Декларация по налогу на прибыль подлежит камеральной проверке по каждому факту ее представления, но требование о даче пояснений далеко не всегда означает выявление ошибок.
Общий порядок проведения камеральных проверочных мероприятий регламентирован ст. 88 НК РФ. Камеральная (документальная) проверка проводится по факту представления налогоплательщиками деклараций, расчетов и иных документов, необходимых для проверки достоверности заявленных сведений.
В отношении налога на прибыль таким документом является декларация, которую налогоплательщик обязан направлять ежеквартально. Срок представления декларации — не позднее 28 дней с момента окончания отчетного периода.
О чем нужно знать, если налоговая затребовала пояснения к прибыльной декларации, пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Обзору от К+.
Подробнее о порядке заполнения и представления декларации по налогу на прибыль читайте на нашем сайте, в материалах рубрики «Налоговая декларация по налогу на прибыль».
В п. 3 ст. 88 НК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых должностными лицами налоговой инспекции может быть направлено требование о представлении пояснений относительно сведений, изложенных в декларации, либо о внесении правок в установленный в требовании срок. Такими основаниями могут являться:
Указанные основания охватывают практически полный список претензий, которые налоговые органы могут предъявить декларанту в ходе проведения камеральной проверки.
В отношении проверяемой декларации по налогу на прибыль ситуацией для практически гарантированного направления требования о пояснениях является указание на убытки по итогам отчетного периода. Отсутствие налогооблагаемой базы, а тем более фиксируемое по итогам нескольких подряд отчетных периодов, вызывает обоснованные сомнения у проверяющих органов и практически неизбежно приводит к необходимости направления пояснений.
Требование, вынесенное должностным лицом налогового органа в ходе камеральной проверки, носит обязательный характер и подлежит исполнению в срок, определенный ст. 93 НК РФ, который составляет 10 рабочих дней.
ВАЖНО! Если требование было получено в период с 01.03.2020 по 31.05.2020, срок ответа на него увеличивался на 20 календарных дней в связи с нерабочими днями, введенными президентом на территории РФ из-за пандемии коронавируса.
В качестве альтернативы пояснениям налогоплательщик вправе самостоятельно выявить допущенную ошибку и в установленный налоговиками срок внести исправления в декларацию по налогу на прибыль.
Если вы не успеваете в указанный в требовании срок представить документы, направьте налоговикам уведомление из приказа ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ не позднее дня, следующего за днем поступления требования. В течение 2 рабочих дней налоговики пришлют уведомление о продлении срока или об отказе в его продлении.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пример пояснений об убытках в прибыльной декларации, а также образец заполнения уведомления о невозможности представить документы в срок. Если у вас нет доступа к системе К, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно переходите в Типовую ситуацию.
Форма требования регламентирована Приложением № 1 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Вы можете ее скачать по ссылке ниже:
Пояснения по требованию составляются в произвольной форме с изложением всех значимых событий, которые привели к ситуации, ставшей поводом для его направления.
Пример пояснений по убыткам для представления в налоговую и подробные рекомендации по их составлению можно увидеть здесь.
Налоговым кодексом в ст. 88 приведен исчерпывающий перечень оснований для запроса поясняющей информации. Аргументированные пояснения, представленные в установленный срок по требованию налогового органа, позволят объективно и достоверно подтвердить первоначально поданные сведения в ФНС, а также отстоять свою позицию в возможном споре с налоговиками.
Нередко при рассмотрении отчетности у налоговиков возникают вопросы, связанные с неточностями, ошибками или возможными нарушениями. В таких ситуациях инспекция запрашивает у налогоплательщика письменные пояснения.
Для составления грамотного ответа нужно четко понимать, что именно хотят выяснить инспекторы, проявить внимательность и тщательно подготовить необходимую информацию.
Письмо налоговикам стоит начать следующим образом:
«В ответ на ваше требование о предоставлении пояснений касаемо __ № __, сообщаем следующее: …»
Далее необходимо прописать конкретные сведения в зависимости от сути требования. Необходимо детально осветить каждый вопрос.
Нюансы по определенным видам требований необходимо рассмотреть более детально.
Поскольку причины нередко связаны с разными правилами определения налоговой базы и отличиями в правилах налогового и бухгалтерского учета, они часто являются обоснованными. Например, ряд доходов не облагается НДС, однако учитывается при установлении размера налога на прибыль. Поэтому будет достаточно указать на данное обстоятельство со ссылкой на конкретные нормы закона.
Вместе с тем, существует вероятность, что сумма приобретений просто превысит сумму реализации без каких-либо дополнительных причин. Тогда нужно указать налоговикам на этот факт.
Помимо основных общих моментов следует учитывать и то, что если организация обязана направлять декларацию по НДС в электронной форме, то и разъяснения должны быть также направлены в электронной форме.
В первом случае необходимо пояснить, что суммы доходов верны, а прочие поступления не включаются в доход на основании ст. 346.15 НК.
Во втором же при отсутствии ошибок стоит указать на то, что расхождения вызваны применением УСН.
Образец используется аналогичный приведенному выше. В теле письма подробно описываются конкретные обстоятельства, обосновывающие убытки. В их числе могут быть такие факторы, как:
Во всех этих случаях необходимо внести в справки соответствующие исправления и указать на это в письме ИФНС.
Образец ответа в рассматриваемой ситуации по существу будет представлять собой список представляемых копий документов, оформленный на фирменном бланке предприятия.
Во всех прочих случаях уклоняться от направления разъяснений также нежелательно, поскольку уплата штрафа — не единственное негативное последствие, которое должно удерживать от игнорирования требований. Ведь ИФНС вправе также доначислить налог, который будет трудно оспорить, либо осуществить выездную проверку.
Поэтому стоит всегда внимательно относиться к требованиям инспекции и не игнорировать их. Это поможет избежать сопутствующих осложнений, а во многих случаях и излишних убытков.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Компания, работающая не первый год, наверняка хоть раз сталкивалась с требованиями ФНС. Требования инспектор ФНС может выставить по различным причинам: из-за ошибок в декларациях, низкой налоговой нагрузки или при встречной проверке вашего контрагента.
Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.
Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.
Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.
Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа (Письмо ФНС РФ от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).
Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Срок ответа на требование ИФНС о даче пояснений фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).
Для удобной работы в Экстерне можно определить доступ к требованиям для пользователей. В таблице требований можно посмотреть у кого из пользователей есть доступ к требованию, передать или ограничить доступ.
Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.
Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:
Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше. Для ответа на требования о представлении пояснений по НДС в Экстерне есть отдельная инструкция.
Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.
Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».
Образец описи документов в налоговую по требованию:
Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.
Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.
Подведем итоги. Сроки представления пояснений по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде. Исключение — пояснения к декларации по НДС. Их обычно нужно подавать в электронном виде по ТКС.
Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.
Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020
На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.
Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).
К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.
Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин
Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений — это официальный документ, составленный для сотрудников налоговой инспекции и содержащий разъяснительную информацию по результатам камеральной проверки того или иного вида отчетности.
Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки. Но учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.
Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:
Разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но для налогоплательщику не повредит, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой. Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.
Если же предприятие, получившее запрос о предоставлении пояснений, проигнорирует запрос, то по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, последствием станет привлечение к административной ответственности и штрафные санкции в размере от 5000,00 (если ответ не предоставлен однократно) до 20 000,00 рублей (если это повторное нарушение).
Поредоставление подробной пояснительной информации приведет к диалогу с ИФНС и дальнейшему разрешению ситуации, тогда как неотвеченный запрос повлечет за собой серьезные разбирательства, не исключающие обращения в суд.
Все сроки и правила, как написать письмо в налоговую в ответ на требование об уплате налога, прописаны в НК РФ. После завершения камеральной проверки периодической или итоговой отчетности инспектор направляет в учреждение письмо в бумажном или электронном виде о выявленных расхождениях, подлежащих уточнению, разъяснению или корректировке.
Организация должна сформировать и передать пояснительный материал в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса из ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмо составляется в произвольной форме. Если налогоплательщик готовит ответ на запрос по факту камеральной налоговой проверки, то ему надлежит использовать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений.
Ответ подают через систему электронного документооборота с обязательным использованием ЭЦП, по электронной почте, курьером либо непосредственно в инспекцию (письмо зарегистрируют в канцелярии). В доказательство своей позиции налогоплательщик формирует пакет документов со всеми необходимыми приложениями, заверенными и подписанными руководителем.
При обнаружении технических помарок или неточностей, не влияющих на налогооблагаемую базу и величину исчисленного налога, в разъяснительном материале опишите сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что верный вариант предоставлен в ответе на запрос либо в уточненной декларации.
Образец ответа на запрос по декларации НДС формируется в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через средства электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ). Для ответа на запрос по НДС есть специально утвержденный бланк, поэтому, на основании п. 1 ст. 129 НК РФ, налогоплательщик обязан соблюдать не только условия об электронной сдаче, но и о форме подаваемых разъяснений. В качестве подтвердительной документации по НДС специалист подготовит копии счетов-фактур и книг покупок и продаж.
Правильный образец письма в ИФНС в ответ на требование о предоставлении пояснений по убыткам содержит информацию, по какой причине у налогоплательщика наблюдается превышение расходной части над доходной. Главное, что отмечает специалист при составлении пояснения, — это экономическую эффективность и целесообразность увеличившихся издержек и приложить к ответу оправдательные документы по каждому виду произведенных расходов. Вот так выглядит ответ в налоговую на требование о предоставлении пояснений по прибыли или убыткам:
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать пояснительную записку в налоговую пример, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать пояснительную записку в налоговую пример", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.