Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Как написать заметку
Чтобы написать свою первую информационную заметку, нужно ясно представлять, что она из себя представляет. Важно понимать необходимость новостного повода (в заметке должно быть описано свежее событие) и знать структуру хорошей журналистской заметки.
Итак, информационная заметка — это короткое сообщение о произошедшем событии. В ее основе — определенный факт или событие. Задача журналиста — максимально коротко, ясно и точно осветить это событие. Ставится определенный вопрос, на который нужно ответить. Важно, что в данном жанре нет субъективного мнения, также как и эмоциональной окраски. Мысли должны быть изложены четко и понятно, текст должен быть нейтральным и небольшого размера, с гораздо меньшим количеством подробностей по сравнению, например, со статьей.
Помните о требованиях, которые должны соблюдаться при написании заметки. Первым делом идет заголовок. Это такая же важная часть, как и другие, поэтому на нее тоже стоит обратить внимание. Заголовок — важная составляющая. Читатель прежде всего цепляется взглядом за название, поэтому оно должно заинтересовать, поставить четкий вопрос, на который текст заметки так же четко должен ответить. Иногда есть смысл использовать подзаголовок. Это тот случай, когда нужно более широко осветить вопрос, более распространенно рассказать идею. Его используют далеко не всегда.
После заголовка идет одна из самых важных частей — лид. Им ни в коем случае нельзя пренебрегать. Это первый абзац всей заметки, именно по лиду читатель решает для себя, интересна ему эта тема или нет, будет ли он читать или пролистает дальше. В нем коротко раскрывается основная тема, обозначается то, о чем пойдет речь дальше, ставятся конкретные вопросы. Однако никаких лишних подробностей в нем нет. Если вы посмотрите заметки крупных информационных порталов, то убедитесь, что все они используют лид.
Далее идет сам текст. Перед написанием журналист должен поставить перед собой три вопроса и максимально коротко и емко на них ответить: » что произошло?», «где произошло?» и «когда произошло?». Читая вашу заметку, человек без особого труда должен найти ответы на эти вопросы. Не стоит задаваться вопросами «почему» и «как», не рассматривайте в тексте новостной заметки причины и последствия. Читатель быстро знакомится с такими заметками, старайтесь уложиться в минимальное количество слов.
Если соблюдать данную структуру, поделив заметку на три блока: заголовок, лид, основная информация — получится все сделать правильно. Да, еще можно в самом конце добавить бэкграунд — это предыстория события, какие-то дополнительные подробности из прошлого. Как видите, написать заметку не так уж и сложно.
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Что такое заметки в журналистике и как их нужно создавать
Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике.
Разберем основные ее виды и правила написания.
Еще будет много подробных примеров и описаний.
Что такое заметка?
В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации.
Структура заметки
Вот как выглядит структура заметки:
Как написать заметку
Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.
Вы не спрашиваете у читателя!
Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.
Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.
Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.
На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.
Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.
На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.
Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.
В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.
Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.
Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.
Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.
Виды заметки
Давайте рассмотрим основные виды заметки:
Поджанры
Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.
Событийная заметка
В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.
Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.
Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.
В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.
Анонс
Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.
Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.
Аннотация
Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.
Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.
Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.
Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.
Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.
Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.
В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.
Мини-рецензия
Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).
Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.
Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.
Блиц-портрет
Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.
Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.
Мини-обозрение
Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.
Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.
Мини-история
В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.
Мини-совет
Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.
Пример мини-совета
Пример заметки в газете
Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.
В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.
Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.
В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.
Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.
Плохой пример заметки
Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.
Грубые ошибки в заметке
Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.
Дальше идет введение (лид).
Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.
Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.
Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.
Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»
Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.
Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.
Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.
Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.
Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.
Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.
В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.
Приемы компоновки информации
Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.
Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.
Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.
Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.
Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»
Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.
Какая польза от такого сообщения?
Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.
В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.
Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.
И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.
Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.
Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: структура заметки, виды и примеры текстов заметок
05.01.2021 No Comments Posted in
Заметки широко используются печатными изданиями и, в целом, СМИ для быстрой передачи аудитории информационных сообщений об актуальных, значимых и интересных событиях.
Что такое заметка и ее отличительные черты
Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте.
Главная функция заметки — это дать ответы на вопросы что?, где? и когда?
Отличительные черты информационной заметки:
Заметка относится к публицистическому стилю речи, который используется в средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио.
Пример заметки в публицистическом стиле:
«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу.
Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета».
В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.»
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Задачи, которые выполняет информационная заметка
Главной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально значимом событии. Кроме этого, заметка может содержать предположения, гипотезы, прогнозы, рекомендации, нормативную и оценочную информацию.
В задачу заметки не входит детальный анализ события.
Главное — это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные.
Как написать информационную заметку: структура заметки и принцип написания
Как написать информационную заметку по принципу «перевернутой пирамиды»
При написании заметки используется традиционная для публицистического стиля речи структура: информация подается по убывающей, то есть ее ценность и важность убывает от начала текста к его концу. Такой способ составления заметки называется «принцип перевернутой пирамиды».
Условно заметка, построенная по принципу «перевернутая пирамида», состоит из 4-х частей:
«Жителей Москвы и области предупредили о сильном снегопаде, который начнется вечером 3 января.»
«Как сообщил минтранс Московской области в инстаграм-аккаунте, может выпасть около 10% от месячной нормы осадков. Автомобилистов просят соблюдать скоростной режим и дистанцию.»
«Последствия предыдущего снегопада в Подмосковье убрали к утру воскресенья — на дороги региона вышли около 900 спецмашин. Расчищено и обработано реагентами более 8 тысяч километров дорог.» (Аргументы и Факты).
На сайте есть отдельная подробная статья, посвященная «принципу перевернутой пирамиды» в журналистике.
Структура информационной заметки
В заметке автор, как правило, рассказывает читателю:
На какие вопросы журналист даст ответы в тексте информационной заметке и количество этих вопросов будут зависеть от объема информации, которым он владеет, и от цели заметки. Эти вопросы могут выстраиваться в самом разнообразном порядке, на усмотрение автора.
При написании заметки важно учитывать еще один момент — нужно ли связать освещаемое событие с другим событием, которое уже известно широкой аудитории. В таком случае, структура заметки будет более сложной, потому что необходимо не только рассказать о произошедшем событии, но и связать этот факт с уже имеющейся информацией.
Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: виды заметок и их примеры
Перед тем, как приступить к написанию заметки, необходимо определиться, в каком жанре вам необходимо писать, и какой вид заметки подходит конкретно для данного освещаемого события.
Чтобы вы смогли быстро сориентироваться и не ошибиться с выбором, далее в статье рассмотрим виды заметок с наглядными примерами.
Итак, выделяют следующие разновидности заметок:
Событийная заметка — сообщение о событии, которое произошло или произойдет в ближайшее время. Такой вид заметок используется СМИ чаще других.
Пример событийной заметки:
Несколько минометных снарядов взорвались в среду на территории аэропорта города Адена одновременно с прилетом министров нового правительства Йемена.
По информации панарабского телеканала, представители йеменского правительства не пострадали. Взрывы произошли в зале прибытия до момента выхода членов кабмина из воздушного судна.»
Анонс — сообщение о предстоящих культурных мероприятиях, о строительстве новых сооружений и т. д. Именно такие сообщения привлекают большую часть публики на посещение различных культурных мероприятий.
Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.
» В Московской области планируется открыть 46 новогодних ярмарок, пишет РИАМО, ссылаясь на и. о. министра сельского хозяйства и продовольствия Подмосковья Сергея Воскресенского.
Тематические торговые площадки будут работать в 31 городском округе региона. Первые девять из них откроются в понедельник, 14 декабря. Массовое открытие ярмарок стартует 20 декабря, когда новогодняя торговля достигает пика.
На ярмарках планируются праздничные гулянья с Дедом Морозом и Снегурочкой, дегустация фермерской продукции, конкурсы и розыгрыши для взрослых и детей, различные мастер-классы.
Новогодние ярмарки будут работать до 31 декабря.»
Аннотация — заметка об изданных книгах, статьях, с целью дать краткое описание их основных качеств.
» Зачем мы говорим: история речи от неандертальцев до искусственного интеллекта/пер. с англ. Е. Ю. Мягковой
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. – 284 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-389-14645-7
Автор, инженер-акустики и ведущий радиопрограмм BBC, демонстрирует базовые механизмы речи, объясняет, как голос определяет личность и передает ее особенности.»
Мини-рецензия — рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению.
«Том Хэнкс – герой Америки». Борис Никитский
В Сети появился добротный военный фильм режиссёра Аарона Шнайдера «Грейхаунд». Главную роль играет «народный артист США» Том Хэнкс. Актер принимал участие и в написании сценария. Фильм простой и ясный, пропагандистский и воспитательный. Вторая мировая война, капитан эсминца, который до того в боевых действиях не участвовал, выполняет задачу отражения атак немецких подлодок на караван, идущий из Америки в Ливерпуль. Мы видим, как это непросто и опасно, враг коварен, потопил много судов, но эсминцу удаётся в этой схватке выстоять.
Командир, которого ждёт на берегу возлюбленная, несколько суток не ест, не спит, и, несмотря на отсутствие боевого опыта, побеждает. Фильм о стойкости, выдержке, о войне как о работе, которую надо просто хорошо делать в трудных обстоятельствах. Эту «трудную работу» мы наблюдаем почти полтора часа, и это не утомительно, потому что хорошо простроены отношения капитана со старпомом и всеми подчиненными и сыграны хорошо. Очень красиво снят океан, на огромных волнах которого американский эсминец сражается с эскадрой немецких подводных лодок. Покоряет человечность капитана. Том Хэнкс убедительно сыграл еще одного из череды своих положительных героев, на которых воспитываются молодые американцы. Фильм не шедевр, но таких фильмов в США выпускается много. Удивительно, что в России, где реальных, а не выдуманных героических историй войны множество, таких фильмов с ясным патриотическим нравственным посылом снимается мало.»
Блиц-портрет — заметка с краткими сведениями о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности:
» …В 1995 году журнал «Тайм» назвал её «политиком XXI века» в числе ста самых известных женщин планеты, в 2002 году она выступала на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Через два года на президентских выборах заняла четвёртое место, набрав 3,84 процента голосов, а в 2005-м номинировалась на Нобелевскую премию мира. Через три года ушла из политики, стала сниматься в кино, писать книги, вести радио- и телепередачи, а ещё её знают как популярного бизнес-тренера и соавтора линии модной одежды. О бурных девяностых и о сегодняшнем дне, о политике и экономике, о власти и оппозиции, да и просто о жизни мы говорили с одной из самых известных женщин страны – Ириной ХАКАМАДОЙ.»
Мини-совет — заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др.
Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности.
Пример заметки «мини-совет»:
«Прежде чем браться за выращивание зелени, позаботьтесь о грунте, — советует садовод с 50-летним стажем Татьяна Оглезнева. – Лучше всего купить его в магазине – он так и называется, грунт для выращивания. Он питательный и мягкий. В зависимости от вида зелени, подберите горшок или посудину».
Для многих растений потребуется пищевая пленка – ей нужно будет укрывать землю, из которой только-только пытаются пробиться ростки. Запаситесь пульверизатором, бутылкой с водой для полива. И обязательно выберите подоконник, где начнете «творить». Есть немало видов растений, которым не нужно постоянное яркое солнце. Однако на северной стороне сложно вырастить даже самую неприхотливую зелень. В таком случае можно приобрести специальные лампы для рассады и включать их на несколько часов в день.
Источник: Аргументы и Факты
Мини-история — заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий.
Пример заметки в стиле мини-истории:
Отмечается, что Маргарита Комарова родилась и жила в Ивановской области, в 17-летнем возрасте она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны, как уточнили в МВД, Комарова со своей семьей переехала сначала в Луганскую область, а затем на Ставрополье.
Мини-обозрение — заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли.
«В России за сутки выявили 26 301 случай коронавирусной инфекции, скончались 447 пациентов с COVID-19, выздоровели 18 897 человек. Об этом рассказали в оперативном штабе по борьбе с заболеванием.
Как уточняется, в настоящее время темп прироста составляет 0,8%. Наиболее благоприятная обстановка по этому показателю наблюдается в Чукотском автономном округе, Тыве и Еврейской автономной области.
С начала пандемии коронавирусом заразились свыше 3,2 млн россиян, жертвами заболевания стали 58 002 человека, почти 2,6 млн заболевших уже поправились.
Ранее сообщалось, что в РФ за сутки провели 386 тыс. тестирований на коронавирус. Под медицинским наблюдением находятся 658 610 человек.»
Заключение
Теперь, когда вы владеете всей необходимой информацией о заметках в публицистическом стиле, можете смело приступать к работе. И пусть из-под вашего пера выйдет отличная заметка с полезной и интересной информацией для читателя.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.