Методические рекомендации по составлению и оформлению памятки
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка– это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);
2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);
3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);
4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;
5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);
6) памятка «вопрос – ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.
Правила составления и оформления памятки:
Оценка выполнения задания:
Самостоятельная работа № 13
Тема: Психология конфликта
Цель работы: изучение правил рационального поведения в конфликтных ситуациях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.
Задание:Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте».
Алгоритм выполнения работы:
Оценка выполнения задания:
Самостоятельная работа № 14
Тема: Психология соматического больного
Цель работы: изучение видов психологических особенностей личности при различных соматических заболеваниях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности; формирование профессионально-личностной мотивации.
Задание:Подготовка сообщения «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями».
Алгоритм выполнения работы:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПАМЯТКИ
Памятка — свод кратких наставлений, правил, сведений о чем-либо, предмет, служащий напоминанием. Они составляются на разные темы и для разных людей, но, несмотря на их многообразие, существует общий порядок оформления памятки.
Самое главное – четко определите цель, задачу и тему, по которой вы будете делать памятку. Она должна быть посвящена конкретному вопросу и не касаться других тем.
С целью создания памятки, подбора необходимой информации и сведений можно использовать интернет, библиотеку или собственный проверенный практикой опыт. Вы должны быть уверены в достоверности и актуальности информации, используемой в памятке. Не стоит включать в памятку сведения, вызывающие у вас сомнения. Выбирайте только то, что наиболее подходит по теме.
Собранный вами материал подлежит тщательной обработке. Необходимо максимально сократить его, исключив все неважное. Излагать информацию лучше чёткими, емкими и короткими фразами — это улучшает её запоминание. Сокращённые предложения не должны потерять свой смысл. Длинные предложения лучше разбить на несколько коротких. Такая информация по форме изложения должна быть логичной, ясной (понятной), по содержанию отличаться оригинальностью и завершенностью. Текст должен быть без орфографических ошибок.
Памятку можно оформить как книжечку (брошюру) или как один лист А4, сложенный вдвое, это зависит от объёма вашего материала.
При создании памятки желательно придерживаться той цветовой гаммы, которая принята в вашем учреждении. Допускается размещение на лицевой стороне памятки логотипа учреждения. Но не стоит делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте. Страницы целесообразно оставить белого цвета, но допускается использование цветной бумаги (бледно-розовый, бледно-зеленый и т.д.), чтобы текст легко читаем. В необходимых случаях добавьте иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы и т.п.) подходящие по теме памятки. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагменты текста. Иногда на основании первого впечатления принимается следующее решение: читать внимательно или нет.
Обложка памятки должна содержать сведения об авторе (полное название учреждения), заглавие (выражающее основное содержание работы, её суть, идею), далее следует последовательно и в доступной форме изложение сведений (информация, инструкция, напоминание и пр.) подготовленных вами по теме памятки. В конце надо указать точный адрес учреждения и контактный телефон.
Памятка может быть использована как способ предоставления определённой информации для клиентов, а также призвана оказать помощь специалистам вашего учреждения (даёт алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов).
Приложение 2. Рекомендации по составлению памятки
В современном понятии памятка– это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);
2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);
3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);
4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;
5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);
6) памятка «вопрос – ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.
Правила составления и оформления памятки:
1. Разрабатывая памятку, всегда задавайте себе вопросы:
Памятка нового сотрудника
Мы рады приветствовать Вас в Компании «НАЗВАНИЕ».
Настоящая Памятка даст ответы на многие вопросы, которые могут возникнуть, поможет Вам быстрее сориентироваться в новых организационных условиях, а главное эффективно трудиться с первых дней работы.
Познакомиться ближе с Компанией «НАЗВАНИЕ» можно тут: (адрес сайта)
В 1-й рабочий день, для Вас будет заказан пропуск, с помощью которого вы будете заходить в офис. Что мне делать, если я потерял пропуск или забыл его дома? Вам необходимо подойди к офис-менеджеру Ирине Ивановой (внутр.тел.111 или моб.тел 050 822-22-22).
В 1-й рабочий день у себя на столе Вы найдете определенное число канцелярских принадлежностей. Все дополнительные канцелярские товары заказывают у офис-менеджера Ирины Ивановой (внутр.тел.111 или моб.тел 050 822-22-22).
В 1-й рабочий день для вас будет заведена корпоративная почта. На рабочем месте будет выдан пароль для доступа в систему.
Список сотрудников компании с их контактной информацией вы найдете в «Adress book».
Всю необходимую информацию о внутренних процессах в компании и нормативные документы можно найти в КБЗ (Корпоративная база знаний). Что делать, если я не могу найти необходимый документ или регламент? Необходимо связаться с Офис менеджером Ириной Ивановой (комната 7.1.2, вн. тел 111, email: ii@домен).
Что делать если у меня не печатает принтер, не прибывает почта? Необходимо обратиться в отдел технической поддержки (вн. тел 777, email: help@домен).
Сотрудники нашей компании начинают работу в 9.00 и заканчивают в 18.00 с перерывом на обед 60 мин (в промежутке с 12.00 до 16.00). Что мне делать, если я попал в пробку или проспал? Позвонить непосредственному руководителю или в Офис-менеджеру, если невозможно связаться с руководителем. По приезду в офис необходимо написать объяснительную записку.
Ежегодный отпуск обязательно должен быть согласован с непосредственным руководителем. У кого я могу выяснить, процедуру оформления отпуска, перенос отпуска на другой период? Необходимо обратиться к Hr менеджеру Инне Иванович (комната 7.1.3, вн. тел. 17-69, email ip@домен)
Что мне делать, если я заболел? Позвонить непосредственному руководителю и сообщить, что Вы заболели, и Вас не будет целый день. Если Ваше самочувствие не улучшилось в течении одного дня – необходимо вызвать врача и оформить больничный лист.
В нашем бизнес центре кафетерий находится на «0» этаже. Для того, чтоб попасть в него, необходимо спуститься на лифте. Если Вы курите, то очень важно помнить, что курение в офисе категорически запрещено, потому очень просим Вас выходить для этого в специально оборудованное помещение, которое находиться на «1» этаже.
Что мне делать, если в кабинете упала ваза или разлился чай? Позвонить по вн. тел 823 и попросить прислать необходимого специалиста
Что мне делать, если мне необходимо заменить лампочку на потолке? Необходимо оформить «Заявку на обслуживание» в корпоративной почте.
20-го числа каждого месяца сотрудники получают аванс на зарплатную карту и на 5-й рабочий день всю оставшуюся сумму заработной платы. Если в даты выплаты зарплаты мне не поступили средства на зарплатную карту, аванс поступил не в полном объёме, к кому я могу обратиться? Необходимо обратиться к бухгалтеру Анне Ивановой (кабинет 5.6.1. вн. тел. 11-08, email: iai@домен)
Что делать, если мне нужна справка с места работы, справка в посольство, копия трудовой книги? Необходимо написать письмо в отдел бухгалтерии email: buh@домен
Что делать, если у Вас появились интересные идеи? Отправить свои идеи и предложения на ideas@домен.
Правила составления памятки:
ü Перед составлением памятки следует собрать информацию, которая ляжет в ее основу.
ü Важным в памятке является и ее цветовое оформление. Любое издание, от буклета до альбома, привлекает в первую очередь своими красками. Поэтому советуем попробовать несколько вариантов, чтобы выбрать самый удачный.
ü Любая памятка, независимо от ее формата, начинается с обращения к читателю. Оно содержит краткое изложение актуальности той проблемы, для решения которой потенциальному клиенту может понадобиться изложенная в памятке информация.
ü Обращение к читателю обязано привлечь внимание того, кто случайно остановил на нем свой взгляд. Часто заголовок памятки представлен в виде простого вопроса, например: «Как получить водительские права?»
ü Основной текст памятки оформляется в виде советов, которые разбиваются на тематические блоки или последовательности. Главные требования к содержимому этой части – доступность и актуальность изложенной информации. После прочтения памятки у читателя должно появиться желание закинуть ее в сумку и вернуться к ней при подходящем случае.
Требования к содержанию мультимедийной презентации:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью MicrosoftOfficePictureManager, сжатие с помощью панели настройки изображения MicrosoftOffice);
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– длина строки не более 36 знаков;
– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.
Требования к качеству навигации:
– работоспособность элементов навигации;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
Требования к эффективности использования презентации:
– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
– педагогическая целесообразность использования презентации;
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;
– творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.
На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторепрезентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями должна загружаться одним заархивированным файлом.
Медицинские работники часто не знают, как оформить санбюллетень и какие темы для него выбрать.
В лечебно-профилактических и других учреждениях нужны бюллетени не о заболеваниях, их лечении, а о профилактике и формировании здорового образа жизни. Лишь в случаях эпидемических вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно разместить бюллетени о предупреждении распространения инфекции.
Таки образом, прежде чем приступить к выпуску бюллетеня, необходимо подумать:
· где и как будет размещен санбюллетень,
· определить его тему,
· решить, кому он адресован.
Требования к санитарному бюллетеню
Требования к тексту. Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть. Если текст один, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется. Язык статей должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемых предложений, непонятной медицинской терминологии. Изложение может быть в виде рассказа, очерка, интервью, открытого письма.
Требования к содержанию. Каждый санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Клинические вопросы подробно не излагаются, вопросы лечения исключаются, так как это наталкивает на мысль о самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Из содержаниядолжна быть понятна польза предлагаемой информации.
Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.