующий и т.д. Посмотрим, чья команда решит быстро и правильно.
— Теперь выбирает следующее задание команда «Крестики».
— Задание называется «Запомни всё!». Я вам сейчас покажу геометрические фигуры и геометрические тела. (Приложение 2)
— А кто мне скажет, чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур?
— Вы должны запомнить как можно больше фигур, а потом их нарисовать и правильно назвать. Кто нарисует фигур больше, тот и победит.
— Кто же больше запомнил фигур? Команда «Крестики» или команда «Нолики».
— Выбираем следующее задание.
III. «Открытие»детьми новых знаний.
— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Масса – m.)
— В каких единицах измеряется масса?
— Какова масса арбуза?
— Чья масса больше? На сколько больше?
— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Объём – v.)
— В каких единицах измеряется объём?
— Сколько литров воды в ведре?
— Сколько литров в 3 банках?
— Чей объём больше? На сколько больше?
— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Длина – L.)
— В каких единицах измеряется длина?
— Покажите мне эту мерочку. (На столе лежит см.)
— Измерьте длину карандаша. Как вы это будете делать?
— Сколько см длина карандаша?
— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?
— А теперь попробуем измерить длину шарфика нашей мерочкой. (Длина шарфика 50 см.)
— Почему у вас такие разные ответы?
— Почему не получается?
— Я предлагаю поработать в группе и всем вместе обсудить этот вопрос.
— Не забудьте, как мы работаем в группе, выслушиваем каждое мнение, обсуждаем и делаем выводы, выбираем человека, который будет объяснять у доски.
— Что вас удивило в этом задании? Что интересного?
— Вы не можете измерить нашей мерочкой длину шарфика? А почему?
— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)
— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)
— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)
— А почему? (Для удобства.)
— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.
— Может быть кто-то уже знает как она называется? (Дециметр – дм.)
(На столе лежит новая мерочка дециметр.)
— Попробуйте измерить шарфик новой мерочкой.
— Сколько таких мерочек уложилось в шарфике? (5)
— Какова длина шарфика? (5 дм)
— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?
— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)
— Какова длина шарфика в дм? А в см?
5 дм = 10 см +10 см + 10 см + 10 см + 10 см = 50 см
— А можно ли сравнить длину карандаша и длину шарфика?
— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.
IV. Первичное закрепление.
— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.
— Я показываю задание сначала одной команде, а потом второй. Будьте внимательны!
— Почему возникли трудности в последнем задании? В каких примерах? (Когда сравнивали разные единицы длины.)
— Что необходимо было сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)
— Кто победил в этом задании? Выбираем следующее.
V. Обучающая самостоятельная работа.
4) «Проверь себя!» (работа в тетрадях).
— Ребята, на доске записаны примеры и уравнения. Вы выбираете для себя любые задания и решаете их в тетради. Задание № 5, 9. (Приложение 5)
«Я могу. У меня получится».
— А теперь проверим. Сверяем ответы с доской.
— Какая команда справилась лучше в этом задании?
— Выбираем следующее задание.
VI. Физкультурная минутка.
— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать, посоветоваться со своей командой и ответить на вопрос задачи.
а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?
4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.
б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?
9 – 7 = 2 (дм) – у Ксюши лента длиннее.
в) На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя 90 см. Кто принёс больше тесьмы Оля или Катя? Почему?
9 дм = 90 см – одинаково.
— Откройте учебник на странице 52 задача № 6. (Приложение 1, задание № 6.)
— Задачу будем решать в тетради.
— Прочитайте задачу (схема нарисована на доске):
— Что известно в задаче?
— Что необходимо узнать? (Сколько тесьмы у неё осталось?)
— А что такое тесьма? (Прочитайте в словаре.)
— А можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Нам необходимо сначала узнать, сколько тесьмы у неё было?)
— Как ответить на этот вопрос? (Найти целое.)
— Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (В задаче говорится о разных мерках длины.)
— Да, ребята, а мы знаем, что сравнивать, складывать, вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками длины.
— Переведём 30 см в дм.
— Как узнать, сколько дм тесьмы у неё осталось? (От целого отнять часть.)
— Запишите краткую запись и решение в тетрадь.
— А можно записать решение задачи математическим действием?
— В городе Севре (Франция) есть Международное бюро мер и весов. Там в специальном помещении на специальных подставках лежит стержень сделанный из весьма твёрдого сплава платины и иридия. На нём имеются две отметки. Расстояние между ними по международному соглашению принято считать основной единицей измерения длин и называть метром (м) (показать метровую линейку).
— Это более укрупнённая мерка длины, с которой мы познакомимся в будущем (задание опережающего характера – возможность вызвать познавательный интерес).
— Загадываю загадки для каждой команды, если не сможет отгадать загадку одна команда, ход переходит к другой.
— Молодцы, отгадали все загадки. В этом задании никто не победил.
в) 80л, 25л, 17л, 9л, 8 дм.
— C какой новой мерочкой длины мы познакомились?
— Сколько сантиметров в 1 дм?
— А сколько сантиметров в 8 дм?
— Для чего необходима новая мерка длины?
— В чёрном ящике лежит мерка, которой измеряют величину.
— Каждая команда задаёт мне вопросы. А я говорю: «да» или «нет».
— Правильно, это новая мерочка длины.
VII. Итог урока.
— С какой новой мерой длины мы познакомились?




