Церковные записки
В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения, добра, благоденствия. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие.
Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и тех, кто причинил нам зло, кого обидели мы. Если мы молимся о здравии человека, который обидел нас, совершил по отношению к нам зло, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими.
За всех недоброжелателей, обидчиков, завистников или даже врагов, обязательно нужно молиться, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, обидчиков, завистников, за тех, кто находится в ссоре – это великая сила для усмирения и прекращения вражды, для вразумления и водворения мира. Записки (поминовения) подаются прихожанами за свечной ящик (в нашем храме – это место слева от входа, где продаются свечи, крестики, иконы, где оформляются требы).
Записки следует подавать перед началом Божественной Литургии, совершаемой в утренние часы, либо, накануне вечером (в этом случает, Ваши записки будут читать на утренней Литургии). Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. За каждое имя, указанное в записке, из просфоры вынимается частица. В конце Литургии эти частицы погружают в Чашу с Телом и Кровию Христовой, при этом, священник произносит такие слова: «Омый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
Поминовение за Божественной Литургией — особый вид общецерковной молитвы. Заказывая молитву, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о блаженном упокоении усопших.
Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За именами своей семьи и родных, впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
Существуют определенные правила написания церковных записок:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше всего – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте записку « О здравии» (за живых) или «О упокоении» (за умерших).
Сейчас во многих храмах есть готовые бланки таких записок. Если готового бланка нет, то на небольшом чистом листе бумаги сначала нарисуйте восьмиконечный Крест а затем, напишите «О здравии» или «О упокоении».
4. Ставьте полную форму имени, даже если указываете в записке маленьких детей (например, не Андрюши, а Андрея, не Даши, а Дарьи и т.д.)
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Егора, а Георгия, не Виктории, а Ники, не Артема, а Артемия, не Сергея, а Сергия, не Полины, а Аполлинарии, не Светланы, а Фотинии, не Ивана, а Иоанна и т.д.). Если вы затрудняетесь, и не знаете, как в церковном написании будет звучать имя, вы всегда можете обратиться за помощью к служителям храма.
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в сокращенном виде. Например, иерея (или сокращенно — иер.) Виктора, протоиерея (прот.) Владимира, архимандрита (архим.) Гавриила, диакона (диак.) Петра и т.д.
7. Дети до 7 лет именуются младенцами. Старше 7 лет – отроком (отроковицей).
Пример: «О здравии» млад. Надежды, отрока Иоанна, отрок. Людмилы.
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степень родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов перед именем: «воина» (так именуются военнослужащие – например, воина Димитрия), «болящего» (именуются все, кто болеет), «путешествующего» (кто находится в дороге, в командировке), «заблудшего» (крещеные люди, отошедшие от Православия, неверующие), «страждущего» (например, недугом: пьянства, наркомании, табакокурения, азартных игр), «учащегося» (школьники, студенты), «скорбящего», «монаха», «монахини».
10. Наоборот, не надо писать уточнения, типа «девицы», «вдовицы», «озлобленного», «беременной».
11. В заупокойных записках следует указывать перед именами: «О упокоении» «новопреставленного» (так усопший именуется в течении сорока дней после кончины, включая день смерти, даже если она произошла близко к полуночи), «приснопамятного» (усопшего, имеющего в этот день памятные даты: дату смерти, день рождения, день именин), «убиенного» (скончавшегося насильственной смертью).
12. Тех, кого Церковь уже прославила в лике Святых (например, Блаженную Матрону, Блаженную Ксению) в записках «О упокоении» поминать уже не нужно.
13. В Церкви можно поминать только церковные имена КРЕЩЕННЫХ в Православной вере христиан. Некрещеных людей в церкви не поминают. За некрещеных людей можно и нужно молиться перед иконами дома (келейно).
14. Если ваши крещеные усопшие родственники, о которых вы молитесь, не были отпеты, то их следует «предать земле», заказав заочное отпевание.
15. Нельзя поминать в церковных записках имена самоубийц. За людей, покончивших с собой, молиться можно только дома. Если вы по ошибке или по незнанию подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам нельзя поминать в Храме, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
На Божественную Литургию можно подать записки:
1) Простая записка – подается для поминовения на Проскомидии – первой части Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову, с молитвой о прощении грехов поминаемых;
2) Заказная записка на Литургию (Обедню – простонародное название) подается для поминовения как на Проскомидии, так и во всеуслышание на Сугубой Ектении, читаемой сразу после Евангелия. Эта записка может читаться как Диаконом, так и Священником.
3) Сорокоуст — это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно, в течение 40 дней. Каждый день в течение этого срока на Проскомидии происходит вынимание частиц из просфоры за каждое имя. «Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения» (Святой Симеон Солунский).
Сорокоусты могут заказываться как о здравии, так и о упокоении.
Кроме обычных записок (простых, заказных, сорокоустов) можно заказывать полугодовые, годовые и вечные поминовения. Чаще всего такие поминовения заказывают в монастырях.
По окончании Литургии во многих Храмах служатся Молебны (о здравии) и Панихиды (о упокоении). Так можно подать записку и на Молебен, и на Панихиду.
Молебен – это особое молитвенное пение ко Господу, Богородице или Святым. Поэтому, Молебен следует так и озаглавить: «Молебен ко Господу о здравии» или «Молебен Святителю Николаю о путешествующих», или «Молебен Сергию Радонежскому о помощи в обучении», далее – пишите имена, за кого вы молитесь. Благодарственные Молебны всегда служатся только Господу Иисусу Христу.
Когда будете подавать записку на Молебен, скажите служителю, заказываете ли вы Водосвятный молебен — в этом случае совершается Малое освящение воды, которая раздается потом всем верующим, — или же обычный, без Водосвятия.
Подавать записки следует заранее (лучше накануне вечером), до начала Божественной Литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»).
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: записывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе написания от чистого сердца и с искренними пожеланиями им добра, блага, спасения души. Поминая того человека, чье имя вы вписываете — вы уже молитесь за него.
Помянник
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянники хранят около домашних икон или в своем храме у свечного ящика.
ОБРАЗЦЫ ЗАПИСОК
«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.
ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
ЗАПИСКА «О УПОКОЕНИИ»
В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.
Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.
Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.
Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.
Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете
Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.
Все имена должны быть даны в церковном написании
Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.
Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.
Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.
Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.
Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.
Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).
Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.
Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.
Дев. Веры – Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.
Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.
Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.
Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.
Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.
Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.
Церковные записки — всё что нужно знать
Что такое церковная записка или треба. Как, когда и зачем подавать церковные записки. За кого можно и за кого нельзя подавать церковные записки
Что такое церковная записка
Церковные записки – это прошения, подаваемые в православные храмы. В них перечисляются люди, о ком прихожане просят особым образом молиться на богослужениях. Церковными записками также называют требы (просьбы) о совершении заказных молебнов.
Церковные записки принимаются по просьбе прихожанина и не являются частью
обязательного церковного обряда.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник – особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших, и которая подается во время богослужения для поминовения. Церковная записка, по сути, является разовым помянником.
Зачем нужны церковные записки
За наших близких, перечисленных в церковной записке, Церковь молится в ходе общей молитвы, и кроме того, священник поимённо молится за каждого из указанных в церковной записке христиан.
Подавая церковную записку, мы делаем сразу три благих дела:
Зачем молиться в церкви
Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
(Мф. 18, 19-20)
Как подать церковную записку в храме
Церковную записку можно подать в любом храме Русской Православной Церкви.
Для этого нужно до начала богослужения прийти в храм и на особом бланке вписать имена тех людей, за кого вы просите молитв.
Если бланков в храме нет, список имён можно составить на любом листке бумаги, поставив сверху восьмиконечный православный крест и заголовок: «О здравии» или «О упокоении».
Далее записку нужно опустить в специальный ящик для записок или передать её в церковную лавку. Пожертвования за подачу записки в разных храмах устанавливаются разные, о них мы поговорим ниже.
Перед началом богослужения все принятые записки передаются в алтарь, где и будут читаться молитвы.
Образец заполнения церковной записки
Внизу статьи можно скачать бланк церковной записки
Церковную записку через Интернет подать можно на официальных сайтах храмов и монастырей, а также через сервис ТРЕБА ОНЛАЙН, который является единственным сервисом в Интернете, официально сотрудничающим с православными храмами и монастырями.
Как подать церковную записку онлайн
Рассмотрим процесс подачи церковной записки на примере сервиса ТРЕБА ОНЛАЙН. Итак, чтобы подать церковную записку онлайн, перейдите на сайт (http://trebaonline.ru).
Вверху страницы на сайте расположена форма подачи записки. Впишите в ней имя близкого вам человека, выберите вид требы и нажмите кнопку «Добавить имя». Одно за другим впишите имена всех близких, за которых вы хотите заказать молитвы и нажмите на кнопку «Выбрать храм».
Вам будет показан список храмов, в которые можно передать вашу требу. Напротив каждого храма указывается рекомендуемая сумма пожертвования, которая установлена в этом храме за составленную вами церковную записку, согласно устава храма. Нажмите кнопку «Выбрать» рядом с тем храмом, куда вы хотите направить вашу записку, после чего вы будете направлены на страницу храма.
На странице храма вы можете изучить информацию о храме и настоятеле, просмотреть фотографии и прочитать какие святыни находятся в храме. Проверьте вашу записку и укажите сумму пожертвования, которую вы передаёте в храм. Нажмите на кнопку «Оплатить» и внесите указанную сумму одним из доступных способов.
Преимуществом сервиса ТРЕБА ОНЛАЙН является то, что сервис не взимает с вас никаких комиссий за передачу записок, а церковная записка и ваше пожертвование направляются напрямую в выбранный вами храм или монастырь. Ваш заказ передаётся ответственному лицу храма, которым может быть либо назначенный на то монах или служащий церковной лавки. Пересылка заказа происходит электронным образом, и заказ доставляется в храм в течение нескольких минут.
Когда проходят службы по запискам
В разных храмах существует своё расписание богослужений. Если ваша записка была получена до начала богослужения, то уже на этом богослужении будут молитвенно помянуты те православные христиане, чьи имена перечислены в заказе. Если ваша треба была получена после начала богослужения, то исполнение вашего заказа произойдет на следующей подходящей службе. Имейте в виду, что некоторые требы не служатся во время больших церковных праздников или во время Великого Поста. Службы по таким требам непременно будут произведены следом за окончанием поста или праздничного дня.
Кого можно поминать в церковной записке
В церковной записке можно указывать имена всех тех, кто крещен в Православной Церкви.
За кого нельзя подавать церковные записки
Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как правильно указывать имена в церковной записке
Имена в церковной записке перечисляются в родительном падеже в церковной форме. Например: не Ивана, а Иоанна; не Семёна, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
Как правильно указывать детей в записке
До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например, «мл. Сергия» или «отр. Евгения»
Записки о здравии ещё не родившегося ребенка
Записки о здравии ещё не родившегося ребенка подавать нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей мамы – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.
Церковная записка о здравии умершему
Если вы случайно подали церковную записку о здравии на имя умершего близкого вам человека, либо подали записку на продолжительное время, например, на год, о здравии человека, однако, Бог призвал его к Себе, что делать в такой ситуации? Первое решение — вы можете прийти в тот храм, где было заказано поминовение и попросить изменить заказ с «о здравии» на «о упокоении». Второе решение – не делать ничего, так как для Бога смерти не существует и для Него все мы живы, и сила молитвы в равной степени распространяется как на живых, так и на умерших.
Сколько стоит церковная записка
В разных храмах за разные виды треб установлены разные суммы рекомендованных пожертвований. В некоторых храмах требы принимаются без оплаты, а в каких-то церквях сумма рекомендованных пожертвований за каждый вид требы устанавливается в уставе. Давайте разберёмся, от чего зависит стоимость церковной записки.
Стоимость церковной записки – это мера помощи церкви, величина пожертвования, которое прихожанин вносит на нужды прихода. В числе нужд можно привести:
Нужды строящихся и восстанавливаемых храмов часто выше, чем у давно действующих, поэтому зачастую, стоимость церковных записок в таких приходах больше. Передавая в храм пожертвование, следует понимать одно: средства, что мы передаём в храм, идут на доброе дело.
Как подать церковную записку бесплатно
Каждый храм самостоятельно принимает решение об установлении суммы минимального рекомендованного пожертвования. В силу различных жизненных обстоятельств не у всех из нас есть возможность жертвовать средства Церкви. Если вы оказались в подобном положении, вы всегда можете прийти в храм и, получив благословение, оставить свою записку бесплатно. Священнослужители, как правило, идут навстречу и всегда помогают нуждающимся.
Записки о здравии
Записки о здравии подаются о ныне живущих православных христианах. Подавая записку о здравии, мы молимся не только о физическом здоровье человека и его материальном благополучии, но и о его душевном спокойствии. В записки о здравии вписываются имена всех тех, кому мы желаем благоденствия, здоровья и духовной радости.
Также в записку о здравии вписываются и имена врагов с тем, чтобы Бог дал нам прервать вражду, образумив обидчиков, ибо как говорил Господь: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Через сервис ТРЕБА ОНЛАЙН можно подать церковные записки о здравии и о упокоении сразу в несколько храмов и монастырей.
Записки о упокоении
Записки о упокоении подаются за умерших и являются нашей просьбой Богу за души упокоившихся близких нам людей. В царстве Божием смерти нет, есть только переход в Жизнь Вечную. Душа живёт вечно и испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Так, молитва за усопших — это самое большое дело, что мы можем совершить для тех, кто отошел в мир иной.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.
Как писал святитель Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
Церковные записки разовые и на период
Среди церковных записок можно выделить записки, подаваемые на разовое поминовение и на некий период. Разница между ними следующая: поминовение по разовой записке проходит однократно на богослужении, а записка, подаваемая на период, исполняется на каждом богослужении в течение всего периода. К примеру, заказывая сорокоуст, мы просим молитв о себе или о близком человеке в течение 40 литургий, заказывая полугодовое поминовение, мы просим молитв на каждой литургии в течение полугода.
Виды треб о здравии
Поминовение о здравии
О православном христианине, чье имя вписано в записку о здравии, церковью будет произведено поминовение с изъятием частиц из просфоры. Впишите в эту записку тех, кому вы желаете здравия, спасения и благоденствия. После себя и своих родных впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу. Понятие «здравие» в Молебне о Здравии включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения. Молитва за врагов — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем, и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Сорокоуст о здравии
Сорокоуст о здравии заказывают не только о своём здоровье, но и о здоровье наших близких, особенно о тяжелобольных, за их успехи, материальное благополучие и душевный покой. Сорокоуст о здравии — это молебен, который совершается Церковью в течение сорока служб подряд. Каждый день, в течение этого времени происходит изъятие частиц из просфоры. Число сорок — это священное число в Христианстве: сорок дней Пасхи, сорок дней Великого поста и т.д. Считается, что, если заказать сорокоуст о здравии сразу в трех церквях или семи монастырях, можно избавить человека от сглаза и порчи и помочь ему излечиться от самого сильного заболевания.
Многие в случае возникновения серьёзных жизненных трудностей заказывают сорокоуст в трёх церквях. В народе это считается очень действенным средством при болезнях и прочих угрожающих жизни опасностях. Отзывы о сорокоусте можно прочитать на многих досках обсуждений в Интернете. Сорокоуст в трёх церквях можно заказать через сервис ТРЕБА ОНЛАЙН.
Молебен об успехе в делах
Молебен на благое дело служится для призвания помощи Божией перед началом любого важного для вас дела. Такие молебны можно заказывать для успеха в работе, учебе и т.д.
Благодарственный молебен
Благодарственный молебен — это благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием. Каждый христианин должен не только просить у Бога, но и благодарить Его за оказанные благодеяния. По древним канонам благодарственный молебен служится Спасителю, но часто люди просят отслужить его Божией Матери или тому святому, к которому в молитве человек обращался за помощью. Заказывать благодарственный молебен можно не только за то, что Бог дал нам просимое, но и в благодарность за то, что Господь дал нам силы переносить какие-то трудности, обиды, дал нам минуты радости и исполнение желания, за то, что Он не оставляет нас. Часто заказывают благодарственный молебен после успешного проведенного дела, операции, выздоровления от болезни, сдачи экзамена и в день своего рождения, как благодарение за прожитый год.
Молебен о болящих
Молебен о болящих служится для облегчения болезни и скорейшего выздоровления. В отличие от всех остальных молебнов, молебен о болящих может заказываться постоянно до полного выздоровления больного.
Молебен «Неупиваемая чаша»
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» помогает избавиться не только от пристрастия к алкоголю и наркотикам, но и излечить многие духовные и телесные болезни, возникающие на фоне злоупотребления спиртным. Во время молебна «Неупиваемая чаша« поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к вину и наркотикам и нуждается в благодатной помощи Божией Матери. Молебен «Неупиваемая чаша» обычно проводится в храмах раз в неделю, но расписание всегда нужно уточнять в храме, в котором Вы заказываете этот молебен.
Молебен о путешествующих
Молебен о путешествующих заказывают и перед поездкой, и когда она только планируется, и во время поездки. Причем слово «путешествующий» означает не обязательно отдых, но любую другую дорогу, поездку, в том и числе и командировки. В этом молебне мы призываем помощь Господа и Ангела Хранителя уберечь нас от несчастий, катастроф и просим благословение на достижение цели самой поездки.
Молебен всем святым
Молитвенно обращаться мы можем не только ко Господу, но у ко всем угодникам, которых Он прославил в лике Святых, прося у них помощи и заступления.
Молебен на новый год
В православных храмах и монастырях в канун нового года служится молебен на новолетие. Мы благодарим Господа за заступничество в минувшем году, просим прощения грехов наших, сделанных в году уходящем, и просим благословить нас в году наступающем. Молитвы за православных христиан, чьи имена указаны в записках, возносятся поимённо. Молебен служится ежегодно, как правило, один раз.
Молебен о даровании чад
Увы, не у всех из нас есть дети в меру разных обстоятельств. Помня то, что дети – это дар Божий, мы всегда можем к Нему прибегнуть, и Господь, видя нашу горячую к Нему молитву с просьбой о даровании чад, может пролить свои щедроты на молящихся. Ведь то, что невозможно человеку возможно Богу.
Молебен о благополучной беременности
Когда мы молимся — мы разговариваем с Богом. И делаем это не в одиночестве. Наш малыш – полный соучастник всей нашей жизни на протяжении 9 месяцев. За это время мы многому его учим. Хорошо, если молиться его научат не будущие трудности предстоящей жизни, а мама, полная благодарности и доверия Создателю.
Молебен о благополучных родах
Беременность – это время, когда не только меняется тело, но и душа просит некой более высокой пищи. И именно в эти 9 месяцев многие беременные находят для себя ответы в храме. Ощущение, что у беременности есть некий первостепенный «соавтор», что помимо мужчины и женщины в чуде появления на свет нового человека участвует что-то более высокое, чем просто человеческое естество, — становится еще более отчетливым в храме. А хорошо бы, чтобы такие осознания проходили почаще, потому как тогда и беременность, и роды, и сама жизнь становится куда радостней и благодатней.
Неусыпаемая псалтирь о здравии
Круглосуточно, и днем и ночью, о православном христианине, вписанном в эту записку будет происходить поминовение монахами в стенах выбранной вами обители. Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы – называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что, когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями. Как говорит прп. Парфений Киевский: «Псалтирь укрощает страсти».
Свеча за здравие
Свеча является символом добровольной бескровной жертвы Богу и свидетельством нашей веры. Если Вы не можете самостоятельно прийти в храм, подайте требу о свече за здравие онлайн. В этом случае, служитель храма поставит свечу за вас и молитвенно произнесёт указанное в требе имя.
Виды треб о упокоении
Подробный перечень молитв, заказываемых об упокоении души можно прочитать в статье Молитвы об усопшем.
Поминовение об упокоении
Упокоившийся православный христианин, чье имя вписано записку «о упокоении», будет помянут на Божественной Литургии в стенах выбранного храма с изъятием частиц из просфоры. Панихида (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Сорокоуст об упокоении
Неусыпаемая Псалтирь об упокоении
Круглосуточно, и днем, и ночью, об упокоившемся православном христианине, о ком подана треба на Неусыпаемую Псалтирь, будет происходить поминовение монахами в стенах выбранной вами обители. Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы – называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Издревле поминание на Неусыпаеой Псалтири считается великой милостынею за усопшую душу. Молитва эта имеет невиданную силу, которая умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.
Свеча об упокоении
Свеча за упокоение является символом нашей жертвы Богу за душу умершего, безмолвной просьбой о милости Божией на обретение душой Райских Обителей. Если Вы не можете самостоятельно прийти в храм, подайте требу о свече за упокоение. Служитель храма поставит свечу на канон и молитвенно произнесёт указанное в требе имя.
Заключение
В заключение нашего рассказа о церковных записках можно привести слова Николая Сербского:
«Можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись, не умеешь молиться — подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли — это тоже оружие».
Храни Вас Бог!